prosdo.ru
добавить свой файл
1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ

ПО ИСТОРИИ

2012-213уч. год

Школьный этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории призваны решать две основные задачи. Во-первых, это отбор наиболее талантливых, интересующихся историей школьников, которые могли бы впоследствии выступать на региональном и всероссийском этапах Олимпиады. Во-вторых, проведение первого этапа олимпиады с возможно более широким привлечением учащихся разных классов позволяет повысить интерес к изучению истории и мотивировать участников для достижения более высоких результатов.

Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников должно быть основано на органическом сочетании единства требований, предъявляемых к участникам по всей стране, и развития тех традиций проведения этих этапов, которые сложились в различных регионах и учитывают местные особенности.

Порядок проведения школьного и муниципального этапов олимпиады определен Положением о Всероссийской олимпиаде школьников (утверждено приказом Минобрнауки от 22.10.2007).

При подготовке заданий олимпиады школьного этапа необходимо учитывать необходимость усложнения заданий по мере повышения олимпиадного уровня и следующие сравнительные характеристики этапов:

Существуют три основных требования к заданиям. Они должны иметь творческий характер, отличаться сбалансированностью содержания и соответствовать возможностям участников.

1. Творческий характер заданий.

В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (п. 7), задания составляются на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования. Конечно, Олимпиада не может и не должна дублировать обычный контроль успеваемости в школе, задания должны принципиально отличаться от обычных контрольных работ. В то же время речь идет о предметной Олимпиаде, и при составлении заданий следует стремиться к тому, чтобы поиск правильного ответа требовал от школьника как умения самостоятельно размышлять и делать выводы, так и основательной академической подготовки. Следует стремиться к тому, чтобы задания не ставили под сомнение определенные положения базового курса истории, а подталкивали участников к самостоятельному размышлению над материалом, развивали уже известные им положения исторической науки.


Если школьные контрольные работы и тесты ЕГЭ нацелены, прежде всего, на проверку усвоения учебного материала, то участник Олимпиады должен продемонстрировать не только соответствие стандартным требованиям к освоению материала школьного курса (т.е. знание фактов, владение специальной терминологией, понимание связей между явлениями и исторических закономерностей). От него также требуется умение сопоставлять факты, выявлять такие связи между ними, знания о которых выходят за рамки базового школьного курса истории. В качестве примера таких специфических умений можно назвать способность самостоятельно определить (естественно, примерно) время возникновения того или иного документа или художественного произведения, его происхождение. работать с различными источниками информации (иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, таблицы, тексты исторических источников).Очень важно, чтобы задания позволяли также выявить начитанность, общий культурный уровень участников. Кроме того, в 10 и 11 классах возможно включение заданий, которые предполагают знакомство участников с концепциями важнейших историков, а также умение показать и аргументировать собственную точку зрения.

2. Сбалансированность содержания.

Историческая наука столь обширна, что лишь немногие участники Олимпиады могут в равной степени знать все ее разделы. Для того чтобы дать школьникам, особенно интересующимся какой-либо проблематикой, возможность проявить свои способности, в заданиях должны быть вопросы по всем периодам, пройденным учащимися параллели на момент проведения Олимпиады/ В выпускных же классах крайне важно добиться достаточно равномерного распределения вопросов (и баллов, которые может получить участник) между различными периодами. Желательно при этом ориентироваться на стандартную периодизацию, закрепленную в школьной программе:


  • с древнейших времен до середины XVI в.

  • с середины XVI до конца XVIII в.

  • XIX в.
  • с начала XX в. до настоящего времени


Большинство заданий обычно посвящено отечественной истории; важно, чтобы присутствовали также вопросы, связанные с всеобщей историей (прежде всего в контексте истории России, ее внешней политики и международных связей). Для параллелей 5 и 6 классов, учащиеся которых на момент проведения первых этапов Олимпиады изучали только всеобщую историю, задания должны составляться на основе пройденных ими разделов курса. Традиционно в олимпиадных заданиях большое внимание уделяется нескольким приоритетным темам, таким, как развитие русской культуры в XIX в. и Великая Отечественная война.

Необходимо также сбалансировать проблематику вопросов, они должны примерно в равной степени касаться социально-экономической истории, политической истории, истории культуры, истории внешней политики России.

Хорошей традицией Олимпиады является включение в комплект заданий нескольких вопросов, связанных с региональной компонентой в историческом образовании. Важно, чтобы это включение было органичным, нужно стремиться задать

такой вопрос, который бы на местном материале показывал какие-либо крупные общероссийские процессы. Лучше всего, если эти вопросы касаются каких-либо событий или памятников общероссийского масштаба, связанных с региональной историей.

3. Соответствие уровня заданий возможностям участников.

Школьный и муниципальный этапы Олимпиады должны быть массовыми и способствовать повышению интереса школьников к исторической науке и к олимпиадному движению.

При этом нужно учитывать, что участники, набравшие менее 50 % от максимального числа баллов, не могут стать победителями или призерами вне зависимости от места в турнирной таблице (Положение, пп. 26, 33) и, следовательно, не могут участвовать в следующем этапе Олимпиады. Нежелательна ситуация, когда из-за чрезмерной сложности заданий лишь немногие участники преодолевают 50%-ный барьер: во-первых, часть потенциально сильных участников отсекается еще на раннем этапе, а кроме того, такая практика порождает у многих школьников чувство разочарования, лишает их стимула к участию в Олимпиаде на следующий год. В то же время задания не должны предполагать 100%-ного выполнения, высший результат должен быть достижим по отдельным содержательным блокам только для самых сильных, специально интересующихся данной проблематикой участников.


Решение достигается путем включения в комплект заданий вопросов разного уровня сложности, причем это должно быть сделано не в ущерб принципу сбалансированности заданий: скажем, неправильно, если вопросы по истории Древней Руси все относятся к категории «несложных», а по XX веку – напротив, исключительно сложны.

Основные типы вопросов


  1. Тестовые вопросы.

  2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами

  3. Ряды на определение принципа их построения.

  4. Ряды «на включение» - «на исключение».

  5. Хронологические последовательности

  6. Задания на соотнесение двух рядов данных

  7. Текст с пропусками.

  8. Задания по работе с иллюстративными источниками.

  9. Задания на анализ карты.

  10. Задания на анализ документов.

  11. Историческое эссе.

Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории может быть проведен: в форме олимпиады по параллелям, в форме недели (Дня науки), в форме викторины по предмету для учащихся 1-8-х классов, в форме межпредметной викторины для учащихся 5-8-х классов, в форме защиты проектов для учащихся 9-11-х классов

.5- 6 классы

Для параллелей 5 и 6 классов, учащиеся которых на момент проведения первых этапов олимпиады изучали только всеобщую историю, задания должны составляться на основе пройденных ими разделов курса.

В 5 классе изучение истории только начинается. Поэтому вопросы для олимпиады по истории для 5 класса должны учитывать это.

В 5 классе учащимся могут быть даны вопросы на общее развитие, например задания на знание символики государства.

  • Что означает слово «герб»? Опишите герб нашего государства.

  • Где мы можем видеть герб нашего государства нашего государства?

  • Кто такой Георгий Победоносец? Почему он изображен на гербе?

В 6 классе может быть проведена историческая викторина ,в которую будут включены темы уже изученные в 5 -6 классах.


Примерные вопросы для викторины

Викторина «Вслед за полководцами древности» (Критерии оценивания определяет школьная методическая комиссия и жюри)

Учащиеся получают конверт со схемами сражений: Марафонского, Фермопильского, при Гавгамеллах и при Каннах.

Задача: определить схему каждого сражения, найти на карте его место, назвать враждующие стороны и кто из полководцев командовал войсками, кратко рассказать о сражении.

Конкурс « Какое событие» На карточках или компьютерной презентации записаны вопросы в виде текста об историческом событии. Учащиеся должны отгадать, о каком событии идет речь.

Например: «Десять лет осаждали они город, который стоял на высоком холме .и был окружен каменной стеной. Только хитростью удалось им проникнуть в город и открыть ворота» (Осада Трои)

Викторина «Историческое путешествие» Учащиеся получают задания – ситуации и должны в письменной форме объяснить их, выражая свое личное отношение

Задания

Представьте, что вы студент средневекового университета в 15 веке . Расскажите о вашей жизни и учебе. В ответе должны найти отражения история создания университета и место его расположения, особенности организации обучения в 15 веке.

Представьте, что - сторожил города Орлеана. В 1439 г. вы рассказываете о событиях десятилетней давности. О чем вы расскажете? В 1429 г. Орлеан в период Столетней войны был освобожден от осады. Важно отметить роль Жанны д” Арк в освобождении города ,ее встречу с орлеанцами , а также казнь героини.
7-8 класс

Примерные вопросы для викторины


  • Когда Русью правил «денежный мешок» ( В 15 веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т.е «денежный мешок»)

  • Как проехать из Дерпта в Юрьев? ( Разные название одного города)
  • Что означает выражение « зарубить на носу? ( нос - памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает « запомнить надолго)



9 -11 класс.

В 9-11 классах необходимо равномерно распределить вопросы между различными периодами. Желательно при этом ориентироваться на стандартную периодизацию, закрепленную в школьной программе:

  • с древнейших времен до середины XVI в.

  • с середины XVI до конца XVIII в.

  • XIX в.

  • с начала XX в. до настоящего времени

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

а.   Закуп, рядович, холоп

б.   Нарва, Лесная, Гангут, Гренгам

в.   1613,1645,1682,1725,1727,1730,1741 

2. Что или кто является лишним в ряду и почему? Дайте краткий ответ

а.   Памятники Древнерусской общественной мысли: «Повесть временных лет», «Юности честное зерцало», «Слово о законе и благодати», «Моление» Даниила Заточника

б.   Русские военачальники: Б.П. Шереметьев, П.С. Салтыков, А.С. Хомяков, П.А. Румянцев

в.   1721, 1774,1807, 1861, 1878

3.О ком идет речь? Впишите правильный ответ.

«И легко ходил в походах, как пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах... и осылал в иные земли со словами: «Хо­чу на вас идти».

4. О   каких событиях Великой   Отечественной   войны   повествует данный источник. В каком году происходили эти события?

 «Кольцо окружения с каждым днем сжимается. Фашистское командование посылает в «котел» продовольствие и боеприпасы. Летчики сбрасывают «подарки» в контейнерах на парашютах... Я был свидетелем того, как к городу под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолетов противника. Навстречу поднимались наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолеты. Тридцать четыре немецких летчика спаслись на парашютах и были взяты в плен... Теперь господство в воздухе принадлежало нам...


... На высоте Садовой взят в плен генерал. Он заявил:

- Паулюс надломлен. Он бы сдался в плен немедленно, но получил от Гитлера радиограмму - любой ценой.

5. В каком году появился документ, отрывок из которого приводится ниже?

«Герои! Вы нанесли атаковавшей нас белой Польше сокрушающий удар. Тем не менее, преступное и легкомысленное польское правительство не хочет мира. Пилсудский и его агенты знают, что ничто не грозит независимости Польши, которой мы, рабоче-крестьянская Россия,   согласны дать более широкие границы, чем намечала Антанта. Но Пилсудский боится приближения отчета перед польским народом за войну и надеется на вмешательство Франции и Англии. Поэтому польское правительство уклоняется от мирных переговоров».

6. Расставьте в тексте слова, предложенные ниже в местах пропусков (слова даются в алфавитном порядке, в именительном падеже). Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова

« Соперником Москвы в деле объединения русских земель было (______1_______) княжество. В начале XIV века ярлык на великое княжение получил Московский князь (___2______). Это склонило чашу весов в пользу Москвы. Свидетельством возросшей мощи Москвы стала победа русских войск на Куликовом поле во главе с князем (____3___). Фактически завершило процесс создания Российского государства присоединение (_____4_____) княжества.»

Понятия:

А) Дмитрий Иванович

Б) Иван Калита

В) Иван III

Г) Рязанское

Д Тверское

7.Прочтите отрывок из исторического документа и кратко ответьте на вопросы

Из книги А.А. Зимина и А.Л. Хорошкевича «Россия времени Ивана Грозного».

«Ливонская война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода в Балтийское море решить не удалось. Виной тому были многие объективные причины — как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряженную войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И все же Ливонская война была событием мирового значения. В ходе ее был сокрушен Ливонский орден... Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империи в начале ХУIII в.»

Вопросы


1.Укажите, когда происходила Ливонская война, и что было главной ее целью.

2. Используя Ваши знания из курса истории, ответьте, какие результаты Ливонской войны позволяют авторам утверждать, что война была проиграна?

3Укажите, какие две причины (внутри или вне страны) помешали России выиграть войну.

8. Во времена опричнины «народ безмолвствовал», несмотря на публичные страшные казни, поражение в Ливонской войне. А в XVII веке народ поднял восстание, стоило лишь только повысить налог на соль. Почему сложилась такая историческая ситуация. Свой ответ аргументируйте.

9. Как правильно назвать события на Сенатской площади: бунт, восстание, революция? Свой ответ аргументируйте.
Литература

  1. История. Внеклассные мероприятия 5-11 класс. \ Авт-сост. И.В.Кузьмин. – Волгоград : Учитель, 2005г.

  2. Уткина Э.В. Школьные олимпиады: История: 5-9 класс –

  3. М: Айрис-Пресс2004

  4. Олимпиады по истории средних веков: 6 класс (сост. Дричак А.В.) Волгоград: Учитель-АСТ 2005
    Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 10-11 классы М: Айрис-Пресс2004

  5. Уткина Э.В Подготовка к олимпиадам по истории 8-11 класс. М: Айрис-Пресс2004

  6. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.

  7. Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005

  8. Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005
  9. Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по истории в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006


  10. Козленко С.И., Козленко И.В. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008

  11. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии

Ресурсы Интернета:

  1. Обширная электронная библиотека и коллекция ссылок на различные материалы исторического содержания в Интернете имеется на сайте Исторического факультета: www.hist.msu.ru