prosdo.ru
добавить свой файл
1
5. Познание и Истина


  1. Познание

Одна из особенностей человека заключается в том, что в процесс своей жизнедеятельности он старался познать окружающий мир и самого себя. В связи с чем в философ.. И возникла теория познания.

Теория познания-общая теория, которая проясняет природу познавательной деятельности человека не зависимо от того, в какой бы области науки, искусства или житейской практике она не осуществлялась.

Теория познания по другому называется(в философии)-гносеология или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни. Гносис(с греч)-узнавание, познавание или познание, знание; эпистеме(греч)-знание, умение, наука. В русском языке термин знание ровно, как и познание имеют 2 основных значения:

  1. Знание, как данность, добытый факт

  2. Процесс добычи знания в 1ом смысле, т.е знания, как данности.

Следовательно. Гносеология не может не касаться указанных сторон()добычи знания, как данности и процесса узнавания знания, как данности. В узком смысле задача гносеологии-исследование природы готового знания, а не методов его получения. Следовательно гносеология-знание о знании.

Теория познания развивалась вместе с философией и ее историей, а в последнее 1000летие ученых стал интересовать процесс получения знания, её развитие, а это и предполагает изучение и использование достижений истории наук, а также учет личностного фактора в познавательной деятельности. Особенно существен тот факт, что значительная часть современной гносеологии прямо ориентирована на научное познание, поэтому в своих методах очень похожа с методологией науки. На современном уровне теория познания представляет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, т.е истинного знания, а в связи с этим рассматривают вопрос о путях достижения истины и о её критериях. В попытке ответа на вопрос о сущности познания выделяют 3 основные линии:


  1. Оптимизм

  2. Скептицизм

  3. Агностицизм

Оптимисты-утверждают принципиальную познаваемость мира.

Скептики-не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнения в достоверности получаемых знаний.

Агностики-отрицают познаваемость мира, причем это не голое отрицание, а связано с тем, что на многие вопросы невозможно дать ответ. Основная проблема подводящая к агностицизму-любой предмет или явление в процессе его познания неизбежно преломляется через органы чувств человека и мышление. Следовательно человек получает сведения о том или ином познаваем объекте или явлении только лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого познания. Следовательно человек на самом деле не может знать и не знает истинной сущности познаваемых предметов и явлений. Агностицизм таким образом противоречит самой практике знания, т.е его положения вступают в конфликт с тем, что к примеру ученым удается построить более или менее успешные теории подтверждающиеся на опыте, поэтому практика знания-это сумма огромного числа косвенных опровержений агностицизма. Агностицизм-гипертрофированная форма скептицизма. В современной философии познание трактуется, как процесс направленный на получение знаний, активное отражение или воспроизведение действительности в познании человека.

Это означает, что познание представляет собой идеальную функцию мозга, во вторых функцию свойственную мозгу общественного человека, в третьих оно опирается на прошлый опыт человека. в то же время само познание и его результаты оцениваются неоднозначно. Часть философов считают, что познание это неисчерпаемы процесс. Представители современного постмодернизма утверждают, что наука вошла в состояние своей исчерпанности и она выражает свою бессилие перед главным, а именно рациональным познанием законов общественного развития прогнозированием его и управлением социальными процессами. Более того они считают(представители постмодернизма), что наука не может дать ничего нового в познании человека. Еще один подход к проблеме познания и познаваемости мира-это стиенцизм. Представители этого философского мировоззрения являются сторонниками естественных наук, поэтому они не отрицают самого процесса познания, но отказываются видеть в этом потребность философского осмысления действительности. Следовательно им философия не нужна, т.к в их понимании она служит не истине, а лишь выполняет конкретный социальный заказ, поэтому является не наукой, а идеологией. Философскому осмыслению действительности противопоставляются не научные и паронаучные знания. Ненаучные знания-это обыденное представление в соответствии с которой мир является таким, каким его видит обыватель. Паронаучные знания-всевозможные мистические и религиозные способы объяснения мира, которые всегда были несовместимы с подлинными научными знаниями. Можно сделать философский вывод о том, что наполнение содержанием процесса познания является разным и зависит от ценностных установок, средств и методов познания и конечной цели познавательных деятельностей. Таким образом философия рассматривает процесс познания, как процесс отражения. Для реконструкции этого процесса необходимо понимание основных категорий процесса познания, как отражения. Этими категориями являются категории объекта и субъекта познания. Под объектом познания понимается-реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию(понимается весь окружающий мир и все, что находится за пределами его познания) . А в более узком-объектом познания является не весь мир, а та его часть на которую направлена познавательная и предметно-преобразовательная деятельность человека. Предмет познания-это конкретные вопросы на которая направлена мысль человека в процессе познания. Что качается субъекта познания, то в широком смысле субъектом познания является все человеческое общество осуществляющая всю познавательную деятельность человека, а в узком является отдельный взятый человек исследователь или группа людей осуществляющая совместную познавательную деятельность. Таким образом познавательный процесс-это продукт взаимодействия субъекта и объекта познания.


Выделяют в структуре чел познания чувственное познание которое является основой познания и его низшей ступенью чувственное познание это знание в виде ощущения и восприятий свойств вещей непосредственно данных органом чувств именно благодаря органам чувств человек получает важную первоначальную информацию о внешнем мире а так же о состояние собственного организма и к основным формам чувственного познания относятся ощущение ,восприятие и представление

Познание

1)Субъект 2)объект

*чувственное познание :-Рациональное познание :Понятие суждение умозаключение-методы

Ощущение ;Восприятие ;Представление

Ощущение является исходным чувственным образом в познавательной деятельности следовательно ощущение это формирования субъективного образа объективно реальности следовательно ощущение это простийший чувственный образ отражения отдельных свойств предметов в тоже время ощущение обладают довольно широким сектором модальности т.е они бывают зрительные, слуховые ,вибрационные ,кожно-осязательные ,температурные ,болевые ,мышечно-суставные ,ощущение равновесия и ускорения, обонятельные ,вкусовые обще-органические при чем каждое форма ощущений отражает через единичное общее свойство данной формы и вида движения материи

Вторая форма чувственного познания –это восприятие-это целостное чувственное отображение предмета в единстве его чувственных образов ,восприятие не только дает целостный образ но и осуществляет ориентацию человека в мире следовательно объективной основой восприятия образа как целостного является единство и множественность различных сторон и свойств предмета таким образом целостный образ отражающий непосредственно воздействующий на органы чувств предметы или свойство и отношения называется восприятия человека включает в себя осознание осмысливания предметов их свойств и отношений основанное на вовлечение каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний след сам по себе процесс восприятия включает след этапы


!)обнаружения объекта в попринимаемом поле

2)различение в этом поле отдельных признаков предмета на основе ощущений

3)синтез данных признаков в целостную картину предмета

4)сопоставление целостности предмета с другими предметами его окружающим и

Таким образом восприятия как вид познания предполагает осмысление понимания ,раскодирования чувственной информации и индикацию определенных данных по этому восприятие тесно связанно с мышлением памятью вниманием и воображением ощущение и восприятие ощущений. И развив в процессе практического взаимодействия человека и внешнего мира и хотя ощущение и восприятие является источником всех знаний человека в тоже время познание не ограничивается ими по сколько тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека в какое-то определенное время а за тем это воздействие прекращается ,но образ предмета не исчезает сразу же бесследно а он запечатлевается и сохраняется в памяти по этому память играет очень важную познавательную роль она объединяет прошедшее и настоящие в одно органическое целое таки образом память закрепляет и сохраняет полученную информацию . Она очень тесно связанна с такой функцией как представление-это формирование образа ранее воспринимаемого предмета созданного воображением или по другому представление –это образы тем предметов которые когда-то взаимодействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются благодаря памяти .Можно сделать вывод о том ,что представление это форма чувственного отражения действительности в виде наглядно образного знания. Представление осуществляется в след основных формах :

1)в виде образов памяти

2)в виде образов воображения (воображения-это восполнение недостатка наглядности в мысли человека и с помощью образов воображение создается представление и мысленные ситуации непосредственно не воспринимаемого в данный момент времени объекта .Воспроизведение образов осуществляется силой воображение произвольно т.е без помощи непосредственного созерцания .


В тоже время познающий человек не может ограничится лишь чувственным познанием поскольку в процессе познания он стремится проникнуть в глубинную сущность вещей и сделать это он может используя свою способность мыслить по этому след. Ступенью и более высокой по сравнению с чувственным познанием является рациональное познание т.е познание которое опирается на законы логического мышления. Мышление это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человека существенных свойств и отношений тех или иных вещей или явлений следовательно мышление –это активный процесс направленный на постановку проблем и их решения в мышлении отсутствует непосредственная связь с вещами по этому первым существенным признаком мышления является то, что оно представляет собой процесс опосредованного познания предметов следовательно опосредованное познание предметов это процесс так называемого творческого мышления, но в тоже время существует ещё и практическое мышление которое направленно на решение частных конкретных задач и если теоритическое мышление сосредоточенно преимущественно на переходе от ощущения к мысли идеи теории то практическое мышление направленно прежде всего на реализацию мысли идеи и теории в жизнь .Основными мыслительными операциями рационального познания являются анализ ,синтез ,сравнение, уподобление, обобщение ,и абстрагирование(отвлечение),а что касается форм рационально познания то в качестве таковых выступают понятие ,суждение и умозаключение .

Методы :

1)анализ 2)синтез 3)сравнение 4)уподобление 5)обобщение

Понятие это мысль в которой отражается общее существенное свойство связи предметов и явлений .понятие не только отражает общее ,но и группируют и классифицируют вещи или явление в соответствии с их различиями кроме того когда человек говорит, что имеет понятие о чем либо то под этим подразумевается сущность этого объекта следовательно в отличии от ощущений восприятия и представлений понятие лишены наглядности или чувственности именно по этому сравнительно не многие понятия охватывают бесчисленное множество вещей свойств и отношений понятие возникает и существуют в голове человека лишь в определенной связи в виде суждений мысли это значит судить о чем либо выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами следовательно суждение это такая форма мысли в которой по средствам связи понятий утверждается или отрицается что либо о чем либо. Можно говорить о то что суждение это развернутое понятие ,а само понятие это свернутое суждение в тоже время мышление это не просто суждение и в реальном процессе мышления понятие и суждение не существуют сами по себе они являются важными звеньями более сложных умственных действий т. Е рассуждении ,а относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение следовательно умозаключение представляет собой операцию мышления в ходе которой из сопоставления ряда посылов выводятся новое суждение следовательно умозаключение –это более высокий уровень логического (т.е. рационального) мышления .Умозаключения –это такой ход мыслей который связывает необходимым образом суждение и осуществляет переход от одной мысли к другой .


Основные мыслительные операций

1)Анализ –это мысленное разложение предмета на составляющее его части или стороны и будучи необходимым приемом мышления анализ является только лишь частью процесса познания поскольку не возможно познать суть предмета только лишь разделяет его на элементы из которых он состоит по этому когда путем анализа частности изучены то наступает следующая стадия познания синтез ,т.е мысленные объединение в единое целое расчленённых анализом элементов следовательно синтез и вскрывает то существенно общее что связывает части в единое целое в тоже время анализ и синтез находятся в единстве анализ предусматривающий осуществление синтеза центральной своей задачей имеет выделение существенного анализ и синтез является основными приемами мышления имеющими свое объективное основание и в практике в логике вещей поскольку процессы соединение и разъединена а так же созидания и разрушения составляют основу всех процессов мира.

3)Сравнение –это установление различие и сходство предметов по этому сравнение это не объяснение но она помогает уяснению и в науке сравнение выступает как сравнительных или сравнительно –исторический метод ,в процессе познания сравнение выполняет функцию сравнительно-исторического метода по сколько он позволяет выявить генетическое родство или сходство тех или иных предметов явлений ,а так же закономерности и развития общества и природы в целом . Как правило сравнение осуществляется тогда когда совершены операции абстрагирования и обобщения ,а сам по себе процесс сравнения осуществляется следующим образом :

1)выявления отношений тождество(т.е. сходство, похожести)

2)формирования понятия тождественности по каким-то признакам

3)выявление признака универсальной сравнимости по которому могут сопоставляться все предметы данного класса

4)Абстрагирование –это мысленное выделение какого либо предмета в отвлечении от его связи с другими предметами какого либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств а так же какого либо отношения предметов в отличие от самих предметов по этому абстрагирование составляет необходимое условие возникновение и развитие любой науки и человеческого мышления вообще в качестве результата процесса абстрагирования выступают различные понятия о предметах мысли об отдельных свойствах предметов и отношениях между ними рассматриваемых как особые абстрактные предметы абстрактные объекты не существую и не осуществимы в действительности ,но тем не менее для них имеются прообразы в реальном мире и специфическим видом абстрагирования в это отношении является идеализация.


5)Идеализация-это процесс образования понятий реальные прототипы которых могут быть указаны лишь в той или иной степенью приближения по этому в ведение в процесс исследования идеализированных объектов дает возможность осуществлять построение абстрактных схем реальных процессов нужных для более глубоко проникновения в закономерности их развития т. Е. в поисках сущности того или иного предмета или явления.

Ещё одной операцией рационального познания является обобщение при чем обобщение является всегда основной задачей всякого познания следовательно обобщение- это процесс мысленного перехода от единичного к общему от мене общего к более общего т.е. в процессе обобщения происходит переход от единичных понятий к общим от суждений меньшей общности к суждения большей общности от мене общей теории к более общей теории выделяют основные виды обобщения

1)индуктивное обобщение – переход от частного суждения об одном факте на основе отождествления свойств к общему суждению о множестве фактов

2)генерализация т.е переход от одного понятия к другому более общему

3)научное обобщение-представляет собой не просто выделение и синтезирования сходных признаков ,а проникновение в сущность вещи т.е усмотрение единого в многообразном ,общего в единичном ,закономерного в случайном .

В тоже время в природе понимание фактов важную роль играет аналогия ,аналогия-правдоподобное вероятное заключение о сходстве 2-х предметов в каком либо признаке на основание установленного их сходства в других признаках и при этом в заключение окажется тем более правдоподобнее чем больше сходных признаков у сравниваемых предметов и чем эти признаки существеннее ,потому аналогия так же играет большую роль в процессе познания и в частности в научном познание аналогия с тем что уже известно помогает понять то что неизвестно с тем что является относительно простым помогает познать то, что является более сложным и наиболее часто аналогия как метод познания используется в так называемой «теория подобия» которая широко применяется при моделирование.


Вывод: таким образом сущность всего процесса познания заключается в том ,чтобы отражение объектов мира было адекватным т.е соответствующим реальному положению дел и в связи с этим среди ученных занимающихся теорией познания встает вопрос о том ,что именно является определяющим в познавательной деятельности разум или чувство и в этой связи выделяют 2 основных направления это рационалисты и эмпирики. Рационалисты- отдают предпочтение разуму благодаря которому по их мнению человек и овладевает истинными знаниями ,а в противоположность им эмпирики(от греч. Эмпирия-опыт)признают решающую роль в процессе познания чувственного опыта ,но при этом рациональное мышление сводиться к различным комбинациям того, что дается в опыте и таким образом рассматривается как ничего не прибавляющая к знаниям .


  1. Истина

Познание в первую очередь нацелено на достижение истины т.е адекватного отражения действительности сознания человека или знания соответствующего своему предмету следовательно под истинной в философии понимается достоверное правильное знание поэтому действительная истина не может быть ущербной в тоже время по вопросу об истине мнение философов расходятся .Рационалисты и эмпирики допускали возможность обретение человека истинного знания в противовес им агностики(с греч. Недоступность)относительно сущности предмета человек ничего определенного знать не может поскольку ему не с чем сравнить свои ощущение и проверить соответствует действительности то ,что они сообщают, но в тоже время выводы агностиков расходятся с историческим опытом человечества социальный прогресс был бы не возможен без опоры на знание о реальном мире именно поэтому в философии истина определяется как философская категория для квалификации соответствия представлений человека о мире самому миру адекватность наших знаний о нем тому, чем он на самом желе является или по другому истина-это адекватная информация об объекте получаемая по средствам его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщение о нем и характеризуемое с точки зрения её достоверности таким образом истина существует не как объективная ,а как субъективная духовная реальность в её информационном и ценностном аспектах т.е истина- это есть свойство знания ,а не самого объекта познания. Истину определяют ещё как адекватное отражения объекта познающим субъекта воспроизводящая реальность такой какова она есть сама по себе в не и независима от сознания и это объективное содержание чувственного и эмпирического опыта ,а так же понятий суждений, теорий , учений, и всей целостной картинный мира в динамике её развития. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее и если бы познание самого своего начала не было более или менее истинным отражение действительности то человек не мог бы не только разумно преобразовывать окружающий его мир ,но и приспособится к нему ,трактовка истины включает в себя следующие основные характеристики это объективность, субъективность, абсолютность ,относительность.


Объективность истины заключается в том, что она будет обуславливаться в реальной действительности в которую входят объективная и субъективная реальность т.е объективность истины заключается в том, что она характеризует такое содержание знаний человека которое от него не зависит, т.е это характеристика свидетельствует о то, что основой представления о мире является окружающий материальный мир существующий в не и независимо от нашего сознания ,а отражения свойств качеств и отношения этого мира по своему содержанию копирует его и предполагает максимально полное сходство полное сходство с оригиналом, это так же означает ,что в сознание человека и процессе познания есть определенный момент который по существу не завит не от сознания не от процесса познания мира и этот момент и представляет собой объективное содержание представлений человека.

По своей форме истина может быть и субъективной и это в первую очередь имеет место в познавательном процессе потому что при взаимодействии объекта и субъекта познания участвует сознание во всем своем комплексе включая волю, желание, устойчивое представление стереотипы поведения и мышления и такая субъективность имеет разные свойства во- первых она обуславливается объективными обстоятельствами а во вторых даже чувственная ступень познания призванная для того, чтобы верно ориентировать человека в окружающем его мире тоже дает свои погрешности которые связанны с тем, что формы восприятия человека определены и обусловлены всей предысторией человека как биологического вида и разумного существа ,проще говоря современный человек видит и ощущает мир несколько иначе т.е изменилось пространственное восприятие человеком окружающей его действительности

На уровне абстрактного мышления возникает еще одна субъективная погрешность которая связанна с тем ,что человек использует определенную лексику тот или иной язык какие-то знаковые и понятийные системы которые и представляют собой фактор субъективности .Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе как через крайности и заблуждения следовательно заблуждение-это содержание сознания несоответствующее реальности но принимаемое за истинное заблуждение обусловлены


1)относительной свободой выбора путей познания

2)сложность решаемых проблем

3)стремление к реализации замыслов в ситуации не полной информации

А в научном познание заблуждения выступают как ложные теории ложность которых выявляются ходом дальнейшего развития науки .

Абсолютность истины это часть знаний человека которая не может быть опровергнута развитием научной деятельности .

Но в тоже время следует отличать абсолютную истину от так называемой вечной истины и последняя это выражение тех фактов или событий которые фиксированы и в принципе изменится не могут ,таким образом абсолютная истинная это полное исчерпывающее точно знание о предмете, явление или процессе. Относительность истины это её обусловленность уровнем развития научного познания и практике поскольку всякое знание является относительным то и истина его выражающая так же относительна но при рассмотрении основных свойств истины возникает вопрос о том как убедиться в том что наше знание о предмете соответствует или не соответствует самому предмету и именно для этого и существуют так называемые критерии истины и по этому поводу так же существует и существовало множество взглядов в частности Рене Декарт критерием истины считал самоочевидность Людвиг Фейербах считал ,что критерием истины являются чувственные данные Эмпирики считали что истинное знание обеспечивается опытными данными т.е что дается человеку в ощущениях то и есть в действительности от сюда и цель науке чистое описание фактов чувственного познания но в тоже время данные не посредственного опыта очень часто вводят человека в заблуждение т.е не являются истинными поэтому рационалисты считали ,что критерием истины является разум т.е. за истину принимается теоритической обоснованные знания когда по законом логике из неких общих аксиом выводятся все другие суждения. И наконец ещё один подход на главные критерии истины заключается в точности, что основным критериям истины выступает практика. При этом данное понятие трактуется очень широко по сколку в него включается материальное производство накопленный опыт и научный эксперимент. В тоже время у истины есть свои границы т.е понятие истины применимо только к знаниям и не может быть применено первое к представлением людей о нравственный художественных ,социальных и других ценностях и идеалах

К продуктам художественного творчества вымысла и фантазии, к предположениям которые выдвигаются для объяснения мира но не могут быть верифицированы (подтверждены) или фальсифицированы(т.е опровержены)К парадоксам само относимости .