prosdo.ru
добавить свой файл
1 ... 2 3 4

Приложение 3

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ УРОКА С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ АТТЕНЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (ВНИМАНИЯ)

Чтобы проанализировать, как учитываются особенности внимания при организации и проведении урока, необходимо ответить на следующие вопросы:


  1. Как учитель стимулирует интерес к содержанию урока?

  2. Как на уроке создается установка быть внимательным?

  3. Как раскрыта на уроке практическая значимость излагае­мого материала?

  4. Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и др.)?

  5. Как организовано изложение материала (яркость, образ­ность, эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм)?

  6. Как организована смена видов деятельности на уроке?

  7. Как учитываются возрастные особенности внимания школьников?

  8. Как выбирается темп ведения урока?

  9. Как организуется активность учащихся на уроке?

  10. Как учитываются индивидуальные особенности в уровне развития аттенционных способностей?

  11. Как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания?

  12. Как учитель использует свои индивидуальные особенности для организации внимания учеников?


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ УРОКА С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (ВОСПРИЯТИЯ)

Чтобы проанализировать, как учитываются в учебном процессе перцептивные способности, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Как создается на уроке установка на восприятие?

  2. Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся на уроке образов?

  3. Какими приемами привлекается внимание школьников к объектам восприятия?

  4. Как учитывается фон восприятия при изложении материала урока?
  5. Как учитель использует прошлый опыт ученика при организации его восприятия?


  6. Как организуется совместная деятельность школьников при решении перцептивных задач?

  7. Как организовано обучение перцептивным действиям?

  8. Как учитываются индивидуальные различия в составе и степени сформированности перцептивных действий?

  9. Как учитываются возрастные особенности восприятия?

  10. Как учитываются закономерности развития восприятия?

  11. Как учитываются индивидуальные различия в характере восприятия?

  12. Как учитываются процессуальные характеристики восприятия?

  13. Как учитываются различные виды восприятия?


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ УРОКА С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ПАМЯТИ)

Изучая особенности памяти школьников, целесообразно ответить на следующие вопросы:

  1. Соблюдалась ли на уроке установка на запоминание?

  2. Какими приемами привлекалось внимание учеников к материалу, который подлежал запоминанию?

  3. Имеет ли учитель представление о развитии мнемических способностей отдельных учеников?

  4. Как учитываются средние показатели памяти в организации учебной деятельности?

  5. Как учитываются индивидуальные показатели памяти в организации учебной деятельности?

  6. Как учитываются половые и возрастные особенности в организации учебной деятельности?

  7. Как учитывается на уроке наличие нескольких видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной)?

  8. Как организуется материал для заучивания: дозировка по объему, распределение во времени, структурирование материала, языковое оформление?

  9. Как организуется повторение?


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Изучая особенности воображения школьников, целесообразно ответить на следующие вопросы:
  1. Какие примеры, речевые средства и наглядные пособия, использованные на уроке, способствовали формированию наглядности представлений?


  2. Какими способами учитель добивается обобщенности представлений у школьников?

  3. Как учитываются индивидуально-психологические особенности представлений и образов отдельных учеников при организации учебной деятельности?

  4. Учитывается ли средний уровень развития соответствующих представлений (математических, физических, географических и т. д.) у учащихся данного класса?

  5. Как учитываются половые и возрастные особенности представлений и образов при организации учебной деятельности?

  6. Как учитывается наличие нескольких видов представлений и образов и несовпадение уровней их развития?

  7. Как учитываются особенности пространственных представлений?

  8. Как используются аналогии для формирования научных представлений школьников?

  9. Используются ли различия в прошлом опыте и знания учеников для достижения максимальной полноты вторичных образов?


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ УРОКА С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Анализ урока с точки зрения учета закономерностей мышления учащихся предполагает, что необходимо ответить на следую­щие вопросы:

  1. В какой мере урок подготовлен с точки зрения создания у учеников целей умственной деятельности, соответствующих целям и задачам урока?

  2. В какой мере педагог обучает на уроке учащихся приемам целеполагания?

  3. В какой мере учащиеся владеют выделением учебной задачи при выполнении того или иного задания?

  4. Соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу урока закономерностям мыслительной деятельности учеников?

  5. Формируются ли в ходе урока мотивы мышления? Какая роль принадлежит формированию собственно познавательных мотивов?

  6. Какие средства использует педагог для формирования интереса к изучаемому материалу и процессу мышления?
  7. Формируются ли в ходе урока рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?


  8. В какой мере в ходе урока у учащихся формируются общие приемы мыслительной деятельности?

  9. Какую информацию (обратную связь) получает педагог о реальном ходе учебного процесса? Как учитывается эта информация в управляющих воздействиях педагога?

  10. Происходит ли в процессе объяснения (и ответа учащихся) выделение главного в содержании изучаемого материала?

  11. Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся?

  12. Какие критерии понимания использует учитель для того, чтобы установить, как понят материал?

  13. Вызывает ли изучаемый материал эмоциональное отноше­ние учащихся, связывается ли содержание урока с мотивами школьника?

  14. В какой мере учитель создает у учащихся готовность к мышлению? Использует ли педагог возможность создания у школьников установок для управления собственной мыслительной деятельностью?

  15. Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность школьников?

  16. Ориентируется ли учитель в планировании и построении обучающих воздействий на зону ближайшего развития ученика? Какие формы помощи планирует использовать учитель (для разных групп учащихся)?

  17. Соответствует ли уровень требований, предъявляемых к учащимся, реальным возможностям школьников?

  18. Каковы различия в мере помощи, оказываемой учителем различным учащимся при выполнении ими учебных заданий?

  19. Как учитываются индивидуальные показатели мышления школьников при организации учебного процесса?

  20. Учитываются ли различия школьников по основным качествам мышления (глубине ума, гибкости, устойчивости, самостоятельности, осознанности)?

  21. Учитывает ли педагог индивидуальные различия в скорости, темпе мышления?

  22. В какой мере на уроке формируются элементы творческого мышления?
  23. Какие формы контроля за мыслительной деятельностью школьников использует педагог?


  24. Формируются ли у школьников навыки самоконтроля?

  25. Используются ли на уроке элементы проблемного изложения, проблемные задания? Какова степень подготовленности, продуманности этих заданий?

  26. Как учитываются умственные способности учащихся в оценочной деятельности педагога?

  27. Использует ли учитель на уроке индивидуализированные формы заданий?

  28. Какими средствами учитель стимулирует активную мыслительную деятельность учащихся на уроке?



Приложение 4



СХЕМА ПРОТОКОЛА НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА


  1. Школа _______________________________________________________________

  2. Предмет______________________________________________________________

  3. Учитель______________________________________________________________

  4. Класс________________________________________________________________

  5. Тема урока____________________________________________________________

  6. Цели и задачи урока_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Форма урока___________________________________________________________

  2. Познавательный процесс, выбранный для анализа___________________________

  3. Дата__________________________________________________________________



Время урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений


















































<< предыдущая страница