prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9
ФИЛОСОФИЯ


Оглавление

дидактический ПЛАН 4

ЛИТЕРАТУРА 5

тематический ОБЗОР 7

1. Что такое философия 7

1.1. Мировоззрение, его сущность и основные типы 7

1.2. Структура мировоззрения 8

1.3. Философское мировоззрение, предпосылки его возникно­-

вения 9

1.4. Функции философии. Место философии в системе куль-

туры 12

1.5. Соотношение истории и теории философии. Предмет исто-

рии философии 17

2. Возникновение и развитие истории философии 18

2.1. Античная философия 18

2.2. Средневековая философия 24

2.3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени 30

2.4. Классическая немецкая философия 35

2.5. Философия марксизма 42

2.6. Русская философия XIX – начала XX веков 47

2.7. Западная философия второй половины XIX – начала ХХ

веков 51

3. Основные направления современной западной философии 57

3.1. Феноменология 57

3.2. Позитивизм 58

3.3. Прагматизм 59

3.4. Постпозитивизм 60

3.5. Критический рационализм 61

3.6. Неокантианство 62

3.7. Экзистенциализм 63

3.8. Персонализм 64

3.9. Структурализм 65

3.10. Фрейдизм и неофрейдизм 66

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 70

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие и сущность мировоззрения. Основные типы мировоз­зрения. Структура мировоззрения. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Мифология и религия как формы мировоззрения. Предпосылки возникновения и отличительные особенности философии как формы мировоззрения.

Философия как наука. Предмет и объект философии. Основной вопрос философии. Категории философии. Структура философии. Функции философии. Методы философского исследования. Место философии в системе культуры.


Соотношение истории и теории философии. Предмет истории философии.

Исторические условия возникновения древнегреческой философии. Раннегреческая философия и ее особенности. Милетская школа. Пифагорейцы. Гераклит. Проблема бытия в философии элейской школы и Демокрита. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Платон и Аристотель как вершины древнегреческой философии. Позднеантичный идеал мудреца в философии Эпикура и стоицизма. Философия кинизма и закат античной философии.

Исторические условия возникновения средневековой европейской философии. Основные принципы религиозно-философского мировоз­зрения. Философские взгляды Ф. Аквинского. Доказательства бытия Бога. Номинализм и реализм. Проблема души и тела. Проблема разума и веры. Проблема свободной воли.

Философия эпохи Возрождения: Н. Кузанский, Д. Бруно. Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени XVII века. Проблема метода научного познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. Философские взгляды Б. Спинозы. Философия Г. Лейбница. Характерные особенности философии эпохи Просвещения XVIII века. Философские взгляды Ж.-Ж. Руссо.

Исторические условия возникновения и характерные особенности классической немецкой философии. Субъективный идеализм И. Фихте. Объективный идеализм Ф. Шеллинга. Философские взгляды Г. Гегеля. Противоречие между системой и методом в философии Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Исторические условия и естественно-научные предпосылки возникновения философии марксизма. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, его основные положения. Исторический материализм как составная часть философии марксизма. Развитие В.И. Лениным философии марксизма в начале XX века. Философия марксизма в XX веке.

Западничество и славянофильство как истоки русской философии XIX – нач. XX веков. Революционно-демократическое направление русской философии XIX – нач. XX веков: Н.П. Чернышевский, Г.В. Плеханов. Религиозно-идеалистическое направление русской философии XIX – нач. XX веков: В.C. Соловьев, Н.А. Бердяев. Западная философия второй половины XIX – нач. ХХ веков. Философия А. Шопенгауэра. Философия С. Кьеркегора. “Философия жизни” и ее основные разновидности.


Основные направления современной западной философии: феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический реализм, неокантианство, экзистенциализм, персонализм, структура­лизм, фрейдизм и неофрейдизм.
ЛИТЕРАТУРА
Базовая

1. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч. / Под ред. И.Т.Фролова. М., 1990.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 1991.
Дополнительная
3. История философии: Запад-Россия-Восток. Учебник для студентов вузов. В двух книгах / Под ред. Н.В. Мотрошиловой: М., 1995-1996.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. М., 1998.

5. Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. М.,1996.

6. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М.,1998.

7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций.М.,1995.

8. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 томах. СПб., 1994-1997.

9. Философия: учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-Н/Д., 1997.

10. Философия: учебное пособие / Под. ред. Н.И.Жукова. Минск, 1996.

11. Философия: учебное пособие / Под. ред. проф. В.И. Лавриненко. М., 1996.

12. Шаповалов В.Ф. От классики к современности. Учебное пособие для вузов. М., 1998.


1. Что такое философия
1.1. Мировоззрение, его сущность и основные типы
Термин “философия” обычно употребляется в трех значениях:

– во-первых, философия – это одна из форм мировоззрения;

– во-вторых, философия – это особая наука со своим предметом исследования;

– в-третьих, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.


Мировоззрение это интегральное образование. В его состав входят обобщенные знания: как повседневные жизненно-практические, так и профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. В мировоззрении осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются “образы” прошлого и ”проекты” будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения.

Мировоззрение – это комплексная форма сознания, объемлющая самые разные “пласты” человеческого опыта. Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше и будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим и материалисти­ческим, религиозным или атеистическим.

С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. Понятие “мировоззрение” употребляется и в более узком понимании: выделяются философское, политическое, художественное мировоззрение, а также врачебное, физическое и т.д.

В классовом обществе могут выделяться феодальное, буржуазное, мелкобуржуазное, крестьянское, пролетарское мировоззрение.

В разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем. Можно выделить следующие из них:

1. Космоцентризм, являвшийся отличительной чертой древней демократической философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы VII-VI веков до н.э. стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков опорой, основой того, что гармоничным и разумным должен быть их общественный мир, а также нравственность.


2. Теоцентризм, характерный для философии и культуры средних веков. В этот период все основные понятия средневекового мышления были соотнесены с Богом и определялись через него.

3. Антропоцентризм, характерный для эпохи Возрождения XIV-XVI веков. В это время человек ощутил и осознал себя центром Вселенной. Происходила реабилитация не только духа, но и тела человека. Именно в эту эпоху идеал целостной, универсально развитой личности был близок к его реальному, действительному воплощению в жизнь.
1.2. Структура мировоззрения
Мировоззрение является интегральным образованием. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:

– во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

– во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

– в-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех “царств”: действительности, ценности и смысла.

Важное значение имеет деятельностный аспект мировоззрения. Он концентрируется вокруг значений, смыслов и ориентиров нашей жизнедеятельности, создавая простор для выражения жизненного опыта, оценки действительности, убеждений, принципов и идеалов. Также очень важна “историческая оптика” мировоззрения, сфокуси­рованная на конкретно-историческое видение мира и связанная с тем, что человек рождается в определенное историческое время и в определенном историческом месте.

В мировоззрении различаются также интеллектуальная и эмоциональная составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием “миропонимание”. Оно достаточно устойчиво, т.к. включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы. Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями “мировосприятие” и “мироощуще­ние”.


Мироощущение является первоначальным элементом, соединя­ющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений. Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями.

Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, поступков и действий субъекта. В мировоззрении человек и человечество приводят себя к самовыражению. Мировоззрение оказывается фоном всех поведенческих реакций, поступков и действий; оно проявляется не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности.

Выделяются также теоретический и практический уровни мировоззрения. Практический уровень мировоззрения иногда называют “жизненной философией”. Синонимами практического мировоззрения выступают понятия “житейcкое”, “повседневное”, “ненаучное”. Это стихийно формирующееся мировоззрение, в котором роль картины мира играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни, складывающихся из часто встречающихся повседневных ситуаций, свойственных данной среде навыков, форм отношений и привычек. Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоз­зрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности: говорят о мировоз­зрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников.

Теоретический уровень мировоззрения, к которому относятся философия и наука, осуществляет специальный критический анализ и осмысление воззрений, формирующих мысли и действия. Он должен постоянно способствовать непрерывному обогащению мировоззрения познавательным и ценностным содержанием, помогающим человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации.
1.3. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения

Философия является одной из форм мировоззрения, составляющей его теоретический уровень. Ей предшествовали дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия.

1.3.1. Мифология как форма мировоззрения
Мифология это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы – это архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих ими богах и духах.

Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Мысль в мифе выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах. В мифологии явления природы и культуры сближались, человеческие черты переносились на окружающий мир, космос и другие явления природы, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались. Здесь отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мыслей и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

Миф выполнял разнообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
1.3.2. Религия как форма мировоззрения
Второй исторически сложившейся формой мировоззрения является религия.

Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. Религия включает в себя мифологию в качестве содержательного элемента, отличается от нее наличием культа-системы утвердившихся ритуалов, догматов, обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.


Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Это придает мировоззрению особый духовно-практический характер.

Исторические особенности религиозно-мифологического мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов.
1.3.3. Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности
Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.

Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения – с позиции разума, рациональной оценки. Философия – это теоретически сформулирован­ное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.




следующая страница >>