prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 40 41

Литературный клуб «Нор Серунд»

____________________________________
http://vk.com/literary_club

национальный эпос армянского народа 
ДАВИД САСУНСКИЙ 


Оглавление


ПРЕДИСЛОВИЕ

ОБ ЭПОСЕ "ДАВИД САСУНСКИЙ" И ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

Ветвь Первая. Санасар и Багдасар

   Часть первая

     ЦОВИНАР

     ДЕТИ МОРЯ – САНАСАР И БАГДАСАР

     БЕГСТВО ХАЛИФА

     САСУН

     КОНЁК ДЖАЛАЛИ И МЕЧ-МОЛНИЯ

   Часть вторая

     ДЕХЦУН-ЦАМ

     МЕДНЫЙ ГОРОД

     БРАТ ВЫРУЧАЕТ БРАТА

     "ДЕХЦУН-ЦАМ ДОСТОЙНА ТЕБЯ"

Ветвь Вторая. Мгер Старший

   С ЖЕРЕБЁНКОМ НА ПЛЕЧЕ

   ЛЬВОРАЗДИРАТЕЛЬ МГЕР

   АРМАГАН

   БОЙ МГЕРА С МСРА-МЕЛИКОМ

   ИСМИЛ-ХАТУН

   РОЖДЕНИЕ ДАВИДА

Ветвь Третья. Давид Сасунский

   Часть первая

     ДАВИД В МСЫРЕ

     БОЙ С ЛУЧОМ СОЛНЦА

     КАК ДАВИД ПОЙМАЛ ДРОТИК МСРА-МЕЛИКА

     ДАВИДА ИСПЫТЫВАЮТ ОГНЁМ И ЗОЛОТОМ

     ДАВИД НЕ ПРОШЁЛ ПОД МЕЧОМ МСРА-МЕЛИКА

     У БАТМАНСКОГО МОСТА

   Часть вторая

     ДАВИД-ПАСТУХ

     ХАРИСА И ДЭВЫ-РАЗБОЙНИКИ

   Часть третья

     ДАВИД-ОХОТНИК. САРЬЯ И САСУНСКАЯ СТАРУХА

     ДАВИД ВОССТАНАВЛИВАЕТ ХРАМ, НЕКОГДА ВОЗДВИГНУТЫЙ ОТЦОМ ЕГО


     ДАВИД ИСТРЕБЛЯЕТ СБОРЩИКОВ ДАНИ

     МСРА-МЕЛИК ГОТОВИТСЯ К НАПАДЕНИЮ НА САСУН

     ГОРЛАН ОГАН

     ДАВИД ПОБЕЖДАЕТ В БОЮ

   Часть четвертая

     ДАВИД-ЖЕНИХ

     ХАНДУТ-ХАТУН

     БОЙ ДАВИДА С ЖЕНИХАМИ ХАНДУТ

     ЕДИНОБОРСТВО ДАВИДА С ХАНДУТ-ХАТУН. ДАВИД ДАЕТ КЛЯТВУ ЧЫМШКИК-СУЛТАН

     РОЖДЕНИЕ МГЕРА И СМЕРТЬ ДАВИДА

Ветвь Четвёртая. Мгер Младший

   Часть первая

     МГЕР ОПЛАКИВАЕТ СМЕРТЬ ОТЦА

     МГЕР МСТИТ ЗА ОТЦА

   Часть вторая

     ГОАР-ХАТУН

     МГЕР СПРАВЛЯЕТ ПО СЕБЕ ПОМИНКИ

     МГЕР ВНОВЬ ПРИНИМАЕТ СВОЙ ОБЛИК

     КОЗБАДИНОВЫ ВНУКИ

     МГЕР УХОДИТ В АГРАВАКАР

ЭПИЛОГ

ПОСЛЕДНЕЕ ПОМИНОВЕНИЕ



ПРЕДИСЛОВИЕ


Эпос, – жанр литературы (или группа жанров), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.

Героический эпос бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников эпоса имеют фольклорные истоки.

Сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический эпос часто называют народным эпосом.

"Давид Сасунский" ("Сасунци Давид"), – героический эпос армянского народа. Состоит из четырёх ветвей: "Санасар и Багдасар", "Мгер Старший", "Давид Сасунский" и "Мгер Младший".

Название всему эпосу дала его третья ветвь. Считается, что поводом для её создания послужило восстание в 851 году крестьян против сборщиков дани Арабского халифата в одном из районов Армении, – горном Сасуне.


Этот горный массив находится на Армянском нагорье, между реками Евфрат и Тигр, на север – северо-восток от одной из древних столиц Армении, города Тигранакерта, основанного царём Тиграном II Великим в 77 году до нашей эры. Сейчас на картах этот город (точнее тот, что стоит на его руинах) обозначен как Диарбекир.

Весь цикл создавался в течение многих веков народными сказителями-випасанами на различных армянских диалектах и говорах и вобрал в себя легенды, предания, эпические сказания с древнейших времён армянской истории. В нём отражены и многие реальные исторические события (походы крестоносцев и др.).

Эпос впервые записан в 1874 армянским фольклористом Гарегином Срвандзтянцем. Главный герой эпоса, Давид, имеет некоторое сходство с Овнаном Хутеци, руководителем восстания против тирана Мсра-Мелика (халифа), пришедшего покорить Сасун.

Однако эпос не является хроникой определённых конкретных событий. Основная идея произведения – борьба за независимость родины – была близка всему армянскому народу.

Обогащаясь, развиваясь, черпая из сокровищницы народного творчества, эпос стал общенародным, сделался художественным отображением и обобщением народной жизни. Герои эпоса – носители народного идеала благородства, справедливости, мужества и героизма, величия и подлинного патриотизма.

Эпос сказывается ритмической речью, в нём чередуются ямб и анапест, отдельные эпизоды сложены, как песни. Простота и величавость образов, народность поэтики, идейная и философская глубина – характерные черты эпоса "Давид Сасунский".

По мотивам эпоса созданы поэмы и переложения классиков армянской литературы Ованеса Туманяна, Аветика Исаакяна, Егише Чаренца и других поэтов и писателей.

В шестидесятых годах XX века переложение одного из вариантов эпоса в прозе было создано поэтом и прозаиком Наири Зарьяном и переведено на русский язык Н. М. Любимовым. Его Вы и найдёте на этих страницах.




следующая страница >>