prosdo.ru 1
Музыкальное волшебство


Музыкальный фестиваль «Международная неделя консерваторий» прошёл в Санкт-Петербурге уже в двенадцатый раз. Обилие классической музыки, приглашённые зарубежные музыканты и смелые эксперименты – вот чем знаменит фестиваль. О традициях, нововведениях, музыкальной глобализации и о том, что же нужно подправить в консерватории мы поговорили с директором «Международной недели консерваторий», Лидией Волчек.

В этом году состоялась XII Международная неделя консерваторий. Расскажите, как появилась идея проведения такого фестиваля?

– Во всём «виноват» Малый зал им. Глазунова, один из самых красивых в городе, зал, который нравится всем, кто в него приходит. Он открыл свои двери в 1896 году практически в том виде, в котором вы видите его сейчас. Он работает, прежде всего, как учебная сцена. Когда он возникал, его архитектор, который оказался также великолепным акустиком, планировал его как зал, выполняющий двойную функцию: учебная сцена и открытая сцена для города. Проходило время, зал не реставрировался, были какие-то временные косметические ремонты, но капитального ремонта не было. Долгие годы он вообще не поддерживался: всё хирело, всё опускалось, покосились трубы органа. Орган молчал почти двадцать лет! Трещины были в зале такие, что зимой в зал залетал снег и шёл свет от Мариинского театра. В общем, впечатление производил очень плачевное, жалкое, хотя мы все его очень любили и надеялись на то, что что-то нам поможет его восстановить. И вот у нас появилась возможность этот зал реставрировать. В 2000 году проходила масштабная реставрация. Нам удалось сделать невозможное и зал был восстановлен. И когда мы уже понимали, в каком прекрасном качестве он возникает практически из руин, очень хотелось как-то всё это отпраздновать. Хотелось сделать большой праздник, не на один день, и пригласить друзей, пригласить творческих партнёров.

В чём специфика этого фестиваля?

– Дело в том, что когда я уже стала как-то оформлять эту идею, мне захотелось сделать не просто фестиваль, а такую программу, в центре которой стоял бы музыкант, во всех сторонах его деятельности. Общеизвестно, что сейчас музыкантская профессия не очень уважаема, не очень востребована. Есть музыканты, которыми гордится страна, есть музыканты, которые на афишах, привлекают внимание. И все, вне зависимости от того, любят они музыку или нет, бегут отметиться на таком концерте. Пальцев одной руки вполне будет достаточно, чтобы этих музыкантов перечислить. А как живут остальные? Чем они занимаются? Конечно, это избранные люди, особые люди, потому что с малого возраста они «сращиваются» с тем инструментом, который они выбирают и посвящают ему свою жизнь, ведь учиться профессии надо, как минимум, шестнадцать лет! И талант движет молодыми людьми, заставляет их идти учиться, сидеть за инструментом, преодолевать массу всяких проблем и сложностей, становиться музыкантом. Захотелось показать музыканта во всех его ипостасях: и как концертирующего музыканта, и как музыканта, который занимается исследовательскими работами в области музыковедения, показать композиторский труд, показать педагогический труд музыканта. Вот тогда и возникла такая многоплановая, многожанровая структура этого проекта, где есть и концерты, и открытые мастер-классы, и репетиции, есть презентации сборников и книг по музыкальной тематике, есть документальные выставки, которые содержат какие-то исследования, есть семинары даже по каким-то медицинским вопросам, вопросам здоровья музыканта. Не так давно мы провели семинары по концертному менеджменту, потому что не каждый музыкант умеет себя преподнести, продать. Нам надо было снабдить студентов консерватории какими-то механизмами самопродвижения. Так что фестиваль развивается очень многопланово. Это не значит, что каждый год мы показываем всё вышеперечисленное, это невозможно. Например, в этом году у нас очень большая концертная программа, мы сократили программу научно-практическую. Хотя научно-практическая часть осталась довольно объёмной: семнадцать мастер-классов, открытые репетиции, две выставки и презентация только что вышедшего сборника о двух наших известных музыкантах-педагогах.


Вход на концерты в Малом зале для студентов был свободный. Направленность на популяризацию академической музыке среди студенческой аудитории появилась сразу или к этому консерватория пришла только сейчас?

– Изначально мы не ставили себе такой задачи. Мы всегда приглашали молодых людей из ВУЗов, но впервые предложили студентам свободно посещать все наши мероприятия. Может быть, это заинтересует, может, не всё, но что-то. Какое-то сочинение или исполнитель особенно придутся по душе. Хотя, конечно, мы всегда старались привлечь молодых ребят какими-то программами, которые были ориентированы на них. Например, я не могу сказать, что сейчас молодёжь сильно интересуется джазом, это элитарное искусство, но всё-таки это легче, и ближе, и быстрее доходит до ушей молодых людей, нежели музыка академических жанров, поэтому мы включали в программы джаз. Мы включали в программы кроссовер и постоянно включаем. В этом году к нам приезжал квинтет «ALLIAGE», духовой квинтет из Германии, один из самых креативных ансамблей Европы. Они играют множество разной музыки, причём играют на стыке жанров, на стыке поп-музыки, эстрадной, этнической и академической музыки, то есть такой своеобразный кроссовер. Мы, музыканты-профессионалы, все немножечко снобы. Но понимаем, что надо смотреть на такие смелые эксперименты современными глазами и понимать, что для того, чтобы человеку рассказать о классической музыке доступно, нужна какая-то другая манера. Это, возможно, вызовет интерес и к более серьёзной музыке.

Какую из представленных программ, по Вашему мнению, можно назвать самой необычной?

– В этом году мы по традиции сделали «Вечер мировых премьер». Назвали его достаточно осторожно – музыкальный юмористический вечер «Что нужно подправить в консерватории?» Вот когда человек может смеяться над собой? Когда он обладает хорошим чувством юмора и абсолютно уверен в себе. Консерватория сейчас пришла к ощущению стабильности, уверенности, и появилось желание немножечко подшутить над самими собой. Наши композиторы получили задание сочинить музыку на тексты миниатюр петербуржского писателя Семёна Альтова. Почему нас привлекла фигура именно этого сатирика? Во-первых, он петербуржец, во-вторых, юмор у него тонкий и интеллигентный. Нужно сказать, что Семён Альтов очень быстро откликнулся на это. Я с ним говорила один раз и получила тут же его согласие. Саму эту фразу - «может быть, в консерватории что-то нужно подправить» - мы позаимствовали у Михаила Жванецкого. Его скетч в исполнении Семёна Альтова тоже звучал в программе. Наши композиторы сочинили музыку на миниатюры, и философские, и юмористические. Было любопытно посмотреть, как отражается юмор писательский в юморе музыкальном. Юмор в музыке – это вообще очень сложная вещь. Надо сказать, что слушателям наш эксперимент пришёлся по душе.


Формат фестиваля – это начинающие исполнители или именитые музыканты?

– Мы всегда говорили о том, что мы открываем молодые имена. Мы не эксплуатируем звонкие звёздные фамилии, которые уже всем известны и на которые публика бежит. Но бывают такие годы и такие фестивали, когда без звёзд не обойтись, потому что звёзды – это наши выпускники. Например, в этом году в фестивале приняли участи трое знаменитых дирижёров. Во-первых, это дирижёр Большого театра, человек, которого знаю все любители музыки, Василий Синайский, наш выпускник. Он уже работал с нашими студентами и было понятно, что его работа со юными музыкантами приносит огромную пользу. Второй именитый дирижёр – Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра и тоже наш выпускник. И ещё один дирижёр, которым, безусловно, может гордиться и консерватория, и страна, закрывал фестиваль, Семён Бычков.

Фестиваль получился интернациональным. Это задумка организаторов или особенность современной музыкальной культуры?

– Я бы назвала это отражением процесса музыкальной глобализации. В наших концертах действительно сталкиваются разные национальные культуры. Сейчас вообще очень много всяких взаимопроникновений. Русские музыканты работают по всему миру, поэтому российская исполнительская культура распространилась повсеместно. Некоторые из выпускников нашей консерватории сейчас работают в США. И когда к нам приезжают американские музыканты, то можем ли мы сказать, что это другая культура? Нет. Это сочетание различных культур. Русская исполнительская традиция преломляется через традицию американскую и наоборот.

По всему миру очень много людей, которые занимаются музыкой. И наш фестиваль как раз и даёт возможность петербуржским музыкантам увидеть, как зарубежные исполнители делают свою работу. К нам приезжал оркестр из Испании, камерный оркестр из США, работали три наших оркестра. У нас есть такие камерные серии, которые мы называем «Все флаги в гости». В этом году в рамках программы встретились польская культура, немецкая музыкальная культура и российская петербуржская школа. К нам впервые приехал профессор из Бразилии, из консерватории Рио-де-Жанейро, который играл вместе с нашими музыкантами. Четыре страны, четыре культуры – это интересно.


В программе отдельно выделены концерты, посвящённые Году Германии в России и Американскому сезону.

– Да, в прошлом году мы показывали испанскую и итальянскую музыку, потому что мы работали в сезон, который был посвящён музыкальной культуре Испании и Италии. В этом году две страны представили свою музыкальную культуру в России. Американский сезон уже подошёл к концу, и мы как бы закрывали его, а год Германии в России уже идёт и продолжится в 2013 году. В этом году Россия показывает свои музыкальные достижения в Германии, а Германия – в России. К нам приехали представители шести высших школ музыки из Германии, и студенты, и профессора. К слову о музыкальной глобализации, четыре музыканта, которые представляли немецкую культуру не немцы по национальности. Профессор из Великобритании, который работает в Германии не так давно, один из его студентов японец, один – кореец и один турок. Есть возможность познакомиться с музыкальной культурой мира и это уникальная возможность!

Что такое музыкальный мастер-класс и чем он интересен людям, далёким от музыкального мира?

Во-первых, всегда интересно и приятно смотреть на то, как другие работают. Во-вторых, интересно посмотреть, как зарубежный профессор работает с русскими студентами. Причём часто наши студенты показывают такой высокий класс, что и приезжая профессура может у них чему-то поучиться. Это взаимное обогащение, взаимный обмен. А потом для любого молодого человека опыт уже зрелого мастера интересен тем, что этот опыт в себе воплощает много всяких направлений, умений. Почему мы делаем мастер-классы зарубежных мастеров? Не потому что наши хуже. Наши во многом бывают и лучше, но одни и те же идеи, сказанные другими словами, да ещё и на иностранным языке, становятся для молодых людей чуть ли не истиной в последней инстанции. На мастер-классах они слушают, сопоставляют с тем, что говорит их профессор, сравнивают с собственным опытом. Это волшебство, которое происходит у вас на глазах: студент сыграл произведение, профессор что-то подсказал ему, что-то показал, и ощущение исполнителей, трактовка произведения тут же изменяется! Вот эта сиюминутная история очень интересна. Никому не бывает скучно, как правило, на мастер-классах всегда много людей.


В этом году в рамках фестиваля проходила презентация сборника «Лия Зелихман, Моисей Хальфин: страницы жизни в документах, статьи, воспоминания». Не могли бы Вы рассказать о нём подробнее?

– Это воспоминания учеников о двух замечательных петербуржских музыкантах, Лии Ильинична Зелихман и Моисее Яковлевиче Хальфине. Эта супружеская пара. Лия Ильинична работала в школе для одарённых детей, Моисей Яковлевич преподавал в консерватории. Оба имеют непосредственное отношение к Григорию Соколову, пианисту, который сейчас в мировой табели о рангах стоит чуть ли не на первом месте, по крайней мере, мы его считаем лучшим. Великий музыкант! Эти два человека «сделали» и многих других музыкантов, замечательных, прекрасных исполнителей, об это рассказывается в книге. Ученики пишут о своих учителях, то есть книга очень трогательная. Она и написана по воспоминаниям учеников, и издана учениками. Здесь рассказана не только история жизни этих двух людей, но и вся история консерватории: как развивались фортепианные классы, как развивалась петербуржская фортепианная школа. Это книга, которую интересно прочитать всем, не только музыкантам, потому что в ней собран огромный разнообразный материал.

В рамках фестиваля проходят также художественные выставки. Как сочетаются музыка и живопись?

– На мой взгляд, эти два направления искусства не мешают друг другу, а только взаимообогащают. Сейчас у нас в фойе картины к юбилею консерватории. Следующая выставка будет по мотивам музыкальных произведений, художественные впечатления от музыкальных сочинений самых разных композиторов, и классических, и современных. О том, как художники видят музыкальные сочинения. Когда соединяются в одном пространстве и музыкальное звучание, и художественная аура – рождается особое восприятие искусства. Люди выходят из зала и видят картины, написанные под впечатлением музыки. Музыка обрастает какими-то ассоциациями, связями и какими-то особыми подробностями.

Руфина Семыкина