prosdo.ru
добавить свой файл
1
Реализм.

Слово «реализм» (от лат. realis — действительный) может определять разнородные явления, объединенные понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, классический реализм, «натуральная школа» как начальный этап развития критического реализма в XIX в., реализм XIX— XX вв., «социалистический реализм». О широте понятия точно сказал Б. Л. Пастернак: «Реализм не есть нечто такое, что может пониматься как направление, реализм — это сама природа искусства, ее сторожевой пес, который не дает уклониться от следа, проложенного ариадниной нитью».
Чаще всего под реализмом понимается один из основных художественно-творческих принципов (методов) литературы и искусства, который воплотился в литературе XIX—XX вв. и продолжает развиваться вплоть до настоящего времени. Предшественником реализма в европейской литературе являлся романтизм, для которого были характерны исключительные герои в необычных обстоятельствах. Реализм, унаследовав многие завоевания романтизма, обогатил мировую литературу новыми принципами построения философского, социально-психологического романа, мастерством использования художественной детали, новыми способами раскрытия психологии героя. Для реализма характерным оказывается колоссальное многообразие художественных форм. Тяготея в целом к жизнеподобию образов и ситуаций, реализм не отказывается от мифа, символа, гротеска, аллегории, которые становятся дополнительным средством познания человека и окружающей его действительности. В европейской культуре складывались и развивались реалистические традиции, благодаря творчеству Стендаля, О. де Бальзака, Г. Флобера, Г. де Мопассана, А. Франса, Э. Золя, У. Теккерея, Ч. Диккенса и др. Они изображали жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни, создавали реалистические образы благодаря типизации фактов действительности, что позволяло воспроизвести сущность общества и человеческой личности.

В России классический реализм связан с такими именами, как И. А. Крылов, А. С. Пушкин, А. Н. Островский, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др. Их традиции в XX столетии продолжили И. А. Бунин, М. А. Булгаков, М. А. Шолохов, М. М. Пришвин, А. И. Солженицын, В. П. Астафьев, В. Г. Распутин и многие другие.

Основные особенности реализма
Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности.
Искусству реализма свойствен дух художественной объективности. Изображение мира в реалистическом произведении, как правило, не носит абстрактно-условный характер. Писатель-реалист воспроизводит действительность в жизнеподобных формах, создает иллюзию реальности, заставляет верить в своих персонажей, стремится сделать их живыми, сообщить им художественную убедительность. Ф. М. Достоевский писал: «Обыденность явлений и казенный взгляд на них, по-моему, не есть еще реализм, а даже напротив. В каждом нумере газет Вы встречаете отчет о самых действительных фактах и о самых мудреных. Для писателей наших они фантастичны; да они и не занимаются ими; а между тем они действительность, потому что они факты». Реалистическое искусство изображает глубины человеческой души, особое значение придает мотивации поступков героя, исследованию обстоятельств его жизни, причин, побуждающих персонаж действовать так, а не иначе.

Правдивое отражение мира, широкий охват действительности. Всякое подлинное искусство в определенной мере отражает реальность, т. е. соответствует жизненной правде. Однако реализм как метод с наибольшей последовательностью воплотил принципы жизненно-правдивого отражения действительности. И. С. Тургенев, говоря о связи искусства с действительностью, утверждал: «Мне всегда нужна встреча с живым человеком, непосредственное знакомство с каким-нибудь жизненным фактом, прежде чем приступить к созданию типа или к составлению фабулы». Указывал на реальную основу сюжета романа «Преступление и наказание» и Ф. М. Достоевский: «Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек. Мне рассказывали прошлого года в Москве ... об одном студенте, выключенном из Университета <...>, что он решился разбить почту и убить почтальона. Есть еще много следов в наших глазах о необыкновенной шаткости понятий, подвигающих на ужасные дела!» Вместе с тем всякий писатель-реалист, воссоздавая картину мира, привлекает вымысел. Так, И. С. Тургенев замечает: «Не то, что я копирую действительные эпизоды или живые личности, — нет, но эти сцены и личности дают мне сырой материал для художественных построений. Мне редко приходится выводить какое-либо знакомое мне лицо, так как в жизни редко встречаешь чистые, беспримесные типы».

Историзм.

Реализм подчинял все художественные средства задаче все более многогранного и глубокого исследования человека в его отношениях с обществом, с историческим процессом. Под историзмом в литературе принято понимать воплощенное в образах представление о действительности, развивающейся закономерно и поступательно, о связи времен в их качественных различиях.
Отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира.

Писатели-реалисты обращаются к познавательным возможностям искусства, стараясь глубоко, полно и многосторонне исследовать жизнь, изображая действительность с присущими ей противоречиями. Реализм признает право художника освещать все стороны жизни без ограничения. В основу любого реалистического произведения положены жизненные факты, которые имеют творческое преломление. В реалистических произведениях каждое существенное проявление индивидуальности изображается обусловленным определенными обстоятельствами, художник стремится выявить характерное, повторяющееся в индивидуальном, закономерное в том, что кажется случайным.
Писатели-реалисты вслед за сентименталистами и романтиками проявили интерес к жизни души человеческой, углубили представление о психологии человека, отразили в художественных произведениях работу человеческого сознания и подсознания через выявление намерений героя, мотивов его поступков, переживаний и смену душевных состояний.
Отражение связи человека и среды.

Реализм тяготеет к многогранному и потенциально исчерпывающему исследованию и изображению мира во всем богатстве его связей, органично воссоздаваемых художником. Писатели-реалисты создают разные ситуации раскрытия характера: И. А. Гончаров в романе «Обломов» показывает губительность для героя обыденной обстановки, привычной среды; герои Достоевского, напротив, оказываются в надрывных ситуациях, порожденных несовершенством общественного уклада; Л. Н. Толстой включает своих героев в круговорот значительных исторических событий, которые выявляют суть того или иного характера. Искусство реализма показывает взаимодействие человека со средой, воздействие эпохи, общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей. Вместе с тем реалистическое произведение обосновывает происходящее не только социально-историческими обстоятельствами, но и психологией героя, его нравственным выбором, т. е. душевным строем личности (в отличие от произведений натуралистической школы, в которых человек изображался как производное от наследственности и среды). Таким образом, реалистическое произведение исследует способности личности подняться над обстоятельствами, противостоять им, проявляя свободу воли.
Типизация характеров и обстоятельств.

В литературоведении закрепилась формула Ф. Энгельса, по которой «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Для реалистического произведения важно установить связи между этими двумя объектами изображения. Термин «тип» связан с греческим словом «typos», что буквально означает «отпечаток, форма, образец». Литературный герой реалистического произведения создается как обобщенный образ (тип) человеческой индивидуальности, наиболее характерной для определенной общественной среды, в нем воплощены характерные признаки лиц определенной категории. Сам творческий процесс создания типических образов принято называть типизацией.