prosdo.ru
добавить свой файл
1 ... 2 3 4 5

Отношения между моделью и оригиналом

Модель и оригинал – это не одно и тоже; оказывается, что тем не менее, есть зона, в которой они подобны (совпадают по своим особенностям).

Познавательные модели

То, что у них одинаковое – истина. В модели содержится правда, истина. Ради этого и делается модель. Однако, модель и оригинал – это разные вещи; разница в том, что в модель мы включает только то, что нам надо (не все из того, что мы знаем). Поэтому можно образ разбить на 2 части – 1 часть – то, что известно, но это не надо мне и не включаю поэтому; а 2 часть – намек на то, что во всяком оригинале есть то, чего я не знаю; поэтому автоматические это попасть в модель не может.

В результате модель является приблизительным, огрубленным отображением. Теперь нужно обратить внимание на иную часть. У модели есть свойства, которые никакого отношения к оригиналу не имеют. Это понятно, так как модель и оригинал – это разные вещи. Но с другой стороны, это удивительно; как бы мы не старались включать в модель только истину, все равно в ней будет ложь.

Модель – это отображение, имеющее как истинное, так и ложное содержание.

Как мы совершенствуем модель? Я обнаружил что-то такое, что мне полезно, а в модель я это не включил. А если я узнал, что есть нечто такое, что является неправдой. Это означает, что я модель приближаю к оригиналу. Я наращиваю истинную информацию, стараясь сократить ложную информацию (работа следования при расследовании преступления).

Это познавательные модели были.

А если модели прагматические:

Отношения между ними – такие же – модель и оригинал – это разные вещи. Но теперь модель у нас – это не то, что есть, а то, чего нет, но мы хотим. Это наша цель; образ желаемого будущего, не существующего.

Оригинал – это существующее состояние. Цель прагматическое деятельности состоит в том, чтобы перевести состояние системы из существующего в желаемое.


Если я увижу что-то, чего не должно быть в модели – я это ликвидирую. Работа состоит в том, что если я что-то не сделал, я постараюсь сделать – присоединить к оригиналу. В результате прагматические модели направлены на то, что наша деятельность направлена на то, что я оригинал приближаю к модели, а не наоборот (как в познавательной модели).

Отношения между моделью и целью?

Для одного и того же объекта можно предложить много моделей. Для одной и той же цели можно использовать разные модели, если в них есть та информация, которая мне нужна. Но для моей цели они будут полезными в разной степени.

Модели должны быть как можно более пригодными для достижения цели.

[СХ] Модели, которые позволяют успешно достичь цели – адекватные модели. А если с помощью модели не получается добиться цели – неадекватные модели.

Модель – это адекватное отображение.

Модель – это тоже система. Раз система, то она обладает всеми 12 свойствами систем, в том числе и 11 свойством – ингерентность.

Окружающей средой для модели являются другие модели (культура субъекта)

Модель – это отображение, ингеретное культуре.

Общая система, которая включает в себя части – моделирование.

4 части включает:


  1. Модель

  2. Оригинал

  3. Субъект

  4. Культура

Когда мы будем заниматься любым вопросом, который нас интересует – это синтетическое.

Таким образом, модель – это целевое, приблизительное (округленное), познавательное или прагматическое, имеющее как истинные, так и ложные суждения, адекватное и ингерентное культуре отображение.

Способов построения моделей всего 2: анализ и синтез; типов моделей всего 3: черный ящик, состав, структура.

Аналитическое рассмотрение модели

Модели – это вся инфраструктура жизнедеятельности человека. Что такое модель аналитически?


Бывают модели разные. Разнообразие моделей надо отобразить. Оказывается, всего 2 класса моделей бывает:


  1. Модели, которые у меня в голове крутятся – абстрактные модели

  2. Модели, которые выступают в виде некоторых физических объектов – реальные модели

Надо разбить на более мелкие компоненты их.

Абстрактные модели – это модели, реализованные средствами мышления:

  1. Сознание ?

  2. Сны, сновидения ?

  3. Гипноз ?

  4. Эмоции ?

  5. Телепатия ?

  6. Ясновидение ?

  7. Интуиция ?

Вот эти составляющие – это не элементы! Поэтому это пример того, когда анализ не может быть доведен до элементов. Поэтому для каждой части нужна целая наука, которая изучает это все. Тем не менее, оказывается есть одна веточка абстрактных моделей, которая оказалась подвластной научному изучению – язык. Язык – это некоторая абстрактная система, с помощью которой оказывается возможным информацию облекать в форму, которую можно сообщить другим.

Создание реальной модели, на которую отображается абстрактная модель. В процессе передачи информации из одного мозга в другой, нам приходится насаживать информацию. Большое внимание уделяется изучению языковых моделей – языкознание – это одна из наиболее сложных систем, которая имеется в нашем мозгу. Это можно делать только феноменологически. Есть данные о том, что язык заложен в каком-то виде в наших генах.

Языковые модели очень существенную роль играют в жизни человеческого общества. Обнаружилось, что язык – это тоже сложная система, разнообразная. Есть национальные языки: русский, английский, немецкий, французский и т.д. Английский язык (как и любой другой) тоже неоднородный. Интересно, что разговорный язык – это не национальный язык. Это другой уже. Язык – это универсальное средство моделирование. Значит на языке можно говорить о чем угодно. Мир бесконечно разнообразен, а мы на языке может о чем угодно говорить.


У языка много особенностей, которые обеспечивают универсальность. Но среди них всех есть особенность существенная для нас: универсальность образуется за счет того, что ни одно слово языка не имеет определенного и точного смысла.

Наши слова – это облака, которые пересекают точку, которая и есть та информация, о которой мы говорим. Нам не требуется точность, надо накрыть словами область. Таким образом, мы можем о бесконечном разнообразии говорить конечными фразами.

Между прочим, эта особенность используется не только для бытового общения, но и в конкретных делах (юмор, поэзия).

Когда дело доходит не до разговоров, а до дела – расплывчатость языка приводит к отрицательным результатам.

В каждом деле приходится вводить специальный язык, который обслуживает групповую деятельность.

Поэтому национальный язык включает разговорный язык и большое множество профессиональных языков. Чем больше точности мы вкладываем в слова, тем более тонкие вещи мы можем делать. Есть крайний пример – это математический язык (язык математики) – в котором каждое слово обозначает одну вещь – шар – это шар, прямая – это прямая и т.д.

Для того, чтобы наш язык был понятен – надо его накачивать информацией.

Потом мы анализируем язык. Ищем его элементы. Элементами языка являются слова. Слова – это модели своего значения (высокий – это значит слово размерность в вертикальном направлении).

Простейшая модель разнообразия: классификация

Класс – множество похожее, подобное друг другу, мало отличающееся. А все остальное – сильно отличающееся. Но по другому признаку есть другое множество.

Объекты внутри класса давайте считать неразличимыми для нас. Они все одинаковы.

Следующий шаг – каждому классу присвоить имя и этим именем маркировать все элементы класса.

Слова – это и есть название объектов. А классификации бывают разные. Классификации 2 типов:

  1. Искусственная


Это разбиение всего множества на классы произвольным образом (так как я хочу, так как нужно для моей цели).

  1. Естественная

ЗАДУМАЛСЯ, ПРОПУСТИЛ ОЧЕНЬ НЕБОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ, А ТЕПЕРЬ НЕ МОГУ ПОНЯТЬ О ЧЕМ ОН ГОВОРИТ.

И естественная и искусственная классификация являются моделями – грубыми, приближенными моделями. Естественная классификация – мужчины и женщины, например. Но когда мы начинаем в жизнь ее претворять, то оказывается, что это приближенная классификация – есть особы, которые сами не знают, к какому классу они относятся.

Классификации бывают разные: четкая и расплывчатая; статистическая, вероятностная.

Реальные модели

Это предметы, вещи, на которых каким-то образом оказалась информация, и они ее несут. Оказывается, что таких вещей огромное разнообразие. А с разнообразием мы знаем, как справляться – классификация.

Классификация по тому, каким образом информация оказывается на каком-то предмете:

  1. Модели прямого подобия

Когда информация на каком-то предмете является отпечатком физического прямого воздействия с другим предметом

Например, фотография; отпечаток руки на мокром песке;

Они очень разнообразны.

  1. Модели косвенного подобия

Следственный эксперимент, например; студенты медики, когда режут трупы людей, животных.

  1. Модель условного подобия

Деньги – это модель стоимости. Каким образом тогда на бумажку попала эта стоимость? Закономерностей, которым подчиняется бумажка и стоимость, нет. На реальном объекте может быть информация о чем-то. Как информация сюда попала? Все дело в том, 2 субъекта договорились о том, что вот это будет означать вот это; например, буква «а»; 500 рублей стоит столько-то.

В результате соглашения информация как бы накладывается на данный предмет. Оказывается, что в реальной практике человеческого общества модели условного подобия очень широко распространены и исправно выполняют функцию передачи и переноса информации. Это модели в одних обстоятельства лучше, в других хуже, но такие же, как и все остальные. Если посмотреть на человеческую практику можно увидеть, что модели условного подобия преобладают в численном или условном подобии.


Модель условного подобия выполняет модельные функции при 2 условиях:


  1. Договоренность должна быть известна обеим сторонам (значение знака должна быть известна обеим сторонам): русский не понимает гвинейца – языки разные

  2. Модель работает до тех пор и пока договоренность соблюдается.

Информация на моделях условного подобия является именно условной.

Управление

Каким образом мы преобразуем реальность?

Что такое управление?

Аналитическое рассмотрение управления

5 компонентов управления

Исходная, от которой мы оттолкнемся, определение управления гласит: управление – целевое (целенаправленное) воздействие на систему.

1 компонент – управляемая система; S

Управление – это целевое (целенаправленное) воздействие на систему

У системы есть выходы; входы (неуправляемые и управляемые).

2 компонент – цель управления

Управление - целевое (целенаправленное) воздействие на систему

Поэтому цель – это желательное состояние в будущем.

3 компонент – управляющее воздействие

Управление - целевое (целенаправленное) воздействие на систему

Управление – это реализация цели с помощью системы. Прекрасно. Давайте управлять.

Теперь надо что-то подать на вход в систему – какой-то сигнал, информацию.

Поэтому надо разбить подходы на 2 типа:

  1. Эмпирический

Надо подать на вход что-нибудь и посмотреть, что получится. Если получилось что-то не то, подавать будем иное что-то и так до тех пор, пока опытным путем мы не набредем на то воздействие, которые нам надо.

Другими словами поиск нужного воздействия осуществляется на управляемой системе методом перебора. В реальной практике управления встречаются ситуации, когда другого выхода просто нет.

Метод тыка или метод научного тыка – когда берут и проверяют фигней какой-то сигнал на микросхемах. Но этот метод нерационален, глупый.

Данный метод глуп при 2 условиях:


  1. Когда при разных возможных управляющих воздействий очень много или бесконечно много (тогда наш эмпирический подход случайный)

  2. Даже если число управляющих воздействий невелико и их действительно можно все перебрать, но мы несем потери – терпимые или недопустимые.

А что не глупо тогда? Разумные люди отыскивают нужное управление не на системе, а на модели.

  1. Рациональный

Нужное управляющее воздействие осуществляется не на самой системе, а на ее модели.

4 компонент – модель системы Sm

Мне надо получить на выходе цель.

Модель есть, которая

5 компонент – блок управления (управляющая система, субъект управления)

Мы закончили аналитическое рассмотрение. Мы получили модели, содержащие знания о том, что такое управление.

5 компонентов – это модель состава. Связи между частями и элементами – модель структуры. Модель системы в виде черного ящика.

Какие действия надо делать, чтобы управлять разумно?

  1. Найти целенаправленное воздействие на модели

  2. Исполнить найденное управление на системе

Синтетическое рассмотрение модели

В окружающей среде система делает то, что на выходе управляемой системы – то, что на выходе и есть результат управления.

7 типов управления

1 тип управления управление простыми системами; программное управление.

Замечание первое – модель позволила успешно достичь цели (адекватная модель)

Замечание второе - система подчиняется моему управлению (пускай такая система называется простой)

Простая система – это система, которая в точности выполняет выполняющее воздействие


Замечание третье – система простая, потому что ее модель адекватная

Причиной простоты является адекватность модели; простота модели является следствием адекватности модели. Это значит, что в модели есть вся информация, которая необходима для достижения цели.

Управляющее воздействие в этом и только этом случае называется программа.

Этот тип управления – самый желательный, самый приятный; но реальность часто не такова.

2 тип управления управление сложными системами;

Замечание первое – имеющаяся модель не позволила добиться цели (неадекватная модель)

Замечание второе – система не подчиняется моему управлению, ведет себя неожиданным образом (назовем такую систему сложной)

Сложная система – это система, которая не подчиняется управлению

Замечание третье – система сложная потому, что ее модель неадекватная

Мы имеем дело со сложностью из-за незнания. Теперь очевидно, что одна и та же система для одного может быть сложной, а для другого простой (все дело в том, насколько хорошо каждый из них умеет ей управлять).

Причина сложности – нехватка информации.

Дальнейшие действия должны быть направлены на достижение цели; поэтому нужно добыть недостающую информацию, включить ее в модель (убрав неадекватность системы тем самым) и приблизив к целевому результату. А где добывать эту информацию? А там, где она есть – там и добывать.

А если всю доступную информацию мы уже включили в модель, а система все равно сложная. Че делать дальше? Добывать недостающую информацию. Где? В самой системе. Что это значит? Это делается единственным способом – эмпирическим (надо делать эксперименты с системой) – такое ощущение, что я разговариваю сам с собой.




<< предыдущая страница   следующая страница >>