prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Сказки про медведЕЙ




Медведя мы знаем как могучего, свирепого, но в тоже время добродушного и неуклюжего богатыря. Но добродушие его, может быть, только нам кажется, и подлежит большому сомнению, свирепость же проявляется только в моменты, связанные с добыванием пищи и при защите, а неуклюжесть обманчива; он так ловок и проворен, что всякого заставит удивиться.

Внешний вид его может быть смешон; а походка и ухватки забавны, потому что медведь строением своим отличается от всех прочих животных, наступая на землю целой ступней, всей подошвой, как человек, тогда как собака, кошка, лошадь, ходят на цыпочках, а пятка поднята у них кверху.

На этом основано народное поверье, или прибасенка, будто медведь есть оборотень: "Какой–то отшельник не нашел ночью приюта в глухой деревне, лежавшей в непроходимом бору; за это старик проклял нехлебосольных жителей, сказав: «жить вам век в глуши лесной и света божьего не видать!» Все мужчины и женщины и оборотились в медведей и стали жить в берлогах".

Народ отличает три вида медведей: Стервятник - самый огромный и притом с самой плохой шерстью; за тем следует Муравейник, и, наконец, Овсяник.

Стервятник питается, преимущественно падалью, но охотно рвет (и кушает) коров и лошадей;

Муравейника считают самым злым; он тем опаснее для охотников, что реже других встает на дыбы, а сразу кидается на противника. Можно не успеть среагировать, и быть им растерзанным.

Муравейник также довольно плотояден, но не так силен, как его братья. Он может довольствоваться и другой пищей, например, кореньями, ягодами и муравьиными кучами, которые съедает со всем, что в них есть, с муравьями, яйцами их, разными запасами и со всем сором, из которого эти кучи построены.


Овсяник охотно ест зерновой хлеб, преимущественно овес и гречиху, вытаптывая целые поля. Он также сосет малину, как выражается народ, обхватывая целые кусты лапами и пережевывая их вместе с ягодами.

И каждый медведь любит лакомиться медом!

А еще у медведя-стервятника есть отличие от других. Он держит Пестуна (няньку) для своих медвежат. Не отсюда ли слово "пестовать"? Пестун – это брат, на год старше своих братишек и сестренок. Медведица рождает по паре медвежат (мальчика и девочку), через год девочка уходит в отдельную берлогу, а мальчик остается с матерью и нянчит новорожденных медвежат. Мать может даже ударить Пестуна, если ей кажется, что он плохо смотрит за своими воспитанниками.

Один пастух рассказывал такую историю, очевидцем которой он стал:

"К ручью подошли медведица с двумя медвежатами и Пестун. Мать грозным рыком приказала старшему брату перенести малышей на другую сторону. Одного он нехотя перенес. Но второго ему было нести неохота. А может, он считал, что и мать может это сделать. Он решил отдохнуть, улегся на землю, и только ворчал на мать. Она же, так громко призывала его исполнить свой долг, что бедный пастух, лежавший на пригорке, прижался к земле и не шевелился, только уши руками закрыл.

Наконец медведь повиновался, но с такой неохотой! То ли из-за дурного расположения духа, то ли нарочно, но, перенося второго медвежонка через мостки, он оступился и свалился вместе с малышом в ручей.

Медведица подняла страшный рев. Пестун же долго барахтался в грязном ручье, и, жалобно поглядывая на медведицу, тихонько подвывал. Он не смел ослушаться матери, но и не хотел выполнять ее приказания. Мать же не пошла спасать свое детище, она довольствовалась повелительным рыком, который громовыми перекатами разносился по округе.

Наконец, Пестун решился спасти младшего братишку и вынес его на другой берег. Сам же сел рядом и стал отряхиваться. Но мать-медведица не успокоилась, пока он не явился к ней с повинной. Тогда она дала ему десяток оплеух, перешла на другой берег, и, подхватив малышей, отправилась дальнейший путь.


Пестун от полученных ударов еще какое-то время лежал на земле, стонал и утирал морду лапами. Но потом встал, снова перебрался на другой берег и поплелся за своей строгой матерью и малышами"

Вот как медведи воспитывают своих отроков, находящихся в "переходном возрасте" – строго и справедливо!

Владимир Иванович Даль собрал очень много пословиц и поговорок о Медведе.

В последнее время образ медведя стал неотъемлемой частью общественно-политической жизни. Многие всерьез верят, что это такой исконно русский зверь, большой, добрый и веселый, который непременно принесет России удачу. 

Таковы медведи в жизни, а какие же они в сказках?

Почти во всех сказках животные показываются противоположно тому, как о них же говорят в мифах. То есть, сакральность, таинственность, поклонение уходит, и ему на смену приходит насмешка, ирония, добрый (или не очень добрый) юмор.

Многие древние племена считали Медведя своим прародителем, тотемом. Или, что медведь был раньше человеком. А потом, за какие-то провинности, злой колдун превратил его в медведя.

Охотники не нападали на беременную медведицу. А собаки охотничьи лают на человека и медведя одинаково, признавая их родственными душами. И мясо медвежье люди не ели.

Тотемизм был связан с матриархатом. Всякий род имел имя тотемного зверя - прародителя, и каждый из членов рода был потомком этого зверя. В юношах и девушках воспитывали и развивали те черты, которые были присущи их тотему, чтобы они могли, при встрече с настоящим животным, не бояться его и договориться с ним.

С приходом Христианства, многие языческие мифы, обряды, пересматриваются и трансформируются в легенды и предания, где главным действующим лицом становится Бог.

Существуют легенды о том, как Бог превратил людей в наказание за прегрешения в медведей.


"Когда-то давно Бог ходил по земле, а один мужик с женой решили Его напугать. Надели на себя тулупы шерстью наружу, спрятались под мостом и, когда Бог проходил по нему, страшно зарычали. А Бог им говорит: "Раз вы зарычали, будете весь век свой рычать", - и превратил их в медведей. От этих людей и произошли все медведи".

В народе медведя называют по-родственному: дедушка, старик, уважительно - Михайло Потапыч, по-братски – Мишка, популярно также прозвище – Топтыгин. Медведицу называют Машкой, Марфушкой, Матреной. Это говорит об отношении человека к медведю, как к кому-то близкому, почти одному. А знаете, как на Украине называют медведя? Ведмедь, то есть, тот же медведь, который ведает, где мед, только слоги переставлены местами. Настоящего имени медведя никто не называл - это было табу, запрет. Оно было священным.

Многие считали медведя своим покровителем, избавителем от нечистой силы, болезни. Медведь мог вывести заблудившегося из леса. А одна медведица даже мужика спасла и вытащила его из медового плена.

"Посол московский Димитрий, отличающийся веселым и остроумным характером, рассказывал при громком смехе всех присутствующих, что в недавнее время один поселянин, живший по соседству с ним, прыгнул сверху для отыскания меда в очень большое дуплистое дерево, и глубокая медовая пучина засосала его по грудь; два дня он питался одним только медом, так как голос мольбы о помощи не мог в этих уединенных лесах достигнуть ушей путников. Напоследок же, когда он отчаялся в спасении, он по удивительной случайности был извлечен и выбрался оттуда благодеянием огромной медведицы, так как этот зверь случайно, подобно человеку, спустился туда поесть меда.

Именно поселянин схватился руками сзади за крестец медведицы, та перепугалась от этой неожиданности, а он заставил ее выпрыгнуть как тем, что потянул ее, так и тем, что громко закричал".


О медведе-покровителе говорят и многочисленные белорусские поверья. Существовал обычай приглашать в дома медвежатника с медведем. Медведя сажали в красный угол, под образа, щедро уго­щали медом, сыром, маслом и после угощения вели по всем зако­улкам дома и в хлев. Верили, что медведь изгонял нечистую силу. В других случаях медведь переступал через больного или даже наступал на него. Будто бы действовала целительная сила зверя. Эта сила якобы избавляла и беременных женщин от порчи колдов­ством. Крестьяне считали, что в медвежьей лапе скрыта таинст­венная сила: когти медведя, проведенные по вымени коровы, де­лали ее дойной, лапу вешали
во дворе «от домового» или в под­полье — для кур.

Милость медведя вызывалась посредством разных магических обрядов. А медвежьи зубы, лапы, были для древних славян амулетами, талисманами.

В основном, в сказках медведь не является главным героем. Иногда он просто стоит на пути мужика, или солдата. Иногда помогает Ивану-царевичу в его поисках счастья. Чаще всего сказочники ставят его в один ряд с волком, зайцем, лисой, и другими животными, чтобы показать абсурдность или нелепость какой-либо ситуации. Например, в сказке "Зайкина избушка", медведь, наряду с волком и петухом, пытается выгнать незаконно занявшую зайкину жилплощадь Лису. Но, какой бы медведь не был большой и сильный, не справится ему с лисой. Только Петух смог с ней справиться. Значит не только в большом росте и в сильной лапе дело…

В сказках, где все-таки главным героем считается лиса, медведь исполняет как бы фоновую роль. Он, по сравнению с лисой, глуп, неуклюж, она его почти всегда обманывает. Таких сказок очень много, особенно у русского народа.

Сказки про медведЕЙ

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Cказка Медведь - липовая нога одна из самых древних сказок о животных. В ней видны поверья о том, что медведь не оставит без отмщения ни одной обиды.


"Жил-был старик да старуха, детей у них не было. Старуха и говорит старику: «Старик, сходи по дрова». Старик пошел по дрова; попал ему навстречу медведь и сказывает: «Старик, давай бороться». Старик взял да и отсек медведю топором лапу; ушел домой с лапой и отдал старухе: «Вари, старуха, медвежью лапу». Старуха сейчас взяла, содрала кожу, села на нее и начала щипать шерсть, а лапу поставила в печь вариться. Медведь ревел-ревел, надумался и сделал себе липовую лапу; идет к старику на деревяшке и поет:

Скрипи, нога,

Скрипи, липовая!

И вода-то спит,

И земля-то спит,

И по селам спят,

По деревням спят;

Одна баба не спит,

На моей коже сидит,

Мою шерстку прядет,

Мое мясо варит,

Мою кожу сушит.

В те поры старик и старуха испугались. Старик спрятался на полати под корыто, а старуха на печь под черные рубахи. Медведь взошел в избу; старик со страху кряхтит под корытом, а старуха закашляла. Медведь нашел их, взял да и съел".

Здесь медведь не глупый, и не доверчивый, каким мы его привыкли видеть в других сказках. Когда я прочитала эту сказку впервые, у меня сразу возник вопрос: зачем такая жестокость? Разве это сказка? Это скорее описание кровавого ритуала.

И действительно, эта сказка отзывается нетронутыми древними поверьями. Медведь не оставил неотмщенной ни одной обиды. Он мстит по всем пра­вилам родового закона: око за око, зуб за зуб; Его мясо намере­ваются съесть — и он ест живых людей, хотя известно, что мед­веди сами на людей нападают в редких случаях. Для человека медведи опасны только тогда, когда он их преследует, ранит, пу­гает и вообще каким-либо образом тревожит. Медведь в сказке предстает как вещее существо, знающее все и вся. Сказка учила почитать зверя.

Конечно, эта сказка о медведе на липовой ноге совсем не то пре­дание, которое существовало в древности. В одних вариантах сказки мужик и баба избавляются от смерти, в других — медведь сам обидчик и в честной схватке-борьбе мужик отхватил ему то­пором лапу. Но эти вольности, вполне оправданные в художественном рассказе, только затемняют хорошо сохранившуюся мифическую основу сказки.


.

Одна из самых известных сказок рассказывает о маленькой девочке Маше, которая хитростью смогла уйти из медвежьей берлоги.

МАША И МЕДВЕДЬ.

"…Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит: стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь - дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает: "Кто же здесь живет? Почему никого не видно?.."

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить..."

В этой сказке медведь предстает злым, сильным, но и не очень умным и доверчивым.

В этой сказке медведь – эксплуататор. Машенька работает на него бесплатно. Конечно, ей это обидно и неприятно, и она обманывает туповатого и грубого "барина". Так в сказке выражается вся нелюбовь крестьян к господствующему классу.



Еще одной известной сказкой, наверное, можно считать " Три медведя" Льва Толстого. Это знаменитое "Кто ел из моей миски?" или "Кто спал на моей кровати?" мы помним с самого детства.

"Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу..."


В сказках медведь - зверь высшего ранга. Он среди других самый сильный. Но не самый умный (сила есть - ума не надо). Он давит все, что попадается ему на пути, как в сказке "Теремок".

"Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норышка и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в лошадиной голове. Пришла лягушка-квакушка: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка; а ты кто?» — «А я лягушка-квакушка».— «Ступай ко мне жить». Вошла лягушка, и стали себе вдвоем жить. Прибежал заяц: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка, да лягушка-квакушка; а ты кто?» — «А я на горе увертыш».— «Ступай к нам». Стали они втроем жить.

Прибежала лисица: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш; а ты кто?» — «А я везде поскокиш».— «Иди к нам». Стали четверо жить. Пришел волк: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш; а ты кто?»— «А я из-за кустов хватыш».— «Иди к нам». Стали пятеро жить. Вот приходит к ним медведь: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш».—«А я всех вас давишь!» — сел на голову и раздавил всех".

Возможно, эта сказка является метафоричным отражением того времени, когда люди жили общинами, и вдруг к власти пришли князья и бояре, и нарушили мирное течение жизни родового коллектива, как бы раздавив его.

А вот более современная интерпретация сказки. Виталий Бианки, большой любитель и знаток природы, написал свой «ТЕРЕМОК»

"…На третий год узнал про то дупло Медведь. Пришел. Видит: дуб, в  дубу - дырища в целое окнище. Спрашивает:


- Терем-теремок, кто в тереме живет?

- Жил Дятел пестрый, нос вострый, жил Скворец - первый в роще  певец, жил Сыч - попадешь ему в когти  -  не  хнычь,  жила  Белка  -  по  веткам скакалка, по дуплам сиделка, жила Куница - лесная хищница, теперь мы живем - пчелиный рой - друг за дружку горой. А ты кто?

- А я Медведь, Мишка, вашему терему крышка!

Влез на дуб, просунул голову в дупло, да как нажмет!"

В русской народной сказке "КОЛОБОК" медведь хотел съесть главного героя, но тот и от него убежал.


"И покатился себе дальше; только волк его и видел!.. Катится колобок, а навстречу ему медведь:

- Колобок, колобок! Я тебя съем.

- Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я по коробу скребен.

По сусеку метен.

На сметане мешон.

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!.. "



В мифологических преданиях медведь занимал место хозяина лесных угодий. Он мог быть злым, коварным, сильным и очень мешал крестьянам заниматься своими делами. Но и на такого нашелся свой герой, который с помощью одного только аршина смог победить страшного медведя - Костолома и избавить от него жителей деревни. Читаем сказку Ореста Михайловича Сомова «Сказка о медведе Костоломе и об Иване, купецком сыне»


"…Зверь зверю не чета, удалый молодец. Вот, недалеко сказать, и у нас завелась экая причина в муромском лесу: медведь Костолом дерет у нас и людей, и всякий крупный и мелкий скот".- "Подавайте мне его! – вскрикнул Иван, купецкий сын, засуча рукава красной александрийской своей рубашки.- Я с ним слажу, будь хоть он семи пядей во лбу. Давно уже слышу я слухи про этого медведя, а хотел бы видеть от него виды. Меня сильно берет охота с ним переведаться..."

В сказке про вершки и корешки медведь показан глупым и совершенно не знакомым с крестьянским бытом. Он не знает, как растет рожь и репа, поэтому и попадает впросак. Силу свою медведь употребляет не по разуму. "Мужик и медведь" – так еще называется эта сказка.

"Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

Мужик, я тебя сломаю.

Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву."

Из сказок можно увидеть, какие чувства испытывал обычный мужик-крестьянин к человеку, облеченному властью. Здесь уже проглядывают сатирические нотки, которые впоследствии так хорошо проявил М.Е. Салтыков-Щедрин.

У Максима Горького есть сказка "Про Иванушку-дурачка". Иван смешной недотепа, а медведи ему помогли.

"…Снял дверь с петель, взвалил ее на плечи себе и пошел в лес; вдруг навстречу ему Медведь шагает — удивился, рычит:

Эй ты, зачем дерево в лес несешь?

Рассказал ему Иванушка, что с ним случилось,— Медведь сел на задние лапы и хохочет:

Экой ты дурачок! Вот я тебя съем за это!

А Иванушка говорит:

Ты лучше детей съешь, чтоб они в другой раз отца-матери слушались, в лес не бегали!"

В румынской сказке « Рилэ-Йепурилэ и жучок с золотыми крылышками» говорится о том, как маленькие, но смелые друзья перехитрили сильного, злого и голодного медведя.

"…Его песенка донеслась до берлоги Медведя. Медведь проснулся. Сонно потягиваясь, он вышел из берлоги в которой проспал всю зиму, и тут же увидел Йепурилэ. Медведь был старый, большой, очень большой. Он проголодался и щелкал зубами.

- Мор-мор... Я старый Медведь я проспал всю зиму и теперь голоден... Я тебя съем, Йепурилэ! - И Медведь облизнулся.- Мop-мор. У-у, как я голоден!

Как ни был храбр Йепурилэ, но у него сердце сжалось в комочек и заколотилось быстро-быстро.

"Что мне делать? Что мне делать? - думал он.- Сейчас он меня схватит!"
В Венгерской народной сказке" Два жадных медвежонка" два брата-медвежонка нашли одну головку сыра. Пополам поделить не удалось. Кто им поможет справиться с жадностью?

  "По ту сторону стеклянных гор, за шелковым - лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать..."
Карельская народная сказка Медведь-дровосек. Смог ли медведь построить себе дом при помощи топора, украденного у дровосека? Давайте узнаем об этом...

"Много лет назад, давным-давно, медведи берлог не строили, на зиму спать не ложились.


Если поднималась вьюга или мороз становился круче, то медведи залезали в сугробы, отыскивали какие-нибудь ямки. Когда ненастье кончалось, они снова принимались бродить, злые, голодные.

Летом в лесу богато. В ручьях и озерках — рыба. Куда ни повернись — ягоды, орехи. А мед! Это самое любимое медвежье лакомство — мёд!

Шёл как-то летом по лесу медведь. Шёл да вверх посматривал — не   прожужжит  ли   пчела   среди   веток. Потому что лесные пчёлы живут в дуплах деревьев, там и мёд хранят.

Но подходящего дупла, как назло, не попадалось. То — высоко, то, пока доберёшься,— пчёлы искусают, то дупло узенькое — в него лапу не просунешь.

Совсем было приуныл медведь, как вдруг услышал: тук-тук, тук-тук, тук-тук…"

Чукотский народ очень любит в своих сказках рассказывать о медведях. Например, как в этих сказках - "Медведь-лежебока" и "Как Евражка и Медведь норами поменялись"
"Однажды бурый медведь стоял на холме, а евражка (так называют на севере суслика) в это время пила воду у реки. Увидела евражка медведя и позвала его:

- Эй, медведь, иди-ка сюда!

Подошел медведь к евражке, а она ему и говорит:

- У меня к тебе дело большое есть!

Удивился медведь:

- Какое же дело у тебя ко мне?

- Да вот задумала я с тобой жилищем поменяться.

- Ладно, - согласился медведь, - давай меняться. А где оно, твое жилище?

- Вон там, на холме. А где твое жилище?

- Вон там, на сопке."

И еще несколько сказок разных народов про медведей:

Японская сказка - Медведь – камень.

Якутская сказка - Лиса и медведь

Еврейская сказка - Жених-медведь

СААМСКАЯ СКАЗКА - ТАЛА-МЕДВЕДЬ И ВЕЛИКИЙ КОЛДУН

НАНАЙСКАЯ СКАЗКА - КАК МЕДВЕДЬ И БУРУНДУК ДРУЖИТЬ ПЕРЕСТАЛИ

Сказки про медведЕЙ



следующая страница >>