prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 21 22

Ответы к ГОСАМ

Логика

1 (1) Логические формы мысли и законы логики.

2 (2) Основные системы классической логики (логика высказываний и предикатов, силлогистика)

3 (3) Классическая и неклассическая логики. Основные типы неклассических логик.

4 (4) Определения и их роль в познании. Виды определений.
Онтология и теория познания

5 (1)Проблема предмета философии и ее функций. Соотношение философии с другими формами духовной жизни.

6 (2) Бытие как философская проблема.

7 (3) Пространство, время и движение, их философское осмысление.

8 (4) Причинность и детерминизм. Проблема свободы. Необходимость и свобода.

9 (5) Сущность, явление, закон.

10(6) Человек как предмет философии. Проблема индивидуальности и проблема интерсубъективности.

11(7) Сознание как философская проблема.

12(8) Проблема ценности. Ценность и оценка.

13(9) Субъект и объект в структуре познавательного отношения. Концепции познания как отражение, как конструирования и как символического представления действительности.

14(10) Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание.

15(11) Проблема социальной обусловленности познания. Познание и идеология. Знание и власть

16(12) Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

17(13) Проблема истины. Философские концепции истины.

18(14) Категория знания: знание, мнение и вера. Знание и информация.

19(15) Познание и язык. Познание и понимание.
Философия и методология науки

20(1) Наука как феномен культуры. Проблема культурно-исторических типов науки

21(2) Проблема научной реальности. Природа научной теории.

22(3) Основные проблемы методологии естественных наук.

23(4) Основные проблемы методологии гуманитарных наук.

24(5) Философия как логика науки. От логики науки к истории науки.

25(6) Социология науки. Социальный статус науки.
Социальная философия

26(1) Соц. философия, ее предмет и функции.

27(2) Соц. философия и здравый смысл.

28(3) Проблема специфики общественных законов.

29(4) Социальное бытие как деятельность людей.

30(5) Соц. время и соц. пространство.

31(6) Проблема типов социальности.

32(7) Проблема культуры в социальной философии.

33(8) Понятие социальности. Право, экономика, политика, этничность как аспекты социальности.

34(9) Социальная природа познания.

35(10) Социальное и гуманитарное: противопоставления и связи.

36(11) Общественное сознание, его уровни и формы.

37(12) Проблема отчуждения.

История зарубежной философии

38(1) Возникновение ф-ии в Древней Греции и ее особенности в начальный период (6-5 вв. до н.э.)

39(2) Древнегреческий материализм (Демокрит и Эпикур).

40(3) Формирование идеализма в древнегреческой философии. Объективный идеализм Платона.

41(4) Философская система Аристотеля.

42(5) Схоластика как тип философствования ( Фома Аквинский ).

43(6) Ренессансная философия человека и природы ( Н. Кузанский и Дж. Бруно ).

44(7) Методология и онтология английского сенсуализма и эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк)

45(8) Методология и онтология рационалистов 18 вв.( Декарт, Спиноза, Лейбниц)

46(9) Теоретическая и практическая философия И. Канта.

47(10) Объективный идеализм Гегеля.

48(11) Антропология Фейербаха и его отношение к религии и атеизму.

49(12) Философская концепция марксизма (Маркс и Энгельс).
История отечественной философии

50(1) Философия эпохи Просвещения в России.

51(2) Западничество и славянофильство.

52(3) Философия А.И. Герцена.

53(4) Антропологический материализм.


54(5) Философские взгляды Ф. Достоевского и Л. Толстого.

55(6) Философия Всеединства ( В. Соловьев, Е. Трубецкой, П. Флоренский).

56(7) «Вехи»: история, содержание.

57(8) Русский экзистенциализм.

58(9) Российские версии философии марксизма.
Религиоведение

59(1) Сущность религии.

60(2) Понятие Бога. Доказательство бытия Бога.

61(3) Церковь и государство.

62(4) Дух, душа и тело: основные религиозные доктрины.

63(5) Вера и знание в науке и религии.
Этика

64(1) Этика- практическая философия, гуманистическая наука об искусстве жить.

65(2) Природа морали: происхождение, сущность и специфика, основные функции.

66(3) Мораль и нравственность: единство и различие.

67(4) Аксиологические категории этики.
Эстетика

68(1) Эстетическое как философская проблема.

69(2) Эстетическое сознание: специфика и структура.

70(3) Основные эстетические ценности: предметные основания и способы освоения.

71(4) Проблема сущности искусства (в истории и современности).

72(5) Художественный образ: структура и функции.

73(6) Искусство и философия, мораль, религия: своеобразие и взаимосвязи.
Философия культуры

74(1) Единство мировоззренческих оснований и системы ценностей античной культуры.

75(2) Картина мира и система ценностей средневековой западно-европейской культуры.

76(3) Эволюция, система ценностей и этапы развития европейской культуры Нового Времени.

77(4) Мировоззренческие и художественные парадигмы культуры 20 века.

78(5) Сущность культуры как философская проблема.

1(1) Логические формы мысли и законы логики.

Логическая форма это способ связи частей мыслимого содержания. В соответствии с основным принципом логики, правильность рассуждения зависит только от его формы и не зависит от содержания. Само название «формальная логика» подчеркивает, что логика интересуется только формой рассуждения. Логическая форма представляется посредством логических констант и переменных. Логические константы: не имеют самостоятельного содержания, но с их помощью из одних содержательных выражений могут быть получены новые содержательные выражения.


К логическим константам относятся в частности: скобки; логические союзы (конъюнкция - логич.эквивалент союза «И», дизъюнкция -экв.союза «ИЛИ»); кванторы (логич. эквиваленты слов «все», «каждый»); знаки для обозначения операторов (например модальных).

Логические переменные отсылают к какой-то области объектов.

Основные логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие определяется по 2-м основным функциям: 1) обобщение предмета познания; 2) функция выделения предмета познания в рамках бо­лее широкого класса предметов.

Понятие не связано с определенным чувственным образом, оно более абстрактно. Понятие стремится познать (раскрыть) общее и сущест­венное.

Суждение - одна из важнейших форм рационального познания. В суждении мы производим связывание или разделение понятий. Мы утвер­ждаем наличие того или иного отношения между понятиями.

Кант выделил 2 формы суждения: 1) аналитические суждения; 2) синтетические суждения.

Логическая структура суждения: 8 Р (8 - субъект суждения - предмет нашей мысли; Р - предикат сужд - некоторые св-ва или . )

Квантор (существования либо общности)

Аналитич. суждения - т.е предикат который можно извлечь из содержания субъекта.

Синтеич. суждения - предикат не извлекается из субъекта.

Умозаключение можно рассматривать как правильное рассуждение, в котором мы получаем из одной или нескольких посылок - некоторое заключение.

Умозаключения классифицируются на: 1) дедуктивные -между посылками и заключением создается отношение логического следования, т.е. при истине посылок заключение не может оказаться ложным.; 2) недедуктивные.

Законы логики.

Логический закон - это такая форма высказывания, которая принимает значение «истина» при любой комбинации логических значений, вхо­дящих в нее переменных.

В традиционной формальной логике закон мышления определяется как необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь меж­ду явлениями.


Основными формально-логическими законами обычно считаются:

закон тождества (А есть А) «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.»

закон непротиворечия (неверно, что А и не А) «Два суждения в одном из которых нечто утверждается о предмете мысли, а в другом отрица­ется тоже самое о том же предмете, в то же самое время и в том же самом отношении не могут быть одновременно истинными.»

закон исключенного третьего «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое - ложно, а третьего не дано.»

закон достаточного основания «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной. В качестве аргументов для подтверждения истинной мысли могут быть использованы истинные суждения, цифровой материал, статистические данные, законы науки, аксиомы, теоремы.
2(2) Основные системы классической логики (логика высказываний и предикатов, силлогистика)

Наиболее важная часть современ­ной логики - логика высказываний и предикатов.

Логику высказываний и предикатов (современную классич. логику) создавали - немецкий математик Готтлоб Фреге (1848-1925), англ.философ, логик Бертран Рассел (1872-1970), австрийский философ, логик и математик - Людвиг Витгенштейн (1889-19).

Логика высказываний формализует употребление логических связок «И», «ИЛИ», «ЕСЛИ.., то» и др., служащих для образования сложных высказываний из простых. Логика высказываний занимается анализом истинности значения сложных высказываний на основе истинности значе­ния простых высказываний. Простые высказывания - это атомы, сложные высказывания - это молекулы (по Витгенштейну).

Истинностные таблицы строятся в зависимости от логического значения связок:

конъюнкция говорит об одновременном существовании явлений: А^В (А и В)

дизъюнкция: А В (или А, или В одновременно)

импликация: А—В (если А, то В; А - основание, В - следствие)


эквивалентность: А—В (если и только если...

(А—В)^(В—А)

Формула, которая при любой комбинации логических значений входящих в нее переменных принимает значение - истина, называется логи­ческим законом.

Формула, которая при любой комбинации логических значений входящих в нее переменных принимает значение - ложь, называется логиче­ским противоречием.

Формулы, которые при одних комбинациях логич. значений принимают значение «истина», а при других - значение «ложь», называются ло­гически-нейтральными формулами.

Логика предикатов. Это основной раздел современной математической логики, в котором описываются выводы, учитывающие внутреннюю (субъектно-предикатную) структуру высказываний. Логика предикатов является расширенным вариантом логики высказываний. В логике преди­катов в дополнение к............логики высказываний - вводятся логические операторы.....(для всех) и........(для некоторых или существуют),

называемые квантором общности и существования соответственно. Для вьщеления субъетно-предикатной структуры высказываний вводится бес­конечный перечень индивидных переменных, представляющих различные объекты и бесконечный перечень предикатных переменных, представ­ляющих свойства и отношения объектов. Наряду с этим могут вводиться имена собственные или индивидные константы.

Запись х(Рх) означает «Всякий х обладает свойством Р».

Запись х(Рх) - «Некоторые х обладают свойством Р».

1. Общеутвердительное суждение (А): Все S есть Р - х (Sх Рх)

2. Общеотрицательное сужд. (Е): Все S не есть Р - х (Sх Рх)

3. Частноутвердительное сужд. (I): Некоторые S есть Р - х(Sх^Рх)

4. Частноотрицательное сужд. (О): Некоторые S не есть Р -х(Sх ^ Рх)

Формула называется общезначимой, если она истинная в любой интерпретаций. В логике предикатов, в отличии от логики высказываний нет эффективного процесса, позволяющего для произвольно взятой формулы решить, является она общезначимой или нет.


Силлогистика. «Силлогизм» в переводе с греческого - «вычисление». Ее построил основатель логики - дрневнегреч. философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Это исторически первая дедуктивная теория. «Дедукция» обозначает процесс логич. вывода, т.е. перехода в соответствии с оп-ред. правилами логики от исходных предложений - посылок к их следствиям. Дедукции свойствен необходимый и достоверный характер логиче­ского вывода, т.е. если истинны исходные посылки, то с необходимостью будет истинно заключение. Дедукция (от лат.) - выведение - логич. путь от общего к частному.

Традиционная силлогистика включает:

непосредственные умозаключения с простыми категорическими суждениями: а) превращение - утвердительное суждение становится отри-цат., а отрицат. - утвердительным: S есть Р-----S не есть не Р;

б) обращение осуществляется перестановкой S и предиката (Р): исх. S есть Р----Р есть S

в) противопоставление предикату: исх. S есть Р-----не Р не есть S

г) выводы по логическому квадрату

простой категорический силлогизм (логич. структура)

Все люди смертны - большая посылка / где М - средний термин

Сократ - человек - меньшая посылка /простого катег. силлогизма

Сократ - смертен (посылки и заключение - простые суждения)

энтимему - это сокращенное умозаключение, в котором пропущена одна из посылок или заключений

полисиллогизм - это сложное умозаключение, в котором заключение предшествующего силлогизма становится одной из посылок для сле­дующего.
3(3) Классическая и неклассическая логики. Основные типы неклассических логик.

Логические теории делятся на два класса, образуя системы классической и неклассической логики. Классическая логика как система знаний сформировалась еще в 4 в. до н.э. в трудах выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля. Неклассическая логика возникла в конце 19 — начале 20 века в результате критики и дополнений некоторых основных положений парадигмы классической логики. Среди основных ее представителей можно назвать Г.Фреге, Б.Рассела, Р.Карнапа, Я.Лукасевича, А.Тарского, С.Лесьневского, Н.А.Васильева, К.Гёделя, Г.фон Вригта, С.Крипке, Я.Хинтикку. Классическая логика ориентировалась главным образом на анализ математических рассуждений. С этими связаны многие ее особенности, нередко расценивающиеся теперь как ее недостатки. В процессе развития она оказалась одной из многих логических теорий. Но это не означает, что она представляет теперь только исторический интерес. Классическая логика по-прежнему остается ядром современной логики, сохраняющим как теоретическую, так и практическую значимость. Неклассическая логика включает в себя модальную логику, занимающуюся исследованием различных модальностей (возможности и необходимости, обязательности знания, доказуемости и др.); темпоральную (временную) логику, занимающуюся анализом понятия и структуры времени; интуиционистскую логику, эксплицирующую процесс кумулятивного приобретения и накопления знаний, характерный для математизированных наук; многозначную логику, предполагающую более чем два значения истинности высказываний; релевантную логику, учитывающую связи высказываний по содержанию; паранепротиворечивую логику, допускающую использование противоречивых высказываний; нефрегевскую логику, принимающую во внимание ситуации как значения высказываний; квантовую логику, предполагающую нарушение законов классической логики в микромире; вероятностную логику, связанную с вероятностным характером (индуктивных) умозаключений, и др

4(4) Определения и их роль в познании. Виды определений.

Определение – логическая операция, раскрывающая либо содержание понятия, либо значение термина.
Определения делятся на 2-е группы, в зависимости от того, что определяют:

Реальные – когда определения выражают существенные признаки предметов.

Номинальные – раскрывающие значение термина, которым обозначен предмет мысли.
Виды:

Определение через ближайший род и видовое отличие. 1-ая операция, подводится менее общее под более общее понятие. 2-ая, указывается видообразующий, то есть специфический признак.

Генетическое. Раскрывается не признаки или свойства предметов, а указывается способ возникновения или использования данного предмета.

Указание на отношение к своей противоположности. Правила определения.

Деление должно быть соразмерным, то есть объём определяемого понятия должен быть равен объёму определяемого.

Слишком широкое определение, когда отсутствует специфический, видообразующий признак.

Слишком узкое, когда в качестве видового признака указывается под видовой.

Определение не должно содержать логического круга, определяемое понятие не может определяться через само себя.

Определение понятия должно проводится посредством понятия, которое ранее уже было определено.

Определение должно быть по возможности выражено положительными понятиями, то есть не содержать отрицания.
5(1) Проблема предмета философии и ее функций. Соотношение философии с другими формами духовной жизни.




следующая страница >>