prosdo.ru 1 2 3 4


Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учереждение образования


«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Зав. кафедрой Шаршакова Т.М.
Преподаватель-куратор

производственной практики

Соболева Л.Г.



ОТЧЕТ

О ВРАЧЕБНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

СТУДЕНТКИ 20 ГРУППЫ, V КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

МУССКОЙ ЮЛИИ АНАТОЛЬЕВНЫ



ПРОХОДИВШЕЙ ПРАКТИКУ НА БАЗЕ

ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

В ОТДЕЛЕНИИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ
Отчет проверил:

Зав. отделением




(подпись)

« 20 » ИЮНЯ 2007г.


Руководитель организации

здравоохранения

(подпись)

« 20 » ИЮНЯ 2007г.


Гомель, 2007

Индивидуальное задание № 4


ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЦИОНАРНОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ”

I.Общие сведения о больнице и показателях здоровья населения.

Стационарная медицинская помощь — это высококвалифицированная специализированная медицинская помощь, оказываемая населению в больницах в основном при наиболее тяжелых заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, применения наиболее сложных методов обследования и лечения с использованием новейших медицинских технологий, в ряде случаев – оперативного вмешательства, постоянного врачебного наблюдения и интенсивного ухода. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила систематизировать функции современной больницы на 4 группы:


— Восстановительные (диагностика и лечение заболеваний, реабилитация и неотложная помощь).

— Профилактические, особенно для больниц, объединенных с поликлиникой, мероприятия (лечебно—оздоровительная деятельность, профилактика инфекционных и хронических заболеваний, инвалидность и др.).

— Учебные (подготовка медицинского персонала и их последипломная специализация).

— Научно-исследовательские.

Населению оказываются следующие виды бесплатных услуг по оказанию стационарной помощи: общие виды медицинской помощи (терапевт, хирург, гинеколог), виды специализированной медицинской помощи: психиатрия; фтизиатрия; неврология, кардиология и т.д., узкоспециализированные виды медицинской помощи (торакохирургия, нейрохирургия, гематология, аллергология, сексопатология); сверхузкоспециализированные виды (трансплантология, нейроопухоли), квалифицированное обследование и лечение больных; экспертиза нетрудоспособности, реабилитационные и профилактические мероприятия, неотложная помощь, консультативная помощь и т.д.
Основными принципами медицинского обслуживания населения являются:

1. Доступность медицинской помощи и фармацевтического обеспечения;

2. Профилактическая направленность здравоохранения;

3. Приоритетное медицинское и лекарственное обеспечение детей и матерей;

4. Подконтрольность профессиональной деятельности медицинских работников;

5. Ответственность государственных органов власти, управления и нанимателей за

состояние здоровья граждан;

6. Равные возможности развития предприятий, учреждений и организаций здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;

7. Экономическая заинтересованность физических и юридических лиц в сохранении и укреплении здоровья граждан;

8. Участие общественности и граждан в охране здоровья.

Представление о государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения.


При планировании стационарной помощи общепринятым измерителем является «больничная койка», а измерителем потребности населения в стационарной помощи принято считать число коек на 1000 обслуживаемого населения.
Таблица № 1 «Нормативы стационарной помощи населению».




Специальность Число коек на 1000 населения



Терапия 2.3

Педиатрия 1.21

Хирургия 0.97

Акушерство и гинекология 0.7-0.8

Неврология 0.4

Стоматология 0.4

Дерматовенерология 0.3

Фтизиатрия 2.0

Психиатрия
При определении потребности в больничных койках исходным является фактический объем стационарной помощи, определяемый как процент случаев госпитализации населения или процент отбора на койку из числа обратившихся за медицинской помощью, составляющий 20-25%. По отношению к численности населения показатели госпитализации составляют по терапии – 4.0 – 4.5%, педиатрии – 2.0 – 2.5%, хирургии – 3.3% и т.д.


  • Измеритель «больничная койка» имеет большое значение не только для планирования коечного фонда, но и для его распределения, а также использования. Применяются следующие показатели использования коечного фонда: Среднее полезное число дней работы (занятости) койки в год (Д); Министерством Здравоохранения установлены ориентировочные нормы средней занятости койки городских больниц в пределах 330-340 дней в году, сельских больниц – 310 дней. На этот показатель влияют такие факторы, как простой койки из-за смены больного, санация койки, ремонта больницы, обработки палат. На это уходит около 25-45 дней в году.
  • Средняя длительность пребывания больного в стационаре (Р); этот показатель равен в среднем 17-19 дням и подвержен значительным колебаниям в зависимости от типа больницы, тяжести заболевания и качества лечебного процесса, преемственности в работе поликлиники и стационара.


После определения фактических показателей обслуживания населения больничной помощью и показателей использования коечного фонда их сравнивают с нормативными показателями для оценки потребности и степени удовлетворения населения стационарной помощью с целью планирования развития стационарных учреждений и числа коек в них.

Потребность населения в больничных койках определяется по следующей формуле:

К = А х П х Р , где Д х 100

К - искомая потребность в койках;

П - показатель госпитализации на 100 обратившихся за медицинской помощью (процент отбора больных на койку);

А - уровень заболеваемости (обращаемости) на 1000 населения;

Р - среднее число дней пребывания больного на койке;

Д- среднее число дней работы (занятости) койки в году.

Так определяется потребность в койках разного профиля с учетом дифференцированных показателей обращаемости и отбора на койку по каждой специальности.

Норматив бюджетного финансирования расходов на одного человека: в среднем по Беларуси – 237 690 рублей.

Количество коек – 9 на 1000 нас.

Уровень госпитализации – 217 человек в год на 1000 нас. Количество койко-дней — 2613 в год на 1000 человек

Средний срок лечения больного в стационаре – 12 дней

Оборот койки – 20—35

Количество вызовов СМП – 280 вызовов в год на 1000 человек
Бюджетное финансирование расходов на здравоохранение.

Здравоохранение как отрасль народного хозяйства финансируется из государственного бюджета. Основными финансовыми критериями, характеризующими расходы на медицинскую помощь, являются:

  1. Удельный вес расходов на здравоохранение в расходной части бюджета республики;

  2. Изменение этих расходов в расчете на душу населения;

  3. Рост ассигнований на развитие новых лечебно-профилактических учреждений;
  4. Величина затрат на подготовку медицинских кадров и развитие медицинской науки.


Важное значение в организации бюджетного планирования имеет бюджетная классификация, установленный порядок расположения бюджетных расходов по определенным однородным признакам (разделам, параграфам, статьям).

Бюджет – это выраженная в денежной сумме роспись доходов и расходов на определенный период: год, квартал, месяц и т.д.

Методика расчетов ассигнований при составлении проекта бюджета может быть рассмотрена на примере составления сметы отдельного медицинского учреждения.

Смета – это финансовый план предстоящих расходов на содержание учреждения в течение 1 года, который должен быть обоснован необходимыми расчетами по каждой статье сметы. Смета медицинского учреждения на предстоящий год составляется в августе – сентябре бухгалтерско-экономической службой больницы под руководством главного врача. К составлению сметы привлекаются заместители главного врача и заведующие отделениями. Особое внимание обращается на более полное использование имеющихся в больнице резервов. Смета должна максимально точно отражать действительную потребность больницы в финансировании. Исходными материалами для составления сметы являются показатели плана больницы и установленные Министерством здравоохранения нормативы расходов.

Различают нормативы следующих видов: финансовые (ставки заработной платы штатным работникам, командировочные расходы, расходы на питание и др.) и материальные (нормативы мягкого инвентаря, мебели, хозяйственного оборудования, транспорта и др.).

Финансовые нормативы делятся на обязательные (утверждаемые правительством) и необязательные (расчетные). Обязательные нормативы (ставки заработной платы, нормы расходов на питание и медикаменты и др.) не разрешается занижать или превышать. Необязательные нормативы (нормы расходов на отопление, освещение, стирку белья) могут быть изменены в зависимости от особенностей хозяйства больницы. Они базируются на фактических расходах за ряд истекших лет и согласовываются с финансовыми органами.

В смете больницы различают следующие основные статьи:


  • Статья 10.01.00 «Оплата труда рабочих и служащих».

  • Статья 10.02.00 – «Начисления на оплату труда

  • Статья 10.03.02 – «Медикаменты и перевязочные средства».

В целях бесперебойного обеспечения больных медикаментами и питанием лечебные учреждения финансируются под фактически проведенные койко-дни. Если, например, по плану больница на 100 коек (ассигнования рассчитаны и утверждены на такое же число коек), но в ней постоянно находится на лечении 118 больных, то финансовые органы обязаны финансировать больницу на медикаменты и питание из расчета 118 больных, а не 100, как предусмотрено в смете.

Руководителям учреждений предоставлено право увеличивать или уменьшать (перераспределять) годовые и квартальные бюджетные ассигнования по статьям в пределах общей суммы расходов на год, за исключением ассигнований на заработную плату, начислений на заработную плату и капитальный ремонт.

Территориальная программа государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан.

Глава 1.

Общие положения

1 .Данная программа разработана на основании Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 28 от 27.05.2002 г. «Об утверждении инструкции по разработке и реализации территориальных программ государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан» и приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь №536-А от 14.09.2004 г. «О среднереспубликанских нормативах объемов медицинской помощи, предоставляемой гражданам государственными организациями здравоохранения Республики Беларусь за счет средств бюджета на 2005 год».

2.Данная программа представляет собой документ, определяющий перечень видов и объемов медицинской помощи, а также условия их предоставления гражданам Республики Беларусь за счет средств бюджета в учреждении «Гомельская областная клиническая больница».


3.Основная цель программы - предоставление гарантированного государством объема и качества бесплатной медицинской помощи в пределах выделенных для этого бюджетных средств.

4. Государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения являются минимальными и могут быть увеличены при наличии финансовых возможностей.

5.Контроль за качеством, объемами и соблюдением условий оказания медицинской помощи осуществляется заместителями главного врача по клиническим разделам работы.
Глава 2.

Перечень видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам Республики Беларусь за счет бюджетных средств.

1 .Учреждение «Гомельская областная клиническая больница» предоставляет следующие основные виды медицинской помощи гражданам за счет бюджетных средств: здравоохранения Республики Беларусь №536-А от 14.09.2004 г. «О среднереспубликанских нормативах объемов медицинской помощи, предоставляемой гражданам государственными организациями здравоохранения Республики Беларусь за счет средств бюджета на 2005 год».

2.Данная программа представляет собой документ, определяющий перечень видов и объемов медицинской помощи, а также условия их предоставления гражданам Республики Беларусь за счет средств бюджета в учреждении «Гомельская областная клиническая больница».

3.Основная цель программы - предоставление гарантированного государством объема и качества бесплатной медицинской помощи в пределах выделенных для этого бюджетных средств.

4. Государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения являются минимальными и могут быть увеличены при наличии финансовых возможностей.

5. Контроль за качеством, объемами и соблюдением условий оказания медицинской помощи осуществляется заместителями главного врача по клиническим разделам работы.

5.1 Амбулаторно-поликлиническая помощь, включающая консультации специалистов, дополнительную диагностику, назначение лечения заболеваний при обращении за помощью в областную консультативную поликлинику к врачам-специалистам.


5.2 Стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, состояниях и травмах, требующих круглосуточного медицинского наблюдения; при патологии беременности, родах и прерывании беременности по медицинским и социальным показаниям; при плановой госпитализации с целью проведения лечения, требующего круглосуточного медицинского наблюдения.

5.3 При оказании стационарной медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Нормы и нормативы медикаментозного обеспечения в больнице определяются протоколами обследования и лечения больных, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь

5.4 Объем специализированной медицинской помощи и дорогостоящего обследования устанавливается по медицинским показаниям с учетом протоколов обследования и лечения больных .

5.5 Госпитализация больных в стационар производится в соответствии с показаниями к госпитализации, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Глава 3.

Условия предоставления медицинской помощи гражданам за счет средств бюджета.

В УГОКБ определены следующие условия предоставления медицинской помощи пациентам за счет средств бюджета:

1. В консультативной поликлинике:

1.1. Наличие направления врача к специалисту областной консультативной поликлиники для граждан Республики Беларусь с приложением данных обследования и лечения на предыдущем технологическом уровне в соответствии с Республиканскими протоколами для этого уровня;

1.2. установление в поликлинике объема диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента лечащим врачом;

1.3 осуществление направления на госпитализацию пациентов в соответствии с Республиканскими клиническими показаниями.

2. В стационаре:

2.1. госпитализация в соответствии с клиническими показаниями в профильные отделения; 2.4.предосставление возможности одному из родителей или иному члену семьи, по усмотрению родителей, находиться вместе с больным ребенком, грудным ребенком, а также за ребенком в возрасте до 3-х лет при наличии медицинских показаний для ухода.


2.2. возможность размещения больных в палатах на 4 и более мест;

2.3. обеспечение больных, беременных и родильниц лечебным питанием в соответствии со среднесуточными нормами набора продуктов питания для больных, утвержденными Министерством здравоохранения республики Беларусь;

2.4.предосставление возможности одному из родителей или иному члену семьи, по усмотрению родителей, находиться вместе с больным ребенком, грудным ребенком, а также за ребенком в возрасте до 3-х лет при наличии медицинских показаний для ухода
Глава 4

Объемы медицинской помощи.

Объемы медицинской помощи гражданам в УГОКБ устанавливаются, исходя из утвержденных в установленном порядке государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения для Гомельской области с учетом коечной мощности стационара, наличия профильных специализированных отделений, а также с учетом мощности консультативной поликлиники.

1 .Планируемые объемы бесплатной стационарной медицинской помощи населению в больнице на 2005 год:

1.1 количество пролеченных больных.

1.2 .количество планируемых койко-дней для лечения больных в стационаре.

1.3 средняя длительность пребывания больного на койке.

2. Планируемые объемы бесплатной амбулаторно-поликлинической помощи:

2.1. количество посещений консультативной поликлиники.

3.Распределение финансовых средств в разрезе объемов медицинской помощи.

4.Для обеспечения указанных выше объемов медицинской помощи используются медикаменты в пределах перечня основных лекарственных средств, утвержденного Министерством здравоохранения Республики Беларусь, больничного формулярного списка медикаментов, а также лечебная и диагностическая аппаратура и оборудование для выполнения объема обследования и лечения в соответствии с утвержденными

республиканскими протоколами обследования и лечения.
Глава 5

Обязанности и ответственность за выполнение территориальной программы .


1. Администрация больницы и руководители структурных подразделений обязаны выполнять настоящую программу.

2 Главный врач и другие ответственные должностные лица больницы несут персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством за невыполнение плановых объемов медицинской помощи, предоставляемой населению за счет средств бюджета, и нецелевое использование выделенных бюджетных средств на их обеспечение.

Структура и функции городской больницы

(Гомельская областная клиническая больница)
Число коек — 1150.

В состав больницы входят:

I. Администрация:

главный врач: Касим Анатолий Иванович;

зам. гл. врача по медико-социальной экспертизе и реабилитации: Гранская Жанетта Константиновна;

зам. гл. врача по оргметодработе: Коляда Инна Николаевна;

зам. гл. врача по поликлинической работе: Филипчук Дмитрий Григорьевич;

зам. главного врача по экономическим вопросам: Лин Раиса Леонидовна;

зам. гл. врача по хирургии: Литвин Андрей Антонович;

зам. гл. врача по медчасти для спецработы: Розанский Валерий Иванович;

зам. гл. врача по технике: Краснобаев Сергей Васильевич;

зам. гл. врача по мед. части: Шукайлов Александр Федорович;

зам. гл. врача по акушерству и гинекологии: Мальцева Светлана Евгеньевна;

главный бухгалтер: Андрейчик Ирина Антоновна;

главная медсестра: Пырх Алла Васильевна.
I I . Стационар:

Включает в себя:

а) Профилированные лечебные отделения:


  1. приемное отделение,

  2. отделение гастроэнтерологии,

  3. терапевтическое отделение;

  4. отделение травматологии,

  5. отделение нейрохирургии,

  6. отделение анестезиологии и реанимации,

  7. лапароскопическое отделение,

  8. урологическое отделение,
  9. лор-отделение,


  10. 1-ое хирургическое отделение

  11. 2-ое хирургическое отделение,

  12. отделение детской хирургии,

  13. гинекологическое отделение.

б) Отдельные диагностические службы: лечебно-диагностические отделения, кабинеты и лаборатории, (процедурный, инъекционный, ЭКГ, ФКГ, спирографический, ЛФК, физиопроцедурный, R-графический кабинет);

в) Операционный блок;

г) Аптеку;

д) Патологоанатомическое отделение.
I I I. Поликлиника;

IV. Административно-хозяйственная часть включает службу питания, службу стерилизации и обеззараживания, бельевое снабжение, службу, отвечающую за обслуживание оборудования, благоустройство, санитарно-техническое содержание больницы (водоснабжение, отопление, вентиляция), транспортную службу, систему электроснабжения, систему очистки и др.
Функции городской больницы.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила систематизировать функции современной больницы на 4 группы:

  1. Восстановительная (диагностика и лечение заболеваний, реабилитация и неотложная помощь);

  2. Профилактические мероприятия, особенно для больниц, объединенных с поликлиникой, (лечебно-оздоровительная деятельность, профилактика инфекционных и хронических заболеваний, инвалидность и др.);

  3. Учебная (подготовка медицинского персонала и их последипломная специализация);

  4. Научно-исследовательская.


Основные задачи городской больницы:

  • Обеспечение населения своего города, района квалифицированной и специализированной медицинской помощью;

  • Организационно-методическое руководство учреждениями здравоохранения в районе;

  • Осуществление мероприятий по повышению качества медицинской помощи и улучшению здоровья населения.


Кадры, нагрузка врачей

Обеспеченность врачебными кадрами составила 41,3 врача на 10 тыс. населения. Укомплектованность врачебных должностей 93,5%. Коэффициент совместительства — 1,50. Обеспеченность населения специалистами со средним медицинским образованием составила 110 на 10 тыс. населения Укомплектованность средним медицинским персоналом составила 98,0%. Соотношение врачей и средних медицинских работников 3,3.


Планирование и финансирование больницы

Планирование осуществляет главный врач и его заместители, ведущие специалисты, экономисты, бухгалтеры.

Планирование включает:


  1. Составление проекта ;

2 Контроль за выполнением плана (предварительный, текущий, последующий):

а) количественный (использование коечного фонда);

б) качественный (своевременность и полнота обследования, качество диагностики, средние сроки пребывания на койке);

в) календарный (сроки выполнения намеченого план

  1. Оценка эффективности мероприятий:

а) по медицинскому эффекту;

б) по социальному эффекту.

Финансирование ГОКБ идёт из государственного бюджета.

следующая страница >>