prosdo.ru
добавить свой файл
1
Тема: Мотивация и стимулирование труда.


(2 часа)
Проблемные вопросы:


  1. Сущность мотивации труда. Виды мотивов к труду.

  2. Экономический интерес как форма выражения экономических отношений.

  3. Стимулирование труда, его роль в социально-экономической сфере общества, разновидности и условия эффективности.

4. Заработная плата как материальное средство вознаграждения.

Литература:

Соколова Г.Н. Экономическая социология. - Мн., 1998. - С.207 - 221;

Дорин А.В. Экономическая социология. - Мн., 1997. - С.194 - 234.
Темы рефератов и научных сообщений:

1. Мотив к труду как фактор трудовой деятельности.

  1. Динамика мотиваций труда в молодежной среде.

  2. Условия эффективности стимулирования труда.

  3. Карьера работника: социально-экономический и моральный аспекты.

  4. Социально-экономическое содержание заработной платы.


Контрольные вопросы:

  1. Почему мотивы к труду выступают реальными факторами трудовой деятельности?

  2. Как частные и общие экономические интересы оказывают воздействие на мотивацию и стимулирование труда?

  3. Какими способами возможно наиболее эффективно стимулировать труд работников?



Задания по теме:

  1. Исследуйте доминирующие мотивации к труду (учебе) на примере малой социальной (студенческой) группы.

  2. Постройте иерархию мотиваций к труду.

  3. Выявите условия и охарактеризуйте превращение: а) экономических интересов в социальные; б) социальных - в политические; в) политических - в духовно-культурные интересы.

Тема: Социальный контроль в сфере труда и удовлетворенность трудом

(2 часа)
Проблемные вопросы:

  1. Понятие и функции социального контроля.

  2. Типы и виды социального контроля и способы их осуществления.
  3. Удовлетворенность трудом: суть, роль, функции. Производственная и социальная удовлетворенность трудом.


4. Способы регулирования удовлетворенности трудом.

Литература:

Дорин А.В. Экономическая социология. - Мн., 1997. - С.170 - 194.
Темы рефератов и научных сообщений:

  1. Административный контроль за организационно-трудовым поведением работников.

  2. Способы осуществления открытого и скрытого социального контроля.

  3. Регулятивная роль экономической культуры как средства внутреннего контроля.

  4. Проблемные и благоприятные условия работы и их влияние на удовлетворенность трудом.

  5. Принципы и методы оценки удовлетворенности трудом.


Контрольные вопросы:

  1. Каково предназначение социального контроля в сфере труда?

  2. Чем отличается внутренний контроль от внешнего, открытый от скрытого контроля?

  3. Как достигается удовлетворенность трудом?

  4. В чем заключается задача руководителя по организации социального контроля и повышению удовлетворительности трудом?


Задания по теме:

  1. Определите эффективность экономических факторов воздействия на работников (на примере 2 - 3 человек).

  2. Произведите оценку организационно-трудового поведения работников.

  3. Постройте шкалу оценок удовлетворенности трудом.


Тема: Трудовая занятость и социально-экономические последствия безработицы

(2 часа)
Проблемные вопросы:

  1. Понятие трудовой занятости; факторы, определяющие специфику ее проявления.

  2. Социально-демографические особенности занятости.

  3. Безработица, ее социально-экономические функции. Особенности поведения безработных.

4. Формы и степень социальной защиты безработных.

Литература:

Дорин А.В. Экономическая социология. - Мн., 1997. - С.71 - 93.
Темы рефератов и научных сообщений:
  1. Решение кадровых вопросов на предприятии.


  2. Проблема женской занятости в сфере производства.

  3. Дефицит рабочих мест в современных экономических условиях.

  4. Безработица среди молодежи.

  5. Роль образования в приоритетах занятости.


Контрольные вопросы:

  1. В чем проявляются межполовые различия в сфере трудовой занятости?

  2. В чем "проигрывает" молодежь в конкурентной борьбе на рынке труда?

  3. Каковы социально-экономические функции безработицы?

  4. Какие формы социальной защиты существуют в современном экономически развитом обществе.

Задания по теме:

  1. Составьте лист-опросник для исследования общественного настроения по поводу безработицы и поведения безработных?

  2. Обоснуйте существование дискриминации женщин в трудовой занятости населения.

  3. Изложите аргументы "за" и "против" тезиса, что "учеба - это отсрочка от безработицы".


Тема: Социологические исследования экономических процессов.

(2 часа)

Проблемные вопросы:

  1. Подготовка социологического исследования на предприятии. Основные этапы работы.

  2. Программа исследования: теоретическая и методическая часть.

  3. Методы социологической работы на предприятии.

  4. Сбор и анализ результатов социологического исследования.

  5. Социально-экономические факторы повышения производительности труда и эффективности производства.



Литература:

Как провести социологическое исследование. - М., 1990. - С. 8 - 235;

Служба социального развития предприятия. - М., 1989. - С. 53 - 120.
Темы рефератов и научных сообщений:

  1. Содержание и сущность консалтинговой деятельности на предприятии

  2. Разработка программы и плана социологического исследования.
  3. Анкетирование как метод сбора социологической информации на предприятии.


  4. Социологические методы наблюдения и эксперимента в изучении экономических проблем.

  5. Использование результатов социологического исследования в производственной деятельности.

  6. Применение технических средств сбора и анализа социологической информации.


Контрольные вопросы:

  1. Какие виды социологических исследований применяются в изучении социально-экономических проблем предприятий?

  2. Как осуществляется обоснование проблемы исследования, формулировка цели, задач и гипотез исследования?

  3. Каковы структурные компоненты плана проведения социологического исследования?

  4. Что собой представляет модель выборки?

  5. Каковы основные тенденции и закономерности развития социального управления на предприятии?

  6. Какую помощь во внедренческой деятельности может оказать социолог на предприятии?

  7. В чем заключается контроль за реализацией плана социального развития трудового коллектива.



Задания по теме:

  1. Проведите сравнительный анализ методов: а) анкетирования и интервьюирования;

б) анализа документов и экспертной оценки.

  1. Составьте гипотезу к программе проводимого на предприятии социологического исследования.

  2. Постройте общую схему управления трудовой дисциплиной на предприятии?

  3. Создайте алгоритм работы социальной службы предприятия по производственной адаптации молодых специалистов (рабочих).