prosdo.ru   1 ... 18 19 20 21

Билет 30.


  1. Назначение и устройство жидкостной системы охлаждения двигателя.

Назначение. Система охлаждения поддерживает оптимальный температурный режим работы двигателя путем регулируемого отвода теплоты от нагретых деталей.

Классификация систем охлаждения. На автомобильных двигателях внутреннего сгорания применяются два типа систем охлаждения: жидкостные (рис. 13а) и воздушные (рис. 136). Жидкостные системы охлаждения различаются по способу циркуляции жидкости (термосифонные и с принудительной циркуляцией); по герметичности (открытые и закрытые).

Жидкостная система охлаждения. Отвод теплоты производится посредством охлаждающей жидкости, т.е. от нагретых деталей двигателя теплота передается к жидкости, а от жидкости - в атмосферу.

Жидкостная система охлаждения состоит из следующих элементов: рубашка охлаждения; термостат, верхний и нижний патрубки, радиатор, крышка заливной горловины радиатора с паровоздушным клапаном, расширительный бачок, центробежный насос, вентилятор, краны слива охлаждающей жидкости, датчик и указатель температуры охлаждающей жидкости, шторка или жалюзи радиатора (табл. 5).

Принцип действия жидкостной системы охлаждения. Под действием центробежного насоса 11 (рис. 14) жидкость циркулирует по системе, отводя тепло от нагретых деталей посредством радиатора 5 в атмосферу. Для ускорения прогрева двигателя и регулирования температуры охлаждающей жидкости термостат 7 направляет жидкость по малому кругу (при температуре охлаждающей жидкости менее 75-80 СС) или большому кругу (при температуре жидкости более 75-80 °С) обращения охлаждающей жидкости. Малый круг обращения охлаждающей жидкости: рубашка охлаждения - термостат - жидкостной насос - рубашка охлаждения. Большой круг обращения охлаждающей жидкости: рубашка охлаждения - термостат - верхний патрубок - радиатор - нижний патрубок - жидкостной насос - рубашка охлаждения.


Жидкость контактирует с нагретыми деталями и охлаждает их. Нагретая жидкость под действием насоса поступает в радиатор 5. Проходя через трубки сердцевины радиатора, жидкость охлаждается. Для увеличения интенсивности охлаждения через сердцевину радиатора вентилятором 2 просасывается атмосферный воздух. Шторка 14 или жалюзи радиатора 15 регулируют поток воздуха, проходящего через радиатор, т.е. регулируют интенсивность охлаждения жидкости.

Детали системы охлаждения:

Деталь

Назначение

Устройство

Принцип действия

Насос (рис. 15)

Обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе

Корпус, вал с крыльчаткой, подшипники вала, сальники и манжеты, шкив привода

Жидкость по патрубку поступает в корпус насоса к центру крыльчатки. При вращении крыльчатки жидкость отбрасывается к стенкам корпуса. В центре крыльчатки создается разрежение, на периферии - давление. За счет этого перепада давлений жидкость и циркулирует по системе

Термостат (рис. 16)

Автоматически поддерживает устойчивый тепловой режим работы двигателя

Корпус, баллон с наполнителем, клапан термостата, шток, возвратная пружина, уплотнения

При температуре охлаждающей жидкости менее 75 -80 °С клапан термостата закрыт и жидкость циркулирует по малому кругу. При температуре жидкости более 75-80°С наполнитель термостата расширяется и, перемещая шток, открывает клапан. Жидкость начинает циркулировать по большому кругу. При охлаждении жидкости клапан под действием пружины закрывается и жидкость идет по малому кругу


Радиатор (рис. 16)

Охлаждает жидкости, отводящие тепло от двигателя

Верхний бачок, сердцевина (состоящая из трубок и ребер охлаждения), нижний бачок, краны слива, заливная горловина, крышка с паровоздушным клапаном

Жидкость поступает в верхний бачок радиатора и, проходя через трубки сердцевины, поступает в нижний бачок. При прохождении по трубкам жидкость охлаждается за счет обдува трубок и ребер потоком воздуха. Поток воздуха создается вентилятором

Вентилятор (рис. 15)

Обдувает радиатор, путем проса- сывания через его сердцевину атмосферного воздуха

Шкив привода, ступица (крестовина), лопасти.

Изготавливается из стали или пластмассы

Привод вентилятора осуществляется от коленчатого вала непосредственно через ременную передачу посредством гидромуфты или от электродвигателя. Лопасти вентилятора имеют особую форму, которая при вращении вентилятора обеспечивает разрежения за радиатором. За счет этого разрежения воздух интенсивно просасывается через сердцевину радиатора

Паровоздушный клапан

Сообщает систему охлаждения с атмосферой при изменении давления в системе

Корпус, паровой клапан, пружина парового клапана, пароотводная трубка, воздушный клапан, пружина воздушного клапана

При повышении давления в системе паровой клапан, сжимая пружину, открывается и выпускает излишки давления в атмосферу. При погашении давления, под действием разрежения открывается воздушный клапан и в систему впускается порция атмосферного воздуха. Перепады давления возникают из-за значительного колебания температуры





  1. Устройство и работа карбюратора.

Назначение. Карбюратор необходим для приготовления смеси бензина с воздухом (горючей смеси) и изменения количества и состава подаваемой в цилиндры смеси в зависимости от режима работы двигателя.

Процесс приготовления горючей смеси из топлива и воздуха называется карбюрацией. Для полного сгорания 1 кг бензина необходимо 15 кг воздуха. Смесь такого состава называют нормальной. При недостатке воздуха смесь называют обогащенной (содержит 13-15 кг воздуха на 1 кг бензина) или богатой (менее 13 кг воздуха). При избытке воздуха смесь называют обедненной (15-17 кг воздуха) или бедной (свыше 17 кг воздуха). При соотношении бензина и воздуха 1: 21 и более, а также 1: 5 и менее смесь не воспламеняется.

Устройство. Простейший карбюратор состоит из следующих деталей (рис. 26):

  • корпус 13;

  • поплавковая камера 8 с поплавком 9 и игольчатым клапаном 10;

  • жиклер 7;

  • распылитель 4;

  • входная камера 12 с воздушной заслонкой 11;

  • смесительная камера 6 с диффузором 3 и дроссельной заслонкой 5.

Принцип действия простейшего карбюратора. Топливо подается в поплавковую камеру самотеком или насосом по топливопроводу. Поплавковая камера соединена со смесительной камерой посредством распылителя, в котором установлен жиклер. Жиклер представляет собой пробку с калиброванным отверстием, через которое проходит определенная порция топлива в единицу времени. Определенный уровень топлива в поплавковой камере поддерживается поплавком и игольчатым клапаном. При наполнении топливом поплавковой камеры поплавок всплывает и через рычажок поднимает игольчатый клапан, который перекрывает отверстие в подводящем топливопроводе и прекращает дальнейшее поступление топлива в камеру. Благодаря этому в поплавковой камере и в распылителе топливо находится постоянно на одном уровне, на доходя до верхнего конца распылителя на 2-3 мм.


При такте впуска в цилиндре двигателя создается разрежение, которое передается в смесительную камеру карбюратора, в результате чего в нее засасывается воздух. Поступающий в карбюратор воздух проходит через узкое сечение диффузора, поэтому скорость его движения, а следовательно и разрежение в камере, возрастают. Между поплавковой камерой и диффузором создается перепад давлений, благодаря чему топливо начинает фонтанировать из распылителя. Топливо при этом распыляется, перемешивается с воздухом, частично испаряется и в виде горючей смеси поступает в цилиндры двигателя.

Карбюратор должен приготовлять горючую смесь необходимого состава на различных режимах работы двигателя, определяемых величиной открытия дроссельной заслонки и частотой вращения коленчатого вала. Различают пять основных режимов работы двигателя: пуск, холостой ход, малые и средние нагрузки, полную нагрузку и разгон (ускорение) двигателя. Простейший (одножиклерный) карбюратор не обеспечивает требуемого изменения состава горючей смеси при изменении режима работы двигателя. Поэтому для обеспечения необходимого состава горючей смеси на различных режимах работы двигателя современные автомобильные карбюраторы имеют следующие дозирующие системы: 1) главная дозирующая система; 2) система холостого хода; 3) система пуска холодного двигателя; 4) экономайзер; 5) ускорительный насос (табл.8). Для предотвращения возрастания частоты вращения коленчатого вала двигателя сверх допустимых пределов, при резком снижении нагрузки на двигатель, конструкция карбюратора имеет ограничитель максимальной частоты вращения.

Ограничитель максимальной частоты вращения. Предназначен для предотвращения возрастания частоты вращения коленчатого вала двигателя сверх допустимых пределов при резком снижении нагрузки на двигатель. Ограничитель максимальной частоты вращения состоит из двух частей (рис. 27):

  • центробежный датчик, состоящий из ротора (в котором установлены клапан, седло и пружина), трубопровода (соединяющего датчик, исполнительный механизм и входной патрубок карбюратора), жиклеров (связывающих смесительную камеру с диафраг- менным механизмом); привода ротора датчика;


  • диафрагменный исполнительный механизм, состоящий из диафрагменного механизма, тяги, двуплечего рычага, пружины.

Принцип действия. При нормальной частоте вращения коленвала давление с обеих сторон диафрагмы исполнительного механизма одинаковое. При возрастании частоты вращения коленвала сверх допустимой клапан датчика под действием центробежных сил перекроет отверстие седла и разобщит полости диафрагменного механизма. Верхняя полость окажется связанной со смесительной камерой карбюратора, а нижняя - с впускным патрубком карбюратора. Под действием разницы давлений диафрагма поднимется вверх, переместив шток, повернет двуплечий рычаг и прикроет дроссельную заслонку. В результате частота вращения коленчатого вала уменьшится и не превысит допустимого значения.

Некоторые автомобильные карбюраторы имеют две смесительные камеры, каждая из которых питает половину цилиндров двигателя. В этом случае корпус с воздушной заслонкой, экономайзер и ускорительный насос - общие детали для обеих камер карбюратора.

Для предотвращения обогащения горючей смеси (при загрязнении воздушного фильтра), вследствие увеличения перепада разрежения в диффузорах и поплавковой камере, поплавковая камера соединяется каналом с входным патрубком карбюратора, над которым расположен воздушный фильтр. Такие поплавковые камеры называют балансированными.

Таким образом, автомобильный карбюратор состоит из следующих основных деталей и систем: корпус, поплавковая камера с поплавком и игольчатым клапаном, топливный жиклер, распылитель, входная камера с воздушной заслонкой, смесительная камера с диффузором и дроссельной заслонкой, главная дозирующая система, система холостого хода, система пуска холодного двигателя, экономайзер, ускорительный насос, регулятор максимальной частоты вращения, привод от органов управления карбюратором, уплотняющие и крепежные детали.

Дозирующие системы карбюратора:


Дозирующая система

Назначение

Устройство

Принцип действия

Главная дозирующая система (ГДС) (рис. 29а)



Обеспечивает постепенное обеднение (компенсацию) смеси при переходе от малых нагрузок двигателя к средним

Большой диффузор, малый диффузор, распылитель, главный топливный жиклер, главный воздушный жиклер

Топливо из поплавковой камеры поступает через главный жиклер и распылитель в малый диффузор. Расход топлива из распылителя больше, чем приток через воздушный жиклер. Уровень топлива в распылителе понижается и увеличивается количество воздуха, поступающего в распылитель через воздушный жиклер, т.е. горючая смесь обедняется

Система холостого хода (СХХ) (рис. 296)


Обеспечивает работу двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала

Топливный жиклер холостого хода, воздушный жиклер холостого хода, каналы системы холостого хода, истечное отверстие, регулировочный винт


Сильное разрежение под дроссельной заслонкой передается по каналам в поплавковую камеру. Топливо из поплавковой камеры проходит через главный жиклер и жиклер холостого хода и поступает в канал, где к нему примешивается воздух через воздушный жиклер и отверстие над дроссельной заслонкой. Образовавшаяся эмульсия вытекает из отверстия под дроссельной заслонкой и распыляется воздухом

Экономайзер (рис. 29в)



Обеспечивает обогащение горючей смеси при полных нагрузках двигателя

Клапан, пружина клапана, жиклер экономайзера, привод экономайзера


При открытии дроссельной заслонки более чем на три четверти рычаг, закрепленный на ее оси, через тягу перемещает шток привода вниз. Шток открывает клапан экономайзера, и дополнительное топливо поступает из поплавковой камеры через клапан и жиклер экономайзера к распылителю главной дозирующей системы

Ускорительный насос (рис. 29г)

Предназначен для кратковременного обогащения горючей смеси при резком открытии дроссельной заслонки

Цилиндрический колодец, обратный клапан, нагнетательный клапан, распылитель, привод


При резком открытии дроссельной заслонки рычаг быстро опускает тягу и шток с поршнем вниз. Под действием давления топливо закрывает обратный клапан и, открывая нагнетательный клапан, впрыскивается через распылитель в смесительную камеру

Элементы пускового устройства 15, 16, 17 (рис. 28)

Обеспечивает обогащение горючей смеси при пуске двигателя

Воздушная заслонка, в которой установлены клапаны с пружинами

При пуске воздушную заслонку прикрывают. Вследствие этого при пуске двигателя в карбюраторе создается разрежение и топливо вытекает из жиклеров ГДС и СХХ. Клапаны в заслонке открываются автоматически, как только двигатель начнет работать




  1. Назовите узлы и механизмы трансмиссии автомобиля.

Назначение агрегатов трансмиссии. Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения при трогании автомобиля с места.


Коробка передач (КП) служит для изменения силы тяги и скорости движения автомобиля в зависимости от условий движения. Кроме того, коробка передач обеспечивает возможность движения автомобиля задним ходом и длительного разъединения двигателя и ведущих колес.

Раздаточная коробка (РК) передает и распределяет крутящий момент от коробки передач на ведущие мосты автомобиля. Кроме того, раздаточная коробка может выполнять функцию дополнительной коробки передач, увеличивая общее передаточное число трансмиссии. Раздаточная коробка устанавливается только на полноприводных автомобилях.

Карданная передача передает крутящий момент между агрегатами, оси валов которых могут смещаться при движении.

Главная передача увеличивает крутящий момент и изменяет направление его передачи под прямым углом к продольной оси автомобиля.

Дифференциал передает крутящий момент от главной передачи к полуосям и позволяет колесам вращаться с разной скоростью при повороте автомобиля и его движении по неровностям дороги.

Полуоси передают крутящий момент от главной передачи и дифференциала на ведущие колеса.

Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) используются для передачи крутящего момента от переднего ведущего моста к управляемым и ведущим колесам, обеспечивая возможность передачи момента при повороте управляемых колес.

<< предыдущая страница