prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 28 29
В1


Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств

бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с

побежденных; контрибуции; домены — государственные имущества,

приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии —

промысловые источники дохода монопольного характера (казенные

фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие

регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполаF

гает более высокий уровень развития правосознания и экономики

Сущность налогообложения проявляется при рассмотрении целей

системы налогообложения и интересов ее участников.

1

Участниками отношений в налоговой сфере являются: налоговые

органы, налогоплательщики, налоговые агенты и др. Причем интереF

сы всех участников далеко не всегда совпадают. В целом система наF

логообложения должна:

• обеспечить заданный бюджетами уровень налоговых доходов;

• воздействовать посредством регулирующей функции на развиF

тие экономики в целом, объем и структуру производства;

• обеспечить посредством социальной функции перераспределение

общественных доходов между различными категориями граждан

и т. п.

При этом действия налогоплательщика характеризуются:

• осознанными шагами, связанными в определенной степени с приF

знанием общественной необходимости уплаты налогов;

• активными и целенаправленными действиями на снижение наF

логовых платежей;

• волевыми действиями, связанными с осознанием налоговых рисF

ков при нарушении законодательства.

Стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет, раF

зумеется, вызывает ответную реакцию со стороны государства. В этой

ситуации действия исполнительных органов государства характеризуF


ются:

• действиями, направленными на защиту своих финансовых интеF

ресов, наполнение доходной части бюджета;

• действиями, направленными на противодействие уклонению от

уплаты налогов, на выявление случаев незаконной «налоговой

экономии»;

• действиями, связанными с применением налоговой ответственF

ности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В2

Одним из основных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом является системаналогообложения, налоги. Налоги - основной источник формирования госбюджета, посредством которого осуществляется реализация социально-экономических функций любого государства. За счет средств бюджета устраняются несовершенства, недостатки рыночной экономики, направляются ресурсы на поддержание обороноспособности государства, создание системысоциальных гарантий для определенных групп населения, частичное финансирование образования, здравоохранения и другие необходимые для общества цели, достижение которых не может быть обеспечено частными предпринимателями.
Влияние системы налогообложения, налогов на предпринимательскую деятельность способно как стимулировать, так и замедлять или вообще прекращать отдельные ее виды.
Правовую основу системы налогообложения составляют нормы Конституции РФ (ст.35, 54, 57).
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ).
Можно выделить несколько функций налогов, рассматривая их как направления воздействия на предпринимательскую деятельность.

Одна из важнейших функций - фискальная, суть которой заключается в формировании государственных денежных фондов, финансовых ресурсов государства. В отношениях между государством и предпринимателем она проявляется через обязанность последнего уплачивать налоги.

Другая важнейшая функция - регулирующая, включающая подфункцию стимулирования и дестимулирования.
Выделяется также контрольная и информационная функции налогов.
Каждая из этих функций находит свое выражение и реализацию в нормах действующего налогового законодательства и прежде всего в нормах Налогового кодекса РФ.
Необходимо заметить, что изучение налоговых отношений является предметом финансового права и его подотрасли -налогового права. Предпринимательское право изучает налоговые отношения лишь в части, касающейся непосредственного влияния налогов на предпринимательскую деятельность. В целом же налоговые отношения не входят в предмет предпринимательского права.
Основной нормативный акт, регулирующий налоговые отношения, Налоговый кодекс РФ. В нем закреплены основные начала законодательства о налогах и сборах, к числу которых относятся, например, обязанность налогоплательщика и плательщика сборов уплачивать налоги и сборы; недопущение нарушения единого экономического пространства Российской Федерации и др.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Следует иметь в виду, что не все платежи, которые называются "сбором", отвечают критериям, закрепленным в Налоговом кодексе. Так, предусмотренный ст.106 Кодекса торгового мореплавания РФ лоцманский сбор не может быть в соответствии с НК РФ отнесен к налогам и сборам.
Выделяют прямые и косвенные налоги, а также федеральные, региональные и местные. Встречаются и иные классификацииналогов.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно с дохода или имущества и взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества, например на землю, недвижимое имущество. К личным налогам относятся, например, налог на прибыль, единый налог на вмененный доход, подоходный налог с физических лиц.
Косвенные налоги - это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к ценам, и взимаемые в процессе расходования материальных благ. К косвенным налогам относятся, например, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементыналогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Федерации.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом (ст.12 НК РФ).
К федеральным налогам и сборам относятся, например, налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; таможенная пошлина и таможенные сборы и др.
К региональным налогам и сборам относятся, например, налог на имущество организаций, налог с продаж и др.
К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц, налог на рекламу и др.

Налоговый кодекс РФ определяет субъектов, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. При этом филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплатеналогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Одно из бесспорных достижений современной налоговой реформы - закрепление в Налоговом кодексе прав и обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов).
В соответствии со ст.21 НК РФ налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:
получать от налоговых органов по месту учета бесплатно информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросамприменения законодательства о налогах и сборах;
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и иным федеральным законам;
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
требовать соблюдения налоговой тайны;
требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решенияминалоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.


Налогоплательщики и плательщики сборов имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ (ст.23) устанавливает обязанности налогоплательщиков:
уплачивать законно установленные налоги;
встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Установлен порядок обжалования актов 


следующая страница >>