prosdo.ru 1 2 ... 8 9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

В ПЕРИОД ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Мурманск

2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

В ПЕРИОД ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Методические рекомендации к разработке творческой

(практической) части выпускной квалификационной работы по

специальности 071401 — Социально-культурная деятельность

Мурманск

2011

Печатается по решению редакционно-издательского Совета

Мурманского государственного гуманитарного университета

Утверждено учебно-методическим советом

Авторы-составители: Выдрин В.Б., доцент (МГГУ)

Веселова Е.В., канд. пед. наук, доцент (МГГУ)

Рецензенты: Елисова Н.Н., канд. пед. наук, доцент (МГГУ)

Удалова Н.Н. (Центр чтения и досуга, г.

Мурмаснк)

© В.Б. Выдрин, Е.В. Веселова

© Мурманский государственный

гуманитарный университет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика является составной частью основной образовательной

программы подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-

культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-

культурной деятельности»).

Начиная с третьего курса студенты проходят практику в

учреждениях культуры, досуга и образования. Порядок прохождения

практики и ее содержание определяются Государственным

образовательным стандартом высшего образования, учебным планом, а

также основной образовательной программой подготовки специалиста.

Так, в течение обучения студенты проходят ознакомительную,

производственную и преддипломную виды практик.


Отличительной особенностью практики будущего специалиста в

сфере социально-культурной деятельности является реализация

рекреативных, социозащитных, культуротворческих, информационно-

просветительных, образовательных, реабилитационных культуроохранных

и др. технологий, которые находят отражение в разработке и апробации

социокультурных проектов.

Умение осуществлять проектную деятельность — необходимое и

обязательное условие выполнения выпускной квалификационной работы и

итоговой аттестации студента, завершающего обучение в университете по

названной специальности.

В качестве целей проектной деятельности можно определить такие,

как:

Систематизация, закрепление и обобщение теоретических,

практических знаний по специальности. Применение этих знаний в

решении конкретных научных, практических и творческих задач.

1. Закрепление и развитие навыков ведения самостоятельной работы,

овладение методами научного исследования, выработка умений

синтезировать в едином комплексе элементы фундаментальных

знаний, самостоятельных, научных суждений.

2. Подтверждение профессиональной готовности к решению

практических задач.

3. Выявление уровня качеств менеджера СКД.

4. Оценка степени проявленных художественно – творческих умений и

навыков, по подготовке отчетного мероприятия.

5. Возможность проверки степени подготовленности студента в

решении организационно – методической, творческо-постановочной,

информационно – рекламной и т.д. деятельности.

6. Проверка практической готовности студента (специалиста) к

реализации конкретного проекта в реальных условиях.

7. Оценка умений студента:

проводить презентацию проекта;

убедительно доказать взаимосвязь теоретической и практической


частей выпускной квалификационной работы;

грамотно оформлять творческие материалы;

делать самоанализ выполненной работы;

8. Оценивать перспективу развития социального заказа по

выбранной творческой теме.

В содержание методических рекомендаций включены материалы,

позволяющие понять назначение и подходы к разработке социально-

культурного проекта, четко определить его структуру и содержание,

наполнение каждой части.

Достаточно большой объем в методических рекомендациях

занимают приложения, на которые возможно ориентироваться при

осуществлении собственной проектной деятельности.

Кроме того, в пособие содержит глоссарий, список литературы для

обращения студента к теоретико-практическим первоисточникам как для

выполнения дипломной работы, так и для разработки социально-

культурного проекта.

Представленные методические рекомендации являются

приложением к сборнику программ учебной и производственной практик1

и предназначены для студентов выпускного курса, выполняющих

дипломную работу.

1 Сборник программ учебной и производственной практик факультета

художественного образования, технологии и дизайна по специальности 071401

«Социально-культурная деятельность» / Авт.-сост. Е.Ю. Терещенко, С.В. Телицына,

Н.Н. Елисова – Мурманск: МГПУ, 2010.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА

Философия драматургии

По ходу создания художественного произведения автору необходимо

иметь в своем сознании идеальный результат («Я так вижу», «Я так

чувствую», «Так должно быть», «Это актуально завтра», «Это требование

времени» и т.п.) постоянно сравнивать насколько создаваемое творение

соответствует художественному идеалу, и, если надо, вносить в него


необходимые корректирующие поправки, формируя авторскую

концепцию.

В новейшем философском словаре термин «концепция» трактуется

как: «система взглядов, выражающая определенный способ видения,

понимания, трактовки каких – либо предметов, явлений, процессов и

презентующая ведущую идею или конструктивный принцип, реализующий

определенный замысел в той или теоретической практике».

Следовательно, рассматривая драматургию, как первичный

компонент при создании духовных ценностей, посредством культурно-

художественных программ, необходимо видеть логическую связь: замысла

с концепцией автора, связь концепции с идеей и реализацию идеи в

сверхзадаче произведения.

Таким образом, можно сделать вывод о творческом превращении

замысла в сверхзадачу, как о процессе, проходящем несколько этапов:

1. Возникновение сильного переживания и желания его воплотить в

материальной форме, т.е. в звуках, движениях, словах, красках,

пространстве.

2. Возникновение на основе переживаний замысла и идей,

отражающих философскую позицию автора.

3. Конкретизация идеи через воображение, фантазию, память и

восприятие в эскизах и набросках.

4. Воплощение образов воображения, через выбранные

выразительные средства.

5. Коррекция полученного результата по обратной связи:

сверхзадача – идея – концепция – замысел.

Драматургия культурно – художественных программ предполагает

действие не безликое, а преломленные через конкретные образы, через

поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров и

стремлений. Поскольку есть драматургия балетных, кино, драмы,

телевидения, где виды драматургии различаются спецификой подхода к

раскрываемому материалу, можно выделить у них общие черты, действия,


жизнь в движении.

Во-первых, драматургическое действие всегда развивается на наших

глазах, в настоящем времени, даже если повествует о давно прошедшем.

(Предлагаемые обстоятельства)

Во-вторых, действие только тогда и называется действием, когда оно

требует преодоления препятствий, встречает противодействие и

развивается в виде драматической борьбы. (Конфликт и коллизия)

В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя

свидетелем, соучастником борьбы, не оставляя его равнодушным,

вызывает те, или иные чувства, развитие действия. Прекрасно сказал бы об

этом А.С.Пушкин: «Смех, жалость и ужас – три струны нашего

воображения, потрясаемые драматическим мастерством ».

«Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета и

поиска образного решения спектакля».

Драматургия – это сюжетно–образная концепция культурно–

художественной программы, будь то спектакль, кинофильм, эстрадный

номер, шоу программа, массовый праздник и т.д., где само

драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание

сюжетно–образного решения программы.

Но если в театральном творчестве мы имеем как исходный материал

для режиссерского творчества конкретную пьесу и на основе её

литературного материала создаем идейно-насыщенный, созвучный

современности, органичный в исполнении актеров и отвечающий

сегодняшним жизненным проблемам спектакль, то в культурно-

художественных программах это происходит с помощью выразительных

средств на основе самой жизни, реального и фактического материала,

реальных героев, которыми является и аудитория.

Сферы развития и направленности драматургии здесь различны: в

одном случае – пьеса, где спектакль строится с учетом идейно-

тематической основы, заложенной автором; в другом – конкретная


исходная реальная ситуация. В одном случае мы идем как бы от пьесы к

жизни, а в другом, наоборот – от жизни к пьесе, где представление

организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.

В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется

границами материала пьесы, а в культурно-художественной программе,

исходным, общественно–значимым событием, где она выступает как

способ донесения социально–значимой информации.

Рассмотрим специфические особенности драматургии театра и

культурно – художественных проектов.

В театре творчество драматурга является профессиональной и

единственной формой деятельности. Творчество драматурга

индивидуально и художественно - авторитарно. Создание содержания

пьесы требует длительного процесса и обязательной апробации во

времени. Творчество драматурга представляет художественный вымысел,

использование документального материала возможно, но не обязательно.

В театре используются канонические формы: акты, картины, сцены,

диалоги, монологи.

Театральная драматургия синтетична – имеющая цель - создание

художественного произведения.

Театральный герой в театре художественно обобщенный образ,

созданный и живущий по основным законам аристотелевской драмы,

наделенный социальным характером, и имеющий типические черты.

В культурно – художественной программе драматургическое

творчество приобретает коллективный характер, на основе

самодеятельного соучастия авторской группы, привлеченных

специалистов, коллективов, приглашенных персонажей и зрителей.

Драматургия программ оперативна, её формы подвижны, концепция

всегда социальна и выполняет педагогические, воспитательные,

художественные и другие функции.

Оперативность позволяет использовать классические образцы


искусства как аллегория, символы и знаки.

Драматургия программ обязательно документально узнаваема,

включает факты, события из жизни аудитории.

Построение осуществляется по эпизодам, часто не связанным

единым сквозным действием.

Задача драматургии в создании атмосферы, эффективное

интеллектуальное и эмоциональное воздействие.

Драматургия использует все разнообразие выразительных средств

любых видов искусств, создавая специфическое жанровое повествование.

Используя метод монтажа и закономерности драматургического

развития – драматургия экспериментирует с формой.

В драматургии герой – конкретный, реальный человек или

художественно–обобщенный образ.

Задача драматургии – выявить социальные черты конкретного

человека.

Исходя из коммуникативной природы искусства, мы можем

заключить, что все в художественном творчестве построено на

своеобразном диалоге друг с другом следующих трёх субъектов,

творчества автора, исполнителя и созерцателя. Это значит, что какой бы

вид художественной деятельности мы не взяли, везде эти три субъекта и

воображаемые процессы их общения друг с другом с необходимостью

будут присутствовать. Эта трехсубъективность художественного

творчества заставляет каждого из его субъектов автора, исполнителя,

созерцателя – через механизмы эмпатии и идентификации поочередно

находится и в роли творца, и в роли исполнителя, и в роли созерцателя.

Сам факт прихода зрителя на реальное место действия есть

мотивированная начальная форма соучастия в программе, а далее автор

сценария должен предусмотреть в своих драматургических разработках

заинтересованность, проникновение в тему и готовность к

внутригрупповому общению через содержание.

Драматург и режиссер выступает в едином лице, должен создать


оригинальное художественно – реалистическое произведение, путем

соединения необходимых церемоний, действий, событий, фрагментов в

единую композицию, построенную в определенной последовательности и

отображающую авторское видение будущей программы.

Макет сценария предстает как подробная литературная разработка

программы. Эту разработку можно представить, как некий

технологический процесс, где определяются этические, эстетические,

педагогические, философские, культурологические, социальные,

политические и другие параметры содержания будущего культурно –

художественного проекта.

Технологический процесс создания содержательной части

культурно-художественного проекта включает в себя:

Разработку философских основ замысла.

Создание проекта сценария, т.е. подробной литературной разработки

программы, куда основным компонентом входит разработка

драматургии.

Разработку образного решения и композиционного построения

сюжетной линии.

Разработку сценографии, как части образного решения, куда входят

вопросы использования пространства, света, цвета, музыки и других

компонентов.

Только в результате выполнения этих последовательных действий

мы можем в результате из замысла сценария получить законченный,

полноценный сценарный план, обладающий необходимыми

художественными качествами и выраженный в монтажном листе, как

реальном документе подтверждающем готовность к практической

реализации.

Прежде чем рассмотреть технологию разработки замысла,

необходимо сформулировать основные требования к сценарию

программы, это:

Содержание должно опираться на основные закономерности

драматургии, т.е. фактологичность, сюжетность, конфликтность,

построение композиции на основе художественных принципов.

Выявление мотивов участия зрителей в коллективных действиях, как

результат заложенных актуальных идей и положений содержания.

Соответствие содержания и формы, образовательным и культурным

задачам и материально – техническим возможностям учреждения.

Рассмотрим один из важных творческих процессов создания

культурно – художественной программы, это разработка замысла.

Важность этого момента определяется взаимосвязью всех технологий

менеджмента, которые опосредственно будут влиять на содержание,

требуя определенного конечного результата. Важность состоит ещё в том,

что это в большей степени индивидуальный процесс, который требует

высокой гражданской ответственности.

Первый шаг – это выбор названия программы.

Название программы всегда должно быть кратко, призывно, должно

точно отражать тему. Состоять из 3-4, редко более слов, выражаться в

публицистических фразах. Выбор названия всегда связан с

предполагаемой аудиторией, для которой создается программа. Название

должно отображать сущность и статус мероприятия, быть информативным

и отражать качество содержания и услуги. Оно также должно иметь

характер светскости, элитарности, благотворительности, эксклюзивности и

иметь возможность формирования бренда, и конкурентоспособности.

Второй шаг – это определение фактического материала как

источника замысла.

Драматургия программ тесно связана с жизнью, должна идти от

актуальности, злободневности, жгучих проблем. В основе сценария всегда

реальный герой, даже если о нем рассказано художественными образами

или документами. Это не значит, что нельзя обращаться к вымыслу, к

созданию или использованию романтических героев прошлого,

настоящего и будущего, но драматургия факта как типичная реальность

материала, основанного на фактах местной жизни, создает образ жизни

человека, страны. Эти предлагаемые обстоятельства создают причастность

к месту действия и сильнее воздействуют, чем иллюстрация песен,

фотографий, стихов, кинофильмов. Фактологический материал может быть

связан с традициями, праздниками и обрядами народа, устным

поэтическим творчеством, историческими событиями и персонажами,

литературными произведениями, народным художественным творчеством,

событиями политической жизни страны, историей жизни народа,

социальным укладом, современной культурной жизнью, проблемами

формирующими общественную среду, взаимоотношениями человека с

природой, обществом и государством, проблемами семьи, работы, с

противоречиями в возрастных категориях, с философскими проблемами –

жизни, смерти, судьбы, рождения, любви и т.п. Этот круг жизненных

явлений, который будет освещен в сценарии и будет составлять основу

темы программы. Но прежде чем подойти к разработке идейно –

тематического замысла, необходимо определить свои собственные,

авторские позиции, т.е. концепцию, о которой мы упоминали в начале.

Третий шаг – это определение авторской концепции.

Понимая концепцию, как систему взглядов, способов видения,

понимания, трактовки, мы должны найти в себе мужество понять, что речь

идет о вашей личности, вашей биографии, ваших профессиональных

способностях и гражданской позиции. Что в поисках философской,

образной выразительности вы исповедуетесь и каетесь публично.

Публично выставляя свою потребность в реализации эстетических,

художественных, воспитательных, образовательных и даже коммерческих

задач. Невозможно спрятаться за заказом и работой по заданию. Только


концепция определит и идею, и сверхзадачу, и художественную

концепцию.

Определив свои гражданские, эстетические и другие позиции мы, как

уже говорили в начале должны перепроверить свой замысел, подвергнуть

его испытанию временем.

Четвертый шаг – это выявление актуальности и новизны авторского

замысла.

В принципе это выявление значимости будущего содержания:

социальной, культурной, этической, эстетической, философской,

политической. Выявление общественного смысла мероприятия.

Определение объема и глубины информации, нестандартности творческих

решений, самобытности жанра и стиля, неформальности технических

решений. И как важной составляющей новизны – непредвиденность

эстетической ценности информации.

Преодолев этот трудный путь духовно – нравственных размышлений

мы приближаемся наконец к первому и важному опорному пункту

будущего сценария.

Пятый шаг – это определение идейно - тематической основы замысла

содержания.

Здесь мы можем ограничиться краткими формулировками, т.к. к

этим понятиям придется возвращаться ещё не раз, совершенствуя

драматургию содержания.

Тема: что является основным кругом явлений, вопросов, проблем –

актуальность, которых составляют тему будущего сценария.

Идея: каким образом в конкретном и непрерывном событийном ряду

будет осмыслена и выражена авторская концепция.

Сверхзадача: для чего, какова конкретная цель содержательности

сюжетного развития.

И последний имперический шаг в определении составляющих

замысла будет определение художественной концепции авторского

решения, т.к. все последующие шаги будут носить формирующий

характер, определяющие уже конкретные черты сценария: форму, жанр,

композицию, драматургию.


Шестой шаг – это художественная концепция.

Прежде всего, в это понятие входит определение атмосферы общего

темпо-ритма, логики композиции содержания. Не маловажную роль играет

здесь и характер оформления, соотношения формы и жанра, жанра и стиля,

формы и содержания. Все это вытекает из особенностей использования

выразительных средств и предлагаемых обстоятельств сюжета.

Далее следуют технологические шаги формального характера,

которые больше уже относятся к проблемам структуры, т.е. определение

взаимосвязей, взаимопроникновения, взаимовлияния, взаимодействия и

т.п. Эти шаги уже направлены на работу с конкретным материалом, но при

обязательной опоре на те решения, которые были ранее найдены.

Седьмой шаг – это попытки определения формы и жанра

мероприятия.

Здесь необходимо помнить о существовании внешней формы,

внутренней формы. Формы жанровой и содержательной. Найти признаки

формы в выразительных средствах. Выявить форму как структуру и как

процесс развития. Через содержание найти типичные и частные признаки

жанра. Через содержание найти типичные и частные признаки жанра.

Через художественную концепцию найти стиль изложения как выражение

единства жанра и формы.

Французское слово «жанр» означает «род».

В практике пользуются терминами жанр - в смысле род и жанровая

форма – в смысле вид.

Жанр - это определенный тип изображения человека в жизненном

процессе, определенный способ обрисовки характера, показанного

на том или ином уровне жизненного процесса от простейших переживаний

до наиболее сложных (история жизни, этапы судьбы и т.д.).

Особенности видовых и жанровых форм и их назначение хорошо

описал академик М.Б. Храпченко: «В жанре находят своё выражение те

черты литературных явлений, которые имеют непосредственное

отношение к структурно-познавательным особенностям. В самом деле,

когда мы называем те или иные жанры, например – ода, элегия, лирическая

поэма, бытовая комедия, социально – психологический роман, семейный

роман, роман – эпопея, высокая трагедия и т.д. для нас это не только

указание на определенные виды построения литературных произведений,

но и обозначение специфического подхода к явлениям жизни».

При определении жанра всегда надо помнить о теме идеи

программы и её художественной концепции.

Восьмым шагом будет определение сценарно – режиссерского хода.

Это может быть:

«рваный» монтаж

образный конфликт

ассоциативность содержания

внесюжетность элементов

сценическая напряженность

атмосфера беспокойства

задержка события

обманутое ожидание

не показанное до конца

путешествие

сказки

карнавал и т.д.

Сценарно – режиссерский ход – это образно – пластическое решение,

идейный акцент в событиях, логики развития событийного ряда,

особенности композиционного построения. В общих чертах – это

смысловой каркас содержания сценария.

Девятый шаг – это выявление основных событий в событийном ряду

сюжета.

Необходимо помнить, что в сценарии, событием может стать все что

угодно, в зависимости от придания ему смысловой значимости. Это могут

быть концертные номера, заставки, мизансцена, картины, эпизоды, паузы и

перестановки, диалоги, монологи, игры и пр. Но среди всех событий для

себя мы должны выделить пять основных, которые составят будущую

драматургию.

Это:

исходное событие

основное

центральное


главное

финальное.

Имея богатый фактический материал, зная цели и задачи решения

творческих проблем, теперь необходимо все наработанное соединить в

единое, художественно целостное. И в этом нам поможет драматургия.

Технология драматургической разработки – это самостоятельная тема

исследования, но на этом этапе мы все же должны определить её общие

черты.

Десятый шаг. Определение драматургии смыслового содержания

сценария.

После:

Замысел – это проект постановки программы, эквивалентный

драматургическому материалу.

Режиссерский замысел — это попытка «раскрыть лабораторию

рождения» режиссерского замысла и его воплощения в спектакле. Но нет

ничего труднее, чем изложить на бумаге сложнейший процесс

возникновения и претворения в жизнь замысла, сохранив в этом

изложении логическую стройность и последовательность. Дело в том, что

практически этот процесс необычайно сложен. Часто, когда спектакль уже

поставлен, просто невозможно определить, что появилось раньше, а что

позже, где причина, а где следствие,- почему родилось именно данное, а не

какое-то иное конкретное решение. Ясным и точным остаются только

отправные идейные позиции, а дальше поиски, сомнения, трудности,

рождения художественного образа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ

СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА



следующая страница >>