prosdo.ru 1
Билет23


  1. Основные принципы компетенции ЕС

Принцип передачи компетенции, будучи одним из принципов разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами, определяет, во-первых, что государства-члены добровольно передали часть своей компетенции Европейскому Союзу; во-вторых, именно переданная государствами-членами компетенция составляет компетенцию ЕС

Получивший закрепление в Маастрихтском договоре принцип субсидиарности является принципом разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами. Применяемый за пределами исключительной компетенции ЕС, он призван осуществлять разграничение компетенции между национальным и наднациональным уровнями в рамках совместной (смешанной) компетенции. Тем самым принцип субсидиарности способствует тонкой настройке механизма разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами: с одной стороны, ограничивая институты ЕС от чрезмерного вмешательства на национальный уровень, с другой стороны.Принцип пропорциональности оказывает влияние на разграничение компетенции между ЕС и государствами-членами путем определения степени вмешательства со стороны ЕС в регулирование того или иного общественного отношения Его роль заключается в ограничении от непропорционального вмешательства публичных образований с целью урегулирования тех или иных общественных отношений для достижения задач такого регулирования.

2. Европол (англ. Europol) — полицейская служба Европейского союза, расположенная в Гааге. Основными задачами службы являются координация работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами. Среди основных направлений работы Европола можно выделить борьбу с терроризмом, нелегальной торговлей оружием, наркоторговлей, детской порнографией и отмыванием денег.На данный момент Европол координирует работу полицейских служб всех 27 стран-членов Европейского союза.В Европоле на данный момент числятся порядка 630 сотрудников. Основной целью является повышение эффективности работы национальных служб и их сотрудничества в предотвращении и борьбе с терроризмом, нелегальным оборотом наркотиков и другими проявлениями международной организованной преступности. Многие правозащитники и юристы, специализирующиеся на защите частной информации, критикуют Европол за ведение банка данных подозреваемых и банка рабочих данных для целей анализа, поскольку это противоречит принципу «презумпции невиновности».


Принцип передачи компетенции, будучи одним из принципов разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами, определяет, во-первых, что государства-члены добровольно передали часть своей компетенции Европейскому Союзу; во-вторых, именно переданная государствами-членами компетенция составляет компетенцию ЕС

Получивший закрепление в Маастрихтском договоре принцип субсидиарности является принципом разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами. Применяемый за пределами исключительной компетенции ЕС, он призван осуществлять разграничение компетенции между национальным и наднациональным уровнями в рамках совместной (смешанной) компетенции. Тем самым принцип субсидиарности способствует тонкой настройке механизма разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами: с одной стороны, ограничивая институты ЕС от чрезмерного вмешательства на национальный уровень, с другой стороны

Принцип пропорциональности оказывает влияние на разграничение компетенции между ЕС и государствами-членами путем определения степени вмешательства со стороны ЕС в регулирование того или иного общественного отношения См.: Барышников М.Ю. Генезис принципа лояльного сотрудничества в Европейском праве // История государства и права. - 2007. - № 1. - С. 24.. Его роль заключается в ограничении от непропорционального вмешательства публичных образований с целью урегулирования тех или иных общественных отношений для достижения задач такого регулирования.

Постепенному расширению исключительной компетенции Европейского сообщества способствовало: во-первых, расширительное толкование Судом ЕС правовых оснований; во-вторых, создание Судом ЕС концепции внешнего сопровождения или параллелизма, в соответствии с которой передача ЕС компетенции по принятию правовых актов в той или иной сфере означает также передачу в этой сфере компетенции в области внешних сношений; в-третьих, компетенция по сближению законодательств в соответствии со статьями 94 и 95 Договора об учреждении Европейского сообщества; в-четвертых, компетенция по принятию мер для достижения целей Сообщества в рамках функционирования Общего рынка в соответствии со статьей 308 Договора об учреждении Европейского сообщества.

2) Создание Европейского полицейского ведомства (Европол) было предусмотрено в Договоре о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 г. 3 января 1994г. в Гааге Европол начал осуществлять свою деятельность в ограниченном виде, как "Подразделение Европола по борьбе с незаконным оборотом наркотиков" (Europol Drug Unit). Текст учредительной Конвенции был утвержден актом Совета Европейского Союза 26 июля 1995г. и в тот же день подписан представителями государств-членов. В 1998 году все страны-члены Евросоюза ратифицировали Конвенцию на основании статьи К.3 Договора о Европейском Союзе о создании Европейского полицейского ведомства (далее именуемой "Конвенция о Европоле")[1], она вступила в силу 1 октября 1998г., однако полноценная работа службы началась только с 1 июля 1999 года. Постепенно компетенция Европола расширялась. Так, 1 января 2002г. компетенция Европола была распространена на те формы преступлений международного характера, которые были перечислены в приложении к Конвенции о Европоле. По Конвенции о Европоле, которая все еще действует (до 1 января 2010), правовой статус Европейского полицейского ведомства вызывает ряд вопросов. Европол не является институтом Евросоюза, это подразделение организационного механизма[2], действующее в рамках лишь одной из его опор – третьей (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере). Соответственно, по мнению А.Р. Ходжиева, правовой статус Европола целиком регулируется нормами третьего компонента в системе права Европейского Союза – права сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО)[3].

Некоторые ученые и исследователи в своих публикациях называют Европол "организацией" или "международной организацией", с чем, по мнению К.С. Родионова, нельзя согласиться[4]. Вместе с тем в официальной версии русскоязычного текста Соглашения о сотрудничестве, заключенного Российской Федерацией с Европолом в 2003г., последний был назван именно "Европейской полицейской организацией".


3. Итак, 6 апреля 2009 г. было принято Решение Совета "О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)"[5]. В соответствии с п. 2 ст. 1 Решения Европол является правопреемником ведомства Европол, учрежденного Конвенцией о Европоле. Согласно статье 64 Решения он приступает к функционированию с 1 января 2010 г. или несколько позже (в случае, если к упомянутой дате Советом Европейского Союза еще не будет утвержден специальный регламент о привилегиях и иммунитетах персонала "нового" Европола).

Согласно п. 3 данного Решения Европол наделяется статусом образования Союза, финансируемого из общего бюджета Европейского Союза, поскольку в таком случае будут применяться общие правила и процедуры. Подчинение Европола общим правилам и процедурам, подлежащим применению к сходным образованиям Союза, повлечет за собой административное упрощение, которое позволит этой организации уделять больше своих ресурсов своим основным задачам.

В соответствии с п. 7 Решения Совета функционирование Европола может быть еще более упрощено и усовершенствовано благодаря мерам, направленным на расширение его возможностей оказывать помощь и поддержку органам государств-членов по борьбе с преступностью, но без наделения персонала Европола полномочиями осуществлять принудительные мероприятия. Ежегодно Европол подготавливает отчеты о проведенных операциях. 1 января 2010г. "Европол" превратится в специализированное агентство ЕС, финансируемое из общего бюджета ЕС (сегодня его бюджет формируется из вкладов государств-членов ЕС), в связи с чем изменится правовой статус организации. В рамках новой правовой процедуры изменения могут приниматься значительно быстрее в ответ на вызовы преступности, т.к. решения теперь могут быть приняты большинством в две трети государств-участников. Это позволит Европолу стать полноценным агентством ЕС и осуществлять свои задачи и функции более эффективно. В каждом государстве-члене Европейского Союза Европол располагает наиболее широкой правоспособностью, которую национальное законодательство данного государства-члена предоставляет юридическим лицам. Европол может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество и выступать стороной в суде.

Компетенция Европола охватывает организованную преступность, терроризм и другие тяжкие формы преступности, затрагивающие два или большее число государств-членов таким образом, что ввиду масштабов, тяжести и последствий соответствующих преступлений возникает настоятельная необходимость в совместных действиях государств-членов См.: Каюмова А.Р. Механизмы осуществления уголовной юрисдикции государствами ЕС в рамках формирования пространства свободы, безопасности и правосудия // Международное публичное и частное право. - № 4. - 2007. - С. 47.. Компетенция Европола также охватывает связанные преступления. Связанными признаются:

преступления, совершенные с целью приобрести средства совершения деяний, находящихся в сфере компетенции Европола;

преступления, совершенные с целью облегчить или довести до конца совершение деяний, находящихся в сфере компетенции Европола;

преступления, совершенные с целью обеспечить безнаказанность деяний, находящихся в сфере компетенции Европола См.: Ильин Ю.Д. Лекции по истории и праву Европейского Союза. - М.: Спарк, 2009. - С. 59..

Европол осуществляет следующие основные функции:

сбор, хранение, обработка, анализ информации и сведений, и обмен информацией и сведениями;

безотлагательное сообщение компетентным органам государств-членов посредством и незамедлительное информирование их о связях, констатированных между преступлениями;

содействие расследованиям в государствах-членах, особенно, путем передачи национальным отделам всей уместной информации по этому поводу;

обращение к компетентным органам соответствующих государств-членов с запросами о возбуждении, проведении и координации расследований и выдвижение предложений об учреждении совместных следственных бригад по определенным делам;

предоставление государствам-членам сведений и помощи в анализе, когда проходят крупные международные мероприятия;


подготовка оценок угрозы, стратегических анализов и общих докладов, относящиеся к его цели, в том числе оценок угрозы, порождаемой организованной преступностью.

Европол также осуществляет следующие иные функции:

развитие экспертных познаний в отношении применяемых компетентными органами государств-членов процедур расследования и дача советов по проведению расследований;

предоставление стратегических сведений в целях создания благоприятных условий и содействия эффективному и рациональному использованию ресурсов, имеющихся на национальном уровне и на уровне Европейского Союза для оперативной деятельности, и оказание поддержки этой деятельности.