prosdo.ru
добавить свой файл
1
Значение слова «курировать» по Ефремовой:

Курировать - быть куратором, наблюдать за кем-л., чем-либо., отвечать за кого-л., что-либо.

--------------------------------------------------------------------------------

Значение слова «курировать» по Ожегову:
Курировать - Осуществлять наблюдение и помощь

Но в мире современного искусства все неудержимо бурлит и развивается (даже и у нас наблюдается определенное движение, чего уж там говорить про Запад), и молодые специалисты в областях кураторства - то есть организации художественных, выставочных и коммерческих процессов - не остаются без дела. Естественно, что кураторами иногда становятся не только люди с искусствоведческим образованием - часто в эту профессию приходят, например, сами художники. Но, обладая теоретической подготовкой искусствоведа, гораздо легче ориентироваться в неспокойных водах мира искусства. Конечно, молодому куратору, помимо умения различать художественные стили, понадобятся еще и навыки менеджера - ведь деятельность куратора связана с очень трудоемкими организационными процессами.

Например, организация групповой выставки молодых художников. Или организация фестиваля, в котором должны участвовать не только российские, но и зарубежные художники, а может быть еще и музыканты, фотографы и режиссеры. А ведь в обязанности куратора входит не только, скажем, непосредственный отбор участников, но и организация их приезда (в том случае, если они работают за рубежом) и предоставление необходимых условий для показа их работ, и постоянный контакт с владельцами выставочного пространства. Словом, куратор должен не только уверенно себя чувствовать в вопросах теории искусства, но и быть умелым организатором, то есть иметь хотя бы базовые навыки менеджера. Но, во-первых, эти навыки можно наработать со временем, а во-вторых, многие современные факультеты истории искусств предлагают своим студентам не только курсы управления и менеджмента, но и развернутые программы по маркетингу. Так что современный молодой искусствовед может определить не только стиль, в котором работает тот или иной современный художник, но и его, так сказать, коммерческие перспективы на современном арт-рынке. Однако необходимо заметить, что самые авторитетные вузы в области подготовки искусствоведов, такие как, скажем, Московский Государственный Университет (где искусствоведение преподают на отделении музееведения исторического факультета) не уделяют большого внимания экономическим аспектам жизни арт-мира. Основные ресурсы здесь все-таки брошены непосредственно на изучение истории и теории искусства.

Источник: http://www.moderat.ru/article.php?id=77 , Профессия – ИСКУССТВОВЕД

-------------------------------------------------------------------------------------


«… А какова роль куратора во всем этом проекте?

З: «Старт» задумывался, конечно, как площадка для молодых художников. Но молодые кураторы у нас тоже ощущают недостаток выставочных возможностей, поэтому и им мы даем шанс себя проявить. Кураторы «Старта» сменяются каждый год. Это необходимо, потому что у каждого есть какие-то собственные предпочтения, и он дает свою картинку. Необходимо каждый год немножко менять ракурс.

Так, объясните мне, пожалуйста, в чем вообще заключается специфика работы куратора? Это менеджер выставки? Продвинутый музейный работник?

Ж: Когда как. Есть кураторы, которые больше менеджеры, есть те, кто больше художники, есть вообще выставки без кураторов. Есть свободные кураторы и те, кто работает с конкретными художниками или организациями. Работа в «Старте» по своему уникальна, потому что это институциональное кураторство, а у нас в России сейчас минимум кураторов на контракте. По сути, я, находясь в некоторых рамках, выбираю, исходя из своих вкусовых предпочтений, художника, помогаю ему создать экспозицию и превратить ее в некое художественное высказывание.

З: В самом строгом смысле слова человек, который просто делает выставки в музее — куратор только наполовину. У него есть существенные ограничения — некий готовый материал, который ему задан и экспонированием которого он занимается. Работа внеинституционального куратора или куратора в институции без собственной коллекции дает более чистый образец профессии.

Можно говорить, что куратор — это режиссер-постановщик? Или его позиции слабее?

Ж: Ну, кто-то любит такую манеру работы, кто-то нет. Есть кураторы, которые вклиниваются в работу художников. А есть художники, которые хотят, чтобы в их работы вклинились. Вот я, например, сам художник, поэтому иногда могу давить и просить делать какие-то специальные проекты. Или прошу вообще не делать искусство. Иногда куратор выступает сотворцом выставки вместе с художником.


Есть какая-нибудь проблема в том, чтобы художник сам себя курировал?

Ж: Так и происходит чаще всего, оттого что в России молодых кураторов очень мало. Некому выполнять часть обязанностей, которые не входят в художнические. Часто происходит так, что если это состоявшийся проект, то находится какой-то свадебный генерал, который не то чтобы курирует художника, но просто добавляет ему политической значимости. И пишет ему тексты, например.

Приходится вступать в конфликты с «подопечными»? Ж: Иногда да. Есть художники-самодуры, которые упираются, и не всегда это правильно. Я всех переубеждаю, очень жестко. На «Старте» — минимально, но в других случаях могу полностью отказаться кого-то выставлять.

З: Здесь как раз встает вопрос о том, где заканчивается компетенция куратора и начинается компетенция художника. Для куратора — это выставка, для художника — произведение искусства. И то, о чем сказал Арсений, крайний случай, когда куратор может отказаться от экспонирования какого-то объекта, на мой взгляд, правомерно. Основной инструмент куратора не в том, что он вторгается в произведение, а в том, что он определяет состав художников, которые будут приглашены на выставку и презентуют там что-то зрителям.

А что абстрактный посетитель ожидает увидеть в музее современного искусства? З: Мне сложно рассуждать об этом применительно к красноярской публике. В Москве есть линейка разнообразных выставочных площадок, которые изначально предполагают разную аудиторию. Если говорить именно о музеях, то на них традиционно лежит некая образовательная функция. В конце концов, это нечто, что финансируется государством, а у государства есть социальные обязательства перед своими налогоплательщиками. Поэтому, наверное, от музейных экспозиций зритель вправе ожидать некоторого дидактического подхода. Наряду с этим, есть такие площадки и, соответственно, методы кураторской работы, которые предназначены для очень узкой аудитории. Их можно скорее сравнить с какой-то лабораторной практикой.»


Источник: http://www.newslab.ru/article/403887 , «Винные люди» на Красноярской биеннале

---------------------------------------------------------------------------------------------------------
В рабочей группе назначается ответственное лицо (куратор выставки), на которое возлагается руководство и контроль за всей работой и ответственные за выполнение отдельных видов работ и/или разделы выставки. Работа каждого исполнителя регламентируется и контролируется куратором выставки на основе рабочего плана-графика.

Источник: Организация выставок архивных документов. Методические рекомендации. Составитель: Иванова И.В.

3. Могли бы описать специфику работы куратора в нашем искусстве?

Термин “куратор” становится популярным в отечественном контексте. Но на мой взгляд, мы все еще не определились с тем, что подразумеваем под этим словом. Куратор обязан создать концепцию, придумать название проекта, написать вступительную статью к проекту, отобрать работы в проект,  решить экспозиционное пространства – и это только минимум, так как на долю куратора выпадает и написание пресс-релиза, работа со СМИ, поиск спонсоров, организация открытия и многое другое.

Источник: http://www.photoscope.by/comments/view/561.html

Куратор - это завхоз в высшем смысле.


Станислав Савицкий, критик, куратор, преподаватель, эксперт, обжора и пешеход Фонд ПРО АРТЕ, Смольный институт свободных искусств и наук

Источник: http://savitskij.livejournal.com/

-------------------------------------------------------------------------------------

Куратор -

Я слышала это слово, что оно обозначает точно я не знаю. Не заглядывая в словари - может быть это должность, современное название. Наверное, это человек, который организует связи между художниками, музеями, выставочными залами и публикой. Наверное этот человек обязан понимать связи между ними и создавать наиболее благоприятное сочетание, построить событие для всех заинтересованных. Во всяком случае он должен быть в курсе того что происходит в актуальном искусстве. в жизни, наверное, это не совсем так или не всегда так. Думаю, куратор в жизни сильно зависим еще и от личных вкусов и дружеской привязанности. Область искусства слишком широка, выбор огромен, как совершается выбор материала лежит не только на совести куратора, но и диктуется реальными возможностями и текущей общественной стратегией в области искусства. Наверное куратор это стратег.



Марина Коновалова, художник, танцперформер-импровизатор, преподаватель танцевальной пре-техники ,,Простые движения,, со-редактор вестника контактной импровизации России.

Источник: http://simple-movement.livejournal.com/

-----------------------------------------------------------------------------------------

КУРАТОР - личность, обладающая определенными полномочиями по организации того или иного общественного процесса, человек, владеющий ситуацией и способный принимать ответственные решения. Определенная степень власти куратора позволяет ему наметить цели и представить своё видение их достижения. Обычно куратор пользуется авторитетом, его поведение вполне может служить образцом для подражания, а его решения служат мотивацией для других участников курируемого процесса.

Лучший куратор в мире еще не родился.

Худший куратор - Пятый прокуратор..


АНДРЕЙ В.АЛЕКСЕЕВ, арт-директор к/т "РОДИНА" (г.Ярославль), программный директор "Love Radio" (г.Ярославль).

--------------------------------------------------------------------------------------

Куратор (Менеджер) выставочных проектов


































Обязанности:


  • Подготовка, организация и проведение выставочных мероприятий.

Источник: http://workoteca.ca/ru/node/59654

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Куратор – это особая художественная профессия в современном искусстве. Куратора можно сравнить с режиссером фильма, но для широкого зрителя в нашей стране его миссия пока остается не очень понятной и заметной. Куратор придумывает определенную концепцию выставки, подбирает произведения искусства (а нередко и заказывает художникам новые работы), соответствующие этой концепции, отслеживает актуальные, с его точки зрения, направления и тренды, взаимодействует с людьми, которые работают в этом направлении, а также создает общий вид экспозиции, выстраивает ее, находит ей подходящее место. Выставка может проходить не только в зале, но и в сквере галереи, например – все зависит от концепции и тематики, а также от задач, которые ставит перед собой куратор. Можно сказать, что он формирует среду. Это дизайнер, художник, критик и менеджер в одном лице. Именно от этого человека зависит, насколько интересной, познавательной и актуальной будет выставка. А от этого в свою очередь зависит прибыль галереи.

Источник: http://www.edimka.ru/my/women/rb11/1.htm

Куратор. Поскольку в современном контексте выставка — это не собрание изображений, а произведение искусства, то куратор должен быть куратором — создателем этого произведения. Можно из шедевров сделать плохую выставку, а из посредственных работ — выставочный шедевр. Автор обычно — плохой куратор, поскольку ему трудно «выйти» из собственных работ и увидеть их в широкой перспективе. Кроме того,

куратор «вписывает» выставку в современный художественный контекст или рынок за счет своего опыта и связей. Цель выставки. Автор или куратор должен членораздельно определить стратегическую задачу выставки (коммерческая или творческая, ретроспективная или проектная, ориентированная на публику или на поле художественной культуры и т.д.). В соответствии с этим нужно выбирать выставочную площадку. Изощренный экспериментальный проект не имеет никаких шансов быть успешным в галерее коммерческого искусства. Информационное обеспечение. Пресс-релиз, аннотация к выставке, статья в буклете? и собственно буклет должны быть выполнены профессионально и качественно. При этом нужно иметь в виду — «лучше буклет без выставки, чем выставка без буклета». Экспозиций. Экспозиция не может быть качественной, если она не учитывает структуру выставочного пространства. Оптимальный вариант — формировать выставку под конкретное пространство с учетом центральных и периферийных зон, маршрута следования зрителей и т.д. Приглашение на выставку. Личное приглашение [включая телефон) гораздо более эффективно, чем электронная рассылка, отправка приглашений по почте или информация в СМИ. Состав обязательных (нужных) гостей должен быть определен заранее, и должны быть использованы все возможные средства, чтобы эти персоны оказались на открытии. В противном случае вы сделали выставку для себя и своих друзей. Вернисаж. На Западе на вернисажах принято говорить долго, занудно и академически или вообще ничего не говорить. У нас предпочитают эмоциональные высказывания академическим и быстро устают от длинных речей. Официальная часть должна быть не более 20-30 минут, и главным оратором должен быть куратор. И художник, и куратор должны «обольщать» посетителей, относиться к каждому как к личному гостю. Искусство глубоко личностно и субъективно, часто отношение к автору переносится на отношение к его творчеству. Выставка. И куратор, и автор не должны успокаиваться после открытия выставки. Выставка — это публичное пространство, которое предоставляет шанс пригласить и установить контакт с теми людьми, которые в других случаях недоступны Впрочем, удачная выставка, как и удачная фотография, является, как «манна небесная», когда ее не ждешь.


Валерий Вальран

Художник, куратор; окончил факультет психологии Ленинградского университета , защитил кандидатскую

диссертацию по психологии; с 1972 года занимается живописью (участник более ста групповых выставок

России, Германии, Швейцарии, Франции, Англии, США, Японии, имеет 33 персональные выставки), с 2002 года — фотографией; работы находятся в Государственном Русском музее, а Музее истории С.-Петербурга, в государственных и частных галереях. Живет и работает в С.-Петербурге.

Источник: Журнал foto&video (Октябрь 2010, выпуск № 10)

Куратор

Термин произошел от латинского curator - попечитель. Из трех его значений, приведенных в словаре (лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой; член конкурсного управления; студент-медик, следящий за ходом болезни лежащего в клинике больного) мне, по понятным причинам, особенно нравится последнее.

В художественном мире куратор - не просто "главный организатор", но и, что немаловажно, проводник проектного начала в актуальном искусстве. Куратор обычно оказывается активным соучастником, соавтором, или даже автором художественного проекта. То есть, получается, что, по большому счету, кураторская деятельность - это такая принципиально иная форма авторства в искусстве.

Не следует забывать и о важной социальной, посреднической функции куратора. Куратор - это помимо прочего, еще и полномочный представитель, "посол" искусства перед другими социальными институтами, отстаивающий интересы художников. Ну то есть, в идеале так должно бы быть, а на практике, ясное дело, по-всякому бывает.

Источник: http://azbuka.gif.ru/alfabet/k/curator/

Т.о. цель куратора – организовать выставку, из цели вытекают следующие задачи:

1. концепция (идея) представляет собой определение авторов и работ, поиск экспозиционной площади, решение экспозиционного пространства, сопроводительные тексты и полиграфический информационный материал, стратегия реализации идеи, сценарный план.


2. проведение орг. собраний, взаимодействие с участниками выставки;

3. работа со СМИ и зрителем: написание пресс-релиза, своевременное сотрудничество со СМИ, рассылка информации, распространение информации в интернет-ресурсах, листовок, афиш;

Куратор собирает организационные и концептуальные части воедино. Следит за своевременностью притока материала: чтобы заранее публика и пресса была осведомлена (желательно грамотно и без ошибок), чтобы вовремя были распростанена информация о событии, составлена экспозиция, этикетаж и пр., координирует участников выставки, СОТРУДНИЧАЕТ с участниками, а не надзирает над ними или опекает их.