prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 40 41
Юрий Васильевич Гейко

Автоликбез
Необходимое предисловие с автографом автора

Так уж случилось, что моя жизнь сплелась из трех составляющих: писанины

(писательской и журналистской), автомобиля и женщины.
Самое раннее ощущение, конечно, от автомобиля. Вернее, мотоцикла.
Мне годика два с половиной. Какой-то дядя летчик, друг и коллега моего отца,

сажает меня в разлапистое резиновое седло. Хорошо помню восторг от дрожи под

собой сильного и горячего животного, острый запах бензина и резины.
Второе острейшее ощущение от автомобиля: я - студент-первокурсник Московского

автомеханического института. Лето. Пересечение Каширского шоссе с МКАД. Сажусь в

спортивный "Москвич" капитана сборной АЗЛК по авторалли Виктора Щавелева - едем

на чемпионат СССР 1968 года в Ереван. Я - в качестве мальчика на побегушках,

устроился на каникулы через знакомых. Сажусь в эту машину, как обычно, как во

многие другие машины, не догадываясь, что жизнь моя через несколько минут

перевернется: Щавелев завел движок, тронулся, и!..
Мир расплылся в цветных полосах скорости. Стрелка спидометра уперлась в

ограничитель. Душа уходила в пятки от каждого обгона и потели ладони, но до тех

пор, пока я в Щавелева не поверил, не понял, что он хочет жить ничуть не меньше

меня и едет с большим запасом надежности. После этого от каждого его обгона я

испытывал восторг, один сплошной восторг. Я открыл для себя, что в повседневной

жизни мы познаем лишь верхушку айсберга под названием: "автомобиль". Даже езда

"с ветерком" с лихачом - это езда вслепую, она не дает никакого представления о

возможностях, автомобиля ведомого рукой истинного мастера все ближе к той грани,

за которой кончается его повиновение.
...Измученный восторгами, я проснулся глубокой ночью от визга баллонов. Тело

мое, хоть и притянутое ремнем, кидало в разные стороны, спина горела и казалась


стертой до крови, - это начались кавказские серпантины. Свет фар прыгал с

асфальта на отвесные стены скал и на мгновение исчезал вовсе - в черноте неба и

пропастей. Когда до меня дошло, что светлячки на обочине, в метре от колес,

вовсе не светлячки, а огни селений на дне долин и ущелий, меня обуял животный,

липкий, настоящий страх.
- Что это вы, Виктор Алексеевич,- жалобно спросил я Щавелева,- тренируетесь?
- Да нет, сон разгоняю.
Теперь я понимаю, что шли мы тогда процентов на 60-70 от возможностей машины,

что обычный частник шел бы от них процентов на 10-15, таксист - на 20-30, лихач

- на 30-40, не больше.
Та грань, о которой я говорил, за которой кончается повиновение машины, - это

100 процентов ее возможностей. Часто это грань между жизнью и смертью. Ближе

всех к ней подбираются, как вы понимаете, чемпионы. И, конечно же, не на улицах

городов, не на шоссе, а на специальных перекрытых от движения трассах. Лишь

однажды мне посчастливилось оказаться к этой грани близко-близко и навсегда

опалить душу счастьем приближения к Абсолюту - несколько скоростных участков я

проехал на тренировке с Иваном Астафьевым, заслуженным мастером спорта,

многократным чемпионом раллийных и кольцевых трасс, участником супермарафонов

века: "Лондон - Мехико", "Лондон - Сидней".
Но в моей книге вы не найдете описания этого случая - здесь я беспомощен.

Поверьте, автомобиль - мощнейший источник наслаждения в человеческой жизни,

стоящий, может быть, на втором месте после Царя наслаждений - секса.
Теперь о третьей составляющей, о любви к женщине, которая упомянута, наряду с

автомобилем, в первой же фразе моей книги. Меня к ней в буквальном смысле привез

автомобиль: каскадер и актриса - так, в красивом, романтическом варианте, может

звучать начало нашей истории.

До нее я работал испытателем на "Москвиче", рядом с ней стал журналистом. Не

вдаваясь в подробности, скажу, что в многолетней и каждодневной борьбе за эту

женщину я стал тем, кем стал - счастливым человеком. Я и теперь, двадцать пять

лет спустя, имея с ней двух сыновей, любуюсь ею.
Вот и все составляющие моей жизни. Сначала я, по глупости, пытался разделить их

- написал книжку об автомобиле с дурацким названием: "Как за рулем и выжить, и

удовольствие получить". Она имела неожиданный успех. Потом написал книжку о Ней,

о том, как все у нас начиналось. Эта книжка успеха не имела, потому что она не

издавалась, так как написана только для моих сыновей. Но отдельные главы из нее,

сплошь связанные с автомобилем, в устном пересказе вызывали неизменный восторг

любой аудитории: "Ну, прям, "Мужчина и женщина" в русском варианте! Чего ты об

этом не напишешь?"
И однажды я понял: вот то, о чем лучше меня никто не скажет. И вовсе не потому,

что нет водителей, которые ездят лучше меня, их много. И не потому, конечно, что

нет писателей и журналистов, которые пишут лучше меня, их тоже достаточно. И уж

совсем не потому, что нет мужчин, умеющих любить сильнее, красивее, чем я, - их

вообще, наверное, тьма тьмущая. Но зато очень мало таких, которые совмещают,

простите за нескромность, эти три таланта - писать, ездить и любить.
И потому разрешите мне, правда за ваши деньги, преподнести вам эту книгу с такой

надписью, оставив за ее рамками интимное:


Что такое машина?

Есть ли она у вас или еще нет, готовьтесь к тому, что она, машина, - живое

существо, которое вы берете в семью. Она изменит все в вашей жизни - темп,

бюджет, вашу зарплату, она вполне может переменить ваших любовниц или любовников

(если они есть), она в какой-то степени подомнет под себя вас, изменит ваши


привычки, она заставит вас пахать на капиталистической ниве гораздо эффективнее,

чем делали вы это до сих пор, и при этом резко повысит ваш КПД.
Машина - это особый мир, в который пускают только посвященных, это та дверь,

которая может захлопнуться только за вами единственным. Если вам очень плохо и

требуется уединение, она даст вам его в любое время суток и в любое время года -

сухой, теплый и комфортабельный кусочек пространства ждет вас под окном. Поворот

ключа - и вы наедине с самим собой, со своими проблемами и даже иногда с

вечностью. Машина, как собака, никогда вам не изменит, не предаст, не расскажет

вашим друзьям, врагам о другой вашей тайной жизни, которую знает только она,

машина; ваша машина лучше самого близкого друга знает ваши привычки, она ждет

вас на стоянке долгими ночами, она радуется вашему появлению рано утром, но

молчит, потому что железная.
Ваша машина становится частью вашей жизни, хотите вы этого или не хотите, она

самим своим существованием закладывается в ваши генные клетки, она становится

частью вас самого, вашим "Я", и если уж говорить совсем откровенно, то ваша

машина - это вы.
И что из этого следует? Из этого следует то, что о машине надо знать как можно

больше, потому что от этого зависит слишком многое в вашей жизни.

Главные вехи жизни автомобиля

Автомобиль угораздило родиться чуть-чуть раньше двадцатого века. Но его рождение

настолько назрело, настолько идея "самодвижущихся колес" сконцентрировалась в

атмосфере, в технической готовности мира того времени, что во многих странах

почти одновременно разные изобретатели выезжали из своих гаражей, заводов и

лабораторий на чадящих "самодвижущихся экипажах". Но все эти люди, изобретая, не

удосужились запатентовать свои создания и потому канули в Лету.

26 января 1886 года - Карл Бенц патентует свою "самобеглую коляску" с двигателем

примерно в одну лошадиную силу. Этот день и считается днем рождения автомобиля.

После первых поездок Карла на чадящем грохочущем чуде газета "Мангеймер Цайтунг"

написала: "Кого же заинтересуют такие предложения, пока есть в продаже лошади?"
1888 год, весна - Берта Бенц, жена гениального мужа, чистит бензотрубки шляпной

булавкой, изолирует электрический провод своим шелковым чулком, а вот для

укорочения растянувшейся цепи ей пришлось найти в поселке кузнеца - это был

первый в истории автомобиля ремонт. И первый в истории автомобиля автопробег,

потому что Берта втихаря от своего гениального мужа стибрила его машину,

посадила в нее двух своих сыновей и проехала с ними 180 километров от одного

города до другого. Одновременно это было и первой в мире рекламой автомобиля,

потому что после этого пробега о Карле Бенце и его создании узнал весь мир.
1888 год - автомобиль Карла Бенца получает Большую золотую медаль на выставке в

Мюнхене.
1901 год - "Мерседес" побеждает в гонках в Ницце - с этой победой кончается эра

"самодвижущихся экипажей" и начинается эра автомобилей.
1902 год - в итоге переговоров петербургской фирмы "Леснер" с немецким

"Даймлером" подписан договор о праве "Леснера" производить в России двигатели и

автомобили системы... "Даймлер-Луцкой" (!) - вы ничего не можете понять?
(Позволю себе здесь небольшое лирическое отступление - в скобках.
Мы любуемся на улице "Мерседесами", не правда ли? А знаете ли вы тот факт,

который упорно, более столетия, замалчивают немцы, - в жилах самого первого

"Мерседеса" текло немало русской крови...
Можете ли вы себе представить, что в "двигательной" эпохе наступили совсем

другие времена, когда кто-то догадался цилиндр расположить не горизонтально, а


вертикально, а коленвал - внизу, под ним? И этим "кто-то" был русский инженер,

дворянин Борис Луцкой. В гонке интеллектов Луцкой опережает многих и даже самого

Даймлера, создав в 1895 году двигатель почти в два раза мощнее! А то, что на

первой автомобильной выставке в Берлине были представлены аж три автомобиля

Луцкого - ни о чем не говорит?
Да если бы только автомобили - самые мощные в мире судовые двигатели - до шести

тысяч лошадиных сил; самый большой самолет в мире с фантастической для тех лет

мощностью каждого из двух двигателей - 60 лошадиных сил, и другой самолет -

самый быстрый в мире, на котором немецкий летчик Хирт в 1912 году установил

рекорд скорости - 160 километров в час - это все конструкции Бориса Луцкого, но

производство - немецкое.
Поначалу немцы обласкали немерено талантливого русского инженера двадцати пяти

лет от роду, то есть в 1890 году Луцкой - главный инженер крупнейшего в Германии

"Нюрнберг Машиненбау"; сегодня эта фирма известна под аббревиатурой МАН. Затем

Борис Луцкой становится соучредителем "Европейского автомобильного союза"! Его

компаньоны - Даймлер, Дизель, Лонер... Доходит до того, что германское

правительство поручает именно Луцкому представлять автомобильную экспозицию

Германии на Парижской выставке 1901-го года и в том же году Луцкой привозит под

очи императора всея Руси Николая Второго три свои "моторные телеги". За это

конструктор был сверх всякой меры императором обласкан и даже награжден

высочайшим орденом Святого Станислава! Кстати, все машины Луцкого были тут же

куплены российским военным ведомством и более того - было заказано множество

других машин.
За год (!) до создания легендарного "Мерседеса" Борис Луцкой выкатывает в мир

свой автомобиль под названием "Феникс", буквально напичканный неведомыми ранее


конструкторскими решениями. И некоторые из них перекочевывают в "Мерседес" -

неудивительно - Луцкой-то работает на Даймлера.
В начале века Германия продает сотни машин по всему миру под маркой "Даймлер". И

только в Россию, по настоянию Луцкого, эти же машины идут под маркой "Даймлер-

Луцкой" или даже "Луцкой-Даймлер". Когда же русский инженер (к тому же Луцкой -

один из директоров "Европейского автомобильного союза") потребовал в своей

записке, чтобы весь экспорт носил такую марку, ему отказывают, а затем исчезает

марка "Даймлер", тем более, что Готлиба уже нет в живых, появляется марка

"Мерседес", и сразу вслед за этим пожар на заводе уничтожает оригиналы в металле

и оригиналы чертежей - в мире нет сейчас ни одного подлинного "Мерседеса" 1901

года выпуска.
Судьба Бориса Луцкого круто меняется - в двадцатые годы его в Германии

арестовывают, при аресте он отстреливается, затем попадает в тюрьму, а затем

следы его в этом мире теряются.
Штаб-квартира "Мерседеса" находится в Штутгарте. На первом этаже - шикарный

музей "Мерседеса", у самого входа которого установлены два бронзовых бюста

людей, которые при жизни никогда не встречались - Карл Бенц и Готлиб Даймлер.
Я подошел к пожилому экскурсоводу и спросил:
- А знакомо ли вам имя русского инженера Бориса Луцкого? Он работал вместе с

Даймлером над созданием первого "мерседеса"?
- Нет, сэр,- ответил он по-английски, - русские в его создании не участвовали.
Вот так-то, господа русские автомобилисты...)
1904 год - в Санкт-Петербурге произведен первый российский автомобиль - грузовик

"Леснер", грузоподъемностью 1 и 2 тонны, мощность двухцилиндрового двигателя 10

и 15 "лошадок".
1907 год - первый грандиозный супермарафон мира Пекин - Париж. Из полутора

десятков заявленных машин до финиша дошли лишь четверо - князь Боргезе на


"Итале" финишировал первым, затем, спустя 20 дней, - все остальные: "Спайкер" и

два "Де Диона" (См. главу "Большие гонки или немного истории").
1908 год - при скоплении тучи журналистов, которые не верили в то, что сейчас

произойдет, три "Кадиллака К" заехали в английский сарай, были тут же разобраны,

их запчасти на глазах честной публики были перемешаны и через пять часов из

сарая... выехали три "Кадиллака"! Что это значило? Впервые машины стали делать

из одинаковых - до сотой доли миллиметра! - деталей. До той поры каждый

автомобиль был эксклюзивен до последней гайки.
1912 год - инженер-электрик компании "Националь" Чарльз Кеттеринг, задумавшись

над работой электродвигателя кассового аппарата, предложил использовать

электродвигатель для запуска двигателя автомобиля - так родился стартер.
1913 год - этот год самый главный в автомобильном XX веке - автомобиль стал

любимцем века, потому что Генри Форд придумал конвейер и автомобиль под

названием "Форд-Т", признанный недавно "Автомобилем XX века", удешевился так,

что стал доступен каждой западной семье, он стоил всего 900 долларов. В первый

год выпуска их было произведено около 20 тысяч (для сравнения - вся

автомобильная Европа производила тогда в год 2 - 3 тысячи машин), во второй год

- 40 тысяч, а в 20-е годы - 2 миллиона!
1922 год - в США выпущен самый дешевый автомобиль в мире марки "Ред Баг

Бакборд". Он стоил всего 125 - 150 долларов, что соответствует сегодняшним 1130

- 1870 долларам. Его колесная база составляла в длину 1,5 метра, вес - 111

килограммов.
1923 год - впервые дизельный двигатель поставили на автомобиль. Им оказался

грузовик "Мерседес".
1927 год - на московском заводе "Спартак" начато производство первого советского

легкового автомобиля "НАМИ-1".
Выпускался до 1930 года.



следующая страница >>