prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 11 12


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры «_______»

Протокол № ________

«___»__________ 20___ г.

Зав. кафедрой _Ю.А. Ляхов ___

УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета


(зам. декана по учебной работе)

_________С.М. Лях_______


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Судебная психиатрия» и «Судебно-медицинская экспертиза» ___ __

по специальности 021200 юриспруденция (шифр, название)

Составитель БУХАНОВСКАЯ О.А.

Березовский Д.П.

Ростов-на-Дону

2010

СОДЕРЖАНИЕ



Содержание …………………………………………………………………....
I. Программно-планирующий блок

Рабочая программа

1. Информация об авторах

2. Пояснительная записка …………………………………………..……...…

3. Учебно-тематический план………………………………..….……………

4. Содержание дисциплины

Учебные модули…………………………………………………..…….……...

Учебный модуль № 1 …………………………………………………………..

Учебный модуль № 2 …………………………………………………...………

Учебный модуль № 3 …………………………………………………...………

Учебный модуль № 4 …………………………………………………...………

Учебный модуль № 5

5. Система мониторинга …………………………………………

Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов …


6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
II. Учебно-методический блок

1. Глоссарий ……………………………………………………………...… ..


  1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов ..


III. Ресурсно-сопровождающий блок

1. ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК




Рабочая программа




1. Информация об авторах


Бухановская Ольга Александровна – к.м.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии, юридического факультета ЮФУ, главный врач ЛРНЦ «Феникс», стаж научно-педагогической деятельности – 11 лет, стаж врачебной деятельности – 16 лет.

Березовский Дмитрий Павлович – к.м.н., доцент, зав кафедрой судебной медицины с курсом правоведения РостГМУ, судебно-медицинский эксперт высшей квалификационной категории, стаж научно-педагогической деятельности – 14 лет, стаж врачебной деятельности 18 лет.

2. Пояснительная записка



I. В последнее десятилетие вступили в действие Закон «О психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании», Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», произошло обновление процессуальных норм в уголовном и гражданском судопроизводстве, в семейном и трудовом праве, что не только видоизменило процедурные основы судебно-психиатрической экспертизы, но и предопределило появление нового круга юридически значимых ситуаций, в которых оказываются востребованными психиатрические знания. К тому же за эти годы произошли и изменения в трактовке некоторых психопатологических состояний, расширились познания в отношении отдельных форм психической патологии, введены новые принципы классификации психических расстройств.

В связи с вышеописанным среди важных дисциплин, с которыми должны знакомиться студенты, обучающиеся по специальности «юриспруденция», серьезное место занимает судебная психиатрия в приложении к уголовному, гражданскому, семейному и трудовому праву и процессу, а также в понимании и исполнении Закона РФ о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании. Они должны знать особенности назначения, проведения и осмысления результатов судебно-психиатрических экспертиз, принудительного лечения и пр.


Настоящая программа представляет собой основной учебный документ, определяющий содержание и объем теоретических знаний и практических навыков по судебной психиатрии для студентов очной и вечерней форм обучения юридического факультета ЮФУ.

Программа курса содержит основные положения по теоретическим, организационным и процессуальным вопросам судебной психиатрии, а также общую характеристику причин и условии возникновения психических расстройств, динамику их развития, основные клинические формы и их судебно-психиатрическую оценку. Особое внимание в программе курса уделяется вопросам производства судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации, ее роли в уголовном и гражданском процессах. Помимо основных положений, программа курса содержит рабочие программы  для очной и вечерней форм обучения, список основной и дополнительной литературы, перечень вопросов к зачету.

Настоящая программа подготовлена и составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана ЮФУ.

В программе предусмотрены следующие разделы:


  • Правовые и организационные вопросы судебной психиатрии.

  • Методологические и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессе.

  • Принудительные меры медицинского характера и профилактика опасных действий лиц с психической патологией.

  • Пенитенциарная психиатрия

  • Основы общей психопатологии.

  • Клинические проявления основных психических расстройств и их судебно-психиатрическая оценка.

  • Исполнение Закона РФ о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании

  • Защита психически больных и Закон РФ о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании

II. Следователь, судья, прокурор, адвокат, работники дознания и оперативно-розыскных подразделений должны иметь основательную подготовку по судебной медицине. Без нее невозможно правильно и в должном объеме ставить вопросы судебно-медицинскому эксперту, понимать и оценивать выводы заключения судебно-медицинского эксперта как доказательство. Судебно-медицинские знания необходимы для полноценного сбора объектов, подлежащих судебно-медицинскому, судебно-химическому, судебно-биологическому и медико-криминалистическому исследованиям; во время осмотра места происшествия и трупа, при освидетельствовании потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. Они нужны при построении следственных версий, допросах свидетелей, подозреваемых, других участников уголовного процесса, а также в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий; выявлении причин и условий совершения преступлений

Судебная медицина - это самостоятельная медицинская дисциплина, изучающая и разрешающая медицинские вопросы, возникающие в правовой практике. Практическим выражением судебной медицины является судебно-медицинская экспертиза.

Обучение судебной медицине юристов всех специальностей тесно связано с изучением правовых дисциплин, особенно уголовного, уголовно-процессуального права, криминологии, криминалистики и других. Успех любого, особенно заочного обучения зависит от умения работать самостоятельно с литературой и рационального использования встреч с преподавателем на лекции, семинарах, консультациях. Этому предназначены также публикуемые программа и методические разработки.

Знания судебной медицины позволят квалифицированно и целенаправленно проводить следственные действия; изымать и направлять на экспертизу вещественные доказательства и образцы; иметь правильное представление о возможностях судебно-медицинской экспертизы; назначать судебно-медицинскую экспертизу и квалифицированно взаимодействовать с судебно-медицинским экспертом; формулировать цели, задачи и вопросы для решения; наконец правильно оценивать результаты экспертизы.

Проведение экспертиз сведущими лицами, не являющимися штатными экспертами, предусмотрено УПК РФ: "...В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения". Об этом же говорится и в "Основах законодатель­ства Российской Федерации об охране здоровья граждан": "Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях госу­дарственной или муниципальной системы здравоохранения экспертом Бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда". Еще одним важным нормативным документом, регламентирующим экспертную деятельность является ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации 16 мая 2001 года.

Основной целью преподавания судебной медицины является обучение студентов теоретическим и практическим вопросам судебной медицины в объеме, необходимом для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.


ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСА
Цель курса состоит в углубленном изучении важнейших теоретических и практических вопросов судебной психиатрии и судебной медицины; повышении роли и значения судебно-психиатрических и судебно-медицинских знаний в системе подготовки специалистов юридического профиля.
Задачами курса «Судебная психиатрия» и «Судебная медицина» являются:


  1. Усвоение слушателями основ по теоретическим, процессуальным и организационным вопросам судебной психиатрии и судебной медицины

  2. Овладение     знаниями   и    навыками   назначения, проведения и оценки результатов    судебно-психиатрической    и судебно-медицинской экспертизы    в    уголовном    и гражданском процессах.

  3. Овладение основами знаний по клиническим проявлениям психических расстройств, подходов к их судебно-психиатрической экспертной оценке

  4. Овладение основами знаний по выбору принудительных мер медицинского характера


Исходя из целей и задач курса «Судебной психиатрии», студенты должны знать:

  1. понятие, предмет, задачи и методологию судебной психиатрии;

  2. организационно-правовые основы судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации;

  3. формы   участия судебного психиатра в работе судебно-следственных органов и пределы его  компетенции при проведении  судебно-психиатрической экспертизы;

  4. основные  законодательные  документы, регулирующие  назначение  и производство судебно-психиатрической экспертизы;

  5. случаи обязательного назначения судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессе;

  6. принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасные действия, и порядок их применения;

  7. основные клинические симптомы и синдромы психических расстройств;
  8. современную типологию психических расстройств, основные клинические формы и их судебно-психиатрическую оценку в гражданском и уголовном   процессе.


Исходя из целей и задач курса «Судебной медицины», студенты должны знать:

  • Организационные основы судебно-медицинской экспертизы.

  • Уголовно-процессуальное законодательство и нормативные акты, регламентирующие назначение, проведение, документацию экспертиз, права и обязанности судебно-медицинских экспертов, положения о действиях специалиста в области судебной медицины при производстве первоначальных следственных действий.

  • Правила судебно-медицинского исследования трупов, судебно-медицинского определения вреда, причиненного здоровью, принципы построения судебно-медицинского диагноза и выводов при насильственной смерти и подозрении на нее.

  • Основные научные данные об общей и частной судебно-медицинской танатологии.

  • Общие вопросы судебно-медицинской травматологии: экспертизы повреждений тупым, острым, огнестрельным оружием, транспортной и другой механической травмы.

  • От других видов внешнего воздействия: действия крайних температур, электричества, отравлений, механической асфиксии.

  • Иметь представление о лабораторных методах судебно-медицин­ского исследования объектов биологического происхождения, экспертизе крови, спермы, волос, экспертизе идентификации личности.

  • Уголовное законодательство в области ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан; ответственности за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения медицинских работников.



В результате изучения курса студенты должны уметь:

  1. составить текст постановления (определения) о назначении судебно-психиатрической и судебно-медицинской экспертизы или мотивированного направления о проведении психиатрического и судебно-медицинского освидетельствования;
  2. оценить и интерпретировать экспертное заключение судебных психиатров и судебных медиков, те положения и выводы, на основании которых оно строится;


  3. в процессе решения практических задач выявлять основные клинические симптомы и синдромы, морфологические признаки, констатировать нозологические формы и давать им судебно-психиатрическую и судебно-медицинскую оценку в уголовном и гражданском процессе.


Учебный план предполагает проведение аудиторных занятий в форме лекций и семинаров.

Студенты в конце семестра сдают зачет по дисциплине.




следующая страница >>