prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Тарасенко Феликс Петрович


[CХ] – сухой остаток, т.е. то, что должно остаться.

……

Пример полезности неистинной информации – религия.

Информация бывает:


  1. Истина

  2. Полуправда

Пример про гребешки кур.

  1. Ложь

Почему проблема возникла? Потому что он так оценивает информацию, которая к нему поступает. Это означает, что он воспринимает поступающую информацию о реальности негативно. А восприятие – психический акт, поэтому появляется возможность воздействовать на психику данного субъекта с тем, чтобы он воспринимал эту же информацию положительно.

Есть несколько способов воздействия на психику, изменяя восприятие:

  1. Сугубо психические воздействия

    1. Гипноз

Можно воздействовать так, что он начнет воспринимать реальность не такой, какая она есть, а такой, какую я ему внушу.

    1. Пропаганда

    2. Агитация

    3. Внушение

  1. Физические способы воздействия

    1. Пытки (оставил в стороне)

    2. Электрические поля

    3. Магнитные поля

    4. Электромагнитные поля

    5. Звуковые поля

Звуки сильно влияют. Например, соощают о фактах, когда в бермудском треугольнике встречают корабли целые, а на корабле нет никого. Куда-то все делись. Есть разные гипотезы. Но гипотиза Феликса – на дне океана есть разлом земной коры, там проходят вулканические возбуждения и разные инфранизские частоты там появляются. А эти частоты вызывают панику – это доказано.

  1. Химические способы воздействия

    1. Лекарства есть, которые изменяют восприятие человека

В психолечебницах поправляют с помощью лекарств.

    1. Наркотики (когда воспринимает правильно, но ему тяжела эта реальность)

Они приводят к распаду личности.


    1. Алкоголь (когда воспринимает правильно, но ему тяжела эта реальность)

Про алкоголь так сказать нельзя.

График связи алкоголя в день и состояние здоровья. График выглядит гиперболически – это значит, что вообще не пить – не слишком полезно, много пить – совсем неполезно, но есть норма – 30 мл в день – и здоровье лучше всего. Это связывают с тем, что алкоголь обладает антистрессовым воздействием.

Но это лишь одна из теорий.

Почему у субъекта есть проблема? Потому что он участвует в проблемной ситуации, он связан с ней, поэтому можно решить проблему, прервав участие субъекта в данной ситуации. Это можно назвать организационно-административная мера. В реальной практике решения проблем есть много вариантов использования способа. Есть ситуации приятные и неприятные.

Приятные меры воздействия:

  1. Отправить в отпуск

  2. Отправить на учебу

  3. Перевести в другое подразделение

  4. Уволить из данной организации работника

  5. Сталин: «есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы»; поэтому заказные убийства – все-таки один из способов решения проблемной ситуации

Ложной информацией адвокатам нельзя пользоваться. Честность – профессионально важна для юриста.

Второе направление – диагностика проблемы. Надо решать с чем работать. Когда не информацией воздействие идет, не психику менять, не административными мерами, а изменить ситуацию.

[CХ]Проблема – недовольство субъекта. Решить проблему – сделать все что угодно, чтобы удовольствие исчезло или уменьшилось. Надо вносить изменения, чтобы они понравились клиенту. Как только мы приступаем к решению проблемы за счет изменения ситуации, то мы наталкиваемся на большую трудность, которая требует принципиального решения.

В ситуации, которая является проблемная, кроме самого субъекта есть много других субъектов, которые с ней связаны, задействованы в ней. Они, как субъекты, тоже оценивают данную существующую ситуацию. Потому что они все разные они по-разному и оценивают ее. Кто-то положительно относится, кто-то индифферентно, кто-то также отрицательно. Когда начнем вмешиваться в ситуацию, то изменения почувствуют все остальные участники ситуации, и каждый оценит изменение. Если кому-то изменение не понравится, то он, являясь субъектом со своими связями и ресурсами влиять на все, будет в свою очередь менять ситуация под себя.


А как тогда действовать? Еще не известно у кого больше ресурсов, у изменяющегося или у того, кто недоволен изменениями. Как решать? Надо действовать правильно. Что значит правильно?

[CХ][CХ]«Всякий раз, как в вашем присутствии прозвучит любое оценочное слово, сразу напрягитесь и задайте вопрос: «В каком смысле?»

Нам всегда придется иметь дело с оценками ситуаций со стороны участников (субъектов ситуации). Чтобы действовать, надо знать, почему они так относятся.

Как надо действовать? Правильно, т.е. действовать в согласии, в соответствии, с принятой вами идеологией. Именно идеология определяет, что правильно, что нет, что можно, а что нельзя. Тут же выясняется сразу, что есть разные идеологии. Поэтому все действуют по-разному. Так как мы собираемся решать любые проблемы встает вопрос: какую идеологию мы примем?

Какие идеологии вообще существуют?


  1. Принцип приоритета субъекта

Надо изменять эту ситуацию так, чтобы это понравилось нашему клиенту, а на остальных начхать. Если кому-то понравится это еще – хорошо, а если нет – ну и ладно.

Примеры таких решений:

Диктатура

Монархия

Президентская республика

Отношение власти – когда один может приказать другому делать, а второй – обязан.

Есть ситуации, в которых только так и надо действовать. Например, армия. Армия всех времен и народов основана на принципе единоначалия. Правда есть народ, который все время над собой экспериментирует (у нас после 17 года был принцип двуначалия - это сразу же понизило эффективность красной армии). Все было так до тех пор, пока Гитлер не подошел к Москве. Потом Жуков убедил Сталина, что нужен принцип единоначалия.

В личных отношениях – это эгоизм, эгоцентризм, себялюбие.

Если применять эту идеологию, то нужно иметь ввиду, что эта идеология имеет ряд особенностей, необходимых для воплощения ее в жизнь:

    1. Всегда будут недовольные


Это значит, что ей в реализации (идеологии) всегда будет сопротивление.

    1. Если вы хотите реально работать с этой идеологией, то нужна

      1. Сила для подавления недовольных

      2. Воля для применения этой силы

Прикладной системный анализ отвергает эту идеологию для решения проблем.

  1. Принцип приоритета группы

Основана идеология на положении – среди субъектов, вовлеченных в проблемную ситуацию, есть другие субъекты, которые для нас не менее ценны и важны, чем клиент. Эти субъекты пускай будут «НАШИ». Остальные – «ЧУЖИЕ».

Теперь мы должны вносить изменения в ситуацию не только такие, которые понравятся клиенту, но они и не должны навредить, не понравится НАШИМ.

Примеры:

Расизм

Национализм

Патриотизм

Фашизм

Марксизм, т.е. любая партийная идеология (в качестве группы выступает партия). Может это и быть спортивной командой, семьей, бандой или прочим.

Чтобы применять, тоже нужно учитывать особенности идеологии (иначе может привести к неудаче):

    1. Основана на двойной морали, на двойных стандартах (наши-чужие); отношения к субъектам тоже разное; то, что нельзя делать по отношению к нашим – к чужим, пожалуйста, делай

    2. Не НАШИ расцениваются как противники (соперники, враги – в зависимости от масштаба); поэтому эта идеология очень агрессивна по отношению к ЧУЖИМ.

«Тот кто не с нами, тот против нас»

Огромное внимание уделяется силе для уничтожения противника и воле для ее применения. Двойные стандарты сказываются не только по отношению к чужим, но и к своим тоже. В СССР 80% экономики направлено на военное дело. Это значит, что народ беден (всего 20% на всю оставшуюся экономику).

Обман всегда вскроется. Поэтому среди своих тоже появятся недовольные. Чтобы он не развалил систему – его объявляют ЧУЖИМ. Поэтому царит атмосфера страха. Как только действует группа – она опирается на идеологию. Нужно смотреть уже на подводные камни идеологии, хотя они есть не везде.


Прикладной системный анализ отвергает данную идеологию для решения проблем


  1. Принцип приоритета каждого

Основана на 2 простых положениях:

    1. Все субъекты разные

От природы – он только в зачатии – уже разный.

    1. Несмотря на любые различие между субъектами, все они равноценны и равноправны

Прикладной системный анализ принимает эту методику для решения проблем. Согласно ей неправильно решать проблемы одних за счет других. Надо сказать, что это не новое изобретение системного анализа. Во всех религиях есть положения, соответствующие этой идеологии. В христианской религии – возлюби ближнего как самого себя; в исламских религиях – не поступай по отношению к другому так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой. Но в чистом виде идеология существует только в системной анализе. В религии все равно присутствует 2 идеологии (верующие и неверующие).

Как решать проблему?

В прикладном системном анализе (ПСА) введено специально понятие (самое важное, сердцевина).

[CХ][CХ][CХ] Улучшающее вмешательство – это такое изменение проблемной ситуации, которое положительно расценивается хотя бы одним из ее участников (в этой компании должен быть наш клиент), и неотрицательно – всеми остальными.

Исходя из определения, можно сказать, что ПСА – это методика проектирования ситуации улучшающих вмешательств; ПСА – методика решения проблем без создания новых проблем.

Есть 2 очень эффективных способа переработки (осознания) информации:

  1. Сделать своими руками

  2. Обучать этой информации других

Не существует одинаковых проблем и одинаковых решений. В частном примере не надо искать закономерности, каждая ситуация уникальная, она должна решаться по своему. Хотя технология решения проблем стандартна.

Есть 4 типа улучшающего вмешательство. Оков разработал данную тему.


  1. ABSOLUTION (действие священника, который отпускает грехи кающемуся); можно перевести как невмешательство

Значительное количество проблем может быть решены без вашего вмешательства в эту ситуацию. Невмешательство – это точно улучшающее вмешательство (УВ), так как никому точно не будет хуже; а если без нашего вмешательства ё решится – это и есть 2 условие УВ.

Нужно быть уверенным в том, что естественный ход событий сам решит проблему. В реальной практике решения проблем такой способ применяется сознательно.

Чтобы сознательно его применять, надо также, чтобы наша профессиональная совесть должна быть чиста (мы должны быть уверены в том, что если мы вмешаемся, то мы испортим – это обязательное условие).

Примеры: клятва Гиппократа одним из основных пунктов имеет такое положение: «Не навреди». Плацебо – вместо таблеток мел, вместо микстур – вода. Организм сам лечится.

Сапер ошибается лишь один раз. Поэтому если устройство не знакомо, то вообще его не стоит трогать.

Пример про 3 полки (ящики).

Критика не является движущей силой, критика является тормозящей силой.

  1. RESOLUTION (такое вмешательство, которое проблему не решает полностью, а только смягчает остроту недовольства);

Приходится прибегать к этому способу в ситуациях, когда на полное решение ресурсов не хватает. В реальности часто прибегают к этому способу.

Примеры: Инфляция; зарплаты бюджетников фиксированные. Президент говорит, что на 7% поднимут зарплаты; хотя все видят, что инфляция быстрее идет, но вроде проблема решена, проблем стало меньше; «всем сестрам по серьгам»

  1. SOLUTION (это не просто решение, а наилучшее решение); т.е. такой тип решения, который дает наилучший исход.

[СХ] Оптимальный – это наилучший при заданных ограничениях.

Это слово возникло еще в 19 веке в математике. Из математики этот термин перешел в практическую сферу. Все хотят в любой ситуации делать лучше.


Надо правильно понимать понятие «оптимальный». Часто слышать можно «наиболее оптимальное решение». Это выражение неграмотно, так как «масло масленое».

«Добьемся максимального результата при минимальных затратах» - это неправильно; «добьемся максимального результата при заданных затратах» или «добьемся заданного результата при минимальных затратах».

Если мы хотим заниматься оптимизацией, надо ответить на 2 вопроса:


    1. Что значит наилучшее? В каком смысле наилучшее? Нужно определить критерий качества, критерий сравнения. Таким образом, для постановки оптимизационной задачи нужно задать критерии качества. Но этого мало.

    2. Оптимальный – это не просто лучший в каком-то смысле, а лучший при заданных ограничениях, заданных условиях. Значит, мы должны определить критерий сравнения, удовлетворяет или нет он условиям?

У Вольтера матери было 17, а отцу 75.

Понятие «оптимальный» – математическое, поэтому это надо также и использовать – выбрать количественную характеристику.

Задачу на оптимизацию можно ставить тогда, когда проблема допускает количественное описание. Когда данная проблема позволяет построить математическую модель.

Но не все проблемы математически описываются, а решать то их надо. Поэтому в системном анализе принято разделять все проблемы на 2 класса:

  1. Жесткие проблемы (Hard Problems)

Описываются математически. Для их решения используются методы оптимизации.

  1. Мягкие проблемы (Soft Problems)

Не описываются математически. Для их решения используются методологии мягких систем.

Методы оптимизации на мягкие проблемы, также как и методы мягких систем на жесткие проблемы перекладывать проблемно.

Норберт Виннер (отец кибернетики). «Кибернетика и общество».

Он говорил, что нельзя жесткими методами решать мягкие задачи. И это так! Нельзя использовать одни методы для других систем.


  1. DISSOLUTION (это такое вмешательство в проблемную ситуацию, при осуществлении которого проблема исчезает, перестает существовать, растворяется в воздухе); с англ. – растворение.

Не считаются ограничения заданными и неизменяемыми. Данные ограничения надо ослабить, убрать. Поэтому иногда здесь решение лучше оптимального, так как там есть ограничения, а тут их нет. Мы тут смотрим на новые варианты.

Оков настаивает не том, что все проблемы надо решать этим способом.

Заявили о проблеме, совершили действия, построили модель. Потом работаем с моделью. Наступает момент, когда можно принять решение (выбрать один из всех возможных). Дальше надо все решения осуществить. Потом наступает момент, когда мы достигли своей цели. Все это входит в прикладной системный анализ.

Но не только это. Было врем, когда проблемы не было. А клиент прибежал тогда, когда она появилась. Если подвергнуть ситуацию анализу, то можно было бы предсказать (прогноз) развитие событий. Если бы это можно было предсказать, то можно было бы предположить улучшающее вмешательство, которые бы решило проблему.

Лучший системный анализ – тот, который не сбывается. Это все относится к ПСА.

Период ПСА выходит за рамки решения проблемы. МЫ решили проблему и пошла жизнь. Через некоторое время появляется новая проблема. Ее надо решать. И что, приглашать снова аналитика? Работу эту всю делают участники ситуации. Он знает вопросы, а участники – ответы.

Поэтому обязательное условие решения проблемы – участие самих субъектов проблемы.

В процедуру системного анализа встроено обучение системному анализу.




следующая страница >>