prosdo.ru
добавить свой файл
1
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми


младшего школьного возраста

Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов 
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации 
и переподготовки работников образования»
В. Г. Черемисина,
заведующая кафедрой начального
общего образования


Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей  интеллект и способности младших школьников. В связи с вышесказанным, приоритетной задачей современной школы становится развитие одаренности и творческого потенциала личности, обеспечение условий для продуктивного развития и самореализации каждого учащегося.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке,  технологиям и образованию 22 апреля 2010г. в системе образовательных учреждений различных типов и видов предполагается развитие одаренности обучающихся на основе непрерывной индивидуальной образовательной траектории.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предусматривают, в том числе, реализацию дополнительных образовательных программ. При этом возможна реализация программ как непосредственно в  общеобразовательном учреждении, так и на базе учреждений дополнительного образования детей.

Развитие системы работы с одаренными школьниками – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых де-тей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Одним из наиболее продуктивных направлений развития одаренности младших школьников в общеобразовательных учреждениях является учебно-исследовательская деятельность, в рамках которой   школьники постигают основы научных исследований – от   постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора материалов, их анализа  до системных обобщений и выводов.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов способствует:


  1. развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы;

  2. созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

  3. освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

  4. становлению сферы содержательного предметного   общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами;

  5. обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

  6. формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

  7. формированию сообщества детей и педагогов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

Основными формами учебно-исследовательской деятельности младших школьников являются:

  1. объединения учащихся по интересам;


  2. олимпиады, турниры;

  3. интеллектуально-личностные марафоны;

  4. выставки и др.

Задачи развития одаренности учащихся начальных классов могут успешно решаться в формате  дополнительного образования детей, организуемого на базе городских и областных учреждений дополнительного образования детей (областной центр юных натуралистов, экологический центр, Дворцы творчества и др.), а также высших учебных заведений (Кемеровский государственный университет).

Тесное взаимодействие   общеобразовательных учреждений  с учреждениями высшего профессионального образования, непосредственное участие вузовских преподавателей, ученых и специалистов в учебно-воспитательном процессе, начиная с начальной школы,  ведет к повышению качества образования для каждого ребенка и предоставляет возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей. Интеграция образовательных учреждений различных типов может сложиться, например, в «наукоградах», «малых академиях» и т. п.

Функции Всероссийского научно-методического учреждения по работе с одаренными детьми возложены на федеральное государственное научное учреждение «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» (приказ Минобразования России от 2 декабря 2003 г. № 4439), которое успешно взаимодействует с центрами в федеральных округах.

Основная задача центров – координация усилий различных образовательных учреждений по созданию условий обучения и воспитания одаренных в разных областях знаний, искусства, культуры и спорта детей. Важным направлением деятельности центров является  мониторинг работы с одаренными детьми внутри своего федерального округа. Данные мониторинга позволяют формировать и обновлять  банки данных:

  • образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми;

  • инновационных методик, технологий, программ, научно-методической литературы по проблеме развития детской одаренности;


  • банк данных об одаренных детях.

На базе центров проводится, в том числе, и  повышение квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми. Центры непосредственно работают с определенной категорией одаренных детей, готовят детей для участия в предметных олимпиадах,  конкурсах по учебно-исследовательской деятельности, конкурсах художественной направленности, спортивных соревнованиях и т.д.

Важнейшие задачи Всероссийского научно-методического центра по работе с одаренными детьми:

- усиление внимания к исследованиям и практике подготовки кадров к работе с одаренными детьми, активизация государственных учреждений в решении этой задачи; 
- проведение региональных конференций как средства привлечения внимания к проблеме одаренности, повышения компетентности причастных к ней людей и стимуляции ее дальнейших исследований.

Приоритетными направлениями деятельности педагогов по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных обучающихся начальной школы являются:

  • совершенствование содержания образования на принципах вариативности, применение современных образовательных технологий в работе детских исследовательских объединений;

  • привлечение учреждений дополнительного образования, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности ребенка  при активном участии вузов;

  • разработка эффективных тематических и междисциплинарных  проектов организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
  • развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и вузов, заключение   соглашений (органы управления образованием, образовательные учреждения – школы, учреждения дополнительного образования детей – вузы, научно-исследовательские учреждения, учреждения культуры)  о сотрудничестве в работе с одаренными детьми;


  • совместное проведение  курсов повышения квалификации специалистов и педагогических  работников образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми,   научно-педагогических конференций по воспитанию и обучению одаренных детей,

  • поддержка олимпиад, конкурсов, фестивалей, турниров, соревнований по всем направлениям деятельности общенациональной системы поиска и содействия развитию одаренных детей и молодежи.

Педагогам, работающим с одаренными детьми, следует учитывать, что дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям.

К проблемам одаренных детей можно отнести следующие (Лета Халлингуорт):

  1. неприязнь к школе (учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них);

  2. игровые интересы (одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей);

  3. конформность (одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами);

  4. погружение в философские проблемы (одаренные дети часто задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование);

  5. несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием (они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста, из-за чего им бывает трудно стать лидерами);

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.
2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они на-чинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

В настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей.  Учитывая, что каждый ребенок обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами, целью психометрии была разработка надежных инструментов для измерения степени тех или иных индивидуальных свойств или способностей. Термен (1959), доказавший стабильность показателей интеллекта по шкале Станфорд-Бине и валидность самой этой шкалы измерения, считает, что интеллект должен рассматриваться как главный показатель одаренности. Галлахер (1966) также считает высокий интеллект, установленный с помощью соответствующих стандартизирующих тестов, служит рабочим определением одаренности.

В последние годы рабочим определением одаренности и талантливости стала формула, признающая, что младший школьник может отличаться функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей интеллектуальной, академической (успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство).

Рензулли предлагает определение, основанное на свойствах, отмеченных в одаренных взрослых. В соответствии с этим определением, одаренность является результатом сочетания трех характеристик интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости.

Подход в поиске одаренных детей опирается на использование разнообразных методик предварительного отбора детей и непрерывное наблюдение за их успехами с моментами поступления в школу. Если ребенок не добивается заметных сдвигов в плане достижений или роста заинтересованности, его не трудно перевести в другой класс, в большей степени отвечающей его потребностям и способностям. Если специальная программа осуществляется в обычном классе, педагог может просто прекратить с данным ребенком занятия по специальной программе. При таком подходе разработка эффективной системы выявления одаренных детей приобретает эмпирический характер, а проблема решается с помощью постоянного наблюдения за успехами детей.


Вариантом подхода, предполагающее непрерывное наблюдение, является предложенный Рензулли, Рейсом и Смитом (1981) принцип “турникета”. При этом подходе программой охватывается широкий круг кандидатов. Дети включаются или выходят из программы в разное время в течение всего года в зависимости от их интересов и достижений – как в рамках программы, так и вне их.
Существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки, второй – на комплексной. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример – поэтапный процесс, когда ребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора.

В последние годы, в соответствии с некоторыми программами, одаренные дети выявлялись на основе комплексной оценки. Примером такого подхода является “ резервуарная модель” Гауэна (1975). На основании множественных оценочных процедур, в том числе и результатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя, очерчива-ется круг кандидатов. Ребенок должен либо показать высокие результаты в любых трех (из четырех) видах оценки, либо набрать определенную квалификационную сумму балов по шкале Станфорд-Бине, при этом учитывается и мнение отборочной комиссии. Модель Гауэна разработана для детей школьного возраста.

Проект “RAPYHT” в университете штата Иллинойс США использует один из вариантов комплексной диагностики одаренных. В проекте “RAPYHT” применяется серия опросных листов для определения талантливости. Они заполняются учителем и родителями на каждого ученика. Отдельные опросные листы существуют для определения способностей ребенка в каждой из следующих областей: творчество, естествознание, математика, чтение, музыка, общественная активность (лидерство), искусство и двигательная сфера (психомоторика). В случае если оценка ребенка педагогом или родителем превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в число кандидатов для включения в программу “RAPYHT”. Таким образом, для отбора одаренных школьников используется два существенно различных источника информации – учителя и родители. С целью проверки данных, указанных в опросных листах, все предварительно отобранные дети привлекаются к специально организованным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если дети обнаруживают адекватный уровень, по меньшей мере, в одном или двух видах деятельности, они включаются в дополнительную программу. 


Методики выявления и оценки способностей ребенка:

В связи с теоретическим и практическим расширением понятия “одаренный ребенок” и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей в самых разных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.
Стандартизированные методы измерения интеллекта

В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболее широко применяемые способы выявления одаренных детей. Тесты могут быть направлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей. Следует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которые позволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка. В данном случае по сумме контрольных или квалификационных баллов выделяется 7% наиболее способных дошкольников из среды их сверстников.

Шкала интеллекта Станфорд-Бине.

Шкала Станфорд-Бине является индивидуальным тестом, направлен-ным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. В заданиях теста делается упор на вербальную сферу, вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакцией. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемою (МА) и IQ (среднее значение IQ равно 100, МA-mental age, в переводе “умственный возраст”). Измерительная система шкалы Станфорд-Бине предполагает, что для того, чтобы квалифицировать ребенка как одаренного, его IQ должен составить 124 балла или выше. Следует добавить, что существуют методики, позволяющие проанализировать оценки мыслительных способностей детей, полученные по системе Станфорд-Бине, исходя из модели структуры интеллекта, разработанной Гилфордом.


Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников 
и младших школьников (WPPSI)


Тест “WPPSI” так же является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных способностей. Шкала Векслера состоит из двух частей вербальной шкалы, содержащей 6 субтестов. Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомленность, понимание, арифметические задания, нахождение сходства, словарный запас, оперативная память на цифры. Шкалу действия образуют субтесты на недостающие детали, последовательные картинки, кубики Коса, складывание фигур, шифровка, лабиринты.

Тест Слоссона измерения интеллекта детей и взрослых (“SIT”)

Тест Слоссона разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта как у взрослых, так и у детей. Характерно, что, как правило, все задания теста предполагают устные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательной реакции (с использованием бумаги и карандаша). Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалифицированным результатом в данном случае является цифра 120 и выше.

Колумбийская шкала умственной зрелости (“CMMS”)


Колумбийская шкала (“CMMS”) предназначена для индивидуального обследования детей, имеющих сенсорные, двигательные или речевые нару-шения. Согласно условиям теста, испытуемым предлагается найти различия в 92 предъявляемых рисунках. Испытуемые в данном случае должны жестом указать на те рисунки, которые по их мнению, отличаются от других. При помощи этого теста измеряется уровень общих аналитических способностей детей, проявляющихся в умении различать цвета, формы, числа, размеры, символы и т.п. Тест включает задания на перцептивную классификацию, а также абстрактное оперирование символическими понятиями.

Рисуночный тест на интеллект

Тест предназначен для измерения общих умственных способностей де-тей от 3 до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов на определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знаний величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответа от ребенка требуется лишь указать на тот или иной из имеющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются в показатели умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индекс общего познания.

Непосредственно для выявления творческой одаренности Дж. Гилфор-дом в университете штата Калифорния были разработаны тесты, выявляющие такие особенности дивергентного мышления как легкости, гибкости и точности. К задачам образования адаптировал южнокалифорнийские тесты Э. Торренс.

Тесты творческого мышления Торренса

12 тестов творческого мышления Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая батарея обозначается как словесное творческое мышления, вторая – изобразительное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление. С тем чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются веселыми занятиями. Тесты предназначены для использования в дошкольных образовательных учреждениях и в начальных классах общеобразовательной школы.

Таким образом, перед учителями начальных классов стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя. Во многих странах идет поиск способов идентификации одаренных детей. Эти вопросы рассматриваются как общенациональные задачи.

Список литературы
Основная литература:

1.    Монина, Г. Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. [Текст] / Г. Монина, М. Рузина – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

Дополнительная литература:

2. Аннастази,  А. Психологическое тестирование. Кн. 2. [Текст] / А. Аннастази. –  М.: Педагогика, 1982. С. 32–35.

3. Белова, Е. Одаренные дети. [Текст]  / Е. Белова // «Дошкольное воспитание». –  № 4. –  1991. –  с. 69–75.

4. Бурменская, Г. В. Одаренные дети. [Текст] / Г. В. Бурменская, В. М. Слуцкой. – М.: Прогресс, 1991.
5. Веракса, Н. Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте. [Текст] / Н. Е. Веракса. // Вопросы психологии. – 2003. – N 6. – С. 17 – 31.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. [Текст] / Л. С. Выготский. –  М.: Просвещение, 1991.
7. Гальтон, Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. [Текст] / Фрэнсис Гальтон. Пер. с англ.
8. Гильбух, Ю. З. Внимание одаренные дети. [Текст] / Ю. З. Гильбух. – М.: Знание, 1991.
9. Колисниченко, Н. В.Влияние социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста на его лингвистические способности. [Текст] / Н. В.Колисниченко. // Журнал прикладной психологии. – М., 2003. – с.26 – 27.
10. Кулемзина, А. В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей. [Текст] / А. В. Кулемзина // Педагогика. – 2003. – N 6. – С. 27 – 32.
11. Ландау, Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопро-вождение одаренного ребенка. [Текст] / Э. Ландау.  – М.: Академия, 2002. – 143 с.
12. Лейтес, Н. С. Легко ли быть одаренным? [Текст]  / Н. С. Лейтес // «Семья и школа».  – № 6. –  1990. С. 34.
13. Лейтес  Н. С. Судьба вундеркиндов. [Текст] / Н. С. Лейтес // «Семья и школа». – № 12. –  1990.
14. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. [Текст] / Н. С. Лейтес. –  М.: Педагогика, 1971.
15. Лосева, А. А. Психологическая диагностика одаренности. [Текст] / Лосева, А. А. – М.: Академический проект: Трикста, 2004.
16. Лукаш, Е. Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески ода-ренных детей в России и в США [Текст] / Е. Ю. Лукаш. //Вопросы психологии. – М., 2004. – N4. – С. 22 – 30.
17. Мартынов,  С. Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом. [Текст] / С. Мартынов. // «Дошкольное воспитание». –  № 8. –  1994. –  с. 77–80.

18. Миллер, А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. [Текст] / А. Миллер. – 2-е издание. – М.: Академический проект, 2003.

19. Одаренные дети. [Текст] / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. – М., 1991.
20. Петровский, А. В. Психология о каждом из нас. [Текст] / А. В. Петровский. – М., 1992. – 332 с.
21. Психология общих способностей. / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000.
22. Савенков, А. И. Одаренные дети в школе и дома. [Текст] /  А. И. Савенков.– М., 2000.
23. Холлингзуорт, Л. Одаренные дети. [Текст] / Лета Холлингзуорт. Пер. с англ.
24. Шумакова, Н. Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей. [Текст] / Н. Б. Шумакова. // Вопросы психологии. – М., 2004. – N2. – С. 119 – 127.
25. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. [Текст] / Н. Б. Шумакова. – М., 2004.
26. II Международная конференция по проблемам одаренности. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. // Вопросы психологии. – М., 2004. – N3. – С. 120 – 121.

Ссылки на ресурсы Интернет

1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети".
2. http://www.dar.aaanet.ru/ "Дар" Центр по работе с одаренными детьми. г. Ростов-на-Дону.
3. http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti А. И. Савенков  "Одаренные дети в детском саду и школе".

Назад