prosdo.ru
добавить свой файл
1





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И

НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра педагогики и методики

профессионального обучения
Рабочая тетрадь по курсу
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Тема 1. Методика профессионального обучения как наука и учебный предмет
для студентов специальности 6.01010030 «Профессиональное обучение.

Экономика предприятия, маркетинг и менеджмент»

Студент

Группа

Тема 1: Методика профессионального обучения как наука и

учебный предмет. Основные задачи и структура курса

Базовые знания:

Дать определение понятиям:

педагогическая система


образование


обучение


ученик


педагогическая деятельность


учебный процесс и его компоненты


методы обучения


принципы обучения


формы обучения


приемы обучения


Целевая установка:

В процессе изучения темы осуществляется:


  • раскрытие и систематизация понятий «учебный процесс» и «структура педагогической деятельности инженера-педагога», «трудовой процесс и его элементы», «управление учебным процессом», «объект и субъект управления», «функции управления», «элементы управления»;

  • формируются умения: применять системный подход к анализу предметов, явлений и процессов, а также отдельных понятий, в том числе понятий «педагогическая деятельность», «методическая подготовка»;
  • формирование у студентов общего представления о методике как науке и учебном предмете, задачах курса МПО и его роли в профессиональном образовании инженера-педагога;


  • закрепление знаний об основных педагогических и философских понятиях;

  • формирование умений реализовывать законы и категории философии на примере педагогических, экономических объектов, явлений, процессов.

Литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Е.C. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.В.Петров: Под. ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», -224с.

2. В.П.Симонов. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. - № 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика: Педагогическое общество России, -430 с.

3. Педагогическая технология: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - Белгород: Изд-во государственного университета, 1998.

4. Бандурка А.М., Бочарова С.П, Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков: «Фортуна-пресс»,1998. – 464 с.

5. Сибирская М.П. Педагогические технологии. - Санкт-Петербург,1997.
План изучения теоретического материала

  1. Основные предпосылки возникновения методики профессионального обучения

  2. Системный подход в обучении и его реализация при анализе педагогической деятельности. Структура управления процессом обучения

  3. Общая характеристика дидактического проектирования

  4. Основные задачи и структура курса МПО

    1. Основные предпосылки возникновения методики

профессионального обучения

Основные противоречия системы профессионального образования

Первое: противоречие между объемом необходимой информации и временем, отведенным на ее усвоение.

В настоящее время оно усиливается в связи с:
  • Появлением новых технологий, ускоренным внедрением науки в производство и ускоренным внедрением зарубежной техники на Украинский рынок;


  • Введением в учебный план инженерного вуза новых дисциплин за счет общеинженерных и специальных дисциплин (социоэкология, безопасность жизнедеятельности, конституционное право и т.д.)

  • Уменьшение числа часов очных занятий до 28 в неделю с целью исключения переутомления студентов.

Второе: между уровнем общеобразовательной и фундаментальной подготовки абитуриентов и требованиям к качеству подготовки специалистов.

Третье: между требованиями к преподавателю инженерного вуза и реальными условиями их реализации.

Проблема оптимизации обучения - поиск путей с наименьшими средствами, затратами времени подготовить квалифицированного специалиста.



.

Рис. 1

Качества, необходимые выпускнику профессионального учебного заведения:


  • гибкость в работе



  • наличие самостоятельного критического мышления



  • способность генерировать идеи



  • умение грамотно работать с информацией



  • коммуникабельность




  • способность к самосовершенствованию
































































































































Особенности инженерной деятельности: технологичность и целенаправленность; алгоритмизация; научное обоснование; процессуальность; системность

Принципы инженерной педагогики

  • интегральный характер



  • научность



  • системность



  • связь теории с практикой



Процесс обучения в инженерной педагогике рассматривается как целенаправленное взаимодействие преподавателя и обучаемых, направленное на достижение результата обучения.




(Ц)

(УМ)
(ПС)
(СС)
(СО)
(МО)

МО=f (Ц, УМ, ПС, СС, ОС)

1.2.Системный подход в обучении и его реализация при анализе педагогической деятельности

  • Сущность системного подхода:


  • Способы анализа:

Анализ системы обучения по дисциплине

1. Определение внешних связей


Рис3


Рис. 3
2.Выявление элементов и их взаимосвязей

2.1.Структурный анализ (статика системы обучения)

Впервые установлен Бабанским Ю.К. и определяет систему как совокупность элементов учебного процесса: цели, содержание, принципы, методы, формы, средства. По этому принципу построен курс педагогика.


Рис. 4

2. Динамический (функциональный) анализ системы обучения.

Системно-деятельностный подход позволяет анализировать педагогические системы с точки зрения труда педагога, т.е. педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность - трудовой процесс, который включает ряд последовательных этапов:


Эти этапы и могут быть представлены как элементы педагогической системы, системообразующим фактором которой является деятельность преподавателя по управлению данной системой.



Рис. 5


Выходные

условия

Входные условия






Рис. 6 Динамический анализ системы обучения

(Структура педагогической системы управления)
Основная особенность данной деятельности – технологичность


Технологичность и процессуальность педагогической деятельности проявляются в том


С позиций педагогической технологии:













Управление


Управление -

Объект педагогической теории управления


Сравнительная характеристика функциональной системы деятельности управления учебным процессом

Функциональные блоки управления


Ломов


Марков


Кузьмина Н.В



Якунин


Анализ профессиональной деятельности специалиста, выбор содержания образования



Цель-мотив









Формирование цели (модели специалиста) формирование информационной основы обучения (содержания образования)



Прогнозиро-вание целей обучения


Планирование


Целевая стадия, включающая осознание проблемы


Проектировочный: формирование целей и задач, обновление и создание учебных планов


Прогнозирование предсказание ближних и дальних результатов обучения в условиях его осуществления





Диагностика состояния системы


Переработка информации и создание концептуальной модели


Дескриптивная: сбор переработка информации, необходимой для реализации цели



Гностический: получение информации обо всех аспектах функционирования системы





Проектирование технологий обучения


Принятие решений


Прескрип-тивная: трансформация информации в предписывающую систему, принятие решений



Моделирование: составление плана проведения учебных занятий


Принятие решений: выбор способов влияния на личность


Реализация и организация исполнения


Действие


Реализация: организация исполнения



Организационный: исполнение модели, плана

Коммуникативный - процедуры взаимодействия и связи между различными участниками процесса



Организация исполнения, коммуникации (форма и способы взаимодействия участников процесса)


Контроль результатов и сравнение их с заданными



Проверка результатов


Ретроспективная: анализ результатов





Контроль и оценка результатов


Выбор корректирующих технологий



Коррекция


Обобщение, оценка, сравнение





Коррекция






Схема управления процессом обучения.

Виды профессиональной деятельности

Элементы трудового процесса

Функциональная структура педагогической деятельности

Содержание программы курса МПО


Проектирование

Анализ исходных данных

Анализ профессиональной деятельности специалиста. Формирование программы профессиональной подготовки

Анализ профессиональной деятельности специалиста. Формирование содержания образования


Прогнозирование результата

Постановка цели обучения по конкретным темам

Методика постановки цели в обучении

Анализ состояния объекта

Анализ условий обучения

Методика анализа условий обучения

Подготовка материалов

Подготовка учебно-содержательных материалов

Методика конструирования учебно-содержательных материалов

Разработка технологий деятельности

Выбор способов обучения

Методика проектирования технологий обучения

Технолого-организационная

Организация и осуществление трудового процесса

Организация и осуществление трудового процесса

Основы педагогической техники

Научно-исследовательская

Контроль и коррекция результата

Оценка и самооценка педагогической деятельности

Методика контроля, самоанализа и саморегуляции педагогической деятельности

Педагогическая деятельность преподавателя, как любая другая профессиональная деятельность включает 3 блока и соответственно 3 элемента, которые показаны в табл.1

К ним относятся:

1. Проектирование системы управления учебным процессом.

1.1. Анализ профессиональной деятельности и выбор содержания образования.

1.2. Прогнозирование целей обучения.

1.3. Анализ исходного состояния системы обучения.

1.4. Проектирование технологий обучения.

2. Реализация проекта обучения (организация и осуществление процесса обучения)

3.Контроль и коррекция деятельности.

3.1. Выбор способов контроля.

3.2. Контроль и оценка уровня сформированных умений.

3.3. Проектирование корректирующих технологий обучения

Задания 1

1.Закончить фразы
педагогическая деятельность – это

структура педагогической деятельности инженера-педагога включает


элементы трудового процесса педагогической деятельности –


управление учебным процессом представляет собой совокупность блоков


объект управления учебным процессом – это

субъект управления учебным процессом – это


Сущность системного подхода

Алгоритм использования системного подхода при анализе педагогической деятельности включает
Функциональные элементы структуры педагогической деятельности инженера-педагога-


Основные особенности технологического подхода к обучению

Основные блоки управления процессом обучения


2. Привести пример каждого противоречия современной системы образования Украины


1.3. Общая характеристика дидактического проектирования.
Дидактическое проектирование

Целью
Сущностью методической деятельности является ее технологический, процессуальный и интегративный характер.
Технологичность определяется


Интегративный характер


Процессуальность


Субъектом дидактического проектирования (тем, кто его выполняет)




Технологический процесс –

Трудовой процесс –

Технология проектирования –

Типовые задачи деятельности инженера-педагога при дидактическом проектировании (процесс создания дидактического проекта)



Виды

деятельности

Типовые профессиональные задачи

Разработка проекта обучения по специальности

Анализ деятельности специалиста

Анализ основных документов профессионального образования.

Анализ документов и материалов, характеризующих деятельность конкретного специалиста (интервью, наблюдения, документация).

Определение профессионального назначения и условий использования конкретных специалистов в рамках отрасли.

Построение функциональной структуры деятельности.

Разработка содержания образования специалиста

Анализ типов трудовых процессов, осуществляемых конкретным специалистом.

Анализ объекта изучения специалиста (отрасли, подотрасли).

Группировка содержания учебного материала в соответствии с объектом изучения и деятельностью специалиста на производстве.

Выбор и построение системы производственного обучения.

Составление учебных планов и программ профессиональной подготовки.

Разработка проекта обучения по дисциплине или теме.

Диагностика цели в обучении

Постановка цели каждой из тем.

Определение перечня действий,

Определение эталонов действий.

Подготовка информационных материалов


Выделение смысловых единиц учебного материала.

Выполнение логических операций конструирования содержания учебного материала (анализ, синтез, логический анализ понятий конструирование планов и текстов) построение опорных конспектов.


Отбор учебной литературы

Анализ учебной литературы и определение порядка ее использования

Разработка педагогических технологий обучения

Выбор и обоснование способов обучения

Подготовка дидактических и технических средств обучения

Выбор и обоснование способов мотивации и активизации познавательной деятельности обучаемых.

Планирование учебного процесса: составление сетевого графика учебного процесса, перспективно-тематических планов, планов уроков.

Анализ учебной базы, отбор и наладка оборудования, подготовка методического обеспечения.

Разработка технологий контроля

Выбор системы контроля.

Продуктом методической деятельности



Структура дидактического проектирования


1.4. Основные задачи изучения курса МПО.

Методическая подготовка в общем виде ставит своей задачей формирование методических умений и развитие профессионально значимых качеств личности, необходимых для осуществления педагогической деятельности.

Таблица 4

Обобщенная характеристика психологической структуры личности

инженера-педагога

Подструктура

Характеристика основных черт личности

Способы формирования

Профессиональная направленность:

Профессио-нальный интерес

Осознанное желание заранее представить продукт и результат своей деятельности и проверить его на практике


Проведение показательных пробных занятий

Профессио-нальная потребность

Осознанное понимание необходимости тщательной предварительной подготовки к занятиям, оптимизации деятельности преподавателя и учащихся в условиях работы ПУЗ.

Осуществление дидактического проектирования, выдача заданий на практике, разъяснение, убеждение, демонстрация.

Профессио-нальное самоопределе-ние

Поиск путей построения собственной педагогической системы, преодоление противоречий между потребностью в приобретении авторитета и недостатком технических и педагогических знаний.

Трудолюбие, коммуникабельность, способность к самооценке и самоанализу, познавательный интерес.

Развитие трудолюбия, коммуникабельности, самосознания, способностей самоанализа путем выдачи определенных заданий с соответствующими комментариями. Развитие познавательного интереса путем решения комплекса проблемных задач. Обсуждение результатов проведения уроков, написание рефератов с обсуждением. Самооценка собственной деятельности на практике.

Профессиональная компетентность

Обществен-но-правовая и экономичес-кая осведомленность

Способность ориентироваться в ряде профессий, переориентация профессиональной подготовки в соответствии с изменениями экономической и политической ситуации, экономическая эрудиция, правовая компетентность, знания законов развития отрасли.

Анализ основных документов образования, документации по профессии, наблюдения, интервью с работниками. Изучение основных правовых документов.


Продолжение табл.4

Подструктура


Характеристика основных черт личности

Способы формирования

Технический интеллект

Наличие технических знаний и умений.

Наличие технического мышления, включающего:

-единство теоретической и практической деятельности,

-понятийно-образное мышление,

-способность оперативно решать технические задачи применительно к конкретной ситуации.

Схематизация и алгоритмизация обучения процессу методической деятельности. Раскрытие характера и структуры технического мышления, а также основных способов его формирования.

Решение задач на конструирование системы формирования компонентов технического мышления.

Дидактическое мышление

Трансформация технического материала в педагогическую систему обучения, включающая способности анализировать, отбирать, систематизировать научно-техническую информацию, диагностировать цели и различные ситуации, прогнозирование и предвидение.

Решение последовательной системы задач и заданий разного уровня сложности в рамках создания дидактического проекта обучения.

Профессио-нально-важные качества

Трудолюбие, коммуникабельность, память, внимание, наблюдательность, способность самооценки, самоанализа.

Разъяснение, убеждение, демонстрация необходимой деятельности, решение специальных задач на развитие памяти, самоанализ своей деятельности, проблемная постановка задач с дальнейшим самоанализом. Проблемное изложение материала. Критериальный подход к выбору материала.


Основными функциями методической подготовки являются:

  • углубление и систематизация инженерно-технических и психолого-педагогических знаний и умений, их интеграция;


  • формирование новых и закрепление имеющихся навыков самостоятельной работы (работа с научной и учебной литературой, выбор способов организации самостоятельной работы, самоконтроля и анализа собственной деятельности).



При этом методическая подготовка должна обеспечивать:


  • понимание сущности и содержания процесса методической деятельности и его основных этапов;

  • усвоение механизма трансформирования технического знания в педагогическую систему, а также методики дидактического проектирования на уровне специальности и темы учебного материала;

  • формирование профессионально-педагогической направленности, включающей профессиональный интерес, потребность самовыражения, интеллектуальные способности к анализу, обобщению научно-технической информации, диагностированию целей и задач, а также различных педагогических ситуаций, способности к прогнозированию и предвидению;

  • усвоение информации о порядке анализа документов содержания образования, методики конструирования содержательных материалов и новых технологий обучения, а также их использования в учебном процессе;

  • оперирование терминологией профессиональной педагогики и методики профессионального обучения;

  • приобретение навыков излагать информацию ученикам, организовывать их деятельность во время урока;

  • развитие технического и дидактического мышления, речи, памяти и умений организовывать и контролировать собственную деятельность.


Вопросы для контроля
Дополнить фразы:

Дидактическое проектирование включает


Целью дидактического проектирования является


Задачей МПО является


Технологичность педагогической деятельности проявляется в том


Прооцессуальность педагогиеской деятельности проявляется в том

Интегральный характер педагогической деятельности инженера-педагога проявляется в том
Основные элементы трудового процесса включают