prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Благодаря своему положению своеобразного перекрестка важнейших торговых и транспортных маршрутов, Афганистан издавна находится в зоне стратегических интересов различных государств. В течение многих веков он привлекал внимание многих народов, стремившихся распространить свое влияние на него, тем самым, препятствуя консолидации афганского общества и становлению афганского государства.

Последний по времени конфликт, продолжающийся более двух десятилетий, практически полностью разрушил афганское общество как вероятную основу государственной организации. Однако, фундаментальные реформы в афганском обществе, характеризующиеся полной или частичной сменой ценностей, нельзя связывать только с движением «Талибан». Они происходили и в прошлом. Из-за этого, территория Афганистана стала «полигоном» для разнообразных экспериментов, благодаря чему за последние восемьдесят лет сменилось десять режимов и было принято шесть конституций. Политическая история Афганистана доказала, что недооценка своеобразных особенностей афганского общества и его общественно-политического устройства делает бессмысленными усилия любого реформатора. Попытки различных лидеров навязать афганцам чуждые им идеи пробуждали активное противодействие традиционного общества. Именно поэтому, перед новым афганским руководством встала чрезвычайно сложная задача консолидации афганского общества, решить которую можно лишь с учетом имевших место ошибок.

События, происходящие вокруг Афганистана, свидетельствуют о том, что он пытается стать полноправным членом международного сообщества, о чем свидетельствует активизация его внешней политики, направленной на определение своего места в новой геополитической реальности.

Консолидация общества и построение устойчивой государственной системы в Афганистане могут быть достигнуты лишь при условии всестороннего научного анализа широкого комплекса проблем и сбалансированного практического подхода. Именно этим в первую очередь, обусловлена актуальность представляемого диссертационного исследования.


Степень разработанности проблемы. Учитывая, что исследование базируется на анализе фактов новейшей политической истории Афганистана, необходимо отметить, что значительная часть вопросов, рассматриваемых в диссертации, нуждается в дополнительном изучении. Это обусловлено тем, что современные события, связанные с процессом консолидации общества и модернизации афганской государственности, включая внешнюю политику, нашли сравнительно ограниченное отражение в академической литературе1.

Среди первых российских исследователей Афганистана необходимо особо отметить А.Е. Снесарева2. Различные аспекты развития афганского общества на разных этапах его развития рассматриваются в работах российских ученых Ю.В. Ганковского, Л.Р. Гордона, А.Д. Давыдова, И.Е. Каткова, Л. Темирханова, А. Ляховского, В.Н. Спольникова3. Существенный вклад в изучение традиционного общества Афганистана внесли Г.В. Беллью, Дж.В. Спейн и М. Эльфинстон, представившие глубокий анализ традиционного права – пуштунвали и исламских правовых основ шариата.

В диссертационной работе широко использованы монографии и статьи ведущих центральноазиатских ученых, занимавшихся исследованием эволюции общественно-политических структур в Афганистане и соседних республиках Центральной Азии4.

При изучении Афганистана, нельзя обойтись без собственно афганской историографии, в которой новейший период истории государства представлен недостаточно широко. Наиболее крупной работой официальной истории Афганистана является труд Файза Мухаммеда «Сирадж ат-таварих»5, охватывающий период с середины XVIII до конца XIX вв. Также необходимо отметить работы Мир Гулям Мохаммада Губара6, содержащие богатейший фактический материал по многим сферам жизни афганского общества.

В этом ряду стоят исследования иранских ученых, посвященные внутренним и внешним факторам развития Афганистана Балуджи Хейдар Али, Мохаммад-Хашем Исматоллахи, Элахе Кулаи, Фарзиниа Зиба и Сейид Расул Мусави7.


Необходимо отметить малое количество монографий, посвященных внешней политике Исламской Республики Афганистан. Современный период развития Афганистана, связанный с процессом «пост-талибского» восстановления, рассматривается в публикациях В.Г. Коргуна, В.Н. Пластуна, Ю.В. Босина, Оливье Руа, Ахмед Рашида, Барнета Рубина, Лари Гудсон8.

Источниковая база исследования. Диссертационное исследование построено на основе сравнительного анализа различающихся групп источников, которые можно классифицировать следующим образом. Во-первых, это официальные документы государственных структур Афганистана и стран Центральной Азии. Во-вторых, в качестве источников мы использовали материалы информационных агентств. Особую группу источников составляют материалы сети Internet.

Важной группой источников, использованных в диссертации, стали официальные документы Министерства иностранных дел, обороны, безопасности Афганистана, России, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана9. Кроме документов МИД Исламской Республики Афганистан, доступными для исследователя были материалы международных организаций: ООН, УВКБ ООН, ПРООН, MOM и других, характеризующие внутреннюю и внешнюю политику Афганистана. Также были широко использованы материалы международных конференций, посвященных проблемам региональной безопасности и экономического развития10.

Объектом научного исследования является процесс консолидации афганского общества под воздействием внешнеполитических факторов.

Предметом исследования выступают основные направления и механизмы процесса консолидации афганского общества.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ влияния внешнеполитических факторов на процесс консолидации афганского общества в XIX – начале XXI вв. В связи с этим ставятся следующие исследовательские задачи:

  1. Изучить взаимоотношения великих держав и Афганистана в XIX – XX вв. и их воздействие на процесс консолидации афганского общества,


  2. Проанализировать характер и степень влияния внешнеполитических факторов на развитие Афганистана в изменившихся геополитических условиях,

  3. Исследовать трансформацию внешней и внутренней политики Республики Афганистан во второй половине ХХ в.,

  4. Выявить основные направления антитеррористической операции в Исламской Республике Афганистан, включая ее влияние на геополитическую ситуацию в Южной и Центральной Азии,

  5. Выявить основные механизмы процесса консолидации афганского общества на современном этапе,

  6. Проанализировать перспективные направления и механизмы укрепления общенационального единства в Исламской Республике Афганистан.

Основные положения, выносимые на защиту:

  • Прошлое и современное процесса консолидации афганского общества показывает его зависимость от комплекса взаимообусловленных обстоятельств. Особое место среди них занимают внешнеполитические факторы. В значительной степени это обусловлено тем, что Афганистан превратился в арену военно-политического и стратегического соперничества различных влиятельных государств. Среди внутренних, особо следует отметить этнический и исламский факторы.

  • Процесс консолидации афганского общества в политической истории Афганистана был возможен на основе двух основных механизмов – этнического и исламского. Из-за скрытой конфликтогенности и противоречий, они использовались внешними и внутренними силами в качестве консолидирующего и одновременно разъединяющего механизмов.
  • Внешняя и внутренняя политика Исламской Республики Афганистан в современных условиях претерпела ряд существенных изменений, ставших следствием смены правящего режима и изменившейся геополитической ситуации в Южной и Центральной Азии. Антитеррористическая кампания международных коалиционных сил в Афганистане привела к качественному изменению геополитической ситуации в Центральной Азии. Это, в свою очередь, отразилось на формирующейся здесь системе региональной безопасности и характере отношений между отдельными странами региона.


  • Консолидация полиэтничного общества Исламской Республики Афганистан может быть достигнута лишь на основе научно-обоснованных рекомендаций, позволяющих создать и разработать практические механизмы. Первостепенное значение при разрешении этой задачи занимает решение комплекса проблем внутриполитического, социального и этноконфессионального характера, сложившихся в Афганистане. Среди них необходимо указать на создание новой модели политической общности афганского народа, основанной на этнополитическом равновесии и его поддержке внешними силами в новых, отвечающих современным условиям, политико-правовых формах.

Методологические принципы исследования. В современной науке о международных отношениях рассмотрению роли внешнеполитических факторов и различных интересов внешних сил на политику отдельных национальных государств отводится главное место. В условиях продолжающегося становления науки о международных отношениях актуальным остается вопрос о будущем международных отношений как исходной точки в формировании системы глобальной безопасности. Продолжающееся превращение этой науки в прикладную актуализирует проблему поиска оптимальной методики исследования11. Принципиально важным для объективной оценки взаимозависимости внешней и внутренней политики государства является понимание, сложившееся к концу 80-х годов в теории международных отношений. Оно заключается в том, что «проблемой первостепенного значения в этой теории оказываются взаимодействие и взаимовлияние факторов внутренних и внешних, а также эффект их суммарного воздействия на социально-историческую эволюцию общества и государства. Иными словами, это проблема взаимовлияния внешней по отношению к государству среды (…«мирового сообщества») и «внутреннего мира» государства и общества в процессе их совместной, взаимосвязанной эволюции»12.

Повышенное внимание со стороны великих держав к Афганистану требует комплексного подхода в осмыслении изучаемых общественно-политических процессов. Для реализации данной задачи в исследовании использовалась группа различных методов, включая такие как системный, проблемно-хронологический, историко-сопоставительный, предоставляющие возможность изучать политические явления и факты в тесной связи с конкретной исторической обстановкой.


Одним из основных методологических принципов настоящего исследования является проблемно-хронологический анализ, так как политические явления и процессы не могут рассматриваться иначе, как в конкретных обстоятельствах их возникновения и развития. Процесс развития афганского общества под влиянием внешнеполитических факторов может быть всесторонне рассмотрен, только будучи взятым за объект исследования в историческом контексте. Поэтому, для раскрытия темы данного исследования, необходимым представляется анализ внутриафганских процессов в период XIX – начала XXI вв. В качестве методической основы данного исследования особое значение уделялось использованию принципов системно-исторического подхода, позволившего проанализировать ряд сложных явлений в эволюции структуры афганского общества и становлении национального государства.

В целях всестороннего раскрытия темы диссертации из-за присутствия многочисленных информационных потоков и различающихся групп источников, был использован сравнительный анализ. Необходимость рассмотрения и сопоставления изменений, происходивших в Исламской Республике Афганистан под влиянием внешнеполитических факторов, потребовала использования историко-сопоставительного метода.

Научная новизна диссертации. Диссертация направлена на исследование воздействия внешнеполитических факторов на консолидацию афганского общества в XIX – начале XXI вв. Ее научная новизна заключается в осмыслении характера влияния внешних сил на развитие процесса консолидации и эволюции структуры афганского общества в различные периоды его истории. Представляемое исследование является инновационным с точки зрения систематизации причин неудачного опыта реформирования политической системы общества в истории этой страны.

Практическая значимость работы состоит в разработке научно-обоснованных рекомендаций процесса консолидации афганского общества с учетом внешнеполитических факторов. Положения исследования могут быть использованы в качестве самостоятельного учебного курса для студентов факультетов международных отношений вузов и слушателей Дипломатической Академии МИД Кыргызской Республики.


Апробация работы осуществлена в монографии «Внешнеполитические факторы в процессах консолидации афганского общества» – Бишкек, 2007 (12 п.л.) и других научных публикациях автора (общим объемом 4,9 п.л.), в ходе выступлений на международных научно-практических конференциях и семинарах, а также в учебном курсе «Роль Афганистана в современных международных отношениях» для студентов факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета. Одновременно, результаты диссертационного исследования нашли реальное применение в деятельности ряда исследовательских центров и организаций, занимающихся разработкой политики в области региональных взаимоотношений и безопасности Кыргызской Республики. Результаты диссертационной работы широко используются в деятельности Института стратегического анализа и прогнозирования при Кыргызско-Российском Славянском университете, а также в учебно-методической деятельности факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета. Это подтверждается соответствующими актами о внедрении.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализирована историография научной проблемы, охарактеризованы основные группы используемых источников, сформулировано авторское понимание научной новизны исследования, показана его практическая значимость и определены основные положения, выдвигаемые на защиту.

В первой главе «Эволюция взаимоотношений великих держав и Афганистана в XIX - XX вв.» дается детальная характеристика и анализ влияния внешнеполитических факторов на процесс консолидации афганского общества в XIX –XX вв.

В первом параграфе, посвященном исследованию англо-афганских войн XIX в. и их влияния на формирование внутриполитической ситуации в Афганистане, отмечается существенное воздействие колониальной политики Британской империи на эволюцию афганского общества.


Соперничество великих держав за сферы влияния в Центральной Азии и Южной Азии в XIX в. привело к превращению Афганистана в т.н. «буферное государство», занимавшее промежуточное место между Британской и Российской империями. Этот статус был предопределен компромиссом интересов великих держав, закрепленным англо-российскими соглашениями 1873 и 1887 гг. По ним были установлены границы Афганистана с российскими территориями в Центральной Азии, а в 1893 г. создана «линия Дюранда», определившая южную и юго-восточную границу Афганистана. За ее пределами остались многие восточно-пуштунские племена. В свою очередь, Российская империя, опасаясь «великотаджикского ренессанса», была заинтересована в разделе этнических таджиков границей, прошедшей по Пянджу и Аму-Дарье.

По мнению автора, колониальная политика Британской империи наглядно отразилась в этническом факторе в Афганистане. Примером тому стало разделение территории традиционно независимых восточных пуштунских племен и включение их в состав индийских владений. Разрезав надвое этническую территорию пуштунского народа, включив земли восточных пуштунов в пределы английской империи, соглашение 1893 г. создало серьезные искусственные препятствия на пути их национальной консолидации. Оно породило также (вместе с аннексией Англией в 1849 г. равнинных восточнопуштунских территорий) комплекс сложных международных проблем, получивших уже в новейшее время наименование «пуштунский вопрос».

По нашему мнению, ущерб, причиненный Афганистану английскими вторжениями, оказался столь значительным, что последствия его реально ощутимы вплоть до сегодняшнего дня. Невосполнимые на протяжении длительного времени затраты материальных и человеческих ресурсов привели к катастрофическому упадку экономики страны и всеобщему обнищанию населения. Фактически, афганское общество оказалось отброшено в своем развитии назад даже не на десятилетия, а на целые столетия.

Исследование англо-афганских войн XIX в. позволяет выявить один из главных консолидирующих факторов афганского общества. Уже в ходе первой англо-афганской войны основным консолидирующим фактором становится исламский, в виде джихада против «неверных». Таким образом, англо-афганские войны заложили основу появления в Афганистане исламского фундаментализма, носители которого впоследствии чрезвычайно быстро превратились в мощнейшую и прекрасно организованную политическую силу. На протяжении многих столетий мусульманское духовенство занимало важнейшие позиции в разноплеменном афганском обществе, являясь, по сути, единственным объединяющим механизмом консолидации разобщенного афганского общества.


Историко-сопоставительный и проблемно-хронологический анализ политической истории Афганистана XIX – XX вв. позволяет нам утверждать, что процесс консолидации афганского общества проходил под воздействием великих держав, заинтересованных в присутствии в данном регионе. Англо-афганские войны сыграли определяющую роль в этом процессе. В исследуемый период Афганистан представлял собой слабое государство, включавшее разрозненные племена и этнические группы. Между ними происходили постоянные конфликты, из-за чего эту страну с трудом можно было назвать государственным объединением.

Однако, перед лицом внешней опасности различные племена и народы Афганистана сумели консолидироваться и выступить единым фронтом. Исламское духовенство всегда играло заметную роль в политической и общественной жизни страны. Так, именно духовным проповедникам удалось мобилизовать народ под лозунгами джихада и, в известной мере, возглавить сопротивление британским колонизаторам. Вследствие этого, в ходе трех англо-афганских войн основным консолидирующим фактором стал зарождающийся исламский фундаментализм, носители которого чрезвычайно быстро превратились в мощнейшую политическую силу. Организационной формой сопротивления британцам стали лашкары, выработанная пуштунами собственная своеобразная форма боевой организации для противодействия вмешательству внешних сил. Но, как представляется, свойственная лашкарам непостоянность и слабое состояние общественно-политических структур государства представляли существенный минус, препятствовавший консолидации афганцев и их объединению в единое государство.

Процесс исследования политической истории Афганистана позволяет нам выявить еще один из консолидирующих факторов афганского общества – этнический. Так как пуштунский юг и непуштунский север были крайне слабо связаны друг с другом, проводившееся лидерами династии дуррани в начале 80-х годов XIX в. переселение пуштунских семей с юга на новые северные территории имело двоякие цели. С одной стороны, они заключались в том, чтобы поставить эти территории под контроль пуштунов и создать единое государство под пуштунской доминантой. С другой стороны, преследовались внешнеполитические задачи, важнейшей среди которых являлась задача противостояния возможному русскому продвижению в Южном Туркестане.


Представляется, что данный механизм пуштунской колонизации использовался здесь в целях консолидации афганского общества и придания государству характера единой нации. Это, вне сомнения, оказало глубокое влияние на развитие государственности и характера межэтнических отношений на севере Афганистана. Однако, в последующем, это заложило основу для непрекращающегося этнического конфликта между пуштунами и местным непуштунским населением на многие десятилетия.

Во втором параграфе рассматривается характер внешнеполитического взаимодействия Афганистана с ведущими державами мира в первой половине XX века и его влияние на консолидацию афганского общества.

На основе обширного фактического материала и современных методологических подходов, автор пришел к выводу, что на протяжении всей истории Афганистана процесс консолидации афганского общества был возможен на основе двух основных механизмов – этнического и исламского. Однако, в политической истории Афганистана, они использовались внешними акторами как консолидирующий, так и разъединяющий механизм.

Окончание третьей англо-афганской войны принесло новый импульс развитию государственности Афганистана. Аманулла-хан, пришедший к власти в стране в 1919 году, попытался провести ряд значимых политических и социальных преобразований, направленных на усиление роли государства и консолидацию общества. Идею консолидации афганского общества на основе единой «афганской нации» Аманулла-хан почерпнул у главы младоафганского движения Махмуда Тарзи. Эти установки были положены в основу национальной политики Аманулла-хана, согласно которой афганская нация должна быть единой и включать в себя все народы и племена, населяющие Афганистан. С течением времени концептуальных изменений у кабульской правящей элиты не происходило, хотя де-факто пуштунизация усиливалась и «государственное» все более превалировало над «национальным». Тем не менее, такой вариант решения национального вопроса (объединение всех народов и народностей на базе исторически сложившейся государственности под флагом унитарного Афганистана) был источником дополнительной напряженности в стране.


Исследование процесса консолидации пуштунов, проживавших за пределами территории Афганистана, позволяет сделать вывод, что с конца XIX века одной из самых значительных зон повстанческого движения в мире стали районы проживания пуштунских племен на индо-афганской границе, разделенные т.н. «линией Дюранда». Вплоть до 1947 г. граница между Индией и Афганистаном была источником беспокойства для английского правительства не только со стороны независимых племен, но и других заинтересованных сил. Постоянные вооруженные восстания горцев требовали огромных финансовых вливаний, а соперники Англии предпринимали энергичные попытки использовать борьбу пуштунов в своих интересах.

Заинтересованность в Афганистане в той или иной степени проявляли не только Россия и Великобритания. Сложная внутренняя ситуация в Афганистане стала объектом пристального внимания со стороны фашистской Германии, руководство которой понимало, что главным английским колониальным владением и основой мощи Британской империи является Индия. В своем маниакальном стремлении к мировому господству Гитлер вынашивал далеко идущие планы, где Афганистану отводилось важное место как «подбрюшью» советской Средней Азии. Частью плана вторжения являлась подготовка мощного антианглийского восстания индийских мусульман, которые должны были выступить в момент появления солдат вермахта у индийской границы. Однако, потерпев сокрушительное поражение на Волге и Курской дуге, берлинским стратегам было уже не до вторжения в Афганистан и Центральную Азию.

В третьем параграфе, посвященном анализу трансформации внешней и внутренней политики Афганистана во второй половине XX века, автор пришел к выводу, что в результате данных процессов в стране нарастал кризисный потенциал, вылившийся в острой форме гражданского раскола. Под внешней оболочкой политической консолидации противоборствующих сторон росли глубинные противоречия этнического, социокультурного, а также религиозного характера.

Политика Захир-шаха по либерализации общества (с принятием конституции 1963 г.) без должного контроля и отсутствия сложившейся политической культуры общества привела к драматическим событиям, последствия которых сказались на дальнейшем ходе афганской истории. Сторонники различных политических взглядов – от марксизма до исламского фундаментализма – получили возможность открыто распространять свои взгляды и создавать политические организации. Формирование этих разнородных политических взглядов происходило под влиянием заинтересованных внешних сил.


Как нам представляется, реформа Захир-шаха о придании языку пушту статуса второго государственного, наравне с фарси-дари, повлияла на развитие этнополитической структуры афганского общества и консолидацию пуштунов. В результате, в стране поднялась новая волна пуштунского национализма (т.н. пан-афганизм), пытавшийся представить все население Афганистана пуштунами и навязать другим народам язык пушту. Кроме того, с конца 1946 г., благодаря перспективе распада Британской Индии на два независимых государства, идея консолидации пуштунов и создания независимого Пуштунистана, стала главным лозунгом пуштунского национального движения в «зоне пуштунских племен».

На основе широкого круга источников и фактического материала автор пришел к выводу, что события в Афганистане, начиная с Апрельской революции 1978 г., принесли резкие изменения в традиционный расклад внутриполитических сил. Влияние внешних сил и восприимчивость новых лидеров Афганистана к социалистическим идеям, ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. подорвали традиционную этническую «пирамиду» власти. Появились три, взаимно уравновешивающие друг друга, соперничающие за власть силы, каждая из которых находила внешнюю поддержку со стороны сопредельных государств. Кроме пуштун, занимавших лидирующее положение в стране, за годы советского влияния укрепили свои позиции, став реальной силой таджики и узбеки. За последние десятилетия прошедшего века региональные и глобальные игроки сформировали устойчивые связи с ведущими политическими силами Афганистана, которые в значительной мере стали выступать как их агенты и проводники внешних интересов. Существенным фактом, по нашему мнению, является то, что с изменением политической системы страны в начале 80-х годов властвующая элита стала формироваться уже не только по национальному признаку, но и по идеологическому.

Вооруженная оппозиция официальной прокоммунистической власти в Афганистане в конце 80-х годов XX в. представляла собой разношерстные группы разной социально-политической и идеологической направленности, объединенных идеей джихада к «безбожным» правителям. Как нам представляется, исламский фактор использовался как механизм, призванный консолидировать различные этносы и группировки, при этом джихад использовался как инструмент. Однако сделать исламский фактор механизмом консолидации всего афганского социума было очень трудно из-за того, что вооруженная афганская оппозиция практически не имела единого центра, так как она изначально формировалась в условиях острой конкуренции и противоборства группировок и их лидеров, что не гарантировало возможности сохранения политического единства в будущем.


По мере приближения оппозиции к избранной цели, начался процесс дифференциации интересов между разными группировками моджахедов, где доминировал этнический фактор и иностранное влияние на позиции каждой группировки. В итоге, конфликт перешел из политико-идеологической в этническую плоскость, в конце концов, расколов страну на отдельные фрагменты под контролем полевых командиров и лидеров этнических групп.

Как отмечалось выше, в политической истории Афганистана на процесс консолидации афганского общества влияли два основных фактора – этнический и исламский. В связи с этим, в данный период невозможно было говорить о консолидации афганского общества, единой внутренней и внешней политике государства, так как каждая политическая группировка проводила самостоятельную политику, в соответствии с интересами спонсирующей внешней силы.

Появление движения «Талибан» в Афганистане, по нашему мнению, стало одной из попыток консолидации афганского общества, прежде всего, на основе единения пуштунов и установления принципов «истинного» ислама на всей территории Афганистана. Однако, такой механизм консолидации афганского общества, был навязан Афганистану при помощи внешних сил, а именно, спецслужбами Исламской Республики Пакистан. Данный факт соответствовал исторически известным пакистанским устремлениям в Афганистане. Пакистан решал сразу две насущные проблемы. Во-первых, это позволяло снять проблему афганских и местных пуштунов, выступавших с начала ХХ в. за создание независимого государства Пуштунистан, тем самым, дестабилизируя обстановку в Северо-Западной пограничной провинции. Во-вторых, это было призвано открыть широкие перспективы для свободного выхода Пакистана на рынки постсоветских республик Центральной Азии. Такая активная заинтересованность внешних сил и появление на политической карте Афганистана движения «Талибан» вынудило соседние страны корректировать свой внешнеполитический курс и искать «союзников» в Афганистане при разрешении внутреннего конфликта.


На основе проведенных исследований, автор пришел к обоснованному выводу, что на протяжении двух последних веков Афганистан являлся объектом повышенного внимания со стороны различных держав и заинтересованных групп, использовавших эту страну в своих стратегических интересах. Под их влиянием происходила резкая и глубокая трансформация как внутренней, так и внешней политики государства, чуть не приведшая в итоге к распаду Афганистана.




следующая страница >>