prosdo.ru
добавить свой файл
1
1.Философия-любовь к мудрости, эпоха схваченная мыслью, искусство мыслить, учение о природе и человеке, абстрактное мышление(от одной идее к другой).


2. Дискурсивное мышление(от лат. discursus — рассуждение)- логическое мышление в понятиях, идущее последовательно, шаг за шагом в противоположность интуитивному познанию, дискурсивным называется логическое мышление вообще в противоположность интуитивному познанию путем созерцания.

3.Рефлексия-деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. (Сократ)

4.Материализм-одно из главных философских направлений, решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия. Рассматривает сознание, как свойство материи. (Фалес Милетский, Анаксимандр и Анаксимен, Лейбниц)

4.1.Вульгарный материализм-отождествление материи и сознания, рассмотрение сознания, как общей разновидности материи.

4.2.Субъективный материализм-мировоззрение, где основной мотивацией человеческих поступков является удовлетворение индивидуальных потребностей материального и физического характера.

5.Идеализм-концепция в основе которой лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи(Лейбниц, Кант)

5.1.Субективный идеализм- мир в зависимости от ощущений (Беркли).

5.2.Объективный идеализм-в основе мира лежит высший разум, идея(Гегель).

6.Дуализм (от лат. dualis — "двойственный", duo — "два") — философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи (Аристотель, Декарт).

7.Структура философии- состоит их трёх тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учении о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

8.Онтология-учение о бытии. Как возник мир? Как устроен? Существует ли порядок или всё хаотично? (Платон, Аристотель).

9.Гносеология-учение о познании. Познаваем ли мир? Что такое истина? Как отличить истину от заблуждения? Критерии истины? (Декарт, Спиноза, Лейбниц).


10.Аксиология-учение о ценностях. изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. (Сократ).

11.Антропология- наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. (античная философия, Аристотель).

12.Праксиология-учение о практике, учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни.

13.Этика- философская наука, объектом изучения которой является Мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека.

14.Эстетика- философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

15.Логика- (от греч. logos слово, понятие, рассуждение, разум), или Формальная логика, наука о законах и операциях правильного мышления.(Аристотель)

16.Фюзис(антич.философия)-природа. (Гомер, Аристотель).

17.Космоцентризм- система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место, это первый этап развития античной философии.

18.Креоционизм- мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом. (средневековая фил.)

19.Теоцентризм- (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. (средневек.фил.)


20.Проведенциализм- (от лат. providentia — провидение) историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека. (средневек.фил).

21.Патристика(патристы-отцы церкви)- учения Отцов Церкви. Совокупность философских, теологических и апологетических сочинений ранних христианских писателей.

22.Схоластика-а (греч. σχολαστικός — учёный, Scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.(от слова школа, школьная философия)

23.Номинолизм- (от лат. nomen — имя, название) — филос. учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий, т.е. утверждающее, что общие понятия существуют не в действительности, а только в мышлении.

24.Реализм-(фр. réalisme, от позднелат. reālis «действительный», от лат. rēs «вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

25.Эмпиризм-направление в т.познания, признающее чувственный опыт источником знания, т.е., опираясь на опыт. (Фрэнсис Бэкон).

26.Рационализм-философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. (Декарт, Спиноза)

27.Деизм(нов.время)- (от лат. deus — бог), религ.-филос. воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём к.-л. участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

28.Пантеизм-это учение, растворяющее Бога в природе, природа причина смой себя.(лекция) Спиноза.

-религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир. (википедия)

29.Агностицизм-это учение отрицающее возможность достоверного познания мира.(Дэвид Юм, И.Кант) (от греческого ágnōstos — недоступный познанию)

30.Априоризм-это данное нам с рождения, т.е. до опыта.(лекция)

- (от лат. а priori – из предшествующего) – философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, причем эта первичность по отношению к опыту и независимость от него представляет собой преимущество такого знания, обеспечивая его несомненную достоверность по сравнению с обусловленным опытом знанием.(интернет).

31.Материя-философская категория для обозначения реальноти.

32.Движение- понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение; в механике — изменение положения во времени и в пространстве.

33.Пространоство- понимается как место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости-дальности, понятие направления, как арена событий и действий, универсально содержащая все места и вмещающая объекты и структуры; иногда - как специфическое место, в значительной мере определяющее сущность происходящих в нем событий.

34.Время- одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.

35.Человек(3 главных отличия-труд, разум, речь)-биосоциальное существо, способное давать оценку своим действиям, способное трудиться, имеющее разум и членораздельную речь.

36.Индивид- отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

36.1.Личность-

1) человеч. индивид как субъект отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или


2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

36.2.Индивидульность-(от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.

37.Смысл жизни- философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
+ещё термины, которые есть в тетради, но которые философ не называл на консультации.
38.Миф-сказание передающее представления людей о мире, месте человека в этом мире, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

39.Мировоззрение-система взглядов человека на мир и его места в этом мире.

40.Гилозоизм-учение об одушевлённости материи.

41.Сознание-высшая форма отражения окружающего мира.

42.Панлогизм-учение о том, что всё есть разум, разум являтеся абсодлютной действительностью, а мир-осуществлением разума. (Гегель)

43.Постулат-самоочевидная истина(в разуме, интеллектуальная интуиция)

44.Конвенционализм(Анри Пуан-Корэ)-рассмотрение истины, как продукта договора или соглашения м/д учёными.

45. 2 крайности познания:

-сенсуалисты(мир можно познать с помощью чувств)

-рационалисты(мир можно познать с помощью разума)

46.Чувственное знание-даёт лишь единичное знание, даёт нам непосредственное знание, мы постигаем явление.

47.Рациональное познание-обобщённые знания, даёт опосредованное значение о предмете, помогает постичь сущность. В виде гномика.


48. Истина-гноссеологическая категория, это объективные знания об окружающем мире, истина сама по себе объективна.

48.1.Относительная истина-это форма объективной истины, существующая на данном уровне познания.

48.2.Абсолютная истина-это знания, которые даны нам раз и навсегда и не могут быть опровергнуты ни одной революцией.

49.Релятивисты-развивали момент относительности истины.

50.Догматики-……..абсолютности истины.

51.Практика-чувственная материальная деятельность, направленная на преобразование окружающего нас мира, природы и общества., лежит в основе всех других видов общественной и духовной деятельности.( втом числе и процесса познания).

Кира заебалась. Кира молодец.