prosdo.ru
добавить свой файл
1


337



  1. В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу — судьбе.

В системе христианского мировоззрения человек стал вос­приниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человечес­кая — арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, но и приобщиться к высшей сущности — Богу и тем самым обрести утешение в горести и спасение в день Страшного Суда. Этому воз­зрению чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивает зачастую суровое земное бытие.

Философия Нового времени видела в человеке (вслед за хрис­тианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений этого периода алмазные россыпи тон­чайших наблюдений над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайны­ми, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческих по­мыслов и деяний. Естествознание смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

Философия XIX начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рацио­нальному началу, а в других — к иррациональному. Хотя понима­ние действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось теми или иными философами (например, Г. Гегелем), но целостно­го учения о человеке еще не было. Этот процесс походил на состо­яние вулкана, готового к извержению, но еще медлящего, ждущего последних, решающих толчков внутренней энергии. Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Все­ленной.


  1. Четыре измерения человека.

  2. Связь — это зависимость одного явления от другого в каком- либо отношении. К основным формам связи относятся: простран­ственные, временные, генетические, причинно-следственные, су­щественные и несущественные, необходимые и случайные, зако­номерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статические, прямые и обратные и др. Связь — это не предмет, не субстанция, она не существует сама по себе, вне того, что связано.

  3. Во Вселенной нет ничего окончательно завершенно­го. Все находится в пути к иному. Развитие это определенно направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.

  4. Развитие необратимо: через одно и то же состояние все проис­ходит лишь однажды. Невозможно, скажем, движение организма от старости к молодости, от смерти к рождению. Развитие — это двойной процесс: в нем уничтожается старое1 и на его месте воз­никает новое, которое утверждает себя в жизни не путем беспре­пятственного развертывания своих потенций, а в суровой борьбе со старым. Мелсду новым и старым есть и сходство, общее (иначе мы имели бы лишь множество не связанных между собой состоя­ний), и различие (без перехода к чему-то другому нет развития), и сосуществование, и борьба, и взаимоотрицание, и взаимопере­ход.
  5. Наряду с процессами восходящего развития существует и дег­радация, распад систем — переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня ор ганизации системы. Например, деградация биологических видов, вымирающих в силу невозможности приспособиться к новым ус­ловиям. Когда деградирует система в целом, это не значит, что все ее элементы подвергаются распаду. Регресс — противоречивый прогресс: целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрес­сировать. Далее, система в целом может прогрессировать, а неко­торые ее элементы — деградировать, например прогрессивное раз­витие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов.


  6. Различают динамические и статистические законы. Динами­ческий закон — это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее после­дующее состояние. Динамические законы бывают разной степени сложности. Они приложимы ко всем явлениям вообще и к каждо­му из них в отдельности, разумеется, из числа тех, которые под­властны данному закону; так, каждый брошенный вверх камень, подчиняясь закону тяготения, падает вниз.

  7. Статистическая зако­номерность характеризует массу явлений как целое, а не каждую часть этого целого. Если несчастный случай должен произойти на каждом миллионе километров пути, то это не относится к каж­дому, кто прошел этот путь: случай может «настигнуть» человека и на первом километре.

  8. В каждом единичном заключается общее как его сущность. На­пример, утверждение, что данный поступок есть подвиг, означает признание за данным единичным действием некоего общего каче­ства. Общее — это как бы «душа», суть единичного, закон его жизни и развития.

  9. Предметы могут обладать различной степенью общности. Еди­ничное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть особенное. При этом общее может выступать в двояком отно­шении: по отношению к единичному оно выступает как общее, а по отношению к большей степени общности — как особенное. На­пример, понятие «русский» выступает как. единичное по отноше­нию к понятию «славянин»; последнее выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенное к понятию «че­ловек». Итак, единичное, особенное и общее — это соотноситель­ные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых пред­метов и процессов.
  10. Общее не существует до и вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Их единство и есть особен­ное.


  11. По характеру связи частей различные системы делятся на три основных типа целостности. Первый тип — неорганизованная (или суммативная) целостность, например простое скопление предметов, подобное стаду животных, конгломерат, т.е. механи­ческое соединение чего-либо разнородного (горная порода из галь­ки, песка, гравия, валунов и т.п.). В неорганизованном целом связь частей носит механический характер. Свойства такого цело­го совпадают с суммой свойств составляющих его частей. При этом, когда предметы входят в состав неорганизованного целого или выходят из него, они не претерпевают качественных измене­ний.

  12. Второй тип целостности — организованная целостность, на­пример атом, молекула, кристалл, Солнечная система, Галактика. Организованное целое обладает разным уровнем упорядоченности в зависимости от особенностей составляющих его частей и от ха­рактера связи между ними. В организованном целом составляю­щие его элементы находятся в относительно устойчивой и законо­мерной взаимосвязи.
  13. Третий тип целостности — органическая целостность, на­пример организм, биологический вид, общество. Это высший тип организованной целостности. Ее характерные особенности — саморазвитие и самовоспроизведение частей. Части органического целого вне целого не только теряют ряд своих значимых свойств, но и вообще не могут существовать в данной качественной опреде­ленности: как ни скромно место того или иного человека на Земле и как ни мало то, что он делает, но все же он осуществляет дело, необходимое для целого. Органическое целое образуется не путем объединения уже имеющихся в готовом виде частей, например (как полагал Эмпедокл) носящихся в воздухе отдельных органов: голов, глаз, ушей, рук, ног, волос, сердец и т.д. Органическое целое возникает вместе со своими частями. Оно образуется как саморасчлененное на части целое: ощущения, восприятия, пред­ставления, понятия, память, внимание не есть нечто разрознен­ное, они как бы связаны в один узел, именуемый душой личности. Элементы, входящие в состав целого, обладают некоторой инди­видуальностью. И вместе с тем они «работают» на целое. В целом содержатся такие части, изъятие которых нарушает или даже раз­рушает целое, но есть и такие, без которых не происходит органи­ческих нарушений целого: конечности и желудок ампутируют, а сердце — нет. У частей целого разная степень относительной само­стоятельности. В соотношении целого и части есть такая законо­мерность: чем сильнее и сложнее связь между частями, тем больше роль целого по отношению к своим частям и, следовательно, мень­ше относительная независимость частей от целого.


  14. Содержание — это единство всех составных элементов объекта, его, свойств, внутренних процессов, связей, противоре­чий и тенденций.

  15. Структура — это не только способ расположения элементов объекта в пространстве, но и стро­ение определенного процесса во времени, это определенная после- дозателъностъ и ритм изменения процесса

  16. Форма — это способ выражения и сущест­вования содержания

  17. Симметрия — это соразмерность частей в составе целого.

  18. Внешнее это обнаружение вовне внутреннего, это то, что характеризует предмет со стороны его связи с предметами другой системы от­ношений.

  19. Внутреннее — это то, что характеризует содержание, сущ­ность, причину, противоречия, законы движения и развития вещи.

  20. . Сущ­ность — это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции раз­вития объекта.

  21. Явление — это внешнее обнаружение сущности, форма ее про­явления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора челове­ка, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности.

  22. Категория видимости, или кажимости, выражает прежде всего факт несоответствия сущ­ности и ее внешнего обнаружения. Это несоответствие нередко принимает характер явной противоположности.
  23. Взаи­модействие причины и следствия именуется принципом обрат­ной связи, который действует во всех самоорганизующихся сис­темах, где происходит восприятие, хранение, переработка и ис­пользование информации, как, например, в организме, электронном устройстве, обществе.


  24. . Функциональная связь — это такая зависимость явлений, при которой изменение одного явления сопровождается изменением другого.



1 Старое — это прежде всего возрастное понятие: старый дуб, старая истина, старая картина и т.п. Под старым имеется в виду и то, что устарело, отжило свой век и потеряло право на существование, что превратилось в тормоз развития той или иной системы. Новое вообще — это просто иное, чем то, что было. Новое — это совсем не обязательно что-то более совершенное: оно может быть и более со­вершенным, и на том же уровне совершенства, что и старое, и даже на более низ­ком уровне. Под новым подразумевается также и то, что стимулирует развитие, а не тормозит его. Это — типично новое. Оно выражает общую тенденцию разви­тия; нетипично новое составляет боковую ветвь или просто до того не имевшее места свойство. «Простое» и «сложное» — это соотносительные понятия. Напри­мер, строение амебы проще, чем строение обезьяны, а жизнь современного обще­ства значительное сложнее жизни первобытного стада. Аналогичным образом об­стоит дело и с понятиями «низшее» и «высшее». Более высокий уровень развития объекта характеризуется тем, что его движение значительно богаче: оно проис­ходит в более многообразных формах (см.: Прогресс. Регресс // Философская эн­циклопедия. М., 1967. Т. 4).