prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПОСТУПКА УЧАЩЕГОСЯ


  1. Мотивация поведения:

    • мотивы поведения («Почему ученик так поступил?»);

    • цели поведения («Для чего ученик так поступил? Каких результатов он хотел достичь данным поступком?»).

  1. Характеристика действий:

    • способы достижения цели (их обоснованность, эффективность);

    • соответствие действий условиям ситуации;

    • соответствие результатов целям деятельности.

  1. Особенности личности, проявившиеся в ситуации:

    • индивидуально-типологические (свойства темперамента, черты характера);

    • эмоционально-волевая сфера (внешнее проявление эмоций, высшие чувства, настойчивость, целеустремленность и др.);

    • направленность личности (идеалы, установки, убеждения).


3.2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА




Карта методик для первичного изучения учебных интересов учащимися (Л.Н. Рожина) [4]

Цели методики: выявление учебных интересов, адекватности выбора учащимися профиля обучения, предмета для углубленного изучения.

Методика 1

Инструкция
: «Ребята, представьте себя в роли завуча, составляющего расписание на неделю. Составляя расписание, вы можете:

  1. Включить в расписание неограниченное количество уроков по тем предметам, которые вы считаете интересными.

  2. Исключить из расписания уроки по тем предметам, которые вы считаете неинтересными.

  3. Включить в расписание уроки по предметам, которые в школе не изучаются»:


Понедельник


Вторник

Среда

1.

1.

1

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Четверг

Пятница

Суббота

1..

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.


4.

5.

5.

5.


Методика 2


Инструкция:
«Уважаемые ученики! Вашему вниманию предлагается ряд предложений, которые необходимо дописать »:

  1. Если бы в нашей школе составляли команды для участия в предметных олимпиадах, то я записался бы в команду по________________________________.

  2. Наибольшие успехи я имею по таким предметам, как________________.

  3. С особым интересом я изучаю________________________________________.

  1. Если бы мне была предоставлена возможность, то я занимался бы в таких предметных кружках, как __________________________________________________

или посещал бы факультатив по ___________________________________________.

  1. Если бы мне были предложены задания разной степени трудности (наиболее трудные, средние, легкие) по различным предметам, то я выбрал бы трудные задания по ________________________________________________________

так как ____________________________________________________________.

  1. Если бы мне была предоставлена возможность стать помощником учителя, то я хотел бы выполнять эту роль на уроках ______________________________________

  2. Я помогаю одноклассникам, если они испытывают затруднения, по таким предметам, как ______________________________________________________

  3. Я особенно рад, когда получаю высокие оценки по ________________________

  4. При одинаково высоком уровне преподавания нескольких предметов я хотел бы углубленно изучать __________________________________________________.


Методика 3

Инструкция: «Уважаемые ученики! Вашему вниманию предлагается ряд вопросов, на которые необходимо ответить предельно открыто и откровенно».


    1. Если в нашем классе (школе) готовится предметный вечер («Занимательная химия», «Вечер физических парадоксов», литературный или исторический), то в каком из них ты хотел принять участие?_______________________________________________________

    2. Если бы учителя предложили вам дополнительные задания (написать доклад, подготовить сообщение, составить задания для класса), то задания по какому предмету вы бы выбрали?______________________________________________________

    3. На каких уроках ты проявляешь наибольшую активность (внимательно слушаешь, задаешь вопросы, дополняешь ответы других, делаешь записи, часто поднимаешь руку, желая отвечать и т. д.)? (Ученик может назвать реально посещаемые кружки или факультативы, если они есть в школе).___________________________________________________________________

    4. На уроках по каким предметам проявляются лучшие из присущих тебе качеств (целеустремлённость, трудолюбие, настойчивость, внимательность самостоятельность и другие)?_______________________________________________________

    5. На уроках по каким предметам тебе менее тревожно?_____________________________________________________

    6. На каких уроках ты бываешь более всего доволен (а) собой?_________________________________________________________

    7. На каких уроках ты чаще испытываешь радость успеха?________________________________________________________


Методика 4


Инструкция:
«Напиши мини-сочинение на одну из тем (по выбору) и объясни, почему ты выбрал именно эту тему».

Примерные темы:

1 «Что я знаю о математике?»

2. «Что я знаю о химии?»

3. «Что я знаю об истории?» и т. д.
Опросник для изучения внеучебных интересов учащихся

(Л.Н. Рожина, С.И. Коптева, Д.М. Тушинский)

Цели методики: выявление предпочтений и ценностных ориентаций учащихся в сфере досуга; изучение художественных интересов школьников; выявление мотивов чтения и критериев выбора произведений искусства.


Инструкция: «Уважаемые ученики! Вашему вниманию предлагается ряд вопросов, направленных на изучение Ваших предпочтений и интересов. Просим отвечать на вопросы откровенно. Если варианты ответов указаны, то подчеркните тот ответ (или ответы), который отражает Вашу индивидуальность. Если у Вас есть дополнительный вариант ответа, не указанный в анкете, то напишите его».


  1. Чем Вы любите заниматься в свободное время (напишите в порядке убывания интереса?____________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Назовите, пожалуйста, Ваши любимые телепередачи. _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Что именно привлекает Вас в этих телепередачах?

  • они создают хорошее настроение;

  • развлекают;

  • из них можно узнать о новых интересных явлениях, фактах, событиях;

  • они помогают разобраться в окружающей жизни, лучше узнать себя;

  • в них показывают яркий незнакомый мир;

  • эти передачи очень популярны, их все смотрят, о них говорят;

  • они доставляют эстетическое удовольствие;

  • они позволяют «отключаться» от действительности;

  • что еще, напишите _____________________________________________

  1. Назовите фильмы, которые в последнее время произвели на Вас наибольшее впечатление __________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Кино для Вас – это:

  • способ развлечения;

  • способ отдохнуть;

  • повод для размышления над актуальными социальными проблемами;
  • возможность отключиться от повседневной реальности, способ уйти в яркий, незнакомый мир;


  • форма эстетического наслаждения;

  • общение с творчеством известного режиссера (сценариста, оператора);

  • встреча с популярными (любимыми) актерами;

  • другое _______________________________________________________

  1. Назовите, пожалуйста, Ваши любимые книги, писателей____________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Чем Вы руководствуетесь, выбирая ту или иную книгу для чтения?

  • хочу «пообщаться» с любимым писателем и его героями;

  • ищу художественное наслаждение;

  • хочется просто отвлечься от повседневных забот, отдохнуть;

  • тянет поразмыслить над серьезными, важными проблемами;

  • стремлюсь отключиться от действительности, уйти в яркий, неизведанный мир;

  • хочу сопереживать судьбам персонажей;

  • для меня важно узнать правду об исторических событиях;

  • чтобы лучше понять себя и своих современников;

  • возможностью обогатить свой духовный мир;

  • чтобы избавиться от плохого настроения;

  • желанием найти для себя нравственные ориентиры;

  • стремлением приобрести опыт, которого мне недостает.

  • другое______________________________________________________

  1. Назовите своих  любимых художников?___________________________

  2. Что привлекает Вас в их картинах?

  • высокое художественное мастерство.

  • своеобразие стиля, необычность произведений.

  • глубокий психологический анализ.

  • обогащение моих знаний об исторических событиях, о людях других стран и эпох.

  • популярность картин этого художника.

  • «пиршество красок».

  • «сдержанность и строгость изображения».
  • другое ______________________________________________________


  1. Какое/какие музыкальные направления вы предпочитаете?________________________________________________

  2. Какие у Вас любимые группы, исполнители?_________________________________________________

  3. Задумывались ли вы, почему Вам нравится эта музыка, тексты? Если да, то почему?_________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Играете ли Вы в компьютерные игры? В какие? _____________________________________________________________

  2. Можете ли Вы сказать, почему Вам это нравится (если нравится)?____________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Пользуетесь ли Вы Интернетом? Для чего?_______________________________________________________

  2. Свое свободное время Вы в основном проводите:

  • один/одна;

  • с друзьями;

  • со взрослыми.

  1. Когда Вы проводите свободное время с друзьями, то чем Вы обычно занимаетесь (если не секрет)?____________________________________

  2. Относите ли Вы себя к какой-либо неформальной группе (готы, панки, эмо, скины, неформалы вообще и т. д.)?

  • да.

  • нет.

  1. Занимаетесь ли Вы спортом, физической культурой?

  • да.

  • нет.

  1. Если да, то:

  • в секции;

  • самостоятельно.

  1. Каким видом спорта Вы занимаетесь?_____________________________

  2. Можете ли Вы сказать, для чего Вы занимаетесь спортом?_____________________________________________________
  3. Занимаетесь ли в каких-либо кружках? Каких?_______________________________________________________


  4. Можете ли Вы сказать, почему Вам интересно это занятие и что Вам больше всего нравится в этой деятельности?_________________________________________________

  5. Любите ли Вы просто гулять? Предпочитаете город или выезд на природу? Одни или с друзьями?__________________________________

  6. Читаете ли Вы научно-популярную литературу? Если да, то для чего?_________________________________________________________

  7. Ходите ли Вы на дискотеки?_____________________________________

  8. Собираете ли Вы какую-нибудь коллекцию? Какую? Можете ли Вы сказать, чем Вас это привлекает? ________________________________

  9. Читаете ли Вы газеты? Если да, то какая информация Вам интересна?____________________________________________________

  10. Вероятно, в свое свободное время Вы помогаете родителям по дому. Какие Ваши домашние обязанности?_____________________________

  11. Что Вас не устраивает в проведении свободного времени? Что бы Вы хотели изменить?______________________________________________




      1. Методика исследования долговременной памяти [5]

Цель методики: диагностика уровня долговременной памяти.

Методический (стимульный) материал: ряд слов — стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

Инструкция: «Уважаемые ученики! Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно».

Порядок выполнения. Экспериментатор читает приведенный выше ряд слов, который зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Затем через 7 – 10 дней после проведения методики студенту необходимо провести проверку того, как учащиеся запомнили слова (учащиеся по памяти вспоминают слова и записывают их). После этого высчитывают коэффициент долговременной памяти по следующей формуле:

С = B/А* 100%,
где А — общее количество слов; В — количество запомнившихся слов; С — коэффициент долговременной памяти.



<< предыдущая страница   следующая страница >>