prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3

Методические рекомендации по составлению бизнес-плана

Бизнес-план – это официальный документ, который кратко, точно и в доступной форме описывает все основные стороны вашей будущей предпринимательской деятельности. Правильно составленный бизнес-план должен отвечать на основной вопрос: «Стоит ли браться за это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?»


Каждый начинающий предприниматель стремится продумать план своей деятельности, но если изложить его на бумаге и провести специальные расчеты, будет легче уяснить и предвидеть возможные проблемы, понять, преодолимы ли они, и что необходимо предпринять, чтобы свести риск своей деятельности к минимуму.

 

Бизнес-план выполняет следующие основные задачи:

- является инструментом стратегического планирования. Он может быть использован для прогнозирования будущей деятельности, разработки концепции ведения бизнеса. Начинающий предприниматель имеет возможность в деталях отработать стратегию, план деятельности и избежать ошибок еще на бумаге, а не в реальности;

- позволяет оценить затраты на разработку, изготовление и сбыт продукции (услуг) на рынке и определить потенциальную прибыльность задуманного дела;

- выполняет роль инструмента контроля и управления, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты своей деятельности за определенный период. Например, финансовый раздел бизнес-плана может быть использован в качестве основы для составления бюджета производственной деятельности, контроля его использования, а также определения необходимых изменений в деятельности предприятия;

- служит хорошей рекламой предполагаемого бизнеса;

- является инструментом привлечения денежных средств. Он должен доказывать, что вложенные инвестором деньги будут возвращены с прибылью.


 

Общие положения по разработке бизнес-плана


 

1. Приняв решение об открытии собственного дела или бизнеса, и приступая к разработке бизнес-плана, будущий предприниматель должен ответить сам себе на целый ряд вопросов принципиального характера. Вот некоторые из них:

- какой цели я хочу добиться в бизнесе?

- в чем заключаются преимущества моего дела (бизнеса) перед другими?

- какие задачи мне по силам?

- какой величины организациюя хочу создать?

- какие потребности рынка я хочу удовлетворить?

- кто будет моими клиентами?

- кто мои конкуренты и чем мое дело (бизнес) будет отличаться от их дела?

- на каком рынке я буду действовать, где моя ниша сейчас, в ближайшее время и в перспективе?

- каковы мои слабые места и главнейшие опасности?

- как долго я хочу заниматься этим делом?

- как я буду выходить из бизнеса?


 

2. Бизнес-план призван обосновать курс, которого намерен придерживаться предприниматель в течение определенного времени, поэтому особенно тщательно нужно проработать первые 12 месяцев.


 

3. В бизнес-плане целесообразно четко сформулировать цели для коротких промежутков времени, а также определить пути достижения поставленных целей и провести анализ финансового состояния предприятия на каждом из этапов.


 

4. При разработке плана необходимо учитывать факторы неопределенности и риска, Чем больше таких факторов, тем выше необходимость разработки тщательно продуманных планов в целях избежания краха.


 

Структура и содержание разделов бизнес-планов


 

Содержание бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров создаваемого предприятия и сферы, к которой оно относится (производственной или сфере услуг), а также размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив расширения дела. Чем шире рынок сбыта, крупнее доля предпринимателя на этом рынке, выше уровень конкуренции, тем более углубленной должна быть проработка всех разделов бизнес-плана.



 

Как правило, бизнес-план включает следующие основные разделы:

- титульный лист;

- резюме;

- краткая информация о предприятии;

- описание продукта, услуги;

- оценка (анализ) рынка сбыта и конкуренции;

- стратегия маркетинга;

- производственный план;

- организационный план;

- финансовый план;

- оценка рисков и страхование;

- приложения.


 

Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Имея такую информацию, Вы сможете еще до составления бизнес-плана оценить жизнеспособность самой концепции нового предприятия.


 

Титульный лист


 

Составление бизнес-плана начните с оформления титульного листа, который служит обложкой Вашего бизнес-плана и должен содержать следующую информацию:

- вид деятельности, которой Вы будете заниматься (производственная, коммерческая, финансовая, страховая, посредническая);

- ФИО предпринимателя;

- адрес, телефон;

- стоимость проекта;

- место и год составления.

Если при работе над бизнес-планом Вы привлекли консультантов по различным вопросам, то желательно указать их фамилии.


 

Резюме


 

Резюме – это сжатое, достаточное четкое обозрение основного содержания бизнес-плана и целей, которые ставит перед собой предприниматель. Хотя этот раздел находится в начале бизнес-плана, лучше написать его последним.

Резюме должно занимать не более одной – двух страниц и включать:

- полное наименование вашего предприятия;

- основную бизнес-идею;

- необходимый объем денежных средств;

- направления вложенных денежных средств и график их возврата;


- основные характеристики коммерческой эффективности проекта;

- общий вывод по проекту.

 

Изложите Вашу идею убедительно и четко, в одном предложении, так, чтобы можно было сразу представить себе то, что Вы предлагаете.

 

Суть проекта ________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Определите ваши цели. Главной целью любого бизнеса, в большинстве случаев, является получение прибыли за счет предложения рынку конкурентоспособной продукции, видов услуг, новых технологий и т. д. Текущие цели должны быть конкретными, измеримыми и достижимыми. Они выражаются в терминах времени, уровня роста оборота или снижения затрат и рентабельности (прибыльности): что и сколько, к какому сроку, с какой прибылью.

 

Например, цели человека, занимающегося изготовлением изделий из лозы, на ближайшие полгода можно сформулировать следующим образом:

-увеличить объем производства по сравнению с предыдущим периодом на... % (изготавливать каждый месяц не менее ... изделий);

- снизить себестоимость продукции за счет количества выпускаемых изделий на ...%;

- получать ежемесячную прибыль в размере ... рублей.

 

В резюме желательно указать назначение бизнес-плана (для кого и для чего):

- потенциального инвестора;

- возможных партнеров по бизнесу;

 

Если у Вас уже есть заказы на продукцию, то необходимо их перечислить.

Проанализируйте, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке, обоснуйте возможность его дальнейшего расширения.

Сбыт и переработка продукции в приоритетном порядке должны осуществляться на территории Алтайского края.

При проработке материалов, касающихся описания рынка, на который Вы нацелены, рационально тратьте время. Можно воспользоваться информацией и статистикой, которые уже есть в книгах, справочниках и отраслевых исследованиях.

При планировании объема сбыта продукции, учитывая известную неопределенность ситуации, подготовить три сценария развития: оптимистический, пессимистически и наиболее вероятный. Оптимистический прогноз сбыта подразумевает оценку при благоприятном стечении обстоятельств. Пессимистический прогноз рассчитывается в случае, если все пойдет не так, как Вы задумали. Оценив преимущества и недостатки, возможные риски, сезонность, Вы получите наиболее вероятный прогноз реализации.

Полезно заполнить таблицу 1, в которой учитываются сегменты рынка по потребителям вашей продукции. В таблице предлагается первый год деятельности спрогнозировать по кварталам, второй – по полугодиям, в дальнейшем прогноз идет в целом на год.

 

Таблица 1

Прогнозные объемы продаж по сегментам рынка

 

Сегменты рынка по потребителям

Ед. изм.

… год

… год

I кв.

II кв.

IIIкв.

IV кв.

I п/г

II п/г

Продукция А:

потребитель X

потребитель У

и т.д.

 

 

 

 

 


 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

Продукция В:

потребитель Z

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень важны оценка и отслеживание конкурентов.

Анализ конкурентов целесообразно начинать с составления их списка. Чем полнее этот список, тем лучше. Постарайтесь, как можно больше узнать о своих конкурентах, приведя данные о них в своем бизнес-плане.

Определите, что хорошего есть в деятельности Ваших конкурентов: качество, цены, отношение к клиенту, удобство в обслуживании, дополнительные льготы и пр. Продумайте, чем Вы сможете компенсировать недостатки своей деятельности в случае, если станет ясно, что до уровня конкурентов Вам пока не дотянуться.

Затем попробуйте выделить слабые стороны конкурентов. Составьте их списки попытайтесь выяснить причину. Подумайте над тем, каких недостатков конкурентов Вы можете избежать и что положительное можете использовать в своей деятельности.



 

Стратегия маркетинга


 

Данный раздел является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем необходимо объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные способы достижения целей бизнеса.

Вы описали рынок, выявили свой сегмент, проанализировали конкуренцию. Теперь Вам нужно выйти на этот рынок. Для того чтобы поставленная цель стала реальностью, следует выбрать и сформулировать стратегию в таких вопросах, как:

- методы ценообразования;

- выбор системы распространения товара;

- реклама.

 

Пожалуй, первый вопрос является наиболее сложным.

Сначала попробуйте определить себестоимость Вашей продукции, включая все затраты на ее реализацию, налоги, планируемая прибыль. Получив желаемую величину цены, подумайте, сколько за вашу продукцию согласен платить клиент. Чтобы оценка была более или менее достоверной, поставьте себя на место покупателя. Помните, что необдуманно заниженная или завышенная цена может привести ваши начинания к краху.

Кроме того, цена товара может определяться исходя из:

- цены конкурентов на соответствующий товар;

- спроса на данный товар;

- уникальности товара;

Продумайте вопрос, собираетесь ли вы менять (понижать, повышать) цены на свою продукцию и каким образом.

 

По поводу распространения товаров и услуг универсальных рекомендаций быть не может. Все зависит от специфики деятельности. Важно предусмотреть все возможные каналы сбыта: розничную и оптовую продажу, поиск индивидуальных клиентов, доставку заказа по телефону, участие в ярмарках, выездную торговлю и т. д.


 

Определите:

- нужен ли Вам транспорт для доставки товаров;

- достаточны ли собственные торговые площади или есть необходимость арендовать дополнительные;

- какое торгово-технологическое оборудование потребуется и на какую сумму;


- где Вы будете закупать товары (материалы), необходимые для производства;

- укажите основных поставщиков.

 

План продвижения товаров и услуг на рынок включает в себя и рекламную деятельность. Решите для себя:

- будете ли вы рекламировать свои товары (услуги);

- где и как будете размещать рекламу, и что конкретно о своем товаре вы можете сообщить потенциальным клиентам;

- сколько денежных средств Вы готовы потратить на рекламу.

При выборе рекламных средств Вы должны знать все плюсы и минусы, чтобы правильно сориентироваться в их многообразии и выбрать то, что подходит Вашему товару.

 


 

К основным рекламным средствам относятся:

- реклама в прессе (газеты, журналы). Она имеет ряд особенностей: появляется точно в нужный момент, быстро распространяется; есть возможность обратной связи и быстрой смены объявления. Приверженность читателей к определенным изданиям позволяет достаточно узко адресовать рекламу. Важное преимущество прессы состоит в том, что она позволяет читателям изучать рекламные объявления тщательно и возвращаться к ним;

- наружная реклама (вывески, плакаты, витрины, щиты, световые установки). Непременное требование к размещенному тексту – краткость, а к изображению – способность привлечь внимание;

- радио- и телереклама;

- прямая почтовая реклама (почтовые карточки, письма, листовки, открытки, брошюры, проспекты, календари, каталоги);

- торговые выставки и ярмарки. Важнейшее достоинство ярмарок и выставок возможность представить товар в подлинном виде, в действии;

- раздача бесплатных образцов (самплинг);

- реклама на транспорте. Этот вид рекламы выделяется особенно, т.к. аудитория рекламы на транспорте многочисленна, ей присуща гибкость, она гарантирует многократность воздействия и непрерывность впечатлений;

- рекламные сувениры и подарки. Реклама с помощью сувениров основана на использовании предметов специального назначения (например, зажигалки, ручки и т.д.) на них можно поместить информацию о названии фирмы, адрес, телефон.

 

Помните основное правило: повторяйте свое обращение к потребителю неоднократно.


 

В заключении данного раздела следует предложить меры по дополнительному обслуживанию клиентов. Это может быть, например, гарантийное и техническое обслуживание продукции (ремонт, поставка запасных частей и т. д.).


 



следующая страница >>