prosdo.ru 1
Недели Великого поста, их смысл и взаимосвязь.


В Великий пост Церковь призывает нас, своих чад, к усиленному духовному деланию, к духовному восхождению через добродетели к Богу. В Великий пост (также как и в Пятидесятницу) в отличие от другого времени каждая Неделя посвящена особому событию или святому и имеет свое название. Эти воспоминания Церковью были соединены с Неделями Великого поста в разное время и в связи с разными обстоятельствами, но по Божию Промыслу эти воспоминания связаны по смыслу и последовательно показывают ступени духовного восхождения.

1-я Неделя – Торжество Православия.

Торжеством Православия называется утверждение иконопочитания (IX в.). Ереси, возникавшие в истории Церкви, опровергали либо Божественную природу Христа (например, арианство, несторианство), либо человеческую (например, монофизитство, монофилитство). В иконопочитании выразились оба догмата – о Божественной природе Спасителя и о человеческой. На иконе изображается человек, ибо Бога изобразить невозможно. В то же время изображенному на иконе Иисусу Христу, мы покланяемся как Богу (на нимбе написано «Сущий», также пишется «Вседержитель»).

В 1-ю Неделю поста Церковь не просто напоминает об историческом событии утверждения иконопочитания и о том, что в иконопочитании выразилась полнота православного вероучения о Господе нашем Иисусе Христе, но также показывает, что первой ступенью духовой жизни и основой спасения является истинная вера. Без (истинной) веры Богу угодить невозможно.

2-я Неделя – свт. Григория Паламы.

Во 2-ю Неделю поста воспоминается утверждение Церковью учения о нетварной (божественной) природе благодати Божией, подаваемой Богом людям. Это учение было доказано свт. Григорием Паламой, архиеп. Фессалонитским, в споре с монахом Варлаамом, говорившим, что благодать Божия – это не божественная энергия, а сотворенная.

Учение о Божественной природе благодати Божий означает, что стяжая благодать, человек истинно соединяется с Богом. Церковь учит, что без благодати Божией невозможно возрождение в духовную жизнь, освящение и спасение человека. Ап. Павел говорит: «Если же кто Духа Христова (то есть благодати Божией) не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). Смысл христианской жизни, по словам прп. Серафима Саровского, состоит в стяжании благодати Святого Духа. Это утверждение церковного учения о благодати Божией в виду его значения для спасения называют еще «вторым Торжеством Православия».


Во 2-. Неделю Великого поста Церковь также напоминает нам не только об утверждении православного учения о божественной благодати, но и о необходимости благодати Божией в деле нашего духовного возрождения, освящения и спасения. 2-я Неделя Великого поста является продолжением 1-й. 1-я Неделя поста посвящена утверждению истины (истинного вероучения), а 2-я – утверждению учения о Божественной благодати. «…Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17). Имеющие истинную веру (истину) должны стяжать благодать, без которой спастись невозможно. Стяжать же благодать можно только при истинной вере. Как за истинной верой следует благодать, так и 2-я Неделя поста следует за 1-й.

3-я Неделя – Крестопоклонная.

3-я Неделя поста символизирует следующую необходимую для спасения ступень духовной жизни – терпение скорбей, без чего невозможно ни возрастать в благодати, ни спастись. «… Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Крестом Господь назвал скорби, которому каждому человеку необходимо, перенести в земной жизни для того, чтобы очиститься от грехов и страстей и войти в вечную жизнь. Без терпения скорбей человек не может утвердиться ни в одной добродетели. Скорби являются настолько неотъемлемой часть духовной жизни, что святые отцы говорят, что если доброму делу не сопутствовала скорбь, то оно Богом не принято, то есть оно не является истинно добрым. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). Можно следовать за Христом (иметь истинную, православную веру, посильно стараться исполнять Его заповеди), но если не будешь переносить посылаемые Им скорби, то не войдешь в Царство Небесное: «…И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф.10:38), т.е. тот не достоин вечно жить со Христом в Царстве Небесном.

4-я Неделя – прп. Иоанна Лествичника.

В 4-ю Неделю Великого поста Церковь совершает память прп. Иоанна Лествичника. Прп. Иоанн написал книгу «Лествица» (т.е. «лестница», имеется в виду листница от земли на небо), в которой подробно описал ступени духовного восхождения.


Кто имеет истинную веру (воспоминание 1-й Недели поста), стяжает благодать (2-й Недели), терпя скорби, исполняет заповеди, тот следует за Христом в Царство Небесное – стяжая добродетели, восходит по ступеням духовного восхождения, или как сказано в Евангелии, такие «приносят плод в терпении» (Лк.8:15)

В 4-ю Неделю поста Церковь напоминает верующим о необходимости восходить по ступеням добродетели от силы в силу на пути в Царство Небесное, которое внутри каждого из нас.

5-я Неделя – прп. Марии Египетской.

В 5-ю Неделю Великого поста Церковь совершает память прп. Марии Египетской. Воспоминая великий подвиг прп. Марии Египетской, Церковь показывает исключительный за всю историю христианства пример борьбы с грехом и страстями, пример восхождения из глубины греха в совершенству. Этим Церковь вселяет в своих чад надежду на преуспеяние в духовной жизни, показывает необходимость идти по этому пути и доступность спасения для всех. Как бы грешен человек ни был, для всех открыт путь в Царство Небесное. Все грешники призываются на путь покаяния и духовного восхождения через истинную веру, исполнение заповедей, терпение скорбей и стяжание благодати. Также через это Церковь напоминает своим чадам, что для духовного восхождения необходимо сознание своей греховности.

Замечательно, что перед Неделей прп. Марии Египетской совершается Суббота Акафиста Пресвятой Богородице, Которая наставила прп. Марию Египетскую на путь покаяния и духовного совершенствования. Этим Церковь показывает, значение Божией Матери в деле нашего спасения. Как Она наставила прп. Марию Египетскую, так Она наставляет и руководит к спасению и каждого из нас.

6-я Неделя – Вход Господень в Иерусалим.

Идя в Иерусалим со Своими учениками, Господь Иисус Христос сказал им: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть» (Мф. 20:118). «Вот, мы восходим в Иерусалим…», – этими словами Господь обращается к каждому из Своих последователей. Иерусалим – это Царство Небесное. Путь этот лежит через скорби. Каждый из нас идет за Господом в Царство Небесное и идет не один. Господь идет с каждым из нас и Своею благодатию наставляет нас, поддерживает, укрепляет. Он Сам ведет каждого из нас. И как Ему, Создателю мира ради нашего спасения пришлось перенести крестные страдания и смерть, так и у каждого из нас есть своя Голгофа, свои крестные страдания, которые надо пройти и пройти которые можно только вместе с Ним, при помощи благодати Божией.


В празднике Вход Господень в Иерусалим Церковь показывает нам, что Господь пошел на страдания ради нашего спасения из любви к нам, добровольно. Затем после Входа Господня в Иерусалим была Голгофа – великие крестные страдания нашего Спасителя, а затем Пасха – Его Воскресение. Если бы не было Входа в Иерусалим – добровольного шествия на страдания, не было бы и Голгофы – самих страданий, которыми совершилось спасение человечества, не было бы и Воскресения Спасителя, которым человечеству было открыто воскресение в жизнь вечную. Праздник Вход Господень в Иерусалим напоминает верующим о том, что каждый верующий по примеру своего Спасителя должен добровольно и с кротостью принять посылаемые Богом скорби.


Каждому верующему дается приобщиться Воскресению Христову по мере смирения и терпения. Но для того, чтобы сподобиться взойти на свою личную Голгофу, христианин должен с кротостью, незлобием принять посылаемые Богом скорби. Только тогда он получит благодать перенести их. Если же он озлобится, то благодати не получит, потому что благодать не пребывает в озлобленном сердце; а без благодати Божией человек не сможет перенести сильные скорби.