prosdo.ru
добавить свой файл
1



ВСТУПЛЕНИЕ Можно начать:  1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. 2)   с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). 3)  с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной  мысли  текста


ВЫДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ ТЕКСТА



2 КОММЕНТРИЙ ПОДНЯТОЙ ПРОБЛЕМЫ


В данном тексте - анализируется проблема... - автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему... - даётся – истолкование, описание, критическая оценка… - исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость… - показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность… - подвергается – критике, рассмотрению, анализу… - (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие? -(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое ...


3 ПОЗИЦИЯ АВТОРА

- Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». - (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: «(Цитата)». - Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием). - Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора) – убедительно доказывает, что… - обращает внимание на то, что…


- выражает тревогу…

- верно (тонко) замечает…


4
Речевые клише, которые помогут при написании сочинения
СВОЁ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ + ДВА АРГУМЕНТА


-


  • - Автор считает, что…

  • - Автор утверждает, что…

  • - Автор убежден, что … . … и подобная уверенность

  • небезосновательна.

  • - Автору важно убедить читателя в том, что…

  • - Бесспорно мнение автора о том, что…

  • - Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

  • - Задача автора – убедить читателей в том, что…

  • - Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме:…

  • - Автор подводит читателя к мысли о том, что…

  • - Решая проблему, автор приходит к следующему выводу:…

  • - «… …» - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.

  • - «…» - в этом высказывании (указать автора) нашла свое

  • отражение идея текста.

  • - «…» - это высказывание точно отражает позицию автора.

  • - … - вот основная идея (мысль) текста.

  • - « …» - именно эта мысль отражает авторскую позицию.

  • - … - эти языковые средства позволили автору образно,

  • ярко выразить свою позицию.

  • - … - в этом предложении звучит прямая авторская оценка.

  • - … - все это позволило автору выразить мысль о том, что…

  • - … - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.

  • - … - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

  • - Позиция автора очевидна: …

Я полностью согласна___ с автором текста. Ведь... - По-моему... - Автор абсолютно прав, утверждая, что… - Трудно не согласиться с автором в том, что…


А


  • Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы):

- Мне не раз приходилось сталкиваться с ... - Помню, как-то... - Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой , но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. - Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...

  • Ссылка на авторитет

- Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил... - Любой историк скажет, что... - Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...
РГУМЕНТЫ ИЗ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА



АРГУМЕНТЫ ИЗ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ИСТОРИЧЕСКОЙ, НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



  • - Подобный негативный авторский взгляд на проблему вызван тем, что …

  • - Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.

  • - Утверждение автора, что … …, бесспорно

  • - Справедливость высказанных автором суждений несомненна.

  • - Резкая категоричность автора вызвана тем, что …

  • - Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …

  • - На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателей к подобным явлениям.

  • - Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его

  • негативное отношение к …

  • - Используя конкретные факты, автор обосновал свою

  • (негативную, позитивную) точку зрения на то, что …

  • - По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще

  • встречаются в нашей жизни.

  • - Называя это явление …, автор подчеркивает свое
  • (положительное, отрицательное, ироническое и т.п.)


  • отношение к нему

  • - Автор формирует (положительное, негативное) общественное

  • мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.





-Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)...

-В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за...

-Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)...


5
1. Обобщение основных мыслей автора .

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

4. Использование цитаты.

5. Концовка-ответ.

6.Яркий пример, обобщающий рассуждение.
Заключение сочинения



- Автор обосновывает справедливость своих суждений, - Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором - Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что … - Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры - Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.

  • - Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые

  • делают эту проблему актуальной.

  • - Композиция текста позволяет сделать вывод о том, что

  • автор …

  • - Для подобной точки зрения есть веские основания.

  • - Доводы, приведенные автором, убедительны

  • - Автор неспроста сомневается в том, что…




Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что... — В заключение хочется заметить, что... — И, в конце концов, следует заметить, что... — ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. — Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что... — Я не могу предложить сейчас решение проблемы — достаточно того, что «болезнь указана, а как ее излечить — это уже бог знает!»