prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Международное право.


Новикова Наталья Александровна

Введение в международное право.

История развития международного права.

В настоящее время в литературе выделяется 4 основных этапа развития МП:


  1. Рабовладельческий:

МП возникает одновременно с возникновением государств и зарождением системы отношений между этими государствами (к. 3 –н. 2 тыс. до н.э.). Основная особенность МО этого этапа – это их очаговый характер. Считается, что древнейший международный договор дошедший до нас – это договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III, который был заключён в 1278 г до н.э. Источником МП в этот период в основном являлись обычаи, которые дублировались во внутреннем законодательстве государств. На МП в этот период значительное влияние оказывало жречество, поэтому большинство норм носили яркий религиозный характер.

  1. Феодальный:

Характеризуется существованием, так называемого, кулачного права. В это время нормы МП касались только такого способа разрешения конфликтов как война. Основными договорами в этот период являлись договоры о военных союзах и мирные соглашения. Только торговые города заключали дополнительные договоры, касались торговли, защиты торгующих граждан. В этот период были сделаны первые попытки кодификации норм МП. В рамках Ганзейского союза был составлен сборник, который объединял нормы и обычаи морского права. Благодаря католической церкви в этот период начинается складываться консульское право.

  1. Буржуазный:

Начинается в период Французской революции (к. 18 в.). данный период связан с развитием концепции суверенного государства и с утверждением новых принципов МП, которые были основаны на естественно-правовых концепциях. Считается, что в этот период является переходным от классического МП к современному МП. В течение этого периода была осуществлена гуманизация правил ведения войны. Стали по-новому решаться вопросы территориальных изменений между государствами, в практику был введен демократический порядок изменения государственной территории, в том числе с использованием плебисцита (народное собрание). Утверждается принцип свободы открытого моря, базой данного принципа стала провозглашенная Российской Империей 28.02.1780 г. декларация о вооруженном нейтралитете. В этот период стали активно созываться международные конгрессы и конференции. Венский конгресс (1814-5 гг.) содействовал запрещению работорговли, утвердил важные нормы дипломатического права, установил статус международных рек, породил возникновение постоянного нейтралитета Швейцарии. Парижский конгресс (1856 г.) упразднил каперство (захват, разграбление, потопление судов воюющих государств), было объявлено нейтрализованным Черное море. Берлинский конгресс (1878 г.), в рамках которого произошло коллективное признание независимости Сербии, Черногории, Румынии, был провозглашен принцип недопустимости дискриминации кого-либо в отношения пользования гражданскими и политическими правами. Гаагские конференции мира (1899 г., 1906-7 гг.): были установлены современные правила ведения войны. Создание Лиги Наций.


  1. Современный:

Официально считается, что начался 26.06.1945 г. (принятие Устава ООН). В рамках Устава были закреплены все принципы современного МП, была создана юридическая база борьбы за независимость, были окончательно кодифицированы нормы о правилах ведения войны о международной ответственности государств и нормы дипломатического права. В течение современного периода появились его новые институты, а именно международное экономическое право, международное экологическое право, воздушное и космическое право, право международной безопасности.

Понятие и сущность международного права.

В настоящее время в литературе выделяется 2 типа правовых систем, а именно международное право и внутреннее право государств. Данные правовые системы существуют независимо друг от друга, имеют общие и специфические черты. Среди отличительных черт этих правовых систем выделяется следующее:

  1. Предмет правового регулирования: предметом национального права является отношение между гражданами и организациями, а также отношения между этими субъектами и государствами. Предметом международного права является взаимоотношения субъектов, обладающих определённым уровнем независимости, а именно отношения между государствами, международными организациями, государство подобными образованиями и нациями, борющимися за свою независимость.

  2. Способ создания правовых норм: нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности конкретного государства. Нормы МП создаются всеми его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения.

  3. Источники права: внутри государственной нормы сформулированы во внутренних нормативно-правовых актах. Нормы МП выражаются в форме международных договоров.

В целом МП отличается собственным предметом регулирования, при этом отношения, которые являются предметом МП условно можно разделить на 2 основные группы:


  1. Межгосударственные отношения: отношения между государствами и отношения между государствами и нациями, борющимися за свою независимость. Нормы МП в этой сфере направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами МП.

  2. Не межгосударственные отношения: отноше6ния между государствами и международными организациями, между международными организациями, сопутствующие отношения, которые обеспечивают деятельность субъектов МП.

Таким образом, МП можно определить как особую систему права, совокупность международно-правовых норм, создаваемых самими субъектами МП и регулирующих отношения между равноправными и в определенной степени независимыми субъектами.

Международное право выполняет функции:

  1. Стабилизирующая: состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество и устанавливать международный правопорядок.

  2. Регулятивная: состоит том, что МП регулирует общественные отношения, входящие в его предмет.

  3. Охранительная: состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений.

  4. Информационно-воспитательная: состоит в развитие правосознания и повышения общего уровня мировой правовой культуры.

Источники международного права.

Источники права – этот те формы, в которых фиксируются нормы МП. Основная проблема источников МП заключается в неясности их перечня. Ни один международно-правовой документ не содержит исчерпывающего перечня источников. Наиболее полный приблизительный перечень содержится в статье 38 Статута международного суда ООН:

  • международные концепции,

  • международные обычаи,

  • общие принципы права признанные цивилизованными народами,
  • судебные решения и доктрины наиболее квалицированных специалистов в области МП, которые используются в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.


Статья не упоминает такой источник как резолюция международных организаций и не называет международные регламенты. Официальный источник – международный договор. МД понимается как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое МП не зависимо от того, содержится и такое соглашение в одном или нескольких документах, а так же не зависимо от его конкретного наименования.

Устав ООН называет 3 основных цели заключения международных договоров:

  1. Поддержание международного мира и безопасности, в т.ч. принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения различных угроз.

  2. Развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народа.

  3. Осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. Сотрудничество в сфере защиты основных прав и свобод человека.

Международный обычай определяется как доказательство всеобщей практики признанной в качестве правовой нормы. В целом обычная норма МП складывается в течение длительного периода времени и представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях. В настоящее время обычаи носят подчиненный характер по отношению к нормам международного договора.

Основное количество международно-правовых норм создается международные организациями, при этом одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация МП. Она осуществляется по следующим направлениям:

  1. Установление точного содержания и четкого формулирования уже существующих норм МП в том числе норм международных обычаев.

  2. Изменение или пересмотр устаревших норм.

  3. Разработка новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей МО.

Такая кодификация может быть:

  1. Официальной:


Официальная осуществляется в форме договора. Впервые была осуществлена на Гаагской конференции мира. Официальная кодификация осуществляется международными организациями, действующими под эгидой ООН, и центральное место среди таких организаций занимает комиссия МП, состоит из 34 членов, избираемых на 5 лет.

  1. Неофициальной:

Осуществляется общественными организациями и учеными правоведами. Впервые такая кодификация была предпринята в 1861 г. (Петрушевич). Такие кодификации в настоящее время составляют основу для официальной кодификации.

Принципы международного права.

В теории МП определяются как руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, которые юридически закреплены в основополагающих документах МП. Характерной чертой принципов МП является их универсальность. Она понимается как распространение на всех субъектов требования соблюдения принципов МП. В целом принципы являются своеобразным критерием законности всей системы международно-правовых норм. В настоящее время основные принципы МП зафиксированы в Уставе ООН, кроме того существует Декларация о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (принята 24.10.1970 г.). Декларация принципов, которыми государства-участники буду руководствоваться во взаимных отношениях, данный документ содержится в заключительном акте СБСЕ от 1.08.1975 г.

  1. Принцип суверенного равенства государств.

Сущность данного принципа составляет правила о том, что поддержание международного правопорядка возможно только при полном уважении юридического равенства участников МО. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет всех других участников данной системы, закреплен во 2 ст. Устава ООН, а также в Уставах практически всех международных организаций существующих на данном этапе. В соответствии с данным принципом международное сообщество обязуется обеспечить равноправное участие в международных отношениях всех государств вне зависимости от различия экономического, социального, культурного, политического и иного характера. Юридическое равенство заключается в том, что все государства изначально обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями. В число базовых прав любого государств относятся следующие: территориальная целостность, политическая независимость, свобода выбора и развития основных направлений внутренней политики и свобода заключения международных договоров.


  1. Принцип неприменения силы и угроза силой.

Ст. 2 Устава ООН, конкретизирован во всех последующих документах, также существует Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Все государства обязаны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, при этом согласно Уставу запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. Таким образом Устав ООН под силой понимает не только любой вооружённый акт , а также акты экономического или идеологического принуждения. Считается, что в исключительных случаях к конкретному государству могут применяться различные принудительные меры, но они должны быть одобрены мировым сообществом и следовать за явные нарушения этим государствам норм МП.

  1. Принцип нерушимости государственных границ.

Составляет важнейшую основу безопасности государств. В соответствии в этим все государства обязуются воздерживаться от любых посягательств на государственные границы другого государства. при этом под такими посягательствами принято понимать односторонние действия или требования, направленные на изменения положения линии границы, ее юридического оформления, или фактического положения линии границы на местности. Выделяют три основных элемента данного принципа:

Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом. Отказ всех государств от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем. Отказ от других иных посягательств, включая отказ от угрозы силой.

  1. Принцип территориальной целостности государства.

Закреплён ст. 2 Устава ООН, в Декларации 1970 г. запрещена угроза силой или ее применение против территориальной целостности и политической независимости любого государства. Никто не вправе совершать действия направленные на нарушения национального единства любого другого государства. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государство в результате угрозой силой. Также установлено, что нарушением данного принципа выступает военная оккупация.


  1. Принцип мирного разрешения международных споров.

П.3 ст. 2 Устава ООН устанавливает, что все государства должны разрешать свои международные споры таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. На Гаагских конференциях мирах было формулировано правило том, что прежде чем прибегнуть к оружию необходимо обратится к посредничеству одной или нескольких дружественных стран для помощи в разрешении конфликта. Данное правило неоднократно подтверждалось в частности в статуте Лиге Наций 1919 г. и в Парижском договоре об отказе от войны 1928 г. в настоящее время данный принцип помимо Устава ООН закреплён еще в двух документах: Манильская Декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г. и Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному и безопасности 1988 г. в соответствии с данными документами государство обязано разрешать свои споры только мирными средствами, при этом сторонам спора предоставлена свобода выбора таких мирных средств. Наиболее популярными средствами в настоящее время являются дипломатические переговоры и использование посредничества других государств и международных организаций.

  1. Принцип невмешательства во внутренние дела.

Закреплен в п.7 ст.2 става ООН, в обеих Декларациях (1970, 1976 гг.) и в декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государства об ограждении независимости и суверенитета (1965 г.). Ни один субъект международного права не имеет права на вмешательства в дела по своему существу, входящие во внутреннюю компетенцию государства.

  1. Принцип всеобщего уважения прав человека.

В соответствии с данным принципом все государства должны осуществлять свою деятельность в поощрении и развитии, уважения к правам человека и основным свободам для всех безразличия расы, пола, языка, вероисповедания, других обстоятельств. Данный принцип является базовым для подотрасли международного права - международное право прав человека.



следующая страница >>