prosdo.ru   1 2 3 ... 8 9
Раздел 1.


Статус мероприятия

1. Название мероприятия.

(Выражение статуса мероприятия, информативность, услуги,

направленность на определенные слои населения, конкурентоспособность,

возможность формирования бренда и т.д.)

2. Форма и жанр мероприятия.

(Организационная форма СКД, жанр мероприятия)

3. Тип мероприятия.

(Культурно – развлекательное, художественно - публицистическое,

информационно – просветительское и т.п.)

4. Инициаторы проекта.

(План работы базового учреждения; мероприятие городского,

районного, регионального масштаба; инициатива иных учреждений;

корпоративный заказ; личная инициатива и т.д.)

5. Наличие договора на проведение мероприятия.

(Номер договора, ответственные лица, сроки, юридические и

финансовые основы договора)

6. Место проведения мероприятия.

(Полное название, юридический адрес, ФИО руководителей,

контактные телефоны)

Пример в Приложении 1.

Раздел 2.

Идейно – смысловая концепция мероприятия

7. Содержание как социальный заказ.( «Какие социальные проблемы

для вас наиболее злободневны?» Почему проблемы волнующие вас

требуют решения и являются «болевыми точками». Что, по-вашему, может

являться «социальным заказом» на предстоящую работу. В чем

нравственный аспект жизненных явлений, которые волнуют вас? Кто (что)

оказывает прямое влияние на ваш выбор? Какова идейно – нравственная

направленность вашего выбора темы дипломного мероприятия? )

8. Актуальность и новизна содержания мероприятия.

(Социальная значимость, этическая и эстетическая значимость,

общественный смысл мероприятия, объем, глубина и непредвиденность

эстетической ценности информации, нестандартность творческих

решений, самобытность жанра и стиля, неформальность технических


решений и т.д.)

9. Авторская концепция.

(Философско-образная идея, ваша трактовка явлений, процессов,

образов взятых за основную тему, каков конструктивный принцип в

реализации замысла, какие художественные, воспитательные,

образовательные, эстетические и другие задачи ставите вы перед собой)

10. Идейно – тематический замысел.

(Что является темой содержания вашего мероприятия? Каким

образом вы будете выражать идею и какова конкретная сверхзадача

содержательности?)

11.Цели и задачи организации и проведения мероприятия.

12. Какова ожидаемая значимость результата?

Пример в Приложении 2.

Раздел 3.

Научно – методическое обеспечение мероприятия

13. Кадровый и интеллектуальный ресурс.

(Наличие в учреждении специалистов, коллективов, объединений

задействованных в реализации мероприятия.)

14. Нормативно – правовой ресурс.

(Перечисление приказов, актов, соглашений, договоров

обеспечивающих проведение мероприятия. Предоставление планов работы

учреждения, отделов, планов подготовки и проведения мероприятия.)

15. Финансово – экономический ресурс.

(Показать степень бюджетного и внебюджетного финансирования

проекта, развернутый план работ с указанием стоимости всех видов работ.

Предоставить сметы с указанием источников финансирования. Обосновать

возможную прибыль и степень риска вложений в проект.)

16. Материально – технический ресурс.

(Перечислить используемые основные средства, помещение, а также

техническое обеспечение мероприятия.)

17. Информационно – рекламный ресурс.

(Перечислить формы информационно – рекламной деятельности,

используемые в реализации проекта.)

18. Раскрыть технологии СКД использованные при организации и


проведении мероприятия.

(Анализ, маркетинг, мониторинг, мотивация и стимулирование,

прогнозирование, координации, промоушен, общественные связи и т.д.)

Примеры в Приложениях 3, 4, 5, 6, 7.

Раздел 4.

Творческая разработка замысла

19. Название мероприятия.

(Отражение сущности мероприятия, выражение статуса,

информативность, направленность на определенные акты населения,

эксклюзивность, конкурентоспособность, светскость и

благотворительность.)

20. Художественная концепция авторского решения.

(Сценическая атмосфера, общий темпоритм, логики композиции,

характер выразительных средств, смысловые акценты.)

21. Форма и жанр мероприятия.

(Форма как содержание. Внешняя и внутренняя форма. Форма как

структура. Признаки форм в выразительных средствах. Авторский стиль,

как единство формы и жанра. Жанровая форма мероприятия и

содержания.)

22. Сценарно–режиссерский ход.

(Смысловой каркас содержания сценария, образно – пластические

решения. Композиционные приемы построения. Логика развития

событийного ряда.)

23. Основные события содержания:

исходное

основное

центральное

главное

финальное

24. Драматургия смыслового содержания сценария:

пролог

экспозиция

завязка

развитие действия

Ступень, объясняющая причины конфликта

Ступень, выяснения позиций и взаимоотношений

Ступень борьбы и противоречий

кульминация

развязка

финал

эпилог

Пример в Приложении 8, 9, 10.

Раздел 5.

Подробное изложение сценария

В логической взаимосвязи с событиями, в пространстве, во

времени, с текстами и указанием всех выразительных средств.


Раздел 6.

Приложения

Это часть дипломной работы имеет дополнительное иллюстративно

– справочное значение, и является необходимой для более глубокого

освещения темы.

По содержанию, приложения очень разнообразны: это могут быть

копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, планы,

протоколы заседаний, отдельные положения, уставы.

В приложении необходимо поместить весь инструментарий, который

был использован в работе (опросные листы, вопросы для бесед, интервью,

дневники и карточки наблюдений за ходом мероприятия).

Кроме того, прилагается вся менеджерская и маркетинговая

документация: продюсерские проекты, бизнес-планы, контракты,

договоры, сметы, правовые акты.

Иллюстрируются виды и формы рекламной продукции: реклама в

прессе, печатная реклама, аудио и видеореклама, реклама на ТВ,

радиореклама, реклама на транспорте, рекламные сувениры, выставки,

ярмарки, почтовая реклама и т.п.

В приложении документально подтверждается весь механизм

постановочного процесса от творческого замысла до его осуществления:

сценарные планы, сценарии, режиссерско-постановочные планы, графики

репетиций, эскизы и фотоматериалы костюмов исполнителей, оформление

сцены, зрительского зала, фойе, улицы, аудио и видеопродукция

подтверждающая деятельность оформителей, свето- звукорежиссеров.

Освещается в приложении и деятельность директора проекта:

подготовка и выпуск постановлений, распоряжений мера или губернатора

о проведении мероприятия, работа с административными органами и

департаментами, трудовыми коллективами, организациями,

заинтересованными в осуществлении проекта, аренда помещений,

техники, реквизиты, костюмов, питание, проживание, транспорт,

представительские расходы и т.п. Письменные отзывы участников,


руководителей, зрителей, отзывы СМИ.

Примеры в Приложениях: 11, 12.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ

СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА

Сравнительный анализ драматургии культурно-досуговой

программы и театра

Современное понимание технологии культурно-досуговой

деятельности как комплексного, гибкого педагогического инструмента

воздействия на человека, с учетом его психологии, в том числе и в

условиях домашнего досуга, привело к необходимости определения границ

деятельности учреждений культуры. Ведомственная разобщенность

учреждений культуры (Министерство культуры РФ, ведомства, творческие

союзы, профсоюзы), отсутствие координирующего центра, разобщенность

в деятельности разных ведомств, хаотичность использований форм и

методов работы порождают много негативных проблем. Особенно остро

встает вопрос о драматургии культурно-досуговой деятельности.

Драматургия является основой, связующей тканью, на которой в

различных формах можно реализовывать разнообразные направлении

культурно-досуговой деятельности. Подбор и использование

драматургического материала являются важнейшим фактором

эффективности культурно-досуговой деятельности. Прежде всего, здесь

следует учитывать: форму деятельности (массовая, групповая,

индивидуальная); место проведения (домашний досуг или учреждение

культуры); состав аудитории. С точки зрения, драматургии, культурно-

досуговая программа - это результат традиционной, своеобразной

продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла,

обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников

программы и зрителей.

Драматургия — это сюжетно-образная концепция (взгляд)

культурно-досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кино-


фильма, эстрадного номера, обряда и т.д. Драматургия - это сюжетно-

образная концепция массового действа, где само драматургическое

действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-

образного решения программы.

Но если в театральном творчестве в качестве исходного материала

выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала

создается идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в

исполнении актеров спектакль, то в культурно-досуговой программе это

происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни,

реального фактического материала, реальных актеров, которыми является

аудитория. Конечно, сферы применения здесь различны: в одном случае -

пьеса, на основе которой строится спектакль с учетом идейно-

тематической основы, заложенной автором, в другом - конкретная

исходная, реальная ситуация. В одном случае режиссер идет от пьесы к

жизни, а в другом наоборот - от жизни к пьесе, где представление

организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.

В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется

границами материала пьесы, а в культурно-досуговой программе -

исходным, общественно значимым событием, где она выступает как

способ донесения социальной информации, выраженной в художественной

форме.

Специфические особенности драматургии культурно-досуговых

программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе

деятельности учреждения культуры и театра.

В учреждении культуры сценариста профессионально;

драматургическое творчество осуществляется коллективно и

индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и

оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением

культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных


литературно-художественных, документальных и исторических

произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых

программ - документальна (обязательным является включение в сценарий

фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария

осуществляется по эпизодам; задача драматурга - создать наиболее

эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на

аудиторию; в сценарии используется все многообразие выразительных

средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же

и специальных выразительных средств; использование документального и

художественного материала осуществляется на основе метода монтажа; в

сценарии культурно-досуговой программы герой - конкретный, реальный

человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное

проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена

не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.

В театре: творчество драматурга носит индивидуальный характер;

написание пьесы требует оригинального творчества; использование

документального материала бывает крайне редко, но в основном,

творчество драматурга представляет собой художественный вымысел;

пьеса строится по актам; задача драматурга создать пьесу как

художественную ценность (произведение искусства); театральная

драматургия сценична; герой пьесы - художественный обобщенный образ;

задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами,

создать типический образ.

Как видим, драматургия культурно-досуговых программ имеет

много специфических отличительных черт от драматургии театра. Но

неоспоримым фактом, говорящим в пользу ее существования, является то,

что самые популярные формы культурно-досуговых программ

проводились на основе хорошо драматургически разработанных

сценариев.

Одна из особенностей драматургии культурно-досуговых программ -

наличие в сценарии конкретных фактов жизни. Следует, разумеется,

обращаться и к художественному замыслу, и к использованию

обобщенных образов героев прошлого и будущего.

Для того чтобы положить конкретные факты в основу сценариев,

надо хорошо знать жизнь данного коллектива или района, черпать из нее

сюжеты и факты.

Документальная основа - также специфична для драматургии

культурно-досуговых программ, и она нужна для того, чтобы на близком и

понятном материале раскрыть важные политические и нравственные

проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать

действию особую эмоциональную окраску и убедительность.

Обязательными компонентами драматургии являются

количественные и качественные, показатели, которые обладают

следующими характеристиками:

- актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих

общественно-политических, социально-экономических,

культурных задач, стоящих перед обществом;

- преемственность и последовательность в их подготовке и

проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и

последующих программ как в организационном, так в

педагогическом и художественном аспектах;

- жанровое разнообразие программ, возможность модификации

одной и той же программы.

А в основе драматургии предметной деятельности, то есть на

занятиях в коллективах художественной самодеятельности или

технического творчества (обучающих методиках), лежит сценарный план.

И здесь все выразительные средства используются в соответствии с

законами драматургии.

Драматургию культурно-досуговой программы можно рассматривать


как уникальный организм, как галерею живых лиц. А сценарное

мастерство характеризуется наличием у специалиста художественного

мышления как основы сценарной деятельности. Специфика драматургии

определяется художественно-выразительными средствами культурно-

досуговой деятельности, методикой работы над сценарием, его сюжетно-

композиционным построением и сценическим воплощением программы.

Драматургия культурно-досуговой программы включает в себя

следующие обязательные элементы: цель как ожидаемый эффект от

организуемого общения участников; характеристику соответствующего

методического принципа (или принципов); логику использования форм,

средств и способов организации деятельности участников; набор условий

ее эффективной реализации.

Тогда в структурном отношении каждый сценарий культурно-

досуговых программ может соответствовать требованиям ценностно-

ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному

технологическому процессу в учреждении культуры.

Таким образом, исходя из выше перечисленного, можно составить

таблицу, в которой четко отображаются сходства и различия драматургии

театра и культурно-досуговой программы.



<< предыдущая страница   следующая страница >>