prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
МАТУРИДИЗМ — ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА СУННИТСКОЙ АКЫДЫ

В Исламской истории первые века хиджры отличались расцветом и всесторонним развитием разных шариатских наук. В то же время в период со второго века хиджры на арабский язык стала переводиться разнообразная литература, в том числе философская, содержащая различные взгляды. Ведь в составе халифата оказались народы, интеллектуальная верхушка которых хотя внешне формально и приняла ислам, но сохраняла в своих душах старые доисламские религиозные представления и образы, что и создавало почву для противоречий в сфере мировоззрения — акыды.

Такая ситуация и привела к появлению открытых споров и конфликтов, в Исламе складываются течения и группы сектантского характера: му’тазилиты, кадариты, джабариты, джахмиты, каррамиты, карматы, батиниты и др. Дошло до того, что аббасидские халифы Ма’мун, Му’тасим и Альвасик встали на позиции защиты му’тазилитских представлений о созданности Корана, отойдя таким образом от мусульманской ортодоксии.

В эти тяжёлые и тёмные для мусульманской праведности времена появился на свет Абу Мансур Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди, ставший великим мыслителем, основателем богословской школы, которая укрепила ханафитский мазхаб, защитила от нападок суннитское вероучительное кредо. Имам Матуриди показал несостоятельность извращенного понимания веры, которому следовали му’тазилиты, исмаилиты, карматы и батиниты.

Научное наследие имама Матуриди как никогда актуально в наше время, т.к. сформулированное им понимание акыды и есть пречистый Ислам в своей основе. Его кредо — это и есть суть суннитской веры.
Валиулла хазрат Якупов,

кандидат исторических наук.

Ибрахим Бычакчы

ИМАМ МАТУРИДИ

Полное имя благословенного имама — Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди. Родился он в деревне Матурид близ Самарканда. В источниках не содержится сведений о точной дате его рождения, но большинство историков сходятся на том, что он скончался в 333 году по хиджре (944 г.). Исходя из того, что наставник Имама Матуриди Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази скончался в 248 году по хиджре (862 г.), примерно представляется, что сам Имам родился в 238/853 г.

Существуют разные мнения относительно национальности Имама Матуриди. Согласно одному из них, он происходил из тюрков. Согласно другому — является потомком знаменитого Абу Айуба аль-Ансари из Медины. Последнее мнение подкрепляется тем, что некоторые арабские семьи из Медины переселились в Самарканд.

В историческую эпоху, когда жил благословенный имам, государство Аббасидов ослабело, в связи с этим возникло множество мусульманских государств. Одно из них — государство Саманидов — установило свою власть в Маварауннахре. Начиная со второго века по хиджре в исламском мире, с одной стороны, через переводы и комментарии получают распространение философские науки, с другой стороны появляются му’тазилиты, также придающие большое значение разуму. Му’тазилиты начали пропагандировать свое понимание акыды. Традиционная акыда саляфов, связанная с источниками (накль) и отдающая предпочтение покорности, не могла как-то действенно противостоять этому новому движению. Халиф Ма’мун объявил взгляды му’тазилитов официальной акыдой государства, дав новый импульс распространению этой фирки (218/833 г.). Чтобы противостоять этому, в мусульманском мире существовала необходимость в новом подходе к основам вероисповедания — усуль-ад-дин. Этот новый подход должен быть и привязанным к источникам (накль), и вобрать в себя положительные стороны подхода му’тазилитов — основываться в том числе и на логических методах. Учеными, которые преуспели в этом деле, были Абу Мансур Матуриди из Маварауннахра и Абу Хасан аль-Ашари (389/990 г.) из Ирака, которые создали новую науку — ’ильм аль-калям. Историк аль-Макдиси (389/990 г.) так писал об области мусульманского мира, откуда происходил Матуриди, и о правящих в ней саманидах: «Науки и ученость достигли в этой области вершины своего развития. Это сокровищница знаний и блага, несокрушимая крепость ислама. Факихи, ученые в этом краю почитаются наравне с правителями». Империя Саманидов до тех пор, пока не пала сама (389/999 г.) всячески защищала и поддерживала ученых. Невозможно представить, чтобы Имам Матуриди, который жил в такой среде, остался бы в стороне от научных дискуссий и религиозных наук. Среди его наставников можно назвать ученика Абу Ханифы Шейха Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада ибн аль-Аббаса, известного под прозвищем Факих ас-Самарканди, Нусайра ибн Йахъю аль-Балхи и кади Рея Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази. Хотя последователи и одарили Имама Матуриди такими титулами, как «Знамя прямого пути» («Алям аль-худа»), «Имам прямого пути» («Имам аль-худа»), «Предводитель ученых каляма» («имам аль-мутакаллимин»), хотя его слава была велика и он был окружен любовью, к сожалению, о нем мало что говорится в собраниях биографий и книгах по истории мазхабов.


Как очевидно и из его научной сильсили, Имам Матуриди, следуя взглядам и мазхабу Имама А’зама Абу Ханифы, наряду с источниками (накль) большое значение придавал и разуму. Он преуспел в диспутах, которые вел с представителями различных фирк и мазхабов как из самого Самарканда, так и из его окрестностей. Матуриди вступал в дискуссии с каррамитами, шиитами и му’тазилитами. Особенно острые споры он вел именно с последними. Из его современников Абу аль-Касим Абдуллах аль-Ка'би (ум. 317/929 г.) был главой му’тазилитов в Багдаде. Матуриди в своей книге «Китаб аль-таухид» опровергает взгляды Ка'би. В ответ на три книги Ка'би Имам Матуриди написал три книги опровержений. Если на востоке Матуриди вел дискуссию с му’тазилитами в целом и их багдадской группировкой в частности, то в Ираке взял на себя такую миссию аль-Ашари, ведя полемику с му’тазилитами Басры.
Труды Имама Матуриди

В книгах по истории каляма нет полного списка трудов Матуриди. Но мы приводим список, согласно разделению и порядку Мухаммада Эроглу, который в 1971 г. В Исламском институте Стамбула подготовил учебные пособия «Абу Мансур аль-Матуриди» и «Та’виля аль-Кур'ан»:


  1. Труды Матуриди по каляму, искусству диспутов и фирках:

  • Китаб ат-таухид; Рисаля фи аль-акаид; Шарх фи аль-акбар; Радду аваили аль-адилля ли аль-Ка'би; Радду такзиби аль-джадаль ли аль-Ка'би; Радду китаби аль-Ка'би фи ва'иди аль-фуссак; Байан аль-вахм аль-му'тазиля; Китаб аль-макалят; Китабу тафсири аль-асма ва ас-сифат.

  1. Труды Матуриди по усулю:

  • Ма'ахизу шараи фи усул аль-фикх; Аль-джадаль фи усуль аль-фикх; Ад-дурар фи усуль ад-дин; Аль-усуль.

  1. Труды Матуриди по тафсиру и кораническим наукам:

  • Та'виля аль-Кур'ан; Рисаля фи ма ля йаджузу аль-вакфу аляйхи фи аль-Кур'ан.
  1. Труды Матуриди о распоряжениях (васайа) и обращении к Аллаху (мунаджа):


— Васайа ва мунаджа.

Кроме названных существуют и другие труды, приписываемые Матуриди, но нет сведений, которые позволили бы подтвердить его авторство.
Различия акиды Ашари и Матуриди

Хотя мазхабы матуриди и ашари представляют собой ахль-сунну, а оба Имама боролись против му'тазилитов, поэтому многие их суждения параллельны, их акида в отдельных вопросах различается. Если в некоторых источниках число этих разногласий определяется как 13, в других называется цифра 40 или даже 73.

Выделяют следующие различия:

  1. Джуз' аль-ирада: Согласно мазхабу ашари джуз' аль-ирада (ограниченная воля) сотворяет Аллах. Согласно матуриди же джуз' аль-ирада Аллах не сотворяет.

  2. Хусн ва кубух: Согласно мазхабу ашари разум нельзя постичь «хусн ва кубух», т.е. узнать, что есть хорошее, а что плохое. Познать что хорошо, а что плохо можно только из приказов и запретов Аллаха. Если Аллах повелел что-то делать, значит, это хорошее, если запретил — значит, это плохое. Согласно матуриди же «хусн ва кубух» можно постичь разумом, а приказы и повеления Аллаха только подтверждают, что нечто является плохим или хорошим. Если что-то является хорошим, Аллах повелевает делать это, если плохим — Аллах запрещает.

  3. Познание Аллаха: Согласно мазхабу ашари, познавать Аллах является обязательным (ваджиб) с точки зрения шариата действием. Матуриди же утверждают, что познавать Аллаха является обязательным (ваджиб) с точки зрения разума.

  4. Таквин. Мазхаб Ашари утверждает, что такой атрибут Аллаха, как таквин (способность создавать), является относительным (и’тибари) атрибутом, а не истинным (хакики). Согласно Матуриди же, таквин является истинным (хакики) атрибутом, подобно кудра (мощь) и ирада (воля).
  5. Возложение на раба Аллаха того, что он не в силах вынести: Согласно ашари, Аллах может возложить на Своего раба, что тот не в силах вынести. Например, сотворить какой-то объект. Согласно матуриди же, Аллах не может возложить на Своего раба, что тот не в силах вынести.


  6. Иллийа (причинно-следственная связь) ва хикма: Ашариты утверждают, что «не следует искать причины действий Аллаха». Его действия также не имеют и тайного смысла (хикма), потому что Аллах не обязан отвечать за Свои действия. Обязаны отвечать Его рабы. Согласно Матуриди же, Аллах превыше бесполезного ('абас). Скрытый смысл (хикма) и необходимость (иджаб) действий Аллаха обязательно проявляется, потому что Аллах Мудрый (хаким), Ученый (алим). В своих связанных с сотворением (таквини) действиях и постановлениях (хукм) Он выявляет Свою мудрость (хикма) и выражает Свою волю (ирада). Вследствие этого действия Аллаха связаны с Его мудростью (хикма), а действия — с какой-то причиной. Это необходимо из того, что Аллах не может быть занят бесполезным. Аллах не обязан отвечать за Свои действия.

  7. Обращение в азале (предвечности) к несуществующему (ма'дум). Согласно ашаритам, божественное обращение в предвечности (азаль) доходит до несуществующего (ма'дум). Поэтому в предвечности Аллах является Говорящим (мукаллим). Согласно мазхабу матуриди же Аллах не является Говорящим (мукаллим) в предвечности, потому что до несуществующего не доходит божественное обращение.

  8. Пол пророков. Согласно мазхабу ашари пророками не обязательно могут быть только мужчины, пророками (наби) могут быть и женщины. Например, Марьям, Асия, Сара, Хаджар, Хава и мать Мусы были пророками. Согласно матуриди же, одним из условий пророчества является мужской пол. Женщины пророками (наби) быть не могут.

Исполнение поклонения: Согласно ашаритам, и те, кто не является мусульманами, обязаны совершать поклонение. Немусульмане по причине оставления поклонения будут наказаны. Мазхаб матуриди же считает, что немусульмане не обязаны совершать поклонение. Они будут наказаны за свое неверие (куфр). За оставление поклонения же на них не будет накладываться наказание.
  1. Иртидат (выход из ислама): Согласно ашаритам, если вышедший из ислама (муртад) снова станет мусульманином, его деяния (амаль) будут возвращены ему. Согласно матуриди же, если вышедший из ислама снова станет мусульманином, его (амаль) ему не возвращаются.


  2. Тауба аль-йа'с: Согласно ашаритам, тауба аль-йа'с (предсмертное покаяние) принимается. Матуриди же считают, что нет.

  3. Коран: Согласно ашаритам, некоторые аяты Корана превосходят другие. Согласно матуриди же, один аят Корана не может превосходить другой.

Имам Матуриди, которого его последователи называли «Знаменем прямого пути», «Предводителем прямого пути», «Предводителем ученых каляма», но о котором, несмотря на это, в книгах биографий и истории мазхабов говорится очень мало, всю жизнь посвятил пропаганде акыды ахль-сунны и ее защите. В своей акыде он объединил положительные стороны и му’тазилитов, опирающихся только на разум, и саляфов, опирающихся только на источники (накль).

АЛ-МАТУРИДИ

Абу Мансур Мухаммад б. Мухаммад ал-Ханафи ас-Самарканди (870-944) — основатель школы, последователи которой назывались матуридитами (ал-матуридийа). Родился в г. Матуриде (или Матурите), близ Самарканда. Фикху учился у ханафитских правоведов в Самарканде, где впоследствии сам преподавал фикх и калам. Умер в Самарканде. Учение ал-Матуриди получило распространение преимущественно среди ханафитов Мавераннахра. Ал-Матуриди приписывают трактаты в опровержение каррамитов, рафидитов и му'тазилитов. Ряд вопросов калама он и его последователи решали в духе аш'аритских представлений о реальности и извечности сущностных атрибутов Бога (знания, могущества и т.п.), об извечности Корана в отношении его «смысла» и возникновении его во времени в отношении словесного выражения этого смысла, о возможности лицезрения Бога праведниками в потустороннем мире без уточнения характера такого лицезрения, о том, что все человеческие действия творятся Богом и что человек присваивает их (касб) благодаря своей воле и способности. Однако в отличие от аш'аритов ал-Матуриди и его последователи признавали извечность не только сущностных атрибутов Бога, но и атрибутов действия, вслед за му'тазилитами подчеркивали наличие у человека свободы выбора (ихтийар), в частности способности выбирать между двумя противоположностями (ал-истита'а ли-д-диддайн), сводили веру к словесному признанию Аллаха, не связывая ее с какими-либо деяниями, религиозными обрядами и т. п.


Литература: ал-Матуриди. Ат-Таухид; (Псевдо-) Матуриди. Шарх ал-фикх ал-акбар. Хайдарабад, 1321 г. х.; Абу 'Узба. Ар-Рауда ал-бахийа фи ма байна-л-аш'арйа ва-л-матуридийа. Хайдарабад, 1904; А. Шайх-заде. Китаб назм ал-фара'ид ва-джам' ал-фава'ид фи байан ал-маса'ил аллати вака'а фиха ал-ихтилаф байна-л-матури-дийа ва-л-аш'арийа. Каир, 1899; Ф. Хулайф. Ал-Мукаддима. — Ал-Матуриди. Ат-Таухид, 1-56; A. Ayyub. Maturidism. — A. Histori of Muslim Philosophy. Ed. by M. M. Sharif. I. Wiesbadan, 1963, 259-274; M. Gotz. Maturidi und sein Kitab Ta'wilat al-Qur'an. — DI. 1964, 41, 27-70; G. Vajda, Le temoignage d'al-Maturidi sur la doctrine des Manicheens, des Daysanites et des Marcionites. — Arb. 1966, 13, 1-38; Watt. Period, 312-316; D. B. Macdonald. Maturidi. — EI, 3, 414-415.
Тауфик Камель Ибрагим, А. В. Сагадеев.

Статья взята из: Ислам: Энциклопедический словарь. — М., 1991.

Мустафа Булут

Факультет богословия

Университет им. Инёню

ИМАМ МАТУРИДИ, ЕГО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ
Имам Матуриди — это человек, который вырос в среде тюркской культуры. Он толковал нашу священную книгу Коран с помощью знаний и разума, к религиозным проблемам подходил с философской точки зрения и подчеркивал, что Ислам — это универсальная религия, подходящая для любой эпохи. Но следует отметить, что сведений о жизни этого великого ученого, который с X века является авторитетом для мусульман, предводителем в вероубеждении (акыда) для части из них и всячески почитается, крайне мало.

К причинам такого дефицита информации наряду с тем, что Матуриди не обладал такой политической поддержкой, как аш´ариты, и его труды не изучались в официальных учебных заведениях, можно отнести и то, что мазхабы малики и шафи´и усвоили акыду аш´ари, а Матуриди последовали лишь ханафиты. Другая причина в том, что традиционно медресе в Османской империи ориентировались на медресе Низамия. И как бы на словах не утверждалось, что мусульмане здесь следуют мазхабу матуриди, в медресе Османской империи изучались книги, в значительной степени, аш´аритские. А выпускники этих медресе разъезжались по всему миру. Например, годами в османских медресе изучали книгу «Шарх аль-акаид», автор которой Тафтазани, хотя и написал комментарии к акыде матуридита Умара ан-Насифи, является характерным представителем аш´аритской акыды. Возможно, к причинам отсутствия достаточных сведений о Матуриди относится такое традиционное понимание.


Имам Матуриди, которого мы можем определить как одного из высших авторитетов истории нашего вероубеждения, жившего в эпоху, когда в исламском мире, среди тюркских народов царила политическая и религиозная смута, один из тех редких ученых, которых уважают приверженцы разных подходов в религии и течений.

Имам Матуриди, мысли которого оказали влияние на мусульманский мир и при его жизни, и после его смерти, старался разрешить религиозные проблемы своей эпохи. Он считал своим долгом постоянные занятия религиозными науками. Всю жизнь противники критиковали его взгляды. С одной стороны, борясь со своими противниками, с другой, исследуя взгляды Имама А´зама Абу Ханифы, которого можно назвать его духовным наставником, развивая эти взгляды, он старался привести их в систему. Его взгляды, как и при жизни, вызывали живейший интерес и после его смерти, оказывая влияние на ученых всего мусульманского мира. По этой причине и сформировалась школа вероубеждения, по его имени названная матуридизмом.

Хотя и существует целый мазхаб в акыде, названный по его имени, и великое множество ученых высказывают или положительное, или отрицательное мнение по поводу его мыслей, следует отметить, что биография Имама Матуриди и его взгляды нуждаются в прояснении. Можно предположить, что для лучшего ознакомления с этими темами полезно знать учителей и учеников Имама. По этой причине в этой статье с целью внести свой вклад в изучение наследия великого ученого мы приведем краткие сведения о его жизни и рассмотрим его учителей и учеников.


следующая страница >>