prosdo.ru
добавить свой файл
1
Часть 1


На юге Германии вдоль берегов реки Рейн есть холмистая местность, которую называют Опель, или Оббель. В середине 16 века, после европейской тридцатилетней войны, солдаты в отставке занялись там фермерством. Скоро новоявленных крестьян стали называть опелями.



Некто Тонгез Опель подумал, что копаться в земле — не лучшее мужское занятие для своего сына, и отправил его учиться. Сын подрос и стал фабрикантом. После того как он построил специальную фабрику – то стал производить шляпы для жителей маленького городка Руссельсхайма. 9.05.1837 у него родился сын, которого назвали Адам. Когда Адам подрос, его отправили во Францию, где он познакомился с новым чудом техники — швейной машинкой.

По возвращении домой в 1862, Адам Опель придумал как приспособить швейную машинку для производства шляп. Так он стал основателем компании Opel. В компании он наладил производство станков для выпуска головных уборов. Эта компания стала самым крупным производителем шляп в Германии.

В 1884 на выставке во Франции Адам Опель увидел велосипед и придумал новую идею — выпускать велосипеды. Сыновья Адама, а их было пятеро, с детства стали помогать отцу на фабрике. В свободное время они катались вокруг дома на велосипедах. Именно они сделали популярным велоспорт в Германии и вскоре стали первыми чемпионами. Так велосипеды Opel стали известны на всю Европу, благодаря успехам братьев.

Опели первыми стали использовать новые шины в колёсах велосипедов, которые наполнялись воздухом. Эти шины сконструировал англичанин по фамилии Данлоп в 1890 году. Компания уже производила в год 2000 велосипедов и была крупнейшим производителем велосипедов и швейных машин в Германии вплоть до смерти Адама Опеля 8 сентября 1895 года. В возрасте 58 лет Адам Опель умер, оставив налаженное производство сыновьям в наследство.

Братьев Опель пригласили в 1897 году на Берлинский автосалон как чемпионов по велосипедным гонкам. Там они впервые увидели самоходные экипажи и захотели наладить производство автомобилей.




Два брата Карл и Вильгельм начали свою автомобильную деятельность с покупки фабрики Лутцмана в 1898 году. Здесь они и собрали свой первый автомобиль по лицензии. Это был самодвижущийся экипаж конструкции Лутцмана. Первое авто было собрано в 1899 году. С этой исторической даты и идёт отсчёт истории автомобилей марки Opel.

1899–1928 годы. Первый этап развития производства автомобилей Opel

Первый одноцилиндровый автомобиль Lutzman Opel 1899 года выпуска имел горизонтально расположенный мотор под сиденьем, который заводился вручную. Чтобы его завести нужно было провернуть огромный маховик. Других приспособлений для старта на то время не имелось. Конструкция оказалась очень «сырой», плохо распродавалась, и бреши в финансах приходилось затыкать за счёт доходов от реализации швейных машин и велосипедов. Вскоре выпуск лутцмановских повозок решено было прекратить.

Братьев Опель первая неудача не остановила и в 1900 году Карл, Фриц и Вильгельм привезли контракт с французским автомобильным заводом Darrak из Парижа. А в 1902 году на рынке появился Opel Darrak, полностью собранный в Германии. Дела компании пошли в гору, и братья принялись разрабатывать собственные модели. В 1906 году срок контракта с французами истёк, но к этому времени компания Opel твёрдо стояла на ногах и не нуждалась в посторонней помощи.

В те годы Opel был знаменит не столько коммерческими успехами или производственными достижениями, сколько азартом, с которым компания участвовала в спортивных мероприятиях. В 1907 году престиж предприятия значительно подняла Победа в гонке на приз Вильгельма кайзера. Конструктивные особенности автомобиля победителя были использованы при производстве изящных автомобилей 1908 года. Предвоенные модели марки Opel, которые постоянно усовершенствовались, были машинами среднего класса, сработанными на совесть, но без претензий.


В годы Первой мировой войны для армии фирма Opel выпускала грузовые автомобили. Инженеры не теряли времени даром и в 1920 разработали несколько вариантов новой модели Opel, но инфляция не дала воплотить эти планы в жизнь. Позже, чтобы выйти из кризиса были приняты радикальные меры.

Во главе с Вильгельмом Опелем группа ведущих инженеров фирмы отправилась за океан — перенимать опыт массового производства автомобилей накопленный в США. По возвращении домой, они быстро стали воплощать в жизнь американские идеи. В период с 1923 по 1924 год завод усовершенствовался: все станки с верхними приводными шкивами были заменены современным электроприводным оборудованием. Главным новшеством был первый и единственный в Германии сборочный конвейер.

С производства сняли устаревшие модели. Основные надежды компания Opel теперь возлагала на двухместный автомобиль, который был очень похож на Citroen, выпущенный два года назад на рынок. Авто были настолько похожи, что французы подали в суд. Opel проиграл процесс и должен был изменить хотя бы внешний вид автомобиля. Называлась модель 4/12 PS, как только она появилась в продаже, официальное наименование было забыто. Все автомобили, которые сходили с конвейера, окрашивались в яркий и сочный зелёный цвет, за что и поплатились — к машине намертво пристало прозвище Laubforsch («лягушонок»). В 1926 году выпуск «лягушат» достиг 39 000 штук. 8000 рабочих могли изготавливать до 250 машин в день.



1927–1938 годы. Фирма Adam Opel AG становится филиалом General Motors

Успех немецкой фирмы, которая выпускала легковые автомобили массового класса, заинтересовал президента американской корпорации General Motors по вопросам экспорта Джеймса М. Муни. Тогда предприятию Opel, бывшему лидером среди производителей немецких авто, приходилось нелегко: под натиском импортных, в основном американских, машин немецкие марки автомобилей отступали. Даже рекордные результаты, установленные Опелем Фрицем на треке AVUS на гоночных автомобилях RAK-I и RAK-II с реактивными двигателями положение не спасали.


Первый в мире автомобиль-ракета с реактивным двигателем RAK-I стартовал 11 марта 1928 года. Заезд оказался неудачным, и через два месяца на берлинском треке AVUS состоялся заезд другого авто — RAK-II. Это был рекордный заезд. Автомобиль развил фантастическую скорость на то время — 238 км/ч. Это авто намного опередило свое время и, скорее всего, разработки инженеров Opel в своём автомобиле-рекордсмене использовали создатели Thrust II.





В 1925 году вся Европа говорила о покупке английского предприятия Vauxhall американским концерном General Motors. Весной следующего года Opel последовал примеру англичан и обратился к заокеанскому гиганту за покровительством. В 1928 году подписали официальное соглашение — филиалом General Motors стала фирма Adam Opel AG.

Теперь производственные цели предприятия были направлены на выпуск максимально возможного количества моделей из минимального числа унифицированных узлов и кузовов. Просторнее стали кузова всех машин, закруглённые очертания приобрели крылья, а внутри нашлось место для запасного колеса.

В 1934 году автомобили немецкого филиала, как и другие авто General Motors, перешли на независимую переднюю подвеску. На следующий год Opel был первым из немецких производителей, кто выпустил более ста тысяч машин за год.

На Берлинском автосалоне в феврале 1936 года был представлен автомобиль Olympia — первое авто с цельноструктурным несущим кузовом запущенное в серию. Это событие положило начало новому направлению в конструировании малолитражек. Автомобиль назвали в честь Олимпийских игр, которые проходили в 1936 году в Берлине. По сравнению со своими предшествующими моделями эта малолитражка отличалась низкой массой в сочетании с высоким уровнем пассивной безопасности и хорошей аэродинамикой. Благодаря несущему кузову инженеры уменьшили высоту автомобиля, а самое главное — его вес. Внешность авто серьёзно изменилась. У модели впервые в истории фары не крепились отдельно на крыльях, а были включены в кузов. Всё это определило дальнейший вид моделей и их незабываемый стиль.




Рынок недорогих авто пополнился новой моделью Р-4, выполненной в стиле 20-х годов. У этой машины был надёжный двигатель, продуманный до мелочей. Это позволило установить его на следующую модель — Opel Kadett (1936 г.). В довоенное время с конвейера вышло около 107 000 автомобилей марки Kadett.



В конце 30-х Opel выпустил две новые шестицилиндровые модели: Opel Kapitan (1939) и Opel Super (1937). Довоенная модель высшего класса носила гордое имя Opel Admiral.

1939–1950 годы. Заводы Opel в период фашистского вермахта и послевоенного восстановления



Ограничения, которые наложил фашистский режимом, сказались отрицательно на прибылях General Motors. В 1939 фашистское руководство потребовало от компании Опель поставить на поток армейский грузовик Blitz, детали для самолётов и гаубицы. Это послужило поводом новому президенту General Motors Уильяму Кнудсену иронически констатировать: «На нашем немецком предприятии полным и абсолютным хозяином стал Гитлер, с чем и поздравляю всех владельцев и совладельцев концерна...»

С 1941 по 1945 год компания Opel, как и другие предприятия национализированные в Германии, выпускала военную технику и оружие для нужд вермахта.

В 1942 году General Motors отнесла Opel в разряд военных потерь, оценив их в $34 980 024. В свою очередь, Opel стал «Образцовым национал-социалистическим предприятием».

Война приносила не малые заказы и соответствующие им высокие прибыли. На заводах Opel кроме автомобилей производились лёгкие полугусеничные транспортёры NSU kettenkrad, которые комплектовались двигателем от модели Olympia, а также детали самолётов. В 50 км от Берлина предприятие в Брандербурге/Хафеле заслуживает особого внимания. На этом заводе, основанном ещё в 1936 году, под руководством Хайнца Нордхоффа производились грузовые автомобили под маркой Blitz («молния»).




В 1937 году Opel стал выпускать очередной трёхтонный грузовик из этой серии. На машине устанавливался 6-цилиндровый двигатель мощностью 75 л.с. (он же был и на легковом Адмирале). Грузовик до 1944 года выходил в разных вариантах кузова и колёсной формулы. На его основе выпускался полугусеничный грузовой Maultier. На шасси Maultier монтировался десятиствольный реактивный миномёт.

Грузовик Maultier был таким удачным, что его символ — кольцо, перечёркнутое зигзагом молнии, — стал новой эмблемой фирмы Opel. Этот грузовик стал одним из самых популярных грузовых автомобилей немецкой армии.

В августе 1944 бомбардировщики союзных войск практически полностью уничтожили производственные цеха заводов Opel.

После войны многие заводы лежали в руинах. Руссельхайм попал в американскую зону оккупации, а Брандербург — в советскую. Большинство оборудования и документации, которое сохранилось, было вывезено в Союз, и у фирмы Adam Opel AG начались тяжелые дни. СССР вывозил из Германии всё, что было можно. Русские получили у своего командования санкцию на вывоз оборудования, инструментов, чертежей и штампов марки Kadett, чтобы наладить производство этих машин в Лейпциге. К концу июля 1946 года всё необходимое было полностью отгружено. С тех времен Opel больше не видел своего оборудования...

А вот Kadett увидели многие: через полгода новый завод малолитражных автомобилей, что на окраине Москвы, начал производить «Москвич-400». Он был похож на довоенный Opel Kadett как две капли воды. В 1950 эти машины стали продавать в Бельгию и Финляндию, в сопроводительных документах указывалось, что запчасти к «Москвичам» легче всего купить в Германии.

Завод в Брандербурге стал выпускать трактора под названием «Пионер». Немецкие граждане составляли первый пятилетний план в зоне советской оккупации. Позже этот завод начал выпускать лёгкие грузовики «Авиа» (Ифа).




После войны, чтобы восстановить разрушенное хозяйство в своих зонах оккупации американцам, были нужны грузовые автомобили. В Руссельсхайме наполовину восстановленный завод возобновил выпуск полуторатонных грузовиков Opel Blitz с шестицилиндровым двигателем от модели Opel Kapitan грузоподъёмностью от 1 до 3 тонн.

После чего дошла очередь и до легковых автомобилей. Возобновить производство Opel Kapitan было бы проще всего — ведь сборка двигателя «от него» уже наладилась, но оккупационные власти выпуск легковых автомобилей с двигателями объёмом более 1,5 л не разрешали. Наиболее мощной из машин оказалась Olympia которая соответствовала этому требованию и была поставлена в серийное производство в ноябре 1947 года.

1951–1964 годы

Рестайлинг модели Olympia был произведён в 1951 году — появились огромный бампер и новая крупная решётка радиатора с горизонтальными рёбрами. На рулевую переместился колонку Рычаг КПП.

Стотысячный автомобиль этой марки был выпущен в 1953 году, и его заменила принципиально новая модель. Выпуск Opel Kapitan возобновился через два года. Эта модель от довоенной практически не отличалась, кроме скромных круглых фар вместо бесформенных. Ввиду того, что выпуск рассеивателей сложной формы возобновить не удалось, командование производством взяла на себя американская военная администрация, без какого-либо контроля со стороны General Motors. Автомобиль выпускался с 1947 по 1953 год. К 1950 году положение компании Adam Opel AG улучшилось так как основной завод в Руссельхайме был полностью восстановлен, а позже возведён корпус нового предприятия.

Американское влияние на компанию Опель сказалось не сразу. Но на протяжении всего десятилетия на легковых моделях Opel довольно часто просматривались американские черты дизайна.

Объём производства первый раз превысил довоенный уровень в 1953 году. Модель Opel Olympia Rekord P-1, которую представили тоже в этом году, на автосалоне Франкфурта сочетала в себе мечты немецких автомобилистов 50-х годов об совершенном транспортном средстве. Olympia Rekord выпускалась в двухдверном исполнении как универсал «Караван», кабриолет (до 1956 года) и седан. Бытует мнение, что при создании малолитражки «Москвич-402» кузов Olympia Rekord использовали в качестве основы. Автомобиль выпускался с 1953 по 1957 год.




В соответствии с модой дизайнеры изменили внешние линии автомобиля в 1957 году. Успех Rekord P-1 был сногсшибательный.

Opel не остановилась на достигнутом: с конвейера сошёл новый Rekord в 1958 году, правда, двигатель был старый. Конструкторы сделали машину более приземистой путем удлинения и расширения кузова.

Opel Kapitan все еще оставался в программе производства компании. Довольно долго эта модель подвергалась только косметическим доработкам, что выделило машину как «типичный американский автомобиль европейской сборки». В конце 50-х конструкция авто изменилась. В 1960 году машина получила новый двигатель вместе с новым кузовом.



В 1960 году появилась четырёхдверная модель Rekord P-2. У нее был довольно спокойный дизайн и в названии отсутствовала приставка Olympia. Крыша с узкими стойками, только намёк на модные раньше задние стабилизаторы, решётка радиатора, продолжающаяся вокруг передних крыльев, и фары округлой формы — таким был Rekord P-2. Дизайн очень хорошо напоминал американские автомобили.

Рестайлинг Opel Kapitan был произведён в 1960-м. Автомобиль получил новый силовой агрегат и новый кузов. Выпуск первого Opel с кузовом купе был начат в 1961-м. Мощность автомобиля на то время составляла 60 л.с., а скорость — 140 км/ч. В то же время в четырёхдверном седане были изменены и некоторые элементы дизайна. Вплоть до 1963 года фирмой выпускались и седан, и купе. Это в стиле американцев — по мнению GM небольшие автомобили, не должны были обладать яркой индивидуальностью.

Успех Rekord P-2 можно было сравнить только с феноменом «Жука». Марка Opel снова заняла ведущие позиции среди фирм Западной Германии в автомобилестроении — американцы были очень довольны.


В 1962 году К 100-летию фирмы Adam Opel AG в городе Бохуме построили ещё один завод для выпуска следующего поколения Kadett. Новую модель Opel можно было назвать совместной американо-западногерманской разработкой. Машина комплектовалась двигателем Chevrolet. Сначала произвели двухдверный седан, к этому исполнению добавили вариант комби в 1963 году, ещё годом позже— купе. Так было принято — сперва выпускать версию из двух дверей, а затем на протяжении года добавлять на рынок модификации — комби (так универсал называют в Германии) и купе.

Rekord также привлекал внимание: в 1963 году он получил новый, двигатель с большей мощностью и новое обозначение — А. Модель стала ниже и шире своей предшественницы. В июне 1964-го Модификации Rekord купе и седан комплектовались более мощными двигателями от модели Kapitan. Так же в этом году Kapitan успешно дебютировал под названием Admiral с дорогой отделкой салона. Выпуск этого авто длился с 1964 по 1968 год.