prosdo.ru 1 2 ... 18 19
Дрессировка лошадей в цирке.


Авторы: М.Анисимов; С.Кузинин; Г.Рогалев.

Москва «Искусство» 1979.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

НЕМНОГО О ЛОШАДИ часть1

(Содержит общие сведения о лошади, экстерьре, выборе лошади.

Коротко о высшей нервной деятельности, движение лошади на

разных аллюрах и т.п.)

СОДЕРЖАНИЕ ЛОШАДИ часть 2 (осмотр лошади, чистка

лошади, уход за копытами, туалет лошади (как придать лошади

нарядный вид), кормление и водопой , конское снаряжения для

работы с лошадью и т.п.)

ОСНОВНАЯ ВЫЕЗДКА ВЕРХОВОЙ ЛОШАДИ часть 3

(приучение молодой лошади, правила выездки, работа с помощью

лонжи,отработка правильных движений, работа с помощью арнира

(развязки),работа в руках,основы посадки всадника и управление

лошадью,ощущение реакции лошади на посыл, средства и приемы

управления, прямое сгибание под всадником, особые держание

поводьев, работа шагом, работа лошади рысью, работа на

сокращенной и прибавленной рыси, работа на галопе. остановка

и стойки на местк, переходы из одного аллюра в другой, повороты

на передних ногах, повороту кругом на задних ногах, отработка

боковых движений, обучение лошади перемене очередности выноса

ног ( в воздухе), и т.п. )

ВЫСШАЯ ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ часть 4 (испанский

шаг, испанская рысь, пиаффе, пассаж, боковые движения, пируэты,

серпантин, балансе, движения на галопе, галоп назад, галоп на трех

ногах, переходы, венская школа, работа на пилярах, школьные

прыжки, курбет, круппада, каприоль, езда в дамском седле, тандем

и т.п.)

ДРЕССИРОВКА ЛОШАДЕЙ "НА СВОБОДЕ" часть 5

(основная работа с шамбарьером, игра, команды, начальная


дрессеровка, вольт, пируэт, реверанс, поклоны, шпагат, укладывание

лошади, лошадь в положение сидя на крупе, "свеча" по команде, ,

"математика","веер", "футбол", \"пирамида\", \"скульптура\", работа с

группой и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть I НЕМНОГО О ЛОШАДИ

 

Как водителю машины необходимо знать ее устройство, так и наездник, дрессировщик, артист, работающий в конном жанре, должен ознакомиться хотя бы кратко со строением тела лошади, не­которыми ее биологическими особенностями, имеющими практиче­ское значение при верховой езде и дрессировке, ее возможностями выполнять ту или другую работу в цирке.

Персонал, работающий с лошадьми, обязан знать основные правила по уходу и кормлению лошадей. Полезны для них также и элемен­тарные сведения о породах лошадей, экстерьере и характере дви­жений.

 

Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛОШАДИ И ВЫБОР ЕЕ ДЛЯ ЦИРКА

 

ТИП И ПОРОДНОСТЬ

 

По своему назначению лошади подразделяются на две группы: быстрых аллюров (верховые и рысистые) и шаговые (ра­бочие). Для высшей школы верховой езды, дрессировки на свободе и джигитовки в основном используют лошадей быстрых аллюров. Лошади шаговые (тяжеловозы) с объемистым корпусом и широкой спиной обычно применяются для выступлений под жокеями: для гро­теска (панно), конных акробатов и жонглеров. Следует сказать, что из этого правила могут быть исключения; например, крупные, име­ющие широкие спины рысаки вполне подойдут под панно для кон­ных акробатов и жокеев.

Кроме арабских и чистокровных скаковых, разводимых во многих странах, всемирно известны верховые породы, выведенные в России: ахалтекинская, донская, кабардинская, карабаирская и др.

За годы Советской власти созданы высокоценные породы лошадей: буденновская, терская, кустанайская, новокиргизская и украинская породная группа.


 

1 — челка,2 — темя, 3 — лоб, 4 — надглазная ямка, 5 — ноздри, 6 — подбородок, 7 —цепочная ямка, 8 — щека, 9 — затылок, 10 — шея, 11 — холка, 12 — спина,13—поясница, 14—круп, 15 — область подпруги, 16 — бок, 17 — пах, 18— брюхо,19 — плечо-лопатка, 20 — локоть, 21 — предплечье, 22 — запястье, 23 —пясть, 24 — путовый сустав, 25 — «бабка», 26 — венчик и копыто, 27 — бедро,28 — колено, 29 — голень, 30 — скакательный сустав, 31 — плюсна, 32 —грива, 33 — хвост.

 

 Из лошадей верховых пород, разводимых за рубежом, широко изве­стны: англо-арабская, тракененская, голштинская, ганноверская, цветная американская и другие. Порода лошадей и ее происхождение определяются племенным свидетельством. При отсутствии доку­ментов породность и кровность лошади в какой-то мере можно опре­делить по наружному виду (экстерьеру).

 



Рис.1.

 

 

ЭКСТЕРЬЕР

 

Основное достоинство цирковой лошади — это гармония пропорций и красота форм в сочетании с эффектными движениями. Кроме того, обязательно надо учитывать восприимчивость ее к дрессировке. Не надо забывать, что зритель должен увидеть на ма­неже не обычных рабочих лошадей, а лошадей особенных, парадных. Под экстерьером принято понимать строение наружных частей тела, пропорциональность сложения в целом. Общепринятые обозначения (названия) статей тела даны на схеме (рис. 1).

Гармония пропорций и красота форм лошади обычно соответствует ее рабочим качествам. Однако это соответствие не является обязательным, поэтому, выбирая лошадь, надо руководствоваться не толь­ко экстерьером, но и данными о ее способности выполнять ту или другую работу, в том числе и восприимчивость к дрессировке. Лег­кость движений или, наоборот, их скованность можно увидеть при осмотре лошади, заставляя ее двигаться тремя основными аллюрами: шагом, рысью и галопом.


По экстерьеру лошадь, предназначаемая для высшей школы верхо­вой езды, должна быть пропорционально сложенной при росте не ниже 160 см, иметь небольшую сухую голову с достаточно длинным затылком, неузкую пристановку, широкий ганаш, гибкую и длин­ную шею, хорошо выраженную холку (удобную для размещения седла), средней длины поясницу и спину, длинную, отлого постав­ленную лопатку.

Большое значение в экстерьере верховой лошади имеют: хорошо развитое, мускулистое бедро, длинная голень, объемистое подплечье и крепкие копыта. Легкие, свободные красивые движения и способ­ность выдерживать длительную тренировочную работу под весом всадника являются также необходимыми качествами верховой ло­шади. Даже малейшие дефекты зрения нежелательны. При выборе лошади для работы под всадником в каждом отдельном случае следует учитывать рост и особенности фигуры артиста или артистки. Так, например, высокий наездник пропорционально вы­глядит на крупной лошади, невысокий всадник — на лошади средне­го роста. Артист, имеющий длинные ноги, будет испытывать неудоб­ство на лошади, хотя и высокой, но имеющей неразвитую грудную клетку (мелкой в подпруге). Действуя шенкелем, ему придется от­водить свои ноги назад, а это искажает посадку. Надо иметь в виду, что небольшие лошади вообще «не смотрятся» в цирке с мест для зрителей, расположенных выше уровня манежа. Лошади для номеров «дрессировка на свободе» должны иметь доста­точно правильные формы, причем длинная шея и небольшая выра­зительная голова очень желательны.

 

МАСТИ

 

Цирк должен поражать зрителя своей неожиданностью и эксцентричностью. Необычен должен быть и внешний вид лоша­дей, в основном определяемый их мастью, длинными и пышными хвостами и гривами. Тусклые, невыразительные масти будут сли­ваться с грунтом манежа, фоном зрительного зала. Поэтому для цирка предпочтительнее лошади соловые, светло-серые, серые в яб­локах, вороные, белые (альбиносы), золотисто-гнедые, рыжие, буланые. Желательно иметь в конюшне лошадей нескольких мастей, например по четыре — серых, вороных, чубарых и пегих. Это даст несколько вариантов работы, например двенадцать (4+4+4), вось­мерка (4+4; 2+2+2+2), шестерка (3+3; 2+2+2), четверка (1+1+1+1; 2+2). Следует сказать, что гнедые и рыжие лошади луч­ше выглядят одни, без смешивания с другими мастями. Для сольных номеров на свободе целесообразны лошади редких мастей (чубарые, пегие, игреневые, соловые и буланые).


Под мастью (рубашкой) мы подразумеваем цвет ее волос. Масть — главный отличительный признак лошади. Наиболее часто встречаются следующие масти:

Гнедая — различных оттенков коричневая окраска волос туловища и головы. Конечности ниже запястья и скакательного сустава, а также хвост и грива — черные. Для цирка желательны золотисто-гнедые лошади.

Вороная — черная окраска волос всей лошади.

Рыжая (различных оттенков) — одинаковая желтая окраска волос туловища и ног, грива и хвост обычно несколько светлей. Для цир­ка очень эффектны золотисто-рыжие лошади. Шерсть их лоснится и под электрическим светом играет блестящим золотистым отливом.

Серая — цвет волос туловища серый или белый. У лошадей в моло­дом возрасте могут быть различные оттенки. В старшем возрасте лошади бывают серые в яблоках, светло-серые, серые в гречке. Бе­лой лошадью можно назвать ту, которая имеет непигментированную кожу (альбиносы). Серая масть имеет на манеже эффектный вид, особенно если лошадь в яблоках или с серебряным отливом.

Бурая — окраска волос от грязно-рыжей до каштановой. Хвост и грива часто темнее туловища, с некоторым количеством черных во­лос.

Караковая — черная окраска волос туловища, головы и конечностей с подпалинами на морде и пахах. Лошади этой масти выглядят на манеже монументальнее. Их силуэты четко выделяются среди окру­жающей обстановки, что можно подчеркнуть светлой сбруей. Как мы уже отмечали, для цирковой дрессировки имеет смысл ис­пользовать лошадей редких, бросающихся в глаза мастей, а именно:

Соловая — волосы корпуса и конечностей желтые, челка, грива и хвост — серебристо-белые.

Буланая — характеризуется светло-желто-красноватым цветом волос корпуса и головы. Грива, хвост и ноги ниже запястий и скакатель­ных суставов — черные. Вдоль спины — темный ремень.

Пегая — по основной окраске корпуса разбросаны крупные пятна-мазки волос.

Чубарая — по белому корпусу разбросаны мелкие темные черные, коричневые, рыжие пятна или же по темному корпусу белые пятна.


 

ОТМЕТИНЫ И ПРИМЕТЫ

 

У лошадей часто встречаются отметины, то есть различ­ной величины и формы белые, редко черные или желтого цвета пят­на на голове и ногах.

Во лбу можно встретить седину, звездочку, звезду, белую продоль­ную полоску (проточину); между ноздрями — седину, белизну, жел­тое пятно. На ногах отметины могут захватывать области от венчика до половины предплечья или голени.

Приметами считаются все остальные опознавательные признаки у ло­шадей: тавро (клеймо, датирующее рождение лошади и номер кон­ного завода), отсутствие или дефект глазного яблока, шрамы, рубцы. Между мастью и биологическими свойствами лошади существует определенная связь. В частности, еще древнеримские авторы счита­ли лошадей темных мастей более выносливыми и стойкими к вред­ным воздействиям внешней среды.

 

РАЗВИТИЕ И ВОЗРАСТ ЛОШАДИ

 

Рост и развитие лошади продолжается до 5—6 лет, жи­вет лошадь обычно 20—25 лет (известны лошади, прожившие более 50 лет). Самый благоприятный возраст для цирковой лошади—от 4 до 15 лет, хотя нам известны случаи работы лошадей в цирке до 20—25-летнего возраста.

Возраст лошади достоверно можно определить по племенному сви­детельству или паспорту, при отсутствии этих документов год рож­дения лошади определяют по тавру. У нетавренных лошадей при­близительное представление об их возрасте опытный специалист может получить по внешнему виду. Однако более точно возраст лошади можно установить по систематическим изменениям ее зубов. Наблюдения показали, что смена молочных зубов на постоянные и их стирание (со стороны жевательной поверхности) в подавляющем большинстве происходит с определенной закономерностью.

 

ПОЛ ЛОШАДИ

 

На работоспособность лошади немаловажное влияние оказывает ее пол. Жеребцы энергичны и требуют много сил, опыта и умения от всадника и дрессировщика, кроме того, они обычно аг­рессивно настроены по отношению к другим лошадям. Половой рефлекс у жеребцов часто оказывает мощное тормозящее действие на все другие раздражители. Однако дрессированные жеребцы вы­глядят на манеже более эффектно, чем вялые мерины. По традиции русские дрессировщики предпочитают для «свободы» жеребцов, в то время как зарубежные артисты в основном работают с меринами (кастратами).


 

Глава 2. КОРОТКО О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

На протяжении многих веков лошадь была повседневным спутни­ком человека. Она привлекала внимание своей силой, резвостью, благородной гармоничностью своего тела, темпераментным харак­тером, ни с чем не сравнимой эластичностью движений. Лошадь воспевалась в древних былинах, сказаниях, сказках. Ей посвящали свои произведения величайшие поэты, писатели и художники.

Об уме лошади передается масса легенд. Однако, хотя многим пока­жется странным, несмотря на все симпатии к лошади, ее следует признать животным менее сообразительным по сравнению с дру­гими.

На основе материалистического учения академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности животных можно утверждать, что предметы окружающего мира лошадь воспринимает своими хорошо развитыми органами чувств (анализаторами) как внешние раздра­жители. Чтобы при дрессировке лошади правильно использовать ее анализаторы — слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой (пи­щевой), кожный, двигательный,—необходимо прежде всего знать, какой восприимчивостью обладают органы чувств лошади.

Слух лошади. Шум, разговоры, ржание создают колебания воздуха. Эти колебания воспринимаются ушами лошади как звуки. Чем тонь­ше звук, тем короче амплитуда колебаний. Эти колебания улавли­вает барабанная перепонка уха лошади. У лошади, которая жила в степях, из органов чувств наибольшее развитие получил слух (наря­ду с обонянием). Окружающий мир был для нее в первую очередь миром звуков (и запахов), предупреждавших лошадь о грозящих ей опасностях. Человек не улавливает тех звуков высокого тона, тех малейших шорохов, которые слышит лошадь на большом расстоя­нии, настораживая свои подвижные уши. Не случайно во времена глубокой древности боевые кони ночью выполняли функции дозор­ных. Очень хорошо дифференцирует лошадь голоса отдельных лиц: дрессировщика, всадника, конюха. Голоса лиц, обращавшихся с лошадью жестоко, даже спустя много лет приводят ее в возбужде­ние. Известен случай, когда лошадь, услыхав голос врача, делавше­го ей несколько лет тому назад болезненную операцию, от страха начала дрожать всем телом. Очень хорошо лошадь различает инто­нации голоса и, не понимая слов, воспринимает повышение или по­нижение тона. Например, резкий окрик производит совсем другое впечатление по сравнению с ласковым успокаивающим тоном. Тональность голоса оказывает очень большое воздействие на ло­шадь. В некоторых случаях успокоить взволнованную испуганную чем-нибудь лошадь может только голос, к которому она привыкла. Исследованиями советских физиологов установлено, что способность различать тональность у лошади довольно высока. Некоторые лоша­ди отличают 1025 колебаний от 1000 колебаний. Они дифференци­руют также звуки одинаковой высоты, но различные по тембру. Ло­шади различают ритм 100 ударов метронома от 80 ударов.


Зрение лошади. Глаз лошади имеет очень сложное строение. Его ра­бота непрерывно регулируется нервной системой. Лошадь обладает исключительной остротой зрения. Она видит во всех направлениях, в отличие от человека, у которого поле зрения не более 200°. На близком расстоянии она замечает малейшие движения, улавли­вает сдвиги, не доступные глазу человека. Особенно хорошо лошадь видит предметы, находящиеся на земле. Лошади различают крас­ный, желтый, синий, фиолетовый, зеленый, белый и черный цвета.

Рис. 2

 

Как показали специальные опыты советских ученых, лошадь способна хорошо отличать и формы предметов; круг, квадрат, треугольник. Однако она различает их гораздо лучше, если эти предметы имеют объемную форму.

Так же хорошо лошади различают яркость света. При исследовании методом условных рефлексов лошадь отличала яркость в 6000 апостильбов (единица яркости, получаемая при освещении одной международной свечой совершенно белой поверхности, удаленной от нее на 1 метр) от яркости в 6300 (опыты профессора Н. Ф. Попова). Лошадь обладает способностью видеть ночью. В совершенно темную ночь она прекрасно видит дорогу, все препятствия на ней и может благополучно доставить всадника, перепрыгивая через канавы с во­дой, спускаясь с круч, переправляясь через реку по мостику и т. д. Эта способность лошади была давно подмечена человеком и высоко им ценилась. Благодаря боковому расположению глаз лошади пред­меты, находящиеся впереди нее, попадают в поле зрения обоих глаз на расстоянии примерно не ближе четырех метров (схождение глазных осей). Чтобы видеть предметы, расположенные ближе, лошадь должна поворачиваться к ним то одним, то другим глазом. Знание этой особенности зрения лошади имеет большое практическое значе­ние (рис. 2).

У лошадей, как и у людей, встречаются близорукость и дальнозор­кость, причем близоруких лошадей больше, чем дальнозорких. Это об­стоятельство является одной из причин «пугливости» лошадей (даль­нозоркая лошадь плохо различает предметы, расположенные вблизи, и шарахается от них).


Особенно следует остановиться на повышенном внимании лошади к движению человека, движению его рук, к предметам, которые он держит. Эта особенность зрительного восприятия лошади очень ценна при дрессировке. На ней построен ряд сигналов, подаваемых дрессиров­щиком, работающим «на свободе».

Обоняние. Обоняние у лошадей очень развито. Как свидетельствует профессор В. А. Витт, «в открытой местности в степи лошадь на рас­стоянии многих сотен метров дифференцирует запахи, которые че­ловек чувствует лишь на расстоянии несколько метров... Напав на след волка, она настораживается, храпит. В безводных пустынях, где истомленные жаждой люди и лошади еле в состоянии двигаться, лошади за много километров чуют траву и воду, когда человек ничего не видит и не чувствует».

Лошадь хорошо знает ухаживающего за ней конюха, дрессировщика первую очередь по запаху и голосу, затем уже по его виду, одеж­де, манерам и обращению.

Преимущественно по запаху лошадь различает других лошадей, на­ходит в конюшне свое стойло, узнает свою сбрую. С помощью обо­няния лошади определяют малейшие примеси к воде и корму, раз­личают запах аммиака, гвоздичного и розового масла. Лошадь явля­ется замечательным «ботаником-систематиком». По наблюдениям Линнея, 262 вида трав она ест, а 212 видов не ест. Здесь нельзя все сводить к инстинктам, к безусловным наследственным рефлексам. Наблюдения за поведением лошадей на горных пастбищах Северно­го Кавказа, проводимые в течение многих лет кафедрой коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязе­ва, свидетельствуют, что отравления в результате поедания ядовитых растений бывают нередко, но почти исключительно только у молод­няка. Взрослые лошади не едят ядовитых растений. Значит, они учатся их распознавать, вырабатывая условные рефлексы на запахи (а может быть, на запах и вкус) съедобных и ядовитых растений. Из вышесказанного следует, что обонятельный анализатор не мо­жет быть оставлен без внимания при дрессировке.


Кожный анализатор (осязание). Наблюдая за лошадью, не трудно убедиться в высокой чувствительности кожи лошади. Стоит только мухе сесть на нее, как по коже пробегает волна дрожи и начинает двигаться хвост, стараясь отогнать насекомое. Уже одним этим до­казывается, насколько тонко осязание у лошади. Некоторые же ме­ста кожи, как, например, губы, ноздри, задняя часть брюха, особен­но чувствительны. Опытами установлено, что лошадь может разли­чать раздражители, действующие на ее теле в пределах трех сантиметров друг от друга. Лошадь тоньше, чем собака, реагирует на изменения температуры, различая колебания до 1°. Легкость выработки у лошадей условных двигательных рефлексов при помощи раздражения кожи широко используют для выездки ло­шади и управления ею (действие шенкелей на бока лошади, поводь­ев на кожу шеи и т. д.), а также в других случаях дрессировки. Не надо только забывать, что лошадь способна воспринимать некоторые осязательные ощущения как приятные, доставляющие ей удо­вольствие. В процессе дрессировки такое движение, как оглаживание, может стать одним из средств поощрения. «Лошадь будет ждать этого поощрения, стремиться не менее, чем к вкусовой награде»,— писал В. О. Витт в одной из своих работ.

Пищевой анализатор. При дрессировке лошадей он играет главную роль. Давая лошади сахар или морковку каждый раз после того, как она выполнила требование, дрессировщик закрепляет, отрабатывает ее безукоризненное четкое ответное действие или, наоборот, тормо­жение на определенный сигнал. Лошадь — большая лакомка. По­знакомившись со вкусом сахара или сладкой морковки, она никогда не откажется от такой формы «награды» независимо от того, голод­на она или нет. В этом существенное отличие лошади от многих других животных, которые, будучи сытыми, не поддаются дрессиров­ке путем вкусопоощрительного метода.

 

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

 

Центральная нервная система играет огромную роль в жизни лошади. Благодаря нервной системе весь ее организм рабо­тает согласованно. Нервная система влияет на деятельность различ­ных органов, регулирует процессы, происходящие в организме. Кро­ме того, она осуществляет связь организма с окружающей средой. От нервных клеток, находящихся в головном и спинном мозге, отхо­дят нервы, которые соединяются в пучки, имеющие вид шнуров раз­личной толщины. Они проходят через отверстия в черепе между позвонками и, постепенно разветвляясь, проникают во все органы и ткани, идут к коже, мышцам, сухожилиям, глазам, ушам. По нер­вам возбуждение передается только в одном направлении: по одним нервам — от различных органов к мозгу, а по другим, наоборот, только от мозга к тем или иным органам. По чувствительным нервам в мозг поступают сигналы о том, что происходит в организме и в ок­ружающей среде. По двигательным нервам от мозга передается воз­буждение различным участкам тела и регулируется их работа. Возбуждение по двигательным нервам распространяется со скоро­стью около 100 м в секунду, а по чувствительным (от кожи) со ско­ростью около 50 м в секунду, причем скорость проведения возбуж­дения с возрастом лошади повышается.


Внешние раздражения воздействуют на центральную нервную си­стему, которая отвечает на них той или иной реакцией. Под раздражением принято понимать всякое воздействие на орга­низм, вызывающее какое-либо ответное действие лошади. Эти ответ­ные действия на то или другое раздражение, осуществляемое цент­ральной нервной системой, называют рефлексами. Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловные рефлексы, или инстинкты, существуют со дня рождения лошади (например, сокращение кожи или удар ногой при раздражении ее острым предме­том, вызывающим боль). Условные же рефлексы образуются на базе безусловных при определенных условиях и непосредственном участии в их образовании коры больших полушарий головного мозга.

Условный рефлекс может быть выработан только если внешний раз­дражитель совпадает по времени с безусловным рефлексом или не­сколько предшествует ему. Например, дрессировщик ведет лошадь на лонже вдоль барьера, находясь несколько сзади от нее, но в пре­делах поля ее зрения. Пройдя несколько шагов, дрессировщик оста­навливается (внешний зрительный раздражитель), одновременно с этим он останавливает лошадь натягиванием лонжи (безусловный рефлекс). Через несколько сочетаний этих раздражителей лошадь будет реагировать остановкой только на прекращение движения дрес­сировщика.

Другой пример: лошадь двигается шагом; для перевода ее в рысь необходимо подать голосом команду «Рысью!» (внешний звуковой раздражитель), одновременно слегка тушировать шамбарьером (без­условный раздражитель). Через несколько сочетаний этих раздражи­телей лошадь будет переходить в рысь только по одной команде го­лосом. Почти все вырабатываемые у лошади во время дрессировки условные рефлексы связаны с двигательными реакциями. Такие условные рефлексы и называются двигательными условными реф­лексами. Лошади быстро их вырабатывают и прочно сохраняют. Ранее выработанный условный рефлекс можно вызвать не только привычным, но и другим условным раздражителем. Например, при осаживании лошади (движение назад) всадник, как известно, дей­ствует поводом и шенкелем. Чем меньше действие поводом, тем плавнее происходит сначала остановка, а затем и осаживание. По­этому более целесообразно выработать у лошади осаживание в ос­новном только от уклона тела всадника. В данном случае этот уклон должен предшествовать действию повода, то есть первичного услов­ного раздражителя. После нескольких сочетаний этих раздражите­лей лошадь, не ожидая действия повода, будет осаживать от незна­чительного уклона тела всадника, то есть от раздражителя второго порядка.


Наряду с процессами возбуждения происходят и процессы торможе­ния. Процесс торможения объясняется возникновением в централь­ной нервной системе многих очагов возбуждения от одновременного поступления импульсов в различные ее участки. Так, резкая боль от грубого воздействия повода тормозит стремление лошади выполнить требование всадника двигаться вперед (например, для прыжка че­рез препятствие).

При выработке условных рефлексов у лошади необходимо иметь в виду, что первое время, когда рефлексы недостаточно закреплены, они легко могут быть заторможены посторонними раздражителями. Поэтому при первоначальной работе необходимо создать для лоша­ди обстановку, исключающую воздействие посторонних возбудителей (присутствие других лошадей, шум и т. д.). Особую обстановку покоя необходимо создавать только при начальной выработке реф­лексов. В дальнейшем лошадь надо приучать работать в любых усло­виях, не обращая внимания на окружающую обстановку. Регулирование деятельности живого организма, в том числе и дви­жения, происходит путем чередования процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения и торможения происходят у разных лошадей различно.

И. П. Павлов по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов установил четыре основных типа высшей нервной дея­тельности: живой, безудержный, спокойный и слабый.

Живой тип. Отличается большой силой как возбудительного, так и тормозного процессов, их уравновешенностью и подвижностью — способностью быстро менять возбуждение на торможение и обратно.

Безудержный тип. Тоже сильный тип высшей нервной деятельности», но отличающийся от живого неуравновешенностью нервных процес­сов: возбуждение преобладает над торможением.

Спокойный тип. Относится к сильному типу нервной системы. Оба процесса хорошо уравновешены, однако подвижность их очень слаба: возбуждение и торможение сменяются медленно.

Слабый тип. Отличается слабостью как возбудительного так и тор­мозного процессов, низкой работоспособностью нервных клеток и быстрой их утомляемостью.


Такое разделение лошадей по типам высшей нервной деятельности имеет практическое значение. Внешнее поведение лошади, различ­ная способность к дрессировке, характер усвоения корма всецело и непосредственно зависят от типа высшей нервной деятельности. Целенаправленное формирование новых черт характера лошади, вы­бор метода дрессировки, а также рациональное использование ее в. номере неразрывно связано с типологическими особенностями нерв­ной деятельности лошадей. Наиболее желательны лошади живого типа. Они быстро воспринимают дрессировку и приспосабливаются к цирковой работе. Представители спокойного типа вследствие сла­бой подвижности возбуждения и торможения требуют больше вре­мени для дрессировки. В некоторых случаях найти свое применение в том или другом виде конного жанра могут и лошади других типов высшей нервной деятельности. Например, лошадью-футболистом с успехом может быть представитель безудержного типа. По нашим наблюдениям, лошади безудержного типа встречаются редко, чаще приходится сталкиваться с лошадьми, у которых процессы возбуж­дения лишь в некоторой степени преобладают над тормозными. Обычно это чистокровные лошади, на которых ипподромные испы­тания наложили отпечаток излишней горячности. Как правило, та­кие лошади требуют особого подхода и только в руках квалифици­рованного дрессировщика могут хорошо работать.

 

 

 

 

 

 



следующая страница >>