prosdo.ru
добавить свой файл
1
РАСШИРЕННАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА ПРИ МИНИСТРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


Дорожная карта

дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации

Москва

2012

Расширенная рабочая группа, образованная при министре внутренних дел, подготовила предложения по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации. Мы назвали этот документ «Дорожной картой», которая открыта для обсуждения ученых, политиков, действующих сотрудников правоохранительных органов и ветеранов, правозащитников и, главное, для всего общества.

К чему мы стремимся, осуществляя новый этап реформирования системы МВД? Конечно, не к тому, чтобы после реализации всех намеченных мер очередной раз отчитаться о «снижении преступности и росте раскрываемости преступлений». Наша основная задачаэто восстановить серьезно подорванное ДОВЕРИЕ общества, граждан к полиции и органам внутренних дел в целом. Это будет не просто, потому что простых решений в борьбе с преступностью и охране общественного порядка не бывает. Но мы начинаем путь к ДОВЕРИЮ и пройдем его полностью.


В. А. Колокольцев
Министр внутренних дел Российской Федерации

Масштабная реформа органов внутренних дел началась после издания Указа Президента России от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» фактически после резонансного преступления, совершенного в Москве начальником ОВД «Царицыно» Д.Евсюковым. В Указе отмечалось, что «в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации».


Данным и последующими указами, постановлениями Правительства Российской Федерации была намечена программа мер по увеличению бюджетных ассигнований, направляемых на дополнительное денежное стимулирование сотрудников органов внутренних дел, совершенствованию кадрового и тылового обеспечения органов внутренних дел, обеспечению жильем сотрудников, проведению комплекса антикоррупционных мероприятий в системе МВД России, формированию научно обоснованной системы оценки деятельности органов внутренних дел, в том числе на основе автоматизации системы процессов управления и внедрения современных технологий.

На первом этапе реформы основной упор был сделан на качественное обновление кадров путем повышения их материального содержания, переаттестации, создания новой правовой основы деятельности полиции. Позитивным фактором, характеризующим первый этап реформы, является то, что сохранена жесткая вертикаль централизованного управления в системе МВД, приняты законодательные акты, соответствующие международным стандартам работы полиции (федеральные законы «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Вместе с тем ни переаттестация, ни создание новой законодательной базы, не привело к ожидаемым гражданским обществом результатам.

Фактически это стало ясным после событий в 2012 году в ОВД «Дальний» г.Казани, где сотрудники полиции применили пытки для признательных показаний задержанного гражданина, что вызвало его гибель.

Данный факт, а также аналогичные факты в других регионах страны свидетельствуют о том, что в ходе первого этапа реформы МВД не была решена главная задача, связанная с изменением системы учета заявлений и сообщений граждан и организаций о преступлениях, реагирования на них, а также оценкой эффективности деятельности органов внутренних дел. Действующие процессуальные правила принятия решений по заявлениям и сообщениям о преступлениях, а также критерии оценки эффективности сами по себе продолжают толкать сотрудников органов полиции и следователей на укрытие преступлений от учета, манипуляции статистикой, использование незаконных методов для раскрытия преступлений в целях создания картины мнимой эффективности оперативно-служебной деятельности.


Поэтому первым шагом дорожной карты нового этапа реформы должно стать коренное изменение системы учета и регистрации преступлений и критериев оценки эффективности деятельности органов внутренних дел.

Это общегосударственная задача, над которой призвана работать вся правоохранительная и судебная система, а также органы прокуратуры. В настоящее время по заказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработана федеральная база формирования и ведения сводных статистических данных, которые представляются правоохранительными органами. Проводится ее опытная апробация. Идет работа по созданию государственной автоматизированной системы обработки всей поступающей информации о совершенных преступлениях и их раскрываемости. Планируется провести техническое проектирование государственной автоматизированной системы правовой статистики - ГАС ПС и создать федеральный центр обработки статистических данных о состоянии преступности. Одновременно создаются пилотные зоны в составе 5-10 субъектов России, куда планируется включить прокуратуры и информационные центры МВД по Республике Татарстан, Управление МВД России по Орловской, Псковской, Смоленской и Тульской областям и Управление на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу.

Главная цель создания государственной автоматизированной системы правовой статистики - обеспечить прозрачность, достоверность и полноту учета сведений о преступлениях. Этой цели будет способствовать также реализация инициативы Министерства юстиции Российской Федерации о подаче заявлений о преступлениях в форме электронных документов через Интернет.

На общегосударственном уровне целесообразно также вернуться к подготовке проекта федерального закона «О единой государственной системе регистрации и учета преступлений», что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1998 г. № 328 «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений».


По согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в указанных выше регионах, где намечено создать пилотные зоны по внедрению ГАС ПС, целесообразно провести эксперимент по внедрению

обновленной- системы регистрации заявлений и сообщений граждан и организаций о преступлениях и лицах, пропавших без вести:

введение единого сквозного номера регистрации для всех заявлений и сообщений о регистрации, который переходит на уголовные дела и постановления об отказе в возбуждении уголовных дел (единый сквозной зарегистрированный массив заявлений и сообщений, уголовных дел и «отказных материалов» одновременно станет основой для принятия управленческих решений по штатной численности органов внутренних дел и расстановке сил и средств);

введение в ведомственную статистическую отчетность понятия «происшествие с признаками преступления»;

внедрение формализованных бланков заявлений и сообщений граждан и организаций о преступлениях и лицах, пропавших без вести;

обеспечение обязательной оценки действий сотрудников полиции со стороны заявителей;

использование штатных психологов и психологов-волонтеров из числа представителей общественных организаций при работе с потерпевшими от преступлений при приеме заявлений;

совершенствование системы информирования потерпевших о принятых по заявлениям мерах;

внедрение современных информационных технологий по улучшению доступа граждан в органы полиции при подаче заявлений и сообщений о преступлениях и лицах, пропавших без вести (в том числе обязательная регистрация в КУСП поступающих через Интернет заявлений).

В этих целях целесообразно провести аудит технических возможностей органов внутренних дел по организации рабочих мест сотрудников - операторов по учету поступающих заявлений и сообщений о преступлениях (наличии серверов, компьютеров, линий связи и т.д.), а также провести эксперимент по введению автоматизированных постов полиции, где граждане могут через электронные терминалы подавать заявления и сообщения о преступлениях и лицах, пропавших без вести.


В этой связи необходима новая редакция Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденного приказом МВД России № 140 от 1 марта 2012 г.

Требует совершенствования государственная информационная система «Правоохранительный портал Российской Федерации», созданная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 16-р. В настоящее время данный портал далеко не в полном объеме выполняет функции, которые планировались при его создании.

Среди перечисленных выше мер особое внимание следует уделить введению в статистическую отчетность понятия «происшествие с признаками преступления». Такой эксперимент уже проводился МВД России в 2002 году (приказ МВД России от 18 июня 2002 года № 585) и дал положительные результаты в виде значительного увеличения показателей регистрируемой преступности, сокращения количества нарушений законности в виде отказных материалов, решения по которым признаны незаконными, необоснованными и органами прокуратуры были отменены.

Стоит проблема, связанная с необходимостью пересмотра положений уголовно-процессуального законодательства, которые препятствуют началу производства по поступившим заявлениям и сообщениям о преступлениях. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела (ежегодно от 5 до 6 млн.) не только ограничивает конституционное право граждан на доступ к правосудию, но в значительной мере нарушает действующие законы. Каждое третье такое решение последние годы признавались органами прокуратуры незаконным и необоснованным. Ежегодно из-за вынесения незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовных дел тысячи сотрудников органов внутренних дел привлекаются к уголовной и дисциплинарной ответственности. В Уставе уголовного судопроизводства России 1864 года, УПК РСФСР 1923 года, в зарубежном процессуальном законодательстве, за исключением ряда государств, образованных на постсоветском пространстве, такой правовой институт, как отказ в возбуждении уголовного дела, отсутствует.


В этой связи представляется необходимым подготовить проект федерального закона об изменениях в уголовно-процессуальном законодательстве. При этом следует предусмотреть отмену института «отказных материалов». Предлагается закрепить в УПК такую правовую ситуацию, когда возможно только возбуждение уголовных дел при установлении признаков состава преступления и их прекращение в предусмотренных законом случаях.

Одновременно в нормативных документах МВД, регламентирующих порядок приема и учета заявлений и сообщений о преступлениях и реагирования на них, необходимо закрепить положение, в соответствии с которым при устранении института отказа в возбуждении уголовных дел в статистике реагирования на заявления о преступлениях останутся только три показателя: возбужденные уголовные дела и прекращенные уголовные дела по соответствующим основаниям, дела об административных правонарушениях. Причем, количество прекращенных уголовных дел на основе законно вынесенных решений не должно считаться негативным показателем. При возбужденных уголовных делах по заявлениям о происшествиях с признаками преступлений появляется возможность в полном объеме провести процессуальную проверку (экспертизы, допросы, очные ставки и т.д.) и вынести обоснованные решения о прекращении дел либо о проведении дальнейших следственных действий. Общий объем работы для следователей и дознавателей безусловно увеличится, но это увеличение будет объективно отражать общий уровень нагрузки.

В настоящее время огромный объем работы сотрудники полиции, следователи и дознаватели осуществляют вокруг так называемых «отказных материалов». Но этот объем фактически нигде не учитывается и на показатели работы не влияет. Как следствие, значительная часть времени сотрудников используется вхолостую для создания видимости статистического благополучия в виде снижения количества преступлений и улучшения показателей их раскрываемости.

Изменение системы учета и регистрации преступлений неразрывно связано с введением новых критериев эффективности деятельности полиции и органов внутренних дел в целом. Действующие критерии, ориентированные прежде всего на снижение преступности и улучшение показателей раскрываемости преступлений, не столько мобилизуют личный состав органов внутренних дел на эффективную борьбу с преступностью, сколько заставляют сотрудников заниматься фальсификацией статистической отчетности, укрытием преступлений от учета. Все это влечет не повышение эффективности работы, а дестабилизацию деятельности системы МВД и других правоохранительных органов.


Необходим отказ от действующих критериев оценки эффективности в сфере правопорядка и общественной безопасности и в целом по всей системе органов исполнительной власти. Действующие критерии эффективности ориентируют систему МВД и другие правоохранительные органы на создание обстановки мнимого благополучия в борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

Новыми критериями оценки эффективности должны стать показатели полноты выявления преступлений и иных правонарушений и своевременность реагирования на них. Одновременно одним из основных критериев эффективности следует считать количество установленных или

привлеченных к уголовной ответственности лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

Количество зарегистрированных заявлений не должно являться негативным критерием в оценке деятельности подразделения.

При этом в выработке оценки необходимо отказаться от сравнения с предыдущим годом (АППГ). За сравнение следует принимать период не менее, чем в 2-3 года. Это позволит дать более объективную картину сложившейся ситуации.

Одновременно необходимо ввести критерии, характеризующие состояние учета и регистрации граждан, потерпевших от преступлений. Эти критерии необходимо закрепить путем внесения изменений в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента России от 24 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и в перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 15 апреля 2009 г. Данные критерии должны подкрепляться результатами и показателями, вытекающими из изучения мнения граждан о личной безопасности и деятельности органов внутренних дел на основе вневедомственных источников информации (социологических опросов и мониторинга СМИ).


Целесообразно использовать положительный опыт Республики Беларусь, где все территориальные органы МВД поделены на 3 категории: положительная оценка со стороны населения, средняя и неудовлетворительная. В случае присвоения региону неудовлетворительной оценки - незамедлительно следуют меры жесткого реагирования, в том числе - комплексные выездные проверки, освобождение руководителей, наказания сотрудников.

Вторым шагом дорожной карты должна стать оптимизация действующих структур, должностей и штатной численности органов внутренних дел от центрального аппарата Министерства до поселковых отделений полиции.

В ходе первого этапа реформы была сокращена численность низовых подразделений полиции, осуществлено укрупнение органов внутренних дел муниципальных образований. Все это негативно отразилось на обеспечении доступа граждан к правосудию (затруднена процедура подачи заявлений в сельской местности, в поселках и малых городах, снижено реагирование на сообщение о преступлениях - в ряде малых городов и районов экипажи ППСП или ГНР не выезжают по звонкам в ночное время).

Учитывая произведенное сокращение численности оперативного состава и патрульно-постовой службы, в крупных городах необходимо приблизить наряды полиции к жилому сектору - к общественным пунктам охраны порядка. Тем самым сократить время реагирования на сообщения о преступлениях и других правонарушениях. Важно восстановить систему реагирования на заявления и сообщения о преступлениях «по горячим следам». В сельской местности организовать регулярные объезды отдаленных населенных пунктов для встреч с населением.

В целях компенсации недостающей штатной численности участковых уполномоченных полиции целесообразно подготовить проект федерального закона о помощниках участкового уполномоченного полиции с внесением изменений в федеральные законы «О полиции», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской


Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации». При этом следует предусмотреть, что помимо помощников участкового уполномоченного полиции, несущих службу в органах внутренних дел (финансирование которых идет из федерального бюджета), необходимо законодательно предусмотреть помощников участкового уполномоченного полиции из числа гражданских служащих субъекта Федерации и муниципальных служащих, наделенных определенными правами и полномочиями по охране правопорядка. Количество и место работы таких помощников участкового уполномоченного полиции должны определять главы субъектов Федерации и руководители органов местного самоуправления по согласованию с руководством МВД республик, ГУ, УМВД по субъектам Федерации, городских и районных органов внутренних дел. Финансирование и материально — техническое обеспечение помощников участкового осуществляется за счет средств бюджетов субъекта Федерации и органа местного самоуправления.

Требует пересмотра система должностей руководящего состава полиции. Практика показывает, что целесообразно установить положение, когда начальник органов внутренних дел одновременно является начальником полиции и имеет четырех заместителей: по оперативно­розыскной деятельности, по обеспечению общественной безопасности, по организации следствия и дознания, по работе с личным составом и общим вопросам.

Нуждается в изменениях и сама структура органа МВД на региональном и муниципальном уровне, утвержденная приказами МВД России. На уровне городских и районных органов внутренних дел следует укрепить подразделения уголовного розыска. Одновременно сократить численность руководителей структурных подразделений.

Следует оптимизировать и структуру подразделений центрального аппарата Министерства, объединив подразделения, выполняющие штабную

и обеспечивающую функции, организующие информационную политику. Одновременно следует восстановить управленческое влияние МВД России на обеспечение безопасности в ЗАТО и на особо режимных объектах.


Требуют рассмотрения вопросы определения наиболее оптимальной системы подразделений по борьбе с организованной преступностью с одновременным решением вопроса о роли и задачах Главных управлений МВД России по федеральным округам.

Учитывая, что районное звено полиции является основным в системе МВД, следует подготовить предложения по развитию инфраструктуры городских и районных органов внутренних дел для внесения на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

Одновременно требуется подготовить и принять нормативные акты, регламентирующие оптимизацию деятельности органов полиции на городском и районном уровнях (приближение нарядов и оперативных групп полиции к местам проживания граждан, совершенствование системы оповещения населения об осложнении криминальной обстановки, розыске опасных преступников и лиц, пропавших без вести, использование в охране правопорядка на муниципальном уровне сил общественности и частных охранных структур и т.д.).

Третьим шагом дорожной карты является продолжение процесса «очищения» рядов сотрудников органов внутренних дел от коррупционеров, предателей интересов службы, людей, не способных осуществлять профессиональные функции, а также качественное улучшение подготовки кадров для службы в органах внутренних дел.

Антикоррупционные мероприятия первого этапа реформы в системе МВД России не смогли в полной мере привести к ожидаемым результатам. Факты взяточничества, поборов, вымогательства, связи отдельных сотрудников и даже руководителей подразделений полиции с криминальным элементом продолжаются. Система реагирования на такие явления до недавнего времени была явно неадекватна их общественной опасности.

Поэтому в числе первоочередных задач стоит исключение случаев сокрытия преступлений и происшествий среди личного состава, принуждение к увольнению виновных по собственному желанию либо «задним числом», проведение по каждому факту криминальных проявлений сотрудников проверок для выявления причин и условий нарушений законности, правовых и этических норм.


Коренного изменения требует система информирования общества о работе по очищению рядов сотрудников органов внутренних дел от компрометирующих их лиц. О каждом происшествии, связанном с коррупционным или иным противоправным поведением полицейских, необходимо незамедлительно информировать средства массовой информации.

Без временных проволочек следует освобождаться от сотрудников, совершивших правонарушения либо нарушения законности. Необходимо изживать проявления клановости, круговой поруки в системе МВД. В частности, должны действовать ограничения при переводе из региона в регион сотрудников органов внутренних дел при назначениях на руководящие должности в МВД республик, ГУ, УМВД по субъектам Федерации.

В целях своевременного реагирования на факты безосновательного преследования субъектов предпринимательской деятельности, использования уголовно — правовых процедур в сфере предпринимательской деятельности в противозаконных целях( возбуждение «заказных» уголовных дел, рейдерские захваты, побуждение к переделу бизнеса, получение доступа к коммерческой и иной охраняемой законом тайне) в МВД России необходимо создать постоянно действующую рабочую группу по взаимодействию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и с Управлением по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Аналогичные рабочие группы целесообразно создать в МВД республик, ГУ, УМВД субъектов Федерации по взаимодействию с региональными представительствами Уполномоченного по защите прав предпринимателей и с соответствующими подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации.

Следует ужесточить ответственность руководителей всех степеней за противоправные действия в отношении подчиненных (нарушение трудовых прав, незаконные наказания, увольнения и т.п.) вплоть до увольнения. Признание в установленном порядке действий руководителя незаконными рассматривать как его несоответствие занимаемой должности.


Необходимо полностью отказаться от порочной практики оценки действий руководителя в воспитательном процессе по снижению показателя наказанных. Такое положение дел ведет к тому, что руководитель вынужден не наказывать нарушителей в угоду статистике и таким образом только стимулирует нарушения.

Кроме плановых аттестаций какие-либо новые масштабные переаттестации проводить нецелесообразно. Одновременно следует использовать метод выборочных аттестаций отдельных подразделений, служб и сотрудников. Аттестации должны проводиться на основе всего массива имеющихся компрометирующих материалов в СМИ, обращениях общественных объединений, в сети Интернет, в подразделениях собственной безопасности органов МВД. Одновременно необходим анализ жалоб граждан на действия сотрудников полиции, поступивших в органы прокуратуры, Следственный комитет РФ, в органы ФСБ. К выборочным аттестациям следует в обязательном порядке привлекать членов общественных советов, сформированных в органах МВД на всех уровнях, а также депутатов законодательных собраний и муниципальных образований с правом совещательного голоса для гарантии того, чтобы выборочные аттестации не использовались как повод для увольнения «неугодных» сотрудников.

Помимо развития практики использования полиграфа при приеме на службу и проведении выборочных аттестаций, целесообразно повсеместно внедрять новейшие технологии, научно-технические средства по определению профессиональной трудоспособности сотрудников органов внутренних дел. В частности, повсеместного внедрения требует апробированная в ГУ МВД России по г.Москве отечественная Айскрин- технология мониторинга психофизиологического состояния сотрудников.

Целесообразно ввести обязательное ежегодное анкетирование сотрудников для оценки деловых, моральных, профессиональных качеств непосредственных начальников, начальников соответствующих территориальных органов или подразделений центрального аппарата, а также оценки деятельности министерства внутренних дел в целом.


Важно оптимизировать систему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, уделив большее внимание специальному полицейскому образованию, которое целесообразно сформировать по 2-уровневой системе. (1-й уровень - среднее специальное образование, 2-й - полное высшее.).

Следует подготовить предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О полиции», в соответствии с которыми предусмотреть назначение на руководящие должности, связанные с руководством полицейскими подразделениями, только лиц, имеющих юридическое образование.

Четвертым шагом дорожной карты должно стать качественное улучшение принципа открытости деятельности органов внутренних дел.

Повсеместно в городах, районах, поселках, селах, во всех муниципальных образованиях следует привлекать для обеспечения задач по охране правопорядка депутатский корпус. Целесообразно по всем городским подразделениям полиции составить вместе с депутатами муниципальных образований графики дежурств в дежурных частях органов полиции, ИВС, спецприемниках.

Возникает неоходимость пересмотреть состав общественных советов, образуемых в системе МВД, на всех уровнях, унифицировав критерии отбора и установив в том числе принцип делегирования и выдвижения. Привлечь к их работе правозащитников, представителей общественных организаций, нацеленных на искоренение нарушений законности в деятельности органов внутренних дел. Ввести в практику обязательное включение в состав комиссий по проверке жалоб на сотрудников органов внутренних дел членов общественных советов. В инициативном порядке привлекать членов общественных советов для проверки соблюдения прав человека в деятельности дежурных частей, ИВС, спецприемников. Возложить на общественные советы право дачи рекомендаций при выдвижении сотрудника на вышестоящую должность и согласия при увольнении старшего офицера; участие в формировании резерва управленческих кадров; организацию и проведения социологических опросов населения.


Во всех городских и районных органах внутренних дел необходимо провести инвентаризацию стендов и других носителей информации о деятельности полиции. МВД России целесообразно разработать и утвердить стандарты их содержания и размещения, обеспечивающие доступность и информативность сведений.

На качественно новый уровень должна быть выведена организация работы «горячих линий» по различным направлениям деятельности: о нарушениях законности сотрудниками полиции, пропавших детях, о террористических и насильственных экстремистских проявлениях. В этой работе следует максимально задействовать сеть Интернета. Создать специальные сайты во всех МВД республик, ГУ, УМВД по субъектам Федерации, городских управлениях и районных отделах внутренних дел.

Следует шире использовать новейшие достижения в сфере информационных технологий (в частности, софт Police Таре, который разработан за рубежом для фиксации правонарушений самих сотрудников полиции.) Важно не бороться с этими техническими средствами, а использовать их для наведения порядка во внутренних рядах.

Целесообразно провести эксперимент по использованию принципа «одного окна» для принятия заявлений граждан об оказании любых государственных услуг, оказываемых органами внутренних дел (регистрация автотранспорта, его техосмотр, заключение договоров об охране объектов собственности, лицензионно-разрешительные услуги и т.д.).

По согласованию с Торгово — промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, общероссийскими общественными организациями «Опора России» и «Деловая Россия» целесообразно организовать постоянный совместный мониторинг проблем, возникающих во взаимоотношениях бизнес — структур и органов полиции. По результатам мониторинга готовить совместные предложения по развитию законодательства и принятию организационных решений.

Пятым шагом дорожной карты является качественное улучшение деятельности органов внутренних дел на основном направлении - предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений. Именно здесь складывается авторитет системы МВД и именно здесь наблюдается немало застойных, мешающих развитию явлений.

Прежде всего следует решительно отказаться от ненужного «бумаготворчества» в организации оперативно-розыскной деятельности, особенно низовых оперативных подразделений полиции. В этой связи важно разработать и принять новые ведомственные нормативные акты по организации оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел.

В целях усиления борьбы с организованной преступностью, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых членами преступных сообществ (организаций), необходимо, основываясь на положениях постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)», а также международных стандартах Генерального секретариата Интерпола по программе «Миллениум» (по борьбе с трансевразийскими организованными преступными сообществами), создать в МВД России объединенный банк данных на региональные, межрегиональные и транснациональные преступные сообщества (организации).

Исходя из решений Совета Безопасности Российской Федерации следует подготовить проект Государственной концепции противодействия организованной преступности.

По согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, СК России, ФСБ России, ФТС России, ФМС России, ФСКН России, Росфинмониторингом целесообразно разработать Единый план действий по проведению специальных комплексных операций и оперативно — профилактических мероприятий по борьбе с торговлей людьми, незаконной миграцией, наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, финансированием террористических и экстремистских сообществ (организаций), предусмотренных целевыми программами и плановыми мероприятиями в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, а также в рамках сотрудничества по линии Интерпола и Европола.


Для активизации борьбы с сексуальной и трудовой эксплуатацией, торговлей человеческими органами и тканями, организованными формами незаконной миграции, производством и распространением детской порнографии необходимо создать при МВД России Межведомственную комиссию по противодействию торговле людьми (по согласованию с

Генеральной прокуратурой Российской Федерации, СК России, ФСБ России, ФМС России, ФТС России, Росфинмониторингом).

На качественно новый уровень необходимо поднять работу по розыску лиц, пропавших без вести, особенно детей. За последние 10 лет результативность розыска без вести пропавших снизилась на 11 %. В 2011 г. не установлено местонахождение 50 тыс. человек. Каждый пятый без вести пропавший, находящийся в федеральном розыске — это несовершеннолетний. Прокурорские проверки показывают, что по — прежнему, органами внутренних дел допускаются случаи немотивированного отказа в регистрации сообщений и заявлений об исчезновении граждан или списание их в номенклатурные дела без проведения доследственных проверок.

Такая ситуация крайне негативно влияет на формирование общественного мнения о работе полиции. Следует работу по розыску пропавших без вести определить в числе приоритетных направлений, восстановить открытую публикацию статистических данных о результатах этой деятельности, укрепить розыскные подразделения наиболее подготовленными оперативными работниками, шире использовать компьютерные технологии в целях оповещения населения о пропавших людях, привлекать к поиску людей волонтерские организации.

Целесообразно при ГУУР МВД России и УУР МВД республик, ГУ, УМВД по субъектам Федерации создать центры по поиску пропавших детей (по модели американского центра поиска пропавших детей - г.Александрия штат Вашингтон).

Требует коренного изменения организация работы по раскрытию преступлений прошлых лет. На 1 января 2011 г. общая численность убийств и покушений на убийства, по которым срок давности не истек и которые остались нераскрытыми, превысила 90 тыс., а умышленных причинений тяжкого вреда здоровью - 200 тыс., изнасилований - 20,5 тыс.


В этой связи целесообразно по согласованию с подразделениями Следственного комитета Российской Федерации по всем субъектам РФ создать следственно-оперативные группы по раскрытию особо тяжких преступлений против личности прошлых лет.

Необходимо разработать проект Государственной программы по противодействию криминализации экономики России с последующим вынесением на обсуждение Экономического совета при Президенте Российской Федерации.

Указанные предложения являются лишь контуром необходимых преобразований. Каждый из предлагаемых шагов в рамках нового этапа реформы, несомненно, потребует всестороннего обсуждения и анализа с подключением специалистов, практиков, общественных и научных экспертов.

Расчетный срок проработки новой реформы (с формированием четкого сетевого графика) займет от 6 месяцев до 1 года. Таким образом, при условии принятия соответствующего решения она может перейти в практическую плоскость уже в 2013 году.

Намеченные меры по дальнейшему реформированию органов внутренних дел придется осуществлять при дефиците бюджетных средств, вызванном кризисными явлениями в мировой экономике; в условиях крайне напряженной криминальной ситуации, обусловленной противоречиями социально-экономического развития; на фоне продолжающегося роста числа заявлений и сообщений о преступлениях и иных правонарушениях, повышения агрессивности со стороны преступной среды, постоянных контртеррористических операций на Северном Кавказе, митинговой активности граждан в крупных городах страны. Но все эти факторы не только не ставят под сомнение необходимость реформирования, но и, наоборот, требуют активизации реформы в системе МВД.