prosdo.ru
добавить свой файл
1
Месопотамия

Одна из древнейших культур – развивалась параллельно с Египетской. Месопотамия=Междуречье=Двуречье – между двумя реками (Тигр и Евфрат). Египет – единое государство, тут – сменяющие друг друга. Отличие от Египта – влажная почва => плохая сохранность памятников, строительство из кирпича-сырца (высушенного на солнце).

Территория современных Ирака, Кувейта, частично Сирии, частично Турции, частично Ирана.
Письменность – клинопись (материал – глиняные таблички). Это разные языки с одной графикой, постепенно сменяющие друг друга. Полтора десятка языков и диалектов: шумерский, эламский, хурритский, аккадский или ассиро-вавилонский, эблаитский, ханаанский, угаритский, урартский, хеттский, древнеперсидский и т. д. Иногда слоговое, иногда буквенное письмо. Расшифровка – Георг Фридрих Гротефенд, середина XIX в.
Шумер (ок. 2750 – 2315 до н.э.)
Образование государства. Горок + округа, города: Ур, Урук, Лагаш.

Развивается глиптика – резьба по камню цветному камню малых форм. Личные печати.

Постройки из кирпича-сырца плохо сохраняются и существуют в виде развалин.

Самые древние постройки – Белый храм с Уруке и Красная культовая постройка (сохранились фрагменты её декорации – орнаменты из различно окрашенных глиняных «гвоздей»). Из этого храма происходит голова богини, где отмечается использование техники инкрустации.

Но новая форма – зиккурат: ступенчатый храм.

Зиккурат в Уре (Телль-эль-Мукайяр, Ирак). XXII-XXI века до н.э. 

В храмы вкладываются скульптуры адорантов – раболепность, молитвенная поза, сложенные на груди руки.

Замечательная работа по металлу. Памятники ювелирной работы находят в гробницах (в женских – украшение, в мужских – шлемы и оружие). Человеческие жертвоприношения.
Зарождение мозаичного искусства и инкрустации.

Штандарт из Ура. С одной стороны мир – с другой война. Изображение разделено горизонтальными линиями на пояса, по которым и строится композиция. Отдельные, часто разновременные эпизоды развертываются в этих поясах и создают повествование о событиях. Обычно головы всех изображенных находятся на одном уровне. Исключением являются изображения царя и бога, фигуры которых делались всегда в значительно большем масштабе. Одно из первых изображений музыканта в изобразительном искусстве.
Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является стела Эаннатума, получившая название «Стелы Коршунов». Памятник выполнен в честь победы Эаннатума правителя города Лагаша (XXV в. до н.э.) над соседним городом Уммой. Ярусность, чёткая композиция.
Аккад (XXIV - XXIII вв. до н.э.)
Интересная культура, но мало памятников.
Стела Нарамсина. По сравнению с шумером – цельная композиция без ярусов.

Новым качеством и важным стилистическим отличием этой стелы от более ранних памятников являются единство и ясность композиции. Нет больше «поясов», разделявших изображение. Диагональное построение. Хорошо моделированы руки, ноги, плечи, пропорции тела — гораздо правильнее, чем в древних шумерийских изображениях. Каноничными остаются, однако, разворот плеч при профильном изображении головы и ног, а также условная разномасштабность фигур царя и воинов.

Голова Саргона Аккадского. Великий правитель. Зарождение иконографии царя.
В городе Лагаш – правитель Гудеа. Сохранилось огромное количество его статуй.
Старовавилонский период (XIX - XII вв. до н.э.)
Свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша.

Записывается «Эпос о Гильгамеше».
В это же время в Мари зарождается дворцовая культура. Огромный дворец сложной композиции, оттуда сохранились фрагменты живописи. Оттуда происходит скульптура адоранта - Ибих-иля – из алебастра.
Ассирия (IX - VII вв. до н.э.)

Покорили огромные территории. Огромные дворцово-культовые ансамбли. Дворцы – один дворец мог занимать площадь 6 га. Ориентировались на Аккад.

Вся полнота власти (и гражданской и жреческой) сосредоточивалась в руках ассирийских царей; от искусства требовалось прославление военных походов и воспевание царской доблести. Ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер, несмотря на существовавшую в Ассирии связь искусства с религией, типичную для всех древневосточных культур. Не культовая, но дворцовая архитектура.
Дворец в Дур-Шаруккине (Хорсабад) VIII в. до н.э.
Дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили храмы и зиккурат.

У входа – фигуры Шеду (покровители дворцовых сооружений). Фигуры выполнены в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Специальный эффект – пять ног.

Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. В хорсабадском дворце рельефом было занято 6000 кв. м. Исследователи считают, что существовали картоны, по которым художники наносили общие контуры изображений, в то время как бесчисленное количество помощников и учеников копировали отдельные сцены и исполняли детали композиций. Есть данные предполагать также наличие наборов трафаретов рук, ног, голов и т. п. как для изображения человека, так и животных. 


Сюжетами композиций были главным образом война, охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец, сцены религиозного содержания. Главное внимание сосредоточивалось на тех изображениях, где царь являлся центральной фигурой. 
В IX в. до н.э., при Ашшурнасирпале II, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения. Столица – Кальху (Калах) = Ниневия.

Дворцы и Нимбуде и Ниневии.
В круглой скульптуре не достигли таких успехов: плоскостность и ориентация на рельеф.
Нововавилонское царство (VII - VI вв. до н.э.)
Восстанавливается независимость Вавилона и расширяется его могущество. Он вновь становится центром обширного государства.

Расцвет нововавилонского зодчества относится ко времени Навуходоносора II (604 - 562)

Висячие сады.

Вавилонский зиккурат Этеменаки (Вавилонская башня).
Ворота Иштар (вход в город) и дорога процессий – сохранились, ныне в Берлине в музее Пергамон.
После смерти Навуходоносора Вавилон, раздираемый внутренними противоречиями и острой классовой борьбой, начал утрачивать свое значение и в 538 г. до н.э. был завоеван Киром и присоединен к Иранскому государству.
Империя Ахеменидов с V в до н.э.
Искусство Ахеменидов, как и в Ассирии призванное прославлять земного владыку, носило придворный характер, что особенно сильно было выражено в зодчестве.

Дворцовая архитектура, грандиозная и величественная, блещущая красочной декорацией из изразцовых плит и позолотой деталей, богато украшенная скульптурой, прославляла мощь и величие империи. По сравнению с зодчеством других стран Передней Азии отличительной конструктивной особенностью древнеперсидской архитектуры было широкое применение камня в строительстве и употребление отдельно стоящей колонны.

Официальная религия – Зороастризм. Основатель – Заратустра (Зороастр). Вера в Ахура-Мазду (верховный бог, творец духовного и физического мира). Этическая триада: Благие мысли, благие слова, благие деяния. Огонь и свет – зримый образ бога в физическом мире, поэтому – храмы огня. Учение Заратустры было одним из первых, что провозгласило личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Злая сторона - Ангра Майнью.


Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят.

Погребальный обряд – выставление трупов на съедение животным и птицам. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире.

НАКШ-Э-РУСТЕМ – зороастрийский комплекс и скальные гробницы персидских царей.
Лучшими произведениями древнеперсидского зодчества являются дворцы в Персеполе и Сузах — столицах Ахеменидского государства времени его расцвета. Зал 100 колонн – ападана Дария-Ксеркса. Использование колонн.

Ахеменидская империя — последнее государство древневосточного типа — пала под натиском более развитого в социальном, экономическом и культурном отношении эллинского мира. После македонского завоевания в конце 4 в. до н.э. в Передней Азии возникли государства нового типа, обычно носящие в науке название эллинистических.