prosdo.ru 1




Анонс.
Трудности, с которыми мы неизбежно встречаемся в своей жизни, подчас кажутся нам непреодолимыми, и мы беспомощно опускаем руки перед непроницаемой стеной. Но что, если окажется, что мы сами же создаем и укрепляем это препятствие? А стена - всего лишь - химера, которая питается нашими страхами и непониманием и надо лишь протянуть руку.
И мы рады предоставить Вам возможность прикоснуться к пониманию закономерностей действия механизмов Вашей уникальной психики, которые влияют на Ваши взаимоотношения с близкими, с окружающим миром и с самим собой, порой, не позволяя Вам получать и отдавать любовь сполна и в той мере, в которой Вам это необходимо.
«Психологическая гостиная» - это своеобразный вариант виртуальной психологической школы, посетить которую на нашем сайте Вы имеете возможность в любое удобное для Вас время суток.
Практикующие и особенно начинающие психологи могут почерпнуть для себя знания, полезные для практической работы. А все интересующиеся найдут поддержку в более глубоком понимании и устранении трудностей в общении с близкими и окружающими людьми. Родители же получают возможность стать более осведомленными в области психологии развития ребенка, психологии общения, лучше понимать своих детей и научиться оказывать им эффективную и своевременную помощь и поддержку.
Эта информация будет полезна для психологов различных ориентаций, социальных работников, педагогов, воспитателей, родителей, бабушек, дедушек, которые интересуются особенностями психологического развития своих чад. А также для всех, стремящихся к более глубоким гуманитарным знаниям, к построению целостной картины психического мира человека.

Материал представлен в разговорном жанре, лишен наукообразности, не перегружен терминологией, поэтому легко воспринимается при чтении. Информация выложена на блоге в виде лекций, которые скомпонованы в тематические блоки соответственно этапам развития и фазам формирования психики человека в хронологическом порядке - начиная с рождения (раннее младенчество) и заканчивая старшим подростковым возрастом и наступлением юности.

В рамках каждой лекции мы вместе с Вами рассмотрим варианты психологических трудностей, которые могут возникать у ребенка на каждом конкретном этапе развития, а также разновидности тех нарушений и сложностей в общении, которые мы наблюдаем у взрослых людей, как результат неудачно пройденной ими фазы психического развития в детстве.
В психологическом консультировании детей и подростков часто наблюдается такой парадокс: то, что особенно тревожит родителей в поведении ребенка, на поверку, оказывается просто закономерностью и нормой возрастной фазы развития. И наоборот, то, что родители зачастую воспринимают как норму, как раз и является отклонением от нее.
В рамках цикла лекций мы подробно разберем с Вами информационные блоки, касающиеся, в том числе, следующих тем:
- Условия возникновения и процесс формирования психологических травм (последствия потери родителей, разводов, насилия и т.д.) и возможности их профилактики и преодоления.

-Особенности развития детей в неполных семьях и последствия этих процессов, которые мы наблюдаем у людей во взрослом возрасте.
- Гиперактивность, агрессия, патологическое снижение активности и вялость у детей, подростков, взрослых.
-Психосоматика, фобии, страхи, неврозы.
- Предпосылки формирования психологической готовности к школе у дошкольников.

- Возможности эффективной адаптации ребенка к школьной среде.
-Различные научные подходы к проблемам воспитания.
-А также многие другие моменты развития наших детей и взаимодействия с ними.
Посещая нашу «Психологическую гостиную» Вы сможете прояснять для себя многие вопросы, касающиеся развития Ваших детей, а также взаимоотношений с супругом, партнером, родителями. Вы можете обсуждать интересующие Вас темы, делиться опытом в области воспитания и общения с другими родителями в нашей социальной сети (на блоге), а также задавать вопросы и получать ответы на них от специалистов нашего центра.

Анонс по лекциям (будет в разделе «Психологическая гостиная», разместить на сайте и на блоге).

Внимание!!!

Для более ясного понимания содержания каждой последующей лекции - необходимо прочесть все предыдущие в хронологическом порядке, начиная с рождения ребенка - лекция №1 и далее: №2, №3и т.д.

Лекции №1 и №2.

Зарождение психики
В рамках первых двух лекций мы с Вами поговорим о том, какие условия необходимы для гармоничного развития новорожденного и о том, что с нами происходит в дальнейшем во взрослой жизни, если такие условия своевременно не были созданы для нас в раннем детстве. Узнаем как в этом «хрупком» возрасте запускаются процессы формирования различных психологических нарушений, а также рассмотрим возможности их преодоления и профилактики.
Вы узнаете, о том, как мамы неосознанно могут запускать процесс формирования «пессимистов по жизни» именно в этом раннем возрасте.
Лекция №3

Развитие структур психики. Что делает ребенка послушным.
В рамках данной лекции мы рассмотрим первые четырнадцать месяцев жизни ребенка с позиции развития структур его психики. Разберем, от каких факторов зависит его гармоничное развитие. Узнаем, каким образом происходит синхронизация в развитии моторики, эмоций и интеллекта, и почему она важна.
Рассмотрим, чем обусловлен уровень тревоги у детей. Определим стартовые условия для начала формирования индивидуальности у ребенка. Узнаем - упрямство, жадность, неопрятность - это нежелательные симптомы или признаки процесса нормального развития?
Обратим внимание на значение игры в жизни ребенка и на то, как ребенок становится послушным.
Лекция№4

Объектное постоянство. Как сохранить любовь

В рамках лекции мы рассмотрим особенности психического развития ребенка с 14 месяцев и примерно до 2,5 лет. Поговорим о том, как и почему ребенок достигает объектного постоянства? Или, другими словами, - за счет чего ребенок соединяет в себе «плохую и хорошую маму» - «Фею и Ведьму», и почему в результате этого процесса он становится послушным. И именно в этом ответ на 90% вопросов родителей, которые приходят на консультацию к психологу.

Лекция №5

«Эдипов комплекс». Полоролевая идентификация
В рамках данной лекции мы рассмотрим формирование полоролевой идентификации у мальчиков и девочек. Разберем понятие «Эдипов комплекс» и значение конкуренции для успешного развития ребенка. А также узнаем, каким образом складываются «любовные треугольники». И многое другое о том, как происходит развитие наших детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и какое влияние это оказывает на их дальнейшую жизнь.
Лекция №6

Формирование Супер-Эго - системы норм и ценностей
Эта лекция посвящена формированию системы ценностей и норм у ребенка, в которой заключено наследие образа родителей, укорененное в структуре психики.
Самое главное, что нам нужно вынести из содержания данной лекции, это то, как в «эдипальной» ситуации должны вести себя родители, потому что дети в этом возрасте подвергают супружеские отношения реальному стрессу.

Идеальные родители должны держать линию – «мы не разведемся, мы все равно будем вместе». При этом отец должен уделять внимание девочке, чтобы подтвердить ее женственность, и жене, для того, чтобы у девочки была необходимая возможность для конкуренции с мамой. Мама должна уделять внимание и мальчику, и мужу. И это принципиально важно.
Родители должны оба восхищаться ребенком. Но даже если ребенок будет выражать агрессию, то этой агрессии должна быть противопоставлена родительская любовь.
Лекция №7

Выход в латентную фазу. Как подготовиться к школе.
В норме латентный возраст - это период примерно с 5-6 лет до 11-13 лет. И несколько последующих лекций у нас будут посвящены этому периоду.
Мы поговорим о том, как грамотно подготовить ребенка к школе, как эффективно и мягко организовать процесс его адаптации, как добиться гармонии в отношениях первоклассника с его первым учителем и о многом другом, что предшествует и сопутствует началу периода школьного обучения.

Латентный возраст наступает в результате равновесия инстинктных проявлений и действия механизмов защит. Это не период отсутствия у ребенка сексуальности и агрессивности, это равновесие. Всегда возникает вопрос, зачем нужен латентный возраст? Ведь его нет у собачек и кошечек.

Ребенок в эдипальной фазе, по сути, завершил свое психологическое развитие. Дальше будет только переработка, «шлифовка» и переживание накопленного.
А вот физиологическое развитие ребенка заметно отстало от развития его «психологии». Поэтому, вероятно, что латентный возраст нужен для того, чтобы ребенок смог остановиться в своем психологическом развитии и «догнать физиологию», для того чтобы потом уже иметь возможность заняться ревизией и перестройкой психики.
Латентный возраст всегда был очень важным. Это тот возраст, когда ребенка практически не беспокоят инстинктные желания. А поскольку внутри него нет никаких ярко выраженных проблем, а в жизни обязательно нужны стимулы, то ребенок направляет свое внимание на окружающий мир. И именно поэтому это время как нельзя лучше подходит для активного обучения.
И ребенка начинает интересовать все вокруг и важно именно в это время помочь ребенку понять и сформировать свои интересы, что необходимо для его дальнейшего развития и профессионального самоопределения в будущем.
Лекция №8

Латентный возраст. «Учительница первая моя»
В рамках данной лекции мы поговорим о том, как создаются гармоничные отношения первоклассника с его первой учительницей.
Дело в том, что далеко не всегда в школу идут «латентные дети». И если ребенку 6 или 6,5 лет, но он по какой-то причине пока еще не достиг латентности, то в школу лучше не ходить, лучше еще немного повременить.
Но часто получается так, что ребенок не вышел в «латент», а в школу по биологическому возрасту идти уже пора. И что с этим делать - большой вопрос. А сделать на самом деле можно, но только с первоклассником. Потому что здесь есть резерв, который дается самой природой.
Есть период времени, в течение которого можно адаптировать ребенка к школе. Это первый класс, потому что во втором - уже будет поздно.

Пользоваться нужно одной данностью – все, что делает ребенок до выхода в латентный возраст, он делает ради мамы. Это самое главное. То есть, все, что он делает на всех стадиях до латентной стадии, он делает ради восхищения родителей. Соответственно все отношения, которые он будет строить с другими людьми, это будут «переносные отношения». Это будут отношения, в которых «я буду пытаться каким-то образом делать то же, что я делаю с мамой и моими близкими», воспроизводить все элементы коммуникаций с родителями в отношениях с окружающими. Это будут отношения ради кого-то, ради восхищения, ради любви.

Когда ребенок идет в школу, он часто мечтает стать отличником. Практически все дети мечтают стать отличниками. О чем это говорит? «Я мечтаю, чтобы мной восхищались, я мечтаю, чтобы меня любили», потому что в голове у ребенка оценка «5» - это факт проявления любви к нему, потому что все говорят, что учиться надо на пятерки. Так вот, очень важно в этот период развести для ребенка любовь и одобрение. Чтобы «оценка» и «любовь» для него не «сливались» в восприятии в одно понятие. В противном случае - его ожидают в школе огромные психологические трудности. О том, как этого можно избежать - читайте в рамках настоящей лекции.
Лекция №9

Предпосылки выхода в предподростковый возраст.
В рамках лекции мы поговорим с вами о сложностях вступления в предподростковый возраст. О том, как наши дети нуждаются в нашей поддержке и деликатном понимании в этот трудный момент своего развития.
Беспричинное проявление агрессии, мастурбация, длительное проявление усталости и потери интереса, быстрая утомляемость - это норма или патология в этом возрасте?
Обо всем этом и о многих других трудностях вступления в подростковый возраст мы будем говорить на этой лекции. Как в такое сложное для нашего ребенка время суметь сохранить с ним хорошие отношения и оказать ему посильную родительскую поддержку?
В наше время за счет акселерации, за счет стремительно развивающейся цивилизации, за счет очень агрессивной рекламы - латентность заканчивается значительно раньше. И сейчас мы говорим о том, что ребенок, начиная уже с10-ти лет, выходит в следующий возраст - в предподростковый.

Когда ребенок достигает достаточной зрелости своей внутренней психической структуры, а биологический возраст ребенка при этом соответствует ей, то ребенок безболезненно проходит латентность, как время, когда его физиология окончательно догоняет психологию. И далее он начинает готовиться к новому периоду в своей жизни - к предподростковому возрасту. И настоящая лекция посвящена этому «нежному и опасному возрасту».

Лекция №10

«Опасный возраст». Предподростковость (2 часть). Полоролевая идентификация.
В рамках данной лекции мы с вами продолжаем рассмотрение темы «Предподростковый возраст», которую мы начали изучать на материале лекции №9.

Мы вернемся к разговору о фантазиях мальчиков и девочек, об их страхах и тревогах, которые связаны с колоссальными физиологическими и психическими преобразованиями

в этом возрасте. О том, какие опасности и возможности сопутствуют «предподростковости».
Лекция № 11

«Предподростковость» (часть 3). Мужская и женская функция.
Этот возраст сложен тем, что сама природа как будто издевается над детьми.

Потому что у девочек часто начинают расти в это время небольшие усики, которые впоследствии обесцветятся и исчезнут. У мальчиков начинают нагрубать молочные железы - и это возрастная норма. Дело в том, что в это время ребенку дается возможность проиграть мужскую и женскую роли.
Предподростковый возраст по своей сути, это возраст, когда происходит окончательное оформление полоролевой идентификации. И тогда возникает вопрос: как обретается в предподростковом возрасте «истинная мужественность» или «истинная женственность»? Можно всегда быть женщиной «на контрасте» или мужчиной «на контрасте», а можно быть просто мужчиной или женщиной. В чем разница? Об этом и о многом другом Вы узнаете в рамках настоящей лекции.
Лекция № 12

Подростковый возраст.
Почему подростковый возраст настолько важен? Потому что в этом возрасте можно «добрать» и проработать все, что не было до конца проработано в детстве, до начала латентного возраста (дошкольного).
Можно что-то сформировать, что-то подкорректировать и помочь нашему ребенку перестроить структуру психики до более адекватного состояния. И это тот недолгий период, примерно с 15 до 17 лет, во время которого существует возможность сделать это наиболее эффективно.

Мы с вами разобрали ранний подростковый возраст и указали на то, что этот возраст характеризуется «недостаточностью Эго», в связи, с чем возникает большая гамма чувств, против которых формируются типично подростковые защиты.

Это «сублимация»: активные движения, танцы, «злоупотребление» телефоном, Интернетом, для того, чтобы каким-то образом связать «бьющую ключом» энергию. И вторая защита - это «дистанцирование», способ изолировать себя от объектов, на которые агрессию тяжело и страшно сбрасывать (в первую очередь от родителей).
Ситуацию «недостаточности Эго» можно загасить за счет «формирования значимых объектов», так называемым способом «гашения объектного голода». Это кумиры, артисты, герои кинофильмов и т.д.

В это время начинается очень важный процесс, который идет в подростковом возрасте, это переструктурирование психики. Что же в это время происходит? Читайте в материалах лекции №12.

Лекция №14

Как вновь обрести любовь и понимание.
В рамках нашей последней лекции мы будем говорить о том, каким образом в подростковом возрасте всплывают все непроработанные проблемы и травмы детства, которые были сформированы у наших детей до пятилетнего возраста. Как это выглядит со стороны и что с этим делать?
Мы наблюдаем с Вами, что у подростков в этом возрасте просто «сносит крышу». На самом деле, полезно знать, что такое поведение - это закономерный процесс данной стадии.
И именно благодаря такому «регрессу» в этом возрасте родители могут при условии доброжелательного и внимательного отношения к своему ребенку в этот момент получить возможность исправить все те ошибки в воспитательном процессе, которые они допустили в детстве.

Также мы затронем вопросы возможностей психологической помощи подростку и взрослому человеку в моменты регресса. И рассмотрим с Вами условия, которые способствуют возникновению таких состояний и их предупреждению.