prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4

^ Обработка и интерпретация результатов. Результаты интерпретируются следующим образом:

75 – 100 % — высокий уровень долговременной памяти;

50 – 75 % — средний уровень долговременной памяти;

30 – 50 % — низкий уровень долговременной памяти;

ниже 30 % — очень низкий уровень долговременной памяти.
^ Методика «Запомни пару» [5]

Цель методики: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Методический (стимульный) материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют:

^ Первый ряд

Второй ряд

Кукла – играть

Жук – кресло

Курица – яйцо

Компас – клей

Ножницы – резать

Колокольчик – стрела

Лошадь – сани

Синица – сестра

Книга – учитель

Лейка – трамвай

Бабочка – муха

Ботинки – самовар

Щетка – зубы

Спичка – графин

Барабан – музыкант

Шляпа – пчела

Снег – зима

Рыба – пожар

Корова – молоко

Пила – яичница

^ Порядок выполнения и инструкция. Экспериментатор (студент) зачитывает одному или нескольким испытуемым (ученикам) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

^ Обработка и интерпретация результатов. Результаты опыта записываются в таблице.

Таблица - Обработка данных


^ Методика «Творческое воображение» [5]

Цель методики: исследование особенностей творческого воображения.

Инструкция: испытуемому предлагается в течение 10 минут составить как можно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова.

^ Необходимый материал: три любых слова.

Обработка данных выполненного задания:

Оценка работы испытуемого проводится по следующей шкале:

  1. В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации – 6 баллов.

  2. В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации – 5 баллов.

  3. В предложении использованы все три слова в обычной комбинации – 4 балла.

  4. Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации – 3 балла.

  5. Логично связаны лишь два слова, а третье использовано с натяжкой, в силу чисто словесной связи – 2,5 балла.

  6. Правильно использованы только два слова, а третье искусственно сведено в предложение – 1 балл.

  7. Испытуемый правильно понял задачу, но дает в предложении формальное объединение всех трех слов или использует их с искажением – 0,5 балла.

  8. Предложение представляет бессмысленное соединение всех трех слов – 0 баллов.


Методика «Изучение направленности на отметку» [6]
^ Цель методики: изучение направленности учащегося на отметку.

Инструкция: учащимся предлагается ряд вопросов, на которые нужно дать ответ, поставив в соответствующей ячейке знаки + (да) или – (нет) (таблица «Изучение направленности на отметку»).

^ Таблица – Изучение направленности на отметку



Вопросы

Да

Нет

1

Помнишь ли ты, когда получил свою первую в жизни двойку?







2

Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других в группе?







3

Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?







4

Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?







5

Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день будет плохое настроение?







6

Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?







7

Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?







8

После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему занятию как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?







9

Тревожит ли тебя ожидание опроса?







10

Было ли бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?







11

Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?







12

После получения отметки на занятии ты продолжаешь активно работать?









^ Обработка данны

Начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1 – 9, а за ответы «нет» – по позициям 10 – 12. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы

Чем больше набрана сумма баллов (от 6 и выше), тем в большей степени выражена направленность на отметку. Максимальное количество баллов 12.


^ Методика «Типы темперамента» [7]

Цель методики: выявление типов темперамента на основе наблюдения за их внешними признаками.

Инструкция: «В процессе наблюдения за учащимся на уроке и вне урока отмечайте внешние проявления типов темпераментов в предлагаемой ниже таблице. Полученные данные используйте при составлении психолого-педагогической характеристики личности» (см. таблица «Типы темперамента»).

^ Таблица - Типы темперамента

КАЧЕСТВА

САНГВИНИК

ХОЛЕРИК

ФЛЕГМАТИК

МЕЛАНХОЛИК

^ Эмоциональная позиция в общении

общаются радостно-инициативно, с каждым на «равных» стремятся к общению с незнакомыми

общаются требовательно, но не с каждым, стремятся к превосходству, доминированию над партнером

пассивны в общении

зависимы в общении, зависимы от расположения партнера

^ Роль в общении

развлекатель, потешник, смешит

подчиняющий своему требованию, непреклонный, властный

спокойный созерцатель

подопечный, беззащитный

Самооценка

неустойчиво повышенная, рассказывают об успехах, всегда на виду

наивысшая, открыто стремятся к первенству, соперничают

несколько занижена, в группе не на виду, скромен

устойчиво низкая, в группе держится в тени, стеснителен

^ Уверенность в себе

надеется на удачу, нет самоуверенности

самоуверен, насмешлив к окружающим, игнорирует свои неудачи, скрывает слабости

нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценят себя объективно, не унывают

в себе не уверен, не верит в удачу, преувеличивает свои недостатки

Подчинение

обычно подчиняются авторитету сверстника или старшего, допускают шалости

подчиняются только если соучаствуют в руководстве, стремятся общаться со старшими на равных, нередко вызывающе сопротивляются воле старших

подчиняются авторитетным сверстникам и старшим, не нарушают запретов, неисполнительны по причине инерции


легко подчиняется авторитетам, не нарушая запретов, критичны к несправедливым требованиям

^ Оберегание достоинства

не оберегаются от насмешек, негордые, необидчивые, негневливые

оберегая достоинство, гневно реагируют на критику, неподчинение, невнимание

не оберегаются от насмешек, не чувствительны к ним, необидчивые, негневливые

остро ранимы, оберегаются пассивно, не давая отпора

^ Дружба и любовь

неоднократно преходяще влюбчивы, переживают симпатии легко, ярко и весело

дружат с немногими, другом командуют, страстно привязаны, склонны к гневу, ревности, разрыву «из принципа»

не склонны к внешнему выражению чувств, приятельство и спокойную привязанность предпочитают волнениям влюбленности

глубоко и стойко привязаны, преданы, подчиняются в паре, тоскуют от неразделенной любви, стыдятся открыть свое чувство, однолюбы

Решения

поспешные, часто несамостоятельные, по подражанию, неустойчивые

быстрые, самостоятельные, непреклонные, негибкие

самостоятельные, замедленные

несамостоятельные (любят посоветоваться), небыстрые, устойчивые

Речь

легкая, певучая, образная, богатая, остроумная

авторитетная, громкая, требовательная, немногословная, быстрая, внушающая

замедленная, немногословная, негромкая, неэмоциональная (предпочитают роль слушателя)

утрудненная,

взволнованная,

«исповедальная» тихая, с

просительно-нерешительными интонациями

Мимика

разнообразная, живая, артистичная

резкая, выразительная

невыразительная

небогатая

^ Выражение лица

беспечное, веселое, игриво-смешливое

боевито-нахмуренное

спокойное, умиротворенное

робкое, грустное

^ Движения, походка

подвижные, быстрые, непоседы

стремительный, напряженный, резкий

замедленные, плавные, расслабленные

замедленные,

неплавные,

неритмичные

^ Реакция на боль и опасность

немного боятся боли, стараются избежать опасности, под влиянием примера идут на риск

реакция на боль снижена, стремится к опасности, любят риск, борьбу, открытый конфликт с противником

не боится боли и опасности, не избегает их, но не стремится к ним, избегают риска и конфликтов

страшатся боли и опасности, долго не забывают боли, угнетены чужой болью и страданием

Аппетит

легкий, лакомка

едят быстро, много, неизбирательны в еде, плохо переносят голод отсрочку еды

насыщаются небыстро, ценят процесс еды, терпимы к отсрочке еды

сниженный

Сон

средней длительности с красочными сновидениями

спят мало и чутко, поздно засыпают, рано просыпаются, любят работать ночью

быстро засыпают, спят глубоко и долго, пробудить трудно, склонны к дневному сну, сновидения редки

сон повышенной длительности, вечером ощутима усталость, клонит ко сну

Желания

разнообразные, изменчивые, неупорные, «капризы»

страстные, негибкие, устойчивые, напряженные, их энергия

усиливается при запретах, препятствиях

не разнообразные, упорные, не слабеют при преградах

неустойчивые, при запретах слабеют, но не угасают, типичны долго нереализуемые мечты


^ Методика «Изучение самочувствия, активности, настроения» (САН)[8]

Цель методики: изучения уровня эмоционально-волевой сферы, оперативная оценка функциональных состояний учащихся (С – самочувствие, А – активность, Н – настроение).

Инструкция: «Уважаемые ученики! Вам предлагается описать свое состояние, которое Вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных (противоположных) признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

^ Тестовая карта методики САН

Фамилия, инициалы _______________________________________________________

Пол_________Возраст_______________Дата_____________________


1

Самочувствие хорошее

3 2 1 0 1 2 3

Самочувствие плохое

2

Чувствую себя сильным

3 2 1 0 1 2 3

Чувствую себя слабым

3

Пассивный

3 2 1 0 1 2 3

Активный

4

Малоподвижный

3 2 1 0 1 2 3

Подвижный

5

Весёлый

3 2 1 0 1 2 3

Грустный

6

Хорошее настроение

3 2 1 0 1 2 3

Плохое настроение

7

Работоспособный

3 2 1 0 1 2 3

Разбитый

8

Полный сил

3 2 1 0 1 2 3

Обессиленный

9

Медлительный

3 2 1 0 1 2 3

Быстрый

10

Бездеятельный

3 2 1 0 1 2 3

Деятельный

11

Счастливый

3 2 1 0 1 2 3

Несчастный

12

Жизнерадостный

3 2 1 0 1 2 3

Мрачный

13

Напряженный

3 2 1 0 1 2 3

Расслабленный

14

Здоровый

3 2 1 0 1 2 3

Больной

15

Безучастный

3 2 1 0 1 2 3

Увлеченный

16

Равнодушный

3 2 1 0 1 2 3

Взволнованный

17

Восторженный

3 2 1 0 1 2 3

Унылый

18

Радостный

3 2 1 0 1 2 3

Печальный

19

Отдохнувший

3 2 1 0 1 2 3

Усталый

20

Свежий

3 2 1 0 1 2 3

Изнуренный

21

Сонливый

3 2 1 0 1 2 3

Возбужденный

22

Желание отдохнуть

3 2 1 0 1 2 3

Желание работать

23

Спокойный

3 2 1 0 1 2 3

Озабоченный

24

Оптимистичный

3 2 1 0 1 2 3

Пессимистичный

25

Выносливый

3 2 1 0 1 2 3

Утомляемый

26

Бодрый

3 2 1 0 1 2 3

Вялый

27

Соображать трудно

3 2 1 0 1 2 3

Соображать легко

28

Рассеянный

3 2 1 0 1 2 3

Внимательный

29

Полный надежд

3 2 1 0 1 2 3

Разочарованный

30

Довольный

3 2 1 0 1 2 3

Недовольный

^ Обработка данны

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивности пары – в семь баллов. При этом надо учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в 3 категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12,17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех баллов свидетельствуют о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0–5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение между собой.
^ Методика «Уровни воспитанности школьников»

(Н.Е. Щурковой) [9]

Цель методики: определение уровня воспитанности школьников с помощью метода наблюдения.

Инструкция: «Уважаемые студенты! Вашей целью является определение уровня воспитанности учащихся класса. Определение уровня воспитанности осуществляется в процессе наблюдения за учащимися как в урочное, так и внеурочное время. Вам необходимо отметить фамилии учащихся в «примерной рабочей таблице по определению уровня воспитанности» в соответствии с определенным уровнем их воспитанности, опираясь на предлагаемые критерии («Отношение к ценностям»). Полученные данные используйте при составлении психолого-педагогической характеристики личности учащегося или класса».
Таблица - Примерная схема определения уровня воспитанности

^ Отношение к ценностям

Уровень отношений

Примитивно-поведенческий

Эмоциональный

Мотивированно-поведенческий

К человеку

Усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет

^ Фамилии учащихся

Способны к сопереживанию

Фамилии учащихся

Поведение, построенное на убеждении важности значения ценностей

^ Фамилии учащихся

К труду

Выполняют трудовые обязанности

Фамилии учащихся

Трудолюбивы

^ Фамилии учащихся

Участвуют в общественно-полезной работе

Фамилии учащихся

К знаниям

Выполняют учебные обязанности

^ Фамилии учащихся

Проявляется познавательный интерес к знаниям, книгам

Фамилии учащихся

Самообразовательная работа

^ Фамилии учащихся

К

прекрасному

Замечают, реагируют на прекрасное

Фамилии учащихся

Стремление к общению с прекрасным

^ Фамилии учащихся

Самостоятельное общение с прекрасным

Фамилии учащихся

К себе

Не позволяют себя обижать

Фамилии учащихся

Оценивают свои достоинства

^ Фамилии учащихся

Культивируют свои достоинства, самовоспитание

Фамилии учащихся

К обществу

Отсутствие правонарушения

^ Фамилии учащихся

Интерес, переживают успехи, неудачи, сочувствуют

Фамилии учащихся

Общественно активны, инициативны

^ Фамилии учащихся



Краткая характеристика содержания уровней воспитанности:
Примитивно-поведенческий уровень: учащиеся соблюдают элементарные нормы поведения и общения, дисциплины, этикета, учебные и трудовые обязанности, правовые нормы, не посягают на общественное и личное имущество и т. д.

^ Эмоциональный уровень: отражает формирование нравственных отношений как эмоционального сопереживания людям, обществу, отдельному человеку. Радуются успехам страны и товарищей, умеют идентифицировать себя с другим человеком, сочувствуют ему, положительно переживают трудовой процесс, его результативность.

^ Уровень нравственно-мотивированного поведени – способность избирать поведение соответственно интересам других людей, устанавливая верные соотношения интересов своего «Я» и «другого человека». Этот уровень определяется в конкретных действиях, практических делах и повседневных, жизненных ситуациях.

^ Обработка данных:

Анализируя полученные данные, ответьте на следующие вопросы:

  • На каком уровне воспитанности находится классный коллектив?

  • Что является высшей ценностью в данном коллективе?

  • Сколько учащихся класса (в %) находится на примитивно-поведенческом уровне (других уровнях)?

  • Какие воспитательные задачи стоят перед педагогом, классным руководителем?


^ Методика «Самооценка учащихся»[10]

Цель методики: определение уровня самооценки учащихся методом наблюдения.

Инструкция: «Уважаемые студенты! На основании наблюдения за особенностями поведения учащегося на уроке и во внеурочное время, анализа высказываний о себе и других определите уровень самооценки учащегося. Критерии наблюдения приведены в таблице «Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки».

^ Таблица - Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки

Самооценка

^ Особенности поведения


Отношение к ошибкам

Своим

Чужим

Адекватная

Активность, общительность,

оптимизм

В целом — адекватное:

могут огорчиться;

свои ошибки стараются исправить

В целом — адекватное:

могут огорчиться;

чужим ошибкам сочувствуют

Высокая

Стремление к успехам в разных видах деятельности, уверенность в своих силах

Чаще предпочтут не исправить, а забыть, не думать о них

Сравнительно безразлично

Завышенная

Высокомерие, бестактность. Переоценка своих и недооценка чужих возможностей

Считают случайными, вызванными посторонними факторами («плохо себя чувствовал», «учитель придирался»)

Считают закономерными, само собой разумеющимися

Низкая

Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность

Переживают, но не стремятся исправить

Сравнительно безразлично

Заниженная

Пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих

Считают закономерными, воспринимают как должное

Оправдывают, считают случайными


^ Методика «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П. Фетискина)» [11]

Цель методики: изучить особенности восприятия и взаимодействия между членами группы в процессе общения в малых группах.

Инструкция: «Уважаемые ученики! По пятибалльной системе оцените особенности межличностного взаимодействия в вашей группе (классе). Степень согласия с высказываниями оцените по 5-балльной шкале, где 5 – всегда; 4 – почти всегда; 3 – трудно сказать; 2 – редко; 1 – никогда.


Высказывания

Баллы

I




Я хорошо разбираюсь в людях




Многие делятся со мной своими секретами




Я хорошо знаю стороны моих друзей




Я хорошо знаю вкусы и привычки членов своей группы




Стремлюсь понять, что за человек рядом со мной




II




Многие понимают меня с полуслова




Я легко нахожу общий язык с окружающими




Обычно я легко угадываю, в каком настроении мои друзья




Мои идеи положительно оцениваются окружающими




Стремлюсь к тому, чтобы другие всегда легко и быстро могли понять меня




III




Я легко могу убедить в чем-то другого человека




Я часто руковожу работой моих друзей




Часто окружающие переходят на мою сторону




Я легко могу расположить к откровенности




Многие увлечения разделяются моими сверстниками




IV




В принятии решения я полагаюсь только на себя




Я дорожу не только ценностями группы, но и своим мнением и отношением к чему-либо




Я всегда делаю то, что соответствует моим убеждениям




В конфликте я всегда пытаюсь аргументировать свою позицию




Мои поступки мало зависят от мнения окружающих




Я почти никогда не отступаю от своих планов




V




Я конфликтую с окружающими очень редко




При выработке отношения к кому-либо я учитываю мнение окружающих




Если окружающие меня люди не согласны со мной, я готов пересмотреть свою точку зрения




Мнение окружающих меня сверстников является для меня очень важным




При принятии важных решений я всегда советуюсь со статусными людьми




VI




Стараюсь точно и быстро выполнять различные задания




Переживаю свои промахи и ошибки, связанные с социальной деятельностью




Успех или неудачи моего класса волнуют меня не меньше, чем собственные достижения и успехи




Участие в социальной деятельности является для меня важным и необходимым




Я считаю, что достижение моих результатов возможно только при взаимодействии с другими людьми





^ Обработка и интерпретация результатов

Сначала подсчитывается количество баллов по каждой из шести шкал, а затем общий, суммарный, показатель. О степени выраженности той или иной шкалы свидетельствуют следующие показатели:

20 баллов и более – высокий уровень;

11 – 19 баллов – средний уровень;

10 и менее – низкий уровень.

Данные следует поместить в данную таблицу, чтобы проранжировать шесть шкал, описывающих межличностное взаимодействие в группе.

^ Название шкалы

Количество баллов

I. Взаимопознание




II. Взаимопонимание




III. Взаимовлияние




IV. Социальная автономность




V. Социальная адаптивность




VI. Социальная активность





^ I. Шкала «Взаимопознание» показывает, насколько ученики правильно оценивают личностные особенности партнеров по взаимодействию в группе. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о правильности оценивания личностных особенностей друг друга, низкие – наоборот.

^ II. Шкала «Взаимопонимание» отражает уровень конфликтности в группе, выраженность общих интересов, умение понять точку зрения оппонента, другого человека и показывает, насколько ученики понимают друг друга. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о правильности понимания партнеров по общению, низкие – показывают наличие конфликтов между общающимися по причине непонимания, отсутствия общих интересов.

^ III. Шкала «Взаимовлияние» показывает степень значимости мнения, для человека поступков других членов группы. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о значимости мнений, поступков других членов группы, о способности человека анализировать и менять свое поведение в зависимости от мнения других членов группы, низкие – наоборот.

^ IV. Шкала «Социальная автономность» – значимость личностной позиции в совместных действиях и организации или участии в совместной деятельности. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют об умении выражать и отстаивать свое мнение, влиять на мнение группы, низкие – наоборот.

^ V. Шкала «Социальная адаптивность» – благополучность взаимоотношений, удовлетворенность своим положением в группе, гибкость поведения, контактность внутри коллектива и с внешним окружением. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о способности работать в группе, адаптироваться к изменениям, происходящим в группе, низкие – наоборот.

^ VI. Шкала «Социальная активность» – направленность социальной ориентации, ведущие мотивы взаимодействия с окружающими, эффективность совместной деятельности. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют об эффективности совместной деятельности, желании работать в группе, низкие – наоборот.

Далее баллы по шести шкалам суммируются, чтобы определить общий суммарный показатель перцептивно-коммуникативного взаимодействия в группе. Уровням коммуникативной интерактивности в группе соответствуют следующие показатели:

144 балла и более – высокий уровень;

126 – 143 балла – средний уровень;

125 и менее – низкий уровень.





<< предыдущая страница   следующая страница >>