prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 22 23

Организация Свидетелей Иеговы в свете истории и учения Библии

Н. В. Порублев

Оглавление


Вступление

Часть I. СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ В СВЕТЕ ИСТОРИИ

Глава 1. Адвентистская основа в происхождении

Глава 2. Чарльз Расселл, основатель и первый президент Общества Сторожевой Башни

Глава 3. Роль египетской пирамиды в толкованиях Расселла

Глава 4. Второй президент Джозеф Рутерфорд и его "теократическое" правление

Глава 5. Странный эпизод Рутерфорда с резиденцией Беф-Сарим

Глава 6. Третий президент Натан Кнорр и расширение деятельности по всему миру

Глава 7. Еще один компрометирующий эпизод Сторожевой Башни

Глава 8. Четвертый и пятый президенты Общества Сторожевой Башни

Часть ІІ. СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ БИБЛИИ

Глава 9. Столпы веры свидетелей Иеговы

Глава 10. Первый столп веры Сторожевой Башни

Глава 11. Второй столп веры Сторожевой Башни

Глава 12. Третий столп веры Сторожевой Башни

Глава 13. Четвертый столп веры Сторожевой Башни

Глава 14. Пятый столп веры

Глава 15. Шестой столп веры Сторожевой Башни

Глава 16. Свидетельство бывшего иеговиста

Вступление

Эта книга об известном религиозном культе, называющим себя "свидетели Иеговы". В наши дни редко встретишь тех, кто бы не слышал об этом движении. Его последователи называют себя христианами и весьма активны в распространении своего особого учения во всём мире. Главный центр свидетелей Иеговы находится в районе Бруклин, г. Нью-Йорк, США. В отличие от известных христианских конфессий, слово церковь они не признают правильным и по отношению к себе не употребляют. Своё движение они называют организацией Иеговы, а помещения, где проводят регулярные собрания, - залами царства. Официальное зарегистрированное название этой организации - "Библейское и Трактатное Общество Сторожевой Башни Нью-Йорка" (Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc.).


Свидетели Иеговы не признают ни одну христианскую конфессию достоверной, будь то традиционно-исторические или протестантские. В их понятии, все церкви, кроме организации свидетелей Иеговы, - это Вавилон, а их вероучения - заблуждение. По этой причине Общество Сторожевой Башни всегда рассматривало и рассматривает служителей христианских церквей, как лжеучителей и основных противников Бога.

На свидетелей Иеговы невозможно не обратить внимания по причине их активной деятельности, уникальной системы учения и количественного роста последователей. В наше время они успешно работают на всех континентах мира. Необыкновенным успехом "свидетели" пользуются в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза. Согласно статистическим данным Сторожевой Башни, которые считаются достоверными среди исследователей религиозных движений, на 1 января 2001 года в мире насчитывалось около 5 миллионов 800 тысяч членов этой организации. Что касается России и Украины, стран с самым большим числом населения в СНГ, то на 1 января 2001 в России насчитывалось 109223 члена этой организации, а в Украине - 108184. Однако влияние этого движения распространяется шире, чем говорят данные цифры.

Организация свидетелей Иеговы издаёт два красочных журнала: "Сторожевая башня" и "Пробудитесь". Первый издаётся на 139 языках, а второй на 83. На большинстве языков они издаются два раза в месяц, а на остальных один раз. Средний тираж каждого выпуска "Сторожевой башни" 23 миллионов 42 тысячи, а средний тираж журнала "Пробудитесь" - 20 миллионов 682 тысячи. Это значит, что, удовлетворив собственное желание в чтении и изучении журналов, рядовые члены организации распространяют их даром или за плату тем, кто не принадлежит к организации. Кроме журналов свидетели Иеговы распространяют книги и Библии, изданные Обществом Сторожевой Башни. Раз в году они отмечают праздник, называемый ими Вечерей Воспоминания. Евангельские верующие называют его Вечерей Господней. В 2000 году у "свидетелей Иеговы" на этой Вечере по всему миру присутствовало около 14 миллионов 872 тысячи 86 человек. Из этого числа в России 276617 человек, а на Украине 251953 человека.


Это, конечно, немалое количество людей, но намного меньше количества людей в протестантских и евангельских конфессиях. Например, в начале 2001 года только в баптистских церквах по всему миру насчитывалось 43 миллиона 54 тысячи членов. Если прибавить к этому числу детей и некрещеных родственников, то влияние баптистов в мире распространяется приблизительно на 100 миллионов человек. А если принять во внимание количество членов евангельских конфессий, которые не называют себя баптистами, то влияние евангельского христианства выглядит намного шире, чем влияние Сторожевой Башни. Однако это не значит, что 5 миллионов 800 тысяч "свидетелей Иеговы", влияющих в общей сложности на 15 миллионов человек, является чем-то маловажным. Это немалое количество людей. Притом следует иметь в виду, что количество свидетелей Иеговы с каждым годом устойчиво растёт.

Отвергая достоверность учения евангельских, а также традиционных церквей, Общество Сторожевой Башни и её последователи представляют собой серьёзный вызов для христиан нашего времени. По этой причине тема нашей книги - крайне важная.

О "свидетелях Иеговы" написано немало брошюр, трактатов и книг с точки зрения достоверного евангельского учения. Все они изданы с той целью, чтобы предупредить как евангельских верующих, так и стремящихся познать Господа, чтобы они не подпали под влияние Общества Сторожевой Башни. Особенно изобилует в этом отношении литература на английском языке. Ряд книг было написано на английском языке бывшими иеговистами, которые обратились к Христу после пребывания в Обществе Сторожевой Башни на протяжении многих лет. Испытав духовное возрождение, они оставили культ и теперь служат живым свидетельством Божьей истины.

На основе истории данного движения, сравнительного изучения его доктрин и чтения книг его бывших последователей, автор желает помочь понять недостоверность учения Общества Сторожевой Башни как евангельским верующим, так и самим иеговистам, которые согласятся прочитать его труд. Иначе говоря, цель книги заключается в том, чтобы предоставить доказательства, что "свидетели Иеговы" - это не истинные свидетели Бога.


В нашей книге, кроме вступления и заключения есть две части, которые соответствуют её названию. В первой части мы рассматриваем организацию свидетелей Иеговы и что происходило в её истории от времени основания Общества Сторожевой Башни до наших дней. Естественно, мы не пишем историю во всех деталях. Для нас достаточно показать её главные моменты, чтобы было видно, действительно ли эта организация глашатай Божьей истины, как она претендует, или нет.

Во второй части мы рассматриваем их основные доктрины и сравниваем с тем, чему учит Библия. Во второй части мы также даём сведения из истории Церкви в первых четырёх веках. Во-первых, потому что сами вожди Сторожевой Башни на неё ссылаются в оправдание своего учения.

А, во-вторых, для того чтобы дать читателю понять, что их ссылки недостоверны. Это особенно касается учения о Божестве Христа и о Святой Троице.

В данной книге содержится много цитат из журналов и книг Общества Сторожевой Башни, а также из книг бывших иеговистов. Это было сделано с целью, чтобы читатель не просто полагался на сведения, которые даёт автор, но сам непосредственно видел, что писали и публиковали вожди свидетелей Иеговы в связи с их изменчивыми толкованиями Библии и противоречивыми аспектами учения.

Естественно, что у каждого автора и исследователя той или другой темы есть свой подход к тому, как её изложить в книге, и на какие аспекты обратить больше внимания. У другого автора будет свой подход и свой метод изложения, основанный на его исследованиях предмета. Поэтому автор данного труда не претендует на то, что его книга содержит все ответы относительно истории и доктрин организации свидетелей Иеговы. Однако он надеется, что те ответы, которые даны, помогут читателям понять это движение и использовать материал для помощи как своим братьям и сестрам во Христе, которых учение культа беспокоит, так и самим членам культа, если они будут готовы познакомиться с нашими данными.

В заключение этого вступления, которое будем надеяться, что читатели не посчитают ненужным прочитать, автор дает следующие краткие пояснения:


а) Все ссылки из Ветхого и Нового Заветов даны из Синодального издания Библии.

б) В тех стихах, где есть выделенные курсивом слова, это значит, что они таковы в Синодальном издании, а те слова, которые выделены жирным шрифтом, были выделены автором, для того чтобы показать важность именно этих слов в стихах в связи с обсуждаемым аспектом учения Сторожевой Башни.

в) Кроме цитат на русском языке, которых мало, остальные цитаты приводятся из английских книг и журналов. Эти цитаты переведены на русский язык автором. Переводы с одного языка на другой не всегда можно сделать без пояснительных добавлений переводчика. Притом, не всегда оригинал написан грамотными людьми. Поэтому автор включил пояснительные слова, которые он дал в скобках, чтобы было понятно, какие слова пояснительные.

Эта книга имеет апологетический характер. Она написана с целью защиты и утверждения евангельского учения о Боге, человеке и его спасении, которое основано на достоверном понимании Благой вести Христа в Слове Божьем.

Автор предлагает эту книгу с молитвой, что она поможет многим истинно верующим совершать служение, "подвизаясь единодушно за веру Евангельскую" (Фил. 1:27), а также неверующим, которые согласятся прочесть её, чтобы не впасть в заблуждение, а обратиться ко Христу, Который есть "истинный Бог и жизнь вечная", и обрести жизнь вечную теперь (1 Иоан. 5:13) для своей души.

Часть I.

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ В СВЕТЕ ИСТОРИИ

Глава 1.

Адвентистская основа в происхождении

Эсхатологические спекуляции в прошлом столетии

В начале происхождения этой организации последователи Сторожевой Башни не назывались свидетелями Иеговы. Они имели название "Международные Исследователи Библии". В книге "Культы и мировые религии", автор данного труда называет свидетелей Иеговы культом эсхатологическим и антитринитарным (т.е. относящимся к последним событиям в мире и несогласным с учением о Божественной Святой Троице). Действительно, ярко выраженная характерная особенность Сторожевой Башни - это её взаимосвязь как в происхождении, так и во всей истории, с произвольными и умозрительными толкованиями Библейских пророчеств о Втором Пришествии Христа и Царстве Божьем.


Историю Общества Сторожевой Башни нельзя отделить от теорий её основателя и последующих вождей относительно пророческих периодов времени и эсхатологических событий. По этой причине наш обзор истории данной организации по необходимости будет связан с разбором эсхатологических теорий её вождей. Даже если бы при обзоре истории данного культа мы не указывали прямо на недостоверность и противоречивость его теорий, нам всё равно стало бы ясно, что Сторожевая Башня дискредитировала себя тем, что было в её истории и что происходит в настоящее время. Поэтому недаром фактическая и всесторонняя история этого движения замалчивается от сегодняшних последователей организации. Вместо этого им предлагается история с недостаточными данными и уклончивыми объяснениями тех бывших теорий и событий, которые нельзя обойти.
Вильям Миллер и адвентизм первой половины 19-го века

То, что в основе происхождения этой организации лежит возникшее в Америке в начале 19-го века движение адвентизма, - несомненно. Слово адвентизм происходит от английского слова "advent", означающего "при-бытие, приход или пришествие". Среди англоязычних христиан оно употребляется для обозначения грядущего Второго Пришествия Христа. Эта доктрина, как знают верующие, - важная часть учения Нового Завета.

Христос вознёсся на небеса после Своего воскресения, однако Он неоднократно говорил о том, что придёт в этот мир опять в силе и славе небесной (Матф. 24 и 25; Марк 13; Лук. 21). Во время Его вознесения Божии ангелы подтвердили это обещание апостолам (Деян. 1:10-11). Поэтому апостолы проповедовали людям о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа (Иак. 5:8-9; 2 Пет. 3; 2 Феc. 1:7-10; Отк. 22:12, 20).

Однако важно заметить, что в связи со Вторым Пришествием Христа, было неоднократно сказано, что людям не дано знать, когда именно оно будет. Нам даны лишь признаки и предупреждения. Пришествие Спасителя, согласно Новому Завету, будет неожиданным как для верующих, так и для неверующих (Матф. 24:36, 42-44; 1 Феc. 5:1-30). Верующие должны быть всегда готовы к Его Пришествию (Матф. 24:44; 25:13; 1 Феc. 5:4-6).


Христос сказал ученикам, и мы должны принять, что Он имел в виду не только апостолов, но и всех нас: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Матф. 24:36). А после Своего воскресения, перед тем как вознестись на небо, Он еще тверже предупредил: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян 1:7).

Несмотря на это, в истории церкви неоднократно бывали случаи, когда люди в том или ином виде пытались предсказать год и время Второго Пришествия Христа и установления Его видимого Царства. Этим до настоящего времени занимаются многие еретики и, к сожалению, некоторые верующие христиане. Одним из таких верующих был американский проповедник Вильям Миллер, баптист, живший в Америке в первой половине 19-го века. Он сделал попытку предсказать дату Второго Пришествия Христа и потерпел неудачу. Поэтому движение адвентизма - это проявление крайности в толковании Библейского учения о Втором Пришествии Христа, а также нарушение предупреждения Спасителя не заниматься этим.

Этот первоначальный адвентизм не имел ничего общего с соблюдением субботы и требованием соблюдения Ветхозаветного закона, как практикуется сегодня в церкви адвентистов седьмого дня.

Между прочим, ради справедливости следует сказать, что в данном случае нет оснований обвинять евангельских христиан-баптистов в связи с крайним и неоправданным учением Миллера. Как христианская конфессия баптисты никогда не учили и не учат, что на основе Священного Писания можно или нужно устанавливать дату Второго Пришествия Христа.

То, что один из них попробовал это сделать, не говорит о том, что баптисты должны отвечать за него. Если посмотреть внимательно, то среди других конфессий также бывали люди, которые проявляли подобные крайности. В тех случаях, конечно, их крайности не достигли широкой известности, как произошло в случае с Миллером. Однако, никто не говорит, что конфессии, к которым они принадлежали, виновны лишь по причине принадлежности к ним таких людей. Как конфессия баптисты никогда не верили и не считали оправданным такой подход к Священному Писанию, какой был у Миллера.


Основываясь на толковании некоторых пророчеств Дан. 8:13-14, Миллер начал в 1831 году публично заявлять, что Христос придёт опять на землю "приблизительно в 1843 году". Многие поверили Миллеру и начали ревностно распространять его учение. Таким образом, в Америке основалось новое движение, получившее название адвентизма.

Вначале Миллер и его последователи думали, что Христос придёт в течении двенадцати месяцев, начиная с 21 марта 1843 года. Когда этого не произошло, они получили первый шок разочарования. В результате этого друзья Миллера пересмотрели вопрос и решили, что в подсчёте была сделана небольшая ошибка. Они её "исправили" и сказали, что Пришествие Христа состоится в 1844 году, и конечной датой назначили 22 октября 1844 года. Однако и эта дата оказалась недостоверной. Таким образом, Миллер и его друзья оказались в затруднительном положении. Сам Миллер признал ошибку и оставил движение. Многие из его последователей сделали то же самое. День 22 октября 1844 года известен в Америке, как "день большого разочарования".

Новые объяснения неудавшейся даты и происхождение церкви адвентистов седьмого дня

Однако не все адвентисты поступили так, как Миллер. Некоторые из них занялись новым пересмотром подсчётов Миллера и решили, что пророчество Даниила в отношении 1844 года в основном правильно. Только, по их мнению, произошла ошибка в следующем. Миллер учил, что в 1843 или 1844 году Христос видимым образом придёт во второй раз в наш земной мир, тогда как пророчество Дан. 8:13-14 нужно понимать, как Его невидимый для людей вход 22 октября 1844 года во Святое Святых на небесах, чтобы начать особое служение. Организатором этого толкования был последователь Миллера, Хирам Эдсон, якобы видевший 23 октября 1844 года Христа, вошедшего на небе во Святое Святых и начавшего особое служение. Хирам Эдсон и его друг О. Кросиер, принявший видение Эдсона как достоверное, учили, что Христос был отражением служения Ветхозаветных священников. Со времени Своего вознесения Он совершал служение священника, предлагавшего прощение людям, но 22 октября 1844 года Христос вошёл во Святое Святых, где Его служением стало "уничтожение" грехов умерших верующих. Эта попытка через истолкование примирить "большое разочарование" с Библией получила дальнейшее развитие и, наконец, стала доктриной "следовательского суда". С течением времени, духовным лидером этой группы адвентистов стала Елена Уайт, которую они приняли за пророчицу, потому что она убедила их в достоверности своих особых "небесных видений". По её словам, она связала идеи Эдсона и Кросиера о входе Христа во Святое Святых в 1844 году для нового особого служения со своими видениями небесной скинии и скрижалей Божьего Ветхозаветного закона, в которых особенно подчёркивалась важность четвёртой заповеди закона, т.е. соблюдение субботы, седьмого дня от сотворения мира, согласно первой главы книги Бытие.


В 1863 году в результате деятельности Елены Уайт, спустя девятнадцать лет после "дня разочарования", образовалась церковь адвентистов седьмого дня. Доктрина о "следовательском суде", как говорит сама г-жа Уайт, заключается в том, что в течение 18 столетий после вознесения Христа Его служение: совершалось в первом отделении (небесного, Н.П.) святилища. Кровь Христа ходатайствовала за кающегося грешника, примиряя его с Отцом, однако эти грехи по-прежнему оставались отмеченными в небесных книгах… Как в древности грехи народа верой возлагались на жертву за грех и посредством её крови переносились образно в земное служение, так и в Новом Завете наши грехи верой возлагаются на Христа и переносятся в небесное святилище. И, как в прообразном служении совершалось очищение земного святилища посредством удаления грехов, так и действительное очищение небесного святилища должно произойти посредством удаления, или уничтожения грехов, внесённых туда. Но, прежде этого должны быть исследовательские книги, чтобы решить, кто через прощение грехов и веру в Христа может получить право на спасение. Поэтому очищение святилища включает и работу следственного суда. Эта работа должна быть завершена до того времени, как явится Христос, чтобы искупить Свой народ, ибо когда Он придёт, Он принесёт с Собой возмездие, "чтобы каждому воздать по делам его" (Откр. 22:12).

Теория "следовательского суда" основана на преувеличенном сообразовании Ветхозаветного священства со служением Христа и умаляет совершенство и законченность голгофской жертвы Христа Спасителя для нашего спасения (Евр. 9:28; 10:12-14). Согласно этой теории, простив нам грехи, Христос вначале вносит их в небесное святилище, а лишь после уничтожит их там. А, что касается спасения, то оно зависит от расследования жизни верующего человека после его смерти. Такое предположение не соответствует ясному учению Нового Завета о спасении. Христос уже искупил нас, и Ему не нужно расследовать наши грехи, если Он их уже простил. Как бы то ни было, нашлось достаточно адвентистов, которые приняли достоверность видений Эдсона и Уайт и в результате этого стали называться адвентистами седьмого дня.

Вторые адвентисты и их теории

Другие адвентисты отвергли теорию о невидимом небесном вхождении Христа во Святое Святых 22 октября 1844 года. Они просто решили, что если даты 1843 и 1844 годов оказались ошибочными, это не значит, что нельзя в дальнейшем определить год, когда Христос всё же придёт видимым образом на землю во второй раз. Эти адвентисты продолжали поиски верной даты Второго Пришествия и получили название вторых адвентистов.

Некоторые из них учили, что 6000 лет истории мира от сотворения земли закончатся в 1873 году, а раз так, то в 1874 году Христос придёт видимым образом и установит на земле Своё Царство. Знакомство основоположника Общества Сторожевой Башни со вторыми адвентистами - причина происхождения организации, члены которой называются в наше время свидетелями Иеговы.




следующая страница >>