prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 5 6 7 8 9 10
Глава 2. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛАХ ПО АВТОРСКИМ СПОРАМ

Объекты авторского права находят широкое применение практически во всех областях жизни общества. Это естественно определяет богатый по характеру субъектный состав авторских споров. Теоретически, любое лицо, использующее произведение каким-либо образом, может стать участником авторского спора, поэтому можно дать лишь примерный перечень физических и юридических лиц, которые на практике нередко становятся участниками авторских споров: авторы (соавторы) различных произведений, их наследники, исполнители, организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, организации и индивидуальные предприниматели, использующие произведения, - издательства, типографии, кинокомпании и киностудии, продюсерские центры, концертные организации, театры, цирки, музеи, филармонии, научные, образовательные учреждения и организации, организации эфирного и кабельного вещания, архитектурного строительства, художественные, скульптурные, производственные мастерские, клубы, кинотеатры, рестораны, дискотеки, киноконцертные и выставочные залы, дома отдыха и культуры, производственные и торговые предприятия, другие организации, органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица.

Все гражданские споры можно классифицировать по характеру обязательства, являющегося предметом спора <*>. В соответствии с п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ. Таким образом, авторские споры могут возникнуть вследствие нарушения авторских прав (обязательство из причинения вреда), неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств в области авторского права, а также обязательств, вытекающих из иных оснований, указанных в ГК РФ, в частности, связанных с неосновательным обогащением за счет субъекта авторского права.

--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право" (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2004.

<*> Основным критерием деления обязательств в науке гражданского права является основание их возникновения (Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 2. Полутом 1. М., 2003. С. 18).
Основными договорами в области авторского права являются авторские договоры, включая договор о создании аудиовизуального произведения <*>, трудовые договоры и иные соглашения автора с работодателем, содержащие условия о порядке использования служебного произведения, договоры и соглашения в сфере коллективного управления имущественными правами, соглашения между соавторами, договоры купли-продажи произведений изобразительного искусства. Споры между участниками таких договоров и соглашений по поводу нарушения их условий рассматриваются судебными органами в соответствии с их компетенцией.

--------------------------------

<*> Закон выделяет три вида авторских договоров: авторские договоры о передаче исключительных и неисключительных прав и авторский договор заказа. Авторский договор - это договор между правообладателем и его правопреемником-пользователем. К числу авторских относятся и договоры автора с переработчиком, составителем. В качестве правообладателя в авторском договоре выступает обладатель исключительных прав. Обладатель неисключительных прав может выступать в качестве правообладателя в договоре о передаче неисключительных прав, если такое право было предоставлено ему правообладателем. Правообладателем в авторском договоре заказа и договоре о создании аудиовизуального произведения может быть только автор (соавторы). В качестве пользователя может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Если предметом договора является коммерческое использование произведения, в качестве пользователя не может выступать физическое лицо, не зарегистрированное в качестве предпринимателя. В противном случае такой договор является ничтожной сделкой, не соответствующей положениям ст. 23 ГК РФ.

Большинство авторских споров возникает вследствие нарушения авторских прав. В соответствии с Законом авторскими правами являются: 1) личные неимущественные права автора; 2) исключительные и неисключительные имущественные права.


Требовать защиты личных неимущественных прав могут только сами авторы. После смерти авторов требования в защиту личных неимущественных прав авторов вправе предъявлять их наследники, лица, на которых авторами возложена охрана права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти, и специально уполномоченный орган Российской Федерации (ст. ст. 27 и 29 Закона). В процессе по требованиям в защиту прав авторов указанные лица должны выступать в качестве лица, обращающегося в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (ст. 46 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что предусмотренный ст. ст. 27 и 29 Закона специально уполномоченный орган по защите личных неимущественных прав авторов после их смерти по-прежнему не определен законодателем. Справедливо суждение Э.П. Гаврилова, что "в этих условиях по логике защиту рассматриваемых личных авторских прав должны осуществлять соответствующие министерства и ведомства (Министерство культуры, Комитет по печати, Роскомкино и др.)" <*>.

--------------------------------

<*> Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 1996. С. 127.
Владельцы неисключительных прав не вправе предъявлять к нарушителям требования, связанные с неправомерным использованием произведения. Хотя прямо и не предусмотренное Законом, это правило вытекает из самой природы неисключительных прав <*>.

--------------------------------

<*> Согласно п. 3 ст. 30 Закона авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Иных прав обладателю неисключительных прав Законом не предоставлено.

Право предъявлять такие требования предоставлено Законом обладателям исключительных прав (п. 2 ст. 30, ст. 49). В качестве обладателя исключительных авторских прав могут выступать автор произведения и его правопреемники. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий (п. 2 ст. 11 Закона).


Нередко произведения создаются несовершеннолетними авторами, в том числе в возрасте до 14 лет, а иногда и недееспособными гражданами. Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних авторов, не достигших возраста 14 лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 5 ст. 37 ГПК РФ). Права, свободы и законные интересы авторов, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их попечители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих авторов, ограниченных в дееспособности (ч. 3 ст. 37 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 37 ГПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Согласно п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора произведения. Поскольку полноценное осуществление прав автора невозможно без права их самостоятельной защиты, данное положение ГК РФ следует рассматривать, в частности, как предоставляющее несовершеннолетним авторам в возрасте от 14 до 18 лет право лично защищать в суде свои права и законные интересы автора произведения. Полагаем, это относится и к спорам об ответственности авторов за нарушение условий авторско-правовых договоров, а также авторских прав третьих лиц.

Таким образом, применительно к авторским спорам ч. 4 ст. 37 ГПК РФ следует рассматривать как отсылку к п. 2 ст. 26 ГК РФ <*>.

--------------------------------

<*> Часть 3 ст. 32 ранее действовавшего ГПК РСФСР 1964 г. не включала авторские дела в перечень категорий дел, по которым в случаях, предусмотренных законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имели право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Таким образом, данная процессуальная норма, имеющая специальное значение, находилась в противоречии с положением п. 2 ст. 26 принятого в более позднее время Гражданского кодекса РФ 1995 г. Такое несоответствие серьезно ущемляло права несовершеннолетних авторов в возрасте от 14 до 18 лет. Однако с принятием ГПК РФ 2002 г. это противоречие следует считать разрешенным.

Суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних.

Согласно Закону правопреемниками автора могут быть наследники автора, работодатель автора - в отношении служебного произведения, правопреемники автора по договору о передаче исключительных прав, включая договор о создании аудиовизуального произведения, покупатель произведения изобразительного искусства - физические и юридические лица.

Поскольку правопреемники автора в соответствии с Законом становятся полноценными обладателями исключительных прав, защиту этих прав в суде они осуществляют в качестве истцов и в соответствии со ст. 49 Закона могут использовать любые меры защиты этих прав, какие принадлежат самому автору произведения.

Правопреемники автора по договору о передаче исключительных прав осуществляют свои права в пределах срока и полномочий, предоставленных автором. Они вправе требовать защиты предоставленного им исключительного права, но только в отношении тех нарушений, которые имели место в период, когда это право принадлежало им. Иными словами, независимо от того, кто является владельцем исключительного права в момент обнаружения факта его нарушения, надлежащим истцом должно считаться то лицо, которое владело этим правом в момент совершения противоправных действий.

В некоторых случаях в момент предъявления иска невозможно определить, когда имело место нарушение переданного по договору права и продолжается ли оно сейчас. Исковое заявление в таких случаях должно быть подано владельцем нарушенного исключительного права в момент обнаружения нарушения. В процессе же разбирательства суд должен определить, кто является надлежащим истцом.

Часть 2 п. 2 ст. 30 Закона предоставляет автору право запрещать использование произведения другим лицам, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Закон не дает каких-либо разъяснений по применению данного положения, в связи с чем практическая его реализация в настоящее время оказывается весьма затруднительной. По нашему мнению, применительно к судебной форме защиты исключительного права, положение ч. 2 п. 2 ст. 30 Закона необходимо понимать в том смысле, что автор может самостоятельно обратиться в суд с требованием о запрете третьему лицу использовать его произведение, если на момент предъявления иска необходимые меры защиты нарушенного права пользователем не приняты. Суд не вправе требовать от автора доказательств соблюдения им какого-либо досудебного порядка, необходимого для предъявления иска "о запрете" на основании ч. 2 п. 2 ст. 30 Закона.


Понятие "право запрещать" должно пониматься в широком смысле: как право требовать восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению, а также признания недействительным договора между нарушителями об использовании произведения. В противном случае интересы автора по пресечению и предотвращению незаконных действий нарушителя могут быть не реализованы в полной мере.

Процессуальное положение автора, выступающего в защиту исключительного права, переданного им по договору, имеет существенную особенность. Предметом спора автора с нарушителем в данном случае является исключительное право другого лица - пользователя, однако автор защищает при этом свои собственные права и интересы и поэтому выступает в процессе в качестве истца.

Правообладатель вправе вступить в процесс по иску автора "о запрете" в качестве соистца или третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку автор и пользователь в данном случае имеют общее право "запрета" по отношению к нарушителю. Соответственно суд обязан извещать правообладателя о предъявлении автором иска на основании ч. 2 п. 2 ст. 30 Закона, о времени и месте судебного разбирательства.

Закон предусматривает весьма необычный порядок защиты прав автора, выступающего под псевдонимом или анонимно. Согласно п. 3 ст. 9 Закона при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначены на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

По мнению Э.П. Гаврилова, издатель в данном случае выступает в качестве законного представителя автора (п. 1 ст. 182 ГК РФ) <*>. Полагаем, следует согласиться с этой позицией. В соответствии с законом издатель обеспечивает не только защиту, но и осуществление прав анонимного автора (п. 3 ст. 9 Закона). Следовательно, полномочия издателя не могут быть сведены к полномочиям организации, обращающейся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (ст. 46 ГПК РФ). Такие полномочия издателя не могут быть названы и доверительным управлением, поскольку инициатива совершения издателем всех соответствующих действий принадлежит самому автору. Издатель же просто обеспечивает их реализацию, выступая вместо автора, как его представитель. Кроме того, издателем осуществляются и защищаются также личные неимущественные права автора, которые вообще не могут быть объектом доверительного управления (п. 1 ст. 1013 ГК). Таким образом, речь в данном случае идет об особом виде законного представительства, не связанном с пороками дееспособности представляемого. Особенность такой формы законного представительства заключается в том, что полномочия законного представителя фактически зависят от усмотрения самого представляемого (автора).


--------------------------------

<*> Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 1996. С. 54.
Положением издателя как законного представителя автора определяется и порядок предъявления им иска в интересах автора, в частности, его подведомственность суду общей юрисдикции.

В качестве соистцов в авторских спорах выступают, как правило, физические лица, которым принадлежит общее авторское право на произведение: соавторы, наследники автора, авторы оригинального и производного произведений <*>. Юридические же лица как правопреемники исключительных прав по договору (авторскому, трудовому) по общему правилу становятся единственными правообладателями.

--------------------------------

<*> Несмотря на отдельную регламентацию прав авторов производных произведений, правовые взаимоотношения авторов оригинального и производного произведений фактически аналогичны отношениям между соавторами, поэтому особенности производства с участием соавторов относимы и к случаям участия в процессе авторов оригинального и производного произведений.

В литературе высказывались различные мнения по поводу характера имущественных требований соавторов к нарушителю исключительных прав или условий авторского договора. В.Л. Чертков, например, отмечал солидарный характер таких требований соавторов <*>. Надо сказать, что такая позиция соответствует букве действующего закона. Согласно п. 2 ст. 322 ГК РФ обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, - солидарные, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное. Кредиторы в данном случае - соавторы. Поскольку деятельность по использованию произведений является предпринимательской, обязанность нарушителя по возмещению убытков (выплате вознаграждения) соавторам соответственно связана с предпринимательской деятельностью.



<< предыдущая страница   следующая страница >>