prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 11 12



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методическое управление


Г.А. МЕНЬШИКОВА


ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ

НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

(Учебно-методическое пособие для заочников)
Утверждено на заседании

Ученого Совета

факультета социологии

Cанкт-Петербург

2001
Содержание 2

Введение 4

Раздел 1.
Актуальность и теоретико-методологические

основы изучения непроизводственной сферы 7

1. Понятие и актуальность изучения непроизводственной сферы 7


  1. Генезис научных взглядов на непроизводственную сферу 13

  2. Мировые тенденции развития сферы услуг 25

Раздел 2. Закономерности развития и функционирования

рыночно ориентированных отраслей непроизводственной сферы 29

1. Торговля 29

2. Бытовое обслуживание населения 45

3. Туризм 51

Раздел 3. Закономерности развития и функционирования

валютно - финансовой сферы 59

1. Деньги, финансы, капитал как социально-экономические

институты 59

2. Инвестиции и инвестиционные компании 70

3. Страхование и страховые предприятия 75

4. Пенсионное обеспечение и пенсионные фонды 87

5. Банки и денежное обращение 92

Раздел 4. Сфера бюджетных предприятий 108

1. Бюджет: понятие, источники формирования и направления

расходования, бюджетные предприятия. 108

2. Учреждения государственного управления. 114 3. Здравоохранение 141

4. Образование 149

5. Культура и физическая культура 176

6. Армия. 186

7. Жилищно-коммунальное хозяйство 193 Список литературы 201
Посвящается моим любимым маме и папе

Меньшикову Александру Николаевичу и


Меньшиковой Екатерине Валентиновне

Введение
Современная непроизводственная сфера представляет собой значимую часть мирового экономического пространства, включающую подавляющее количество предприятий. В нем занято большинство трудоспособного населения. Они производят заметную часть валового национального дохода.

Непроизводственная сфера включает разнообразные отрасли: торговлю, бытовое обслуживание, финансы, образование, здравоохранение, армию и т д. Многообразие условий их функционирования и организации труда делает ее гарантом практически всеобщей занятости. При этом люди не просто находят место работы, но, имея возможность выбора профессии и сферы трудовой деятельности исходя из своих личных склонностей (психологические и социальные особенности, структура личностной мотивации, культурные и этнические стереотипы), в идеале достигают преодоления отчуждения труда, превращения его из обязанности в условие самореализации.

В целом базовые (первичные) потребности (по классификации А.Маслоу) как неотъемлемые условия человеческой жизнедеятельности (пища, сон, кров) создаются в сфере производства. Отметим сразу - непроизводственная сфера удовлетворяет лишь вторичные потребности и безусловно менее важна. Однако по мере развития общества их диапазон становится все шире, а необходимость удовлетворения - все насущнее. Жизнь современного человека невозможна без предприятий здравоохранения, образования, правопорядка. Даже организация досуга и развлечений как условие снятия стрессов и перегрузок, свойственных современному производству, представляются социально значимыми. Не менее важны и отрасли, входящие в производственную инфраструктуру (торговля, финансы). Они создают условия для роста эффективности производства, ускорения оборота капитала, реализуя преимущества разделения труда.

Представленный курс является авторским. Сфера услуг в нашей стране практически не изучается. За рубежом - он является частью учебного процесса, естественным образом дополняя курсы “Экономика предприятий промышленности, сельского хозяйства”. Непроизводственная сфера является не просто предметом изучения, но стала областью научного знания, определяющего закономерности и национальные особенности ее функционирования. Некоторые проблемы и персоналии этой новой науки изложены в разделе 1.2.


Пользуясь случаем автор благодарит немецких коллег из университетов гг. Билефельд и Берлин (проф.Юргена Харбаха и Хайнца Юргена Дааме) за помощь в осмыслении курса на основе западных научных традиций. .

Учитывая многообразие отраслей и современную динамику их развития, данное пособие можно считать лишь кратким изложением проблем непроизводственной сферы. Логика построения курса следующая.

В первом разделе рассматриваются общие проблемы непроизводственной сферы.

Во втором - рыночно ориентированные отрасли как наиболее развитые, находящиеся на стадии циклического подъема. Они в большинстве своем уже выявили свой внутренний потенциал и одновременно создали механизм социального и профессионального контроля (регулирования) в рамках рыночных отношений;

В третьем - анализируется финансовая сфера - одна из наиболее значимых в мировой системе воспроизводства. В России ее функционирование характеризуется двумя тенденциями. Во-первых, ее потенциал лишь формируется и пока далек от полного раскрытия в соответствии с требованиями рынка. Потребности людей и предприятий, связанные с использованием денег и финансов: инвестирования, накопления, сбережения, страхования - удовлетворяются пока не полностью. Во-вторых, аккумулировав различные формы богатства, впитав в себя труд многих поколений, финансы требуют создания совершенной системы государственного и общественного регулирования и контроля. При этом, отражая прогресс мировой науки и управленческой практики, финансовая система как никакая другая сфера воплощает неравенство в развитии между странами. Обе названные тенденции характеризуют отставание России от стран, с развитыми рыночными отношениями.

В четвертом разделе разбираются проблемы бюджетных предприятий (общественный сектор экономики), значимость которых как главного носителя мирового прогресса лишь осознается, а механизм социальной мотивации развития которых находится на стадии становления.

Данное пособие следует рассматривать как краткий курс, подготовленный в первую очередь для студентов-социологов Санкт-Петербургского университета. Перечень анализируемых отраслей не отличается полнотой, отражая субъективные приоритеты автора, а также степень их развития в Санкт Петербурге на момент окончания ХХ века


Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

1. ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

1 Соотношение производственной и непроизводственной сферы

2. Услуга как особый продукт производства.
1. Соотношение производственной и непроизводственной сферы

Процесс производства, а именно он составляет основу общества, осуществляется в двух сферах: производственной и непроизводственной. Между ними существует ряд отличий, обусловленных характером труда и условиями организации производства. Критерии различия между производственной и непроизводственной сферой проявляются через совокупность таких признаков как уровень организованности, базовый тип продукта труда, особый характер коммуникации производителя и потребителя. Так, сфера производства характеризуется:


  • созданием продуктов в вещной форме,

  • размещением производства на мелких, средних или крупных предприятиях,

  • высоко организованными формами производства, широко использующих преимущества разделения труда, кооперации работников, механизации и автоматизации.

К ней традиционно относят промышленность, сельское хозяйство, частично строительство (производственное) и транспорт (грузовой).

Непроизводственная сфера, в свою очередь, отличается

  • вещным и не вещным характером производимого продукта,

  • индивидуальным способом его производства,

  • особенностью коммуникации производителя и потребителя, определяемой как обслуживание,

  • низкой степенью организованности производства, минимальной механизацией, отсутствием разделения труда и кооперации работников.

В схематичной форме различия между производственной и непроизводственной форме приведены в таблице 1.
2. Услуга как особый продукт производства.

По мере роста общественного благополучия именно услуга становится наиболее привлекательным для покупателя товаром. Потребляя услуги, индивид осуществляет самореализацию себя как потребителя. Именно специально произведенный для него продукт, воплощающий не столько традиционную, общественно признанную потребность, сколько его индивидуальные склонности, характеризует современные тенденции потребления.


Современное общество все больше становится производителем услуг, а не продуктов. Потребление, таким образом, все меньше является лишь способом поддержания жизни и ее воспроизводства, а приобретает все новое содержание и возможности. Через потребление осуществляется социализация, коммуникация, отдых, релаксация и т.д.

Изучение услуг как товара особого рода, выявление специфики их производства и потребления, анализ новых тенденций в структуре общественного воспроизводства - все это должно стать предметом исследования российской науки, как это имеет место за рубежом.

Значимость анализа услуг вытекает из того, что их производство составляет заметную долю в ВВП, в нем занята преобладающая часть работающего населения, а сама сфера услуг является динамичным, постоянно растущим сектором экономики.

Что же такое услуга? Ее диапазон чрезвычайно широк. Это - способ удовлетворения индивидуальных (врачебная помощь, обслуживание населения предприятиями торговли, оказание бытовых услуг), коллективных (жилищно-коммунальное хозяйство), обще-национальных потребностей (государственный аппарат и социальная защита населения, единая финансовая система, оборона и т.д.).

Однако при всем этом многообразии, услуги имеют общее основание - они продукт труда, причем продукт труда особого рода, что проявляется в соучастии, тесном сотрудничестве производителя и потребителя в процессе их создания. Услуга всегда конкретна, направлена на удовлетворение требований конкретного заказчика (неважно, кто он: личность, группа людей или население страны в целом), корректируется им в процессе производства. Производитель услуги каждый шаг или действие соизмеряет с желанием заказчика. Профессиональные знания или навыки производителя, - используя прием К. Маркса при описании роли средств производства как продолжателя рук и возможностей обобщенного работника, - передаются в пользование потребителю. При этом обеспечивается максимально полное удовлетворение желаний потребителя.


Услуги, как правило, нематериальны; они духовны: советы, консультации, передача информации и знаний, обслуживание в целях отдыха и развлечения.

В таблице 1 показаны особенности производства сферы услуг, которые определяют его важнейшие черты и проявления: внешнюю форму, тип предприятия-производителя, характер процесса труда.

Таким образом, услуга это продукт труда особого рода, включающий как производственные, так и коммуникативные (обслуживающие) функции и призванный удовлетворить индивидуальные или коллективные потребности заказчика через его соучастие с производителем.

Несколько по-иному трактует эти различия Ф. Котлер (Ф .Котлер “Основы маркетинга”, М.,1994), известный исследователь - специалист в области маркетинга. Он определяет услугу как “объект продажи в виде действий, выгод и удовлетворений” (с.321) При этом он называет следующие четыре черты характеристики услуг: неосязаемость (“их невозможно увидеть, попробовать на вкус”), неотделимость от источника (они не существуют независимо от производителя), непостоянство качества (“оно колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, а также от времени и места”), несохраняемость (услуги невозможно хранить) (с. 638).

Признаем, что пониманием услуг, предложенное Ф. Котлером, углубляет представление об их содержании. Однако, сводя их производство только к деятельности предприятия, а потребление - к индивиду, классик оставил без внимания общенациональные (государственные) потребности: здравоохранение, оборону и т.д.
Табл.1: Система различий между производственной и непроизводственной сферой

различия производственная сфера непроизводственная

1 цель произ-ва экономное произ-во удовлетворение индив.

запросов

2. тип производства серийное индивидуальное


  1. вид продукта материальный (вещи) вещный и не вещный

  2. характер труда производительный производительный

и обслуживающий


____________________________________________________________

Уточним разницу между понятиями: сфера услуг и непроизводственная сфера. В целом их можно использовать как синонимы, однако, характеризуя производство в разных плоскостях, они таковыми не являются. Непроизводственная сфера - характеристика предприятий с точки зрения уровня их организации. В нее включается совокупность тех, которые отличает незначительность размеров, малая кооперация, низкая механизация труда. Она включает предприятия, производящие и вещи (ателье, шьющие не на заказ, а на продажу), и не вещи: советы, духовные блага.

Сфера услуг - характеристика предприятий с точки зрения специфики производимого ими продукта. Она включает те, которые занимаются как правило обслуживанием. При этом уровень организации заметной роли не играет. Предприятия услуг могут быть и большими и малыми, и механизированными и нет. Понятно, что для индивидуального производства малые размеры, а поэтому и низкий уровень механизации труда, более вероятны, хотя исключения возможны. Примерами этого могут служить крупные дома быта, больницы, где работает персонал в сотню и более человек, где имеет место процесс разделения труда, используются механизмы для повторяющихся трудовых операций.

С развитием научно-технического прогресса сфера услуг стремится механизировать (хотя бы частично) процесс труда, сократив издержки на производство. Одновременно, многие производственные предприятия имеют в своем составе мастерские по обслуживанию (например, по ремонту своих изделий). Здесь ими изучается спрос на продукцию, ее качество, соответствие потребительскому стандарту.

Названные примеры, а на них обращают внимание западные исследователи, говорят о растущей доли предприятий, соединяющей преимущества производства и спрос на обслуживание. Эта тенденция отражает мировой прогресс, она будет усиливаться. Пока же доля таких предприятий не значительно (5%), что дает основание использовать понятие сферы услуг и непроизводственной сфера как синонимы, взяв за основу первый термин как более короткий и звучный. Использование термина непроизводственная сфера в названии данного курса отражает отечественную традицию, противопоставляющую производственную и непроизводственную сферу как пространства с разным механизмом управления и планирования.

2. ГЕНЕЗИС НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА СФЕРУ УСЛУГ

1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.

2. Оптимистическое и пессимистическое направление в изучении услуг.

3. Особенности современного этапа изучения сферы услуг.
1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.

Основоположником изучения услуг считается Жан Фурастье.(Fourastie Jean, 1951 “Le Grand Espoir Du XХе Siecle” (“Великая надежда ХХ века”). Он, взяв за основу анализа уже разработанное К. Кларком трехсекторное деление производства, дал свое представление об его содержании. Остановимся на этом подробнее, поскольку в зарубежной литературе существуют несколько концепций о содержании 3-х секторов, в российской же все сводится к одной - предложенной Кларком (Colin Clark “The Conditions of Economic Progress”, 1940). По теории Кларка, производство состоит, во-первых, из сельского хозяйства (рыболовства и лесного хозяйства) как основы обеспечения жизни, промышленности - второго, менее важного, но все же существенного для общества сектора, и торговли - третьей, наименее значимой сферы.

Подход Фурастье к иерархии отраслей - иной. Взяв за основу их деления перспективы технического прогресса, он предложил новое содержание секторальной модели общественного производства. Первичным является сельское хозяйство, которое давно встало на путь прогрессивного развития и достигло больших успехов в росте производительности труда. Вторичный сектор, по Фурастье, - промышленность, где технический прогресс начался и продолжается. Третичные - отрасли, не имеющие никакой надежды на рост производительности труда. Их преимущества - всеобщая занятость, свободный труд, творческий характер профессии, возможности общения - имеют социальный, но не экономический характер. Развивая эту мысль, Фурастье отмечает, что прогресс в росте производительности труда в первичном секторе связан с преобразованием природы, во вторичном - с механическими факторами производства, в третичном - с человеческими возможностями, знаниями.


Продолжая данную логику, Фурастье выделяет три этапа развития общества. Первый (он называет его традиционной цивилизацией) - преобразующий природу, в ходе которого человечество стремится преодолеть голод. В этот период сельское население составляло 80%, а индустриальные рабочие и работники сферы услуг - по 10%.

Второй - так называемый переходный или индустриальный. Его начало Фурастье датирует 1750 г. и связывает с развитием промышленности. Его главная цель - рост производительности труда, стремление к максимальной механизации производства.

Третий - так называемое постиндустриальное общество. По Фурастье, его базовая характеристика - производство услуг, где занята подавляющая часть населения, в то время как на промышленность и сельское хозяйство приходится соответственно по 10%. Ему будет свойственно лишь незначительное совершенствование средств производства и минимальный рост производительности труда.

С переходом к новому (постиндустриальному) этапу изменяются, таким образом, ориентации производства и потребления. На смену экономии приходит расточительность. Серийность и массовость уступают место индивидуальности. Ручной труд может сменить механизмы и автоматизацию. В третий период изменяется мотивация потребителя. Именно время становится для него самым важным, а его экономия самой актуальной задачей. Потребитель готов на любые траты ради сокращения времени на самообслуживание. Как пишет Фурастье, “он (потребитель) предпочитает приносить товары домой, чем самому ходить по лавочникам за провизией, готовить. Он любит стирку в прачечной, но не самостоятельно. Особенно, если учесть, что стирку надо делать регулярно, через несколько дней она должна повторяться…” (“Le Grand Espoir Du XХе Siecle” , с..275). При среднем достатке усиливается потребность человека именно в услугах, они создают ему необходимый компромисс между стремлением к творчеству и ограниченностью свободного времени.

Анализ 3-х этапов развития общества позволил Фурастье сделать вывод, что именно производство услуг становится главной отличительной чертой так называемого постиндустриального общества, к которому он относит большинство развитых стран мира. Может быть не все конкретные примеры Фурастье нашли воплощение в 90-ые годы (например, индустриальное производство пищи составило конкуренцию кафе и ресторанам), но возрастание роли услуг как способа экономии свободного времени, получения максимального удовольствия от жизни, безусловно, верно.


Безграничность возможностей роста сферы услуг Фурастье связывает с законом роста потребностей. “Насыщение человеческих потребностей… при условии их изобилия” (там же, с.84) имеет следствием, возникновение новых потребностей, еще неудовлетворенных желаний, а они в свою очередь приводят к долгосрочному росту производства и рабочих мест. “Когда уровень жизни достигает 2700 калорий, в которых нуждается здоровый организм, и никакое давление или неуверенность из-за голода больше не заставляют экономить, тогда возникают другие желания и потребности, ищут удовлетворения отличающиеся от обычных, чисто индивидуальные занятия” (с.243). Это утверждение Фурастье положил в обоснование своего социологического закона о нарастании индивидуализации потребления, а сами услуги назвал “великой надеждой ХХ века”.

Для обоснования этого, ставшего всемирно известным тезиса, Фурастье использует два довода. Первый - возрастание значения человеческой жизни, стремления к повышению удобств, росту жизненного стандарта и урбанизации, а поэтому безграничности роста услуг. Второй - решение проблемы занятости, вытекающее как из высокой трудоемкости услуг, так и из возможности широкого использования труда на неполный рабочий день, вовлечения инвалидов, пенсионеров и подростков, что мало допустимо в условиях режимности материального производства.
2. Оптимистическое и пессимистическое направление в изучении услуг.

Последующие исследователи, выявляя новые тенденции, сформировали два направления, по-разному оценивающие роль и перспективы услуг в обществе: оптимистичное и пессимистичное.

К первому можно отнести Даниелла Белла (“The Comming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forcasting”, 1973), А.Гартнера и Ф.Ризмана (“Gartner Alan, Riessman Frank,1978, “Der aktive Konsument in der Dienstleistungsgesellschaft. Zur politischen Okonomie des tertiaren Sektors” Frankfurt а.M.)

Д.Белл дополнил теорию Фурастье о трех стадиях развития общества описанием характерных для каждой из них профессии и статусных видах деятельности. Так, первую - доиндустриальное общество - характеризует носитель мускульной энергии, а воины и работники составляют главные профессии (Белл,1979,с.129). Вторая - индустриальное общество - связана с использованием механической энергии. Рабочие и инженеры составляют основу его кадрового потенциала (там .же с.130). Третью - постиндустриальный этап цивилизации - отличает превращение науки и информации в основной продукт труда и главную производительную силу. Ученые и менеджеры становятся его главными действующими лицами (с.131). Информация означает все, а организация общества превращается во внутренний источник его силы (прогресса), на чем и основывается оптимизм Белла


Постиндустриальное общество он определяет 5 характеристиками:

1. В хозяйстве доминируют услуги, а не товары.

2. В общественной системе преобладают “профессионально ориентированные и технически сложные профессии” (с.34).

3. Теоретические знания становятся источником технических, политических и социальных инноваций. Организуется централизованный социальный контроль и руководство за инновациями и развитием знания (с.35). Университеты, НИИ становятся все отчетливее главными структурами нового общества (с.41).

4. Социальные изменения становятся предметом планирования и руководства (с.41).

5. Развитие общества само становится интеллектуальной технологией.

В нем возникает необходимость изучения специфики коммуникации и организации, как “общения в сложной, многовариантной системе”; создаются “информационная теория, кибернетика, теории множеств, игр, потребностей” (с.44).

Указанные рассуждения легли в основу концепции Д.Белла о постиндустриальном обществе, главной характеристикой которого он считает производство знания. Последнее он определяет как “сосредоточение упорядочивающих положений о фактах или идеях, с помощью чего разрабатываются гипотезы или получаются экспериментальные результаты по совершенствованию системы коммуникаций”. Новые возможности знаний изменяют и природу человеческих отношений: создается новый тип господства, политического управления, отличный от того, который существовал при частной собственности.

Другие представители оптимистического направления - А. Гартнер и Ф. Ризман - основывают свое позитивное отношение к услугам через сложившуюся потребность личности в самореализации, а общества в демократизации. Оптимистичные выводы авторов вытекают из трех предпосылок. Во-первых, общество услуг принципиально особенно по своим характеристикам и внутренним законам. Во-вторых, отражая возросший жизненный стандарт населения, оно создает бескризисное капиталистическое производство. В-третьих, оно характеризуется как ненормальное с позиций роста производительности труда, но обоснованное с точки зрения развития коммуникаций.


Однако не все исследователи разделяют оптимистичные взгляды. Ряд ученых, например В. Баумоль и Дж. Гершини, выражает серьезное опасение по поводу перспектив развития общества. Так, поводом для пессимизма Баумоля является мысль о повышенных издержках в сфере услуг, равно как и о том, что рост заработной платы здесь отстает от темпов потребления услуг. Тезис об опасности нарастания издержек производства получил название в мировой науке “Kostenkrankheit” или “болезнь издержками”.

Пессимистические доводы Гершини также представляют интерес, углубляя научное видение сферы услуг. Его основные выводы изложены в работе “Die Okonomie das nachindustriallen Gesellschaft. Production und Verbrauch von Dienstleistungen”, 1981. Сфера услуг, по его мнению, представляет собой сложную систему, отдельные структурные части которой имеют свои законы и тенденции развития, поэтому, если уж если и говорить об общих закономерностях, то лишь после изучения и агрегирования результатов отдельных секторов. Гершини выделяет как минимум три отрасли: общественные (государственные) услуги - здравоохранение, образование и т.д., частные материальные и частные духовные (информацию, знания). Отмечая рост государственных и нематериальных услуг, он выделяет их как преграду возможной механизации труда.

Особую известность получил вывод Гершини о необходимости изучения условий и мотивации поведения потребителей при выборе ими между услугами или собственной деятельностью. По его мнению, современное общество более характеризуется не как общество услуг, а как “самообслуживающее” (“selbstbedienungs-gesellschaft”), т.е. с высокой долей домашней работы в общем объеме трудовой активности.

Описанные выше работы можно отнести к классическим теориям.


3. Особенности современного этапа изучения сферы услуг.

Исследователи 90-х годов углубляют изучение услуг сбором структурной и страноведческой статистической информации. Нельзя не отметить качество и продолжительность мониторинговых разработок мировой науки. Исследования охватили не только развитые, но и развивающиеся страны, изучение последних оплачивается международными банками и фондами.


В качестве обобщающей работы, характеризующе1 исследования 90-х годов, можно привести монографию Х.Хоуссермана и В.Зибеля (Harmut Haussermann, Walter Siebel 1995, Dienstleistungsgesellschaften). В ней, помимо других вопросов, предлагаются три модели функционирования сферы услуг в обществе: американская, шведская и немецкая. По мнению авторов, особенности развития сферы услуг по странам можно свести к типовым моделям.

Немецкая модель характеризуется:

1. Высоким уровнем заработной платы, в том числе и в сфере услуг, что обусловливает их относительную дороговизну.

2. Склонностью населения к самообслуживанию, вследствие и традиционной привлекательности для населения домашнего труда, большой доли неработающих женщин, дороговизны услуг.

3.Большой долей производственных услуг, которые включаются статистикой в сферу производства, уменьшая этим количество занятых в сфере “чистых” потребительных услуг (см.табл.2 и 3).

Обобщая и конкретизируя сказанное, Хауссерманн и Зибель делают вывод, что сфера услуг в Германии имеет более высокий уровень механизации вследствие разделения труда, более высокие цены, меньшую склонность населения к потреблению услуг.
Табл.2: Структура и динамика занятости по отраслям

_____________________________________________________________

Первичный Товарное Потребительские

сектор производство услуги

1970 1980 1990 1970 1980 1990 1970 1980 1990

_____________________________________________________________

Германия 9,9 6,2 4,3 57,9 54,4 52,7 32,2 39,3 43,0

США 5,2 4,6 3,4 46,5 43,7 42,2 48,3 51,9 54,3

Швеция 8,6 6,0 3,6 49,7 45,6 44,5 41,5 48,5 51,8

_____________________________________________________________

Н.Haussermann, W.Siebel, с.53.

Шведская модель отличается:

1. Высокой долей государственных услуг (финансы, социальная политика).

2. Преобладанием коммунальных (бесплатных) услуг над частными: бесплатное образование, здравоохранение.


3. Большими налогами, сокращающими семейные доходы и создающими этим дополнительную потребность в труде женщин и относительно высокую занятость, см. табл.4.

4. значительной долей женщин в сфере услуг, см. табл.4.

Американская модель имеет следующие особенности:

1. Высокую склонность населения к услугам, объясняемую большой загруженностью на работе, необходимостью экономить время, психологической предрасположенностью к потреблению.

2. Развитость и чрезвычайное многообразие сферы услуг.

3. Индивидуальный характер производства услуг.

Отмечая эти особенности, нельзя не отметить, что российская наука не готова ни к теоретическим, ни к прикладным разработкам, характеризующим ситуацию в нашей стране. Ученые, занятые “глобальными проблемами перестройки”, мало склонны рассматривать частные вопросы, в том числе и сферу услуг.

Табл. 3: Структура трудоспособного населения по странам.

_____________________________________________________________

Занятые в материальном Занятые в Неработающие

производстве сфере услуг

------------------------------------------------------------------------------------------------

Швеция 36,5 42,4 15,3

Германия 33,3 29,1 32,7

США 30,2 38,8 24,4

_____________________________________________________________

H.Haussermann,с.59.

Серьезным тормозом к проведению сравнительных исследований является принципиальное различие в подходе к измерению занятости. В России ее оценивают по принадлежности предприятий к отрасли, мировая статистика - по фактической занятости, по профессии работников или их социальному статусу. Так, в мировой практике принято деление занятых на 4 группы: собственники, наемные работники, помогающие члены семей и неофициально занятые. В нашей стране такие исследования имеют место, но не в рамках государственной статистики, а в исследованиях отдельных энтузиастов.


Табл.4: Доля женщин в общей занятости по отраслям

_____________________________________________________________

Германия США Швеция

1970 1980 1990 1970 1980 1990 1970 1980 1990

Сельское х-во 46,8 42,9 38,0 15,8 18,2 20,1 22,1 23,8 24,8

Товарное пр-во 26,7 18,0 28,9 26,7 31,6 24,2 23,3 26,8 28,8 Сфера услуг 51,3 54,2 55,8 50,8 53,6 55,6 52,4 64,7 66,1

_____________________________________________________________

H.Haussermann,с.179.

Обобщая теоретические выводы мировой науки по изучению производства услуг, можно заключить следующее.

Завершены как минимум два ее этапа: теоретико-аналитический и статистический. В ходе первого выявлены сущность услуги как особого продукта труда, социальная роль и экономические последствия их возрастающего производства. Второе направление создало и уже на протяжении 30-40 лет собирает статистическую информацию по мировому мониторингу структуры занятости. Наша страна, где наука финансируется недостаточно, стоит в стороне от мировых достижений.

Современный этап научных исследований заключается, во-первых, в выявлении корреляционных связей между ростом сферы услуг и факторами социального и экономического развития страны и, во-вторых, в проведении структурного анализа сферы услуг как способа более достоверного и обоснованного ее изучения.
3. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

1. Динамика развития сферы услуг.

2. Качественные изменения сферы услуг
1. Динамика развития сферы услуг.

Учитывая, что базовые тенденции развития сферы услуг были раскрыты в предыдущем параграфе в связи с персоналиями, ставшими пионерами в их исследовании, приведем их тезисное суммирование.

Количественный рост сферы услуг характеризуется цифрами, сведенными в нижеприведенных таблицах (табл.5).

Растет склонность населения к потреблению услуг в силу роста уровня дохода и количества свободного времени, а также как следствие деятельности средств массовой информации, навязывающих потребительские настроения. Противостоять рекламе пока удается лишь Германии, где разумность расходов является национальной чертой.


Сфера услуг активно борется за каждый доллар потребителя, выявляя все новые потребности в обслуживании и расширяя, тем самым, диапазон своих действий. Это и выгул (похороны) домашних животных, и консультирование по всем возможным проблемам, включая астрологию, имиджмейкерство и т.д.
Табл. 5: Структура занятости по секторам (в %)

____________________________________________________________

Сельское хозяйство, Производственные Сфера услуг

рыболовство отрасли

1970 1980 1990 1970 1980 1990 1970 1980 1990

____________________________________________________________

Германия 8.6 5,3 3,4 49,3 43,7 39,8 42,0 51,0 56,8

США 4,1 3,6 2,8 34,4 30,5 26,2 61,1 63,9 70,9

Швеция 8,1 5,6 3,3 38,4 32,2 29,1 53,5 62,2 67,5

_____________________________________________________________

См.H.Haussermann, W.Siebel. Dienstleistungsgesellschhaften, С.52

Сфера услуг активно борется за каждый доллар потребителя, выявляя все новые потребности в обслуживании и расширяя, тем самым, диапазон своих действий. Это и выгул (похороны) домашних животных, и консультирование по всем возможным проблемам, включая астрологию, имиджмейкерство и т.д.

Для сравнения мировых и российских тенденций приведем статистику, характеризующую отечественную непроизводственную сферу, см.табл.6. Она в полной мере подтверждает, что России свойственные базовые структурные сдвиги, а именно:


  • занятость в непроизводственной сфере растет при сокращении занятости в производственной,

  • наиболее быстро увеличилась занятость в сфере государственного управления, более медленно, но все же опережая другие отрасли - в финансах, торговле и бытовом обслуживании;

  • самой многочисленной областью сферы услуг является торговля и бытовое обслуживание По статистике это - 9 миллионов человек.

Табл.6. Динамика занятости по отраслям производства в России.(в %)


Отрасли народного хозяйства

1985

1998

Всего, в экономике

100,0

100,0

В отраслях производства: промышленность

32,3

22,2

Сельское хозяйство

13,9

13,7

Строительство

9,4

7,9

Транспорт

8,5

8,5

В непроизводственной сфере: торговля

и общественное питание

8,3

14,5

ЖКХ и бытовое обслуживание

4,1

5,4

Здравоохранение

5,0

7,0

Образование

7,1

9,3

Культура, физическая культура

1,4

1.8

Финансы, кредит, страхование

0,5

1.1

(см. Торговля в России. М.,1999,с.14).

Анализ табл.7 показывает рост непроизводственной сферы, однако, по общему числу занятых Россия пока отстает от развитых стран, где их доля еще более высока.


2. Качественные изменения сферы услуг

Перечислим современные качественные изменения, характеризующие развитие сферы услуг:


  • Снижение издержек и рост экономической эффективности сферы услуг. По мере совершенствования организации сферы услуг произошло выделение и механизация труда на повторяющихся процессах, например утюжка при пошиве одежды, подготовительные операции при пошиве обуви и т.д. Другой способ - создание специализированных предприятий, обслуживающих сферу услуг. Они предлагают широкий спектр услуг, начиная с аренды ( лизинга) и ремонта машин, оборудования и кончая маркетинговыми или рекламными акциями.


Табл.7 Изменение доли занятых в производственной и непроизводственной сфере (в %)

Отрасли

1995

1998

производство товаров

45,1

42,7

производство услуг

54,9

57,3

в т.ч. в рыночной сфере

41,3

44,4

в нерыночной сфере

13,8

12,9

См. там же, с.18

  • Создание механизма общественного контроля за рекламой как способе насильственного навязывания группе незащищенных потребителей (детям, больным) потребностей в услугах .Большинство стран (кроме Италии) рассматривают контроль за рекламой как составную часть деятельности общества (государства), формируя приправительственные комитеты, которые состоят из рекламистов, предпринимателей, представителей населения, государственных чиновников и объективно реагируют на жалобы населения по соответствующим вопросам.

Важное место в борьбе с потребительством как моделью поведения играет образование, которое призвано сохранять культурные традиции, воспитывать сдержанность и разумность в расходах.



следующая страница >>