prosdo.ru
добавить свой файл
1
  1. Ощущение


Ощущение – это отражение свойства реальности, возникающей в результате воздействия их на органы чувств и воздействия на ЦНС.
В зависимости от видов стимулов раздражителей ощущения делятся на:


  • проприоцептивные (в мышцах);

  • интероцептивные (внутренние органы);

  • экстероцептивные (поверхность тела);

  • cпецифические (ощущение времени).


В зависимости от стимулов раздражителей:


    • зрительные;

    • слуховые;

    • вкусовые;

    • обонятельные;

    • осязательные (тактильные).


Ощущения поддаются тренировке. Глубокое дыхание способствует улучшению ощущений.
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, длительность:




КАЧЕСТВО


Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, а зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.


ИНТЕНСИВНОСТЬ

Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.


ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя, его интенсивностью.

  1. Восприятие



Восприятие – это форма целостного психического отражения предметов или явлений в целом, а не отдельных их свойств, как при ощущениях. Это не сумма ощущений, а новая ступень познания.
Классификация восприятия:
Основные свойства восприятия:


  • Предметность;

  • Способность отражать объекты реального мира в форме отдельных предметов;

  • Выделение фигуры объекта или предмета из фона;

  • Структурность или обобщенность – это соотношение каждого образа к некому фону, некому классу;

  • Константность – это независимость образа от физических условий. Например, ежик в тумане;

  • Осмысленность – это способность восприятия сознательно воспринимать предмет, то есть мысленно назвать его, отнести к определенной группе, классу, назвать определенным словом. Например, БОМЖ.

  • Апперцепция. В восприятии всегда сказывается личность человека, эта зависимость от нашей психической жизни называется апперцепцией. Здесь важен опыт, прошлая практика;

  • Активность;

  • Избирательность. То, что к делу не относится.

  1. Память



Память – это совокупность, общность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением.

:


Виды памяти:


По продолжительности сохранения материала

По характеру целей деятельности

По характеру психической активности:

    • долговременная (длительное сохранение информации)


      • с сознательным доступом, открыто, по своей воле;

      • закрытая (не имеет доступа);

    • кратковременная (около 20 с., относительно может контролироваться, любая информация попадает сюда, может, как бы забыться полностью, можно достать почти все методом гипноза, через стресс);

    • оперативная;

    • промежуточная (накапливает информацию в течение дня, а после ночного сна забывается).

    • сенсорный тип памяти (то, что помнят рецепторы 0,1-0,5 с, укус).



    • произвольные (автоматическая)

      • от цели запоминания: надо, не надо

      • от приема заучивания:

        • механическое, дословные, много времени и сил, результат низкий;

        • логический пересказ, пересказ своими словами;

        • образные приемы: перевод информации в графики, картинки;

        • зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная

        • мнемотехнические приемы. Они индивидуальны

    • непроизвольные

    • двигательная (сохранение или воспроизведение различных движений);

    • эмоциональная.Характерна для актеров.

    • образная. Способность представлять предметы)

    • словесно-логическая и др.



Процессы и механизмы памяти:


  • Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения информации;
  • Сохранение – это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Зависит от глубины понимания. Важна осмысленность;


  • Установка;

  • Забывание. Неравномерно. После механического запоминания происходит быстрее, поэтому повторение не откладывать.

  • Реминисценция. Отсроченное на 2-3 дня лучше, чем сразу после заучивания. Повторение должно быть разнообразным: сам и с кем-то.

  • Воспроизведение и узнавание. Это процессы восстановления прежде воспринятого. Оно бывает:

    • непроизвольное. Без цели вспомнить.

    • произвольное. Целенаправленное желание вспомнить.

      • узнавание;

      • припоминание;

      • эйдетизм. Зрительная память, сохраняющая яркий образ со всеми деталями.

  • Забывание. Это естественный процесс и бороться с ним бессмысленно. Забывается в первую очередь то, что не применяется, то к чему нет интереса, что несущественно. Детали забываются скорее. Забывание бывает:

    • полное. Материал даже не узнается;

    • частичное. Узнается не весь материал, то, что узнается, содержит ошибки;

    • длительное. Оно полное или частичное. При этом человек не может припомнить;

    • усредненное. Происходит за время меньше часа, чтобы забыть механически выученный материал.

      • Против забывания:

        • повторение,

        • осмысление.


Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов. Часто после черепно-мозговых травм наступает амнезия. Чем серьезнее травма, тем более обширная информация забывается.

  1. Мышление


Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
Мышление — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Виды мышления:

  • Творческое мышление





Нарушения при психических заболеваниях

1. Ускорение мышления («скачка идей»)

Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя.


2. Инертность мышления

Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно.

3. Непоследовательность суждений

Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания.

4. «Откликаемость»

Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имён близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания.

5. Соскальзывание

Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения.

  1. Язык и речь



Речь – это процесс общения, язык – средство.
Свойства речи:

Содержательность определяется количеством информации, ее значимостью и соответствием действительности.


Понятность речи определяется тем, насколько замысел и речь говорящего осознается слушающими.

Выразительность – эмоциональная насыщенность речи.

Воздейственность речи – влияние на мысли, чувства, поведение слушающих.
Речь и язык выполняют 4 основных функции:


  • сигнификативную. То есть обозначающую.

  • коммуникативную. Служит для взаимосвязи людей

  • познавательная. Служит для познания мира.

  • экспрессивная. Служит для выражения чувств, мыслей.



Виды речи:

  • Внутренняя;

  • Внешняя:

    • письменная;

    • устная:

      • монологическая речь;

      • диалогическая речь;

      • ситуативная речь;

      • контекстная речь.



  1. Воображение



Воображение – это способность представлять отсутствующие или реально не существующие объекты, удерживая их в сознании, и мысленно манипулировать ими.

Виды воображения:


  1. Активное воображение. Пользуясь им, индивид по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. ПрЫнц и прЫнцесса))).

  2. Пассивное воображение. Его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

  3. Продуктивное воображение. В нем действительность сознательно конструируется, а не механически копируется. При этом действительность творчески преобразуется.
  4. Репродуктивное воображение. При его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какая она есть, но здесь также существует элемент фантазии.



Патологии:


  1. Иллюзии – понимаются ошибочные, извращенные, искаженные восприятием, но реально существующие объекты.

    1. аффективные. Возникают под влиянием сильного страха;

    2. вербальные. Это извращенное восприятие различных звуковых раздражителей;

    3. парэйдолические. Возникают при снижении тонуса психической деятельности, например при недостатке сна, при различных заболеваниях.

  2. Галлюцинации – это мнимое восприятие без объекта (видеть, слышать, ощущать то, чего нет в действительности). Связано это с общим психическим нарушением. Зависит от состояния сознания, мышления, интеллекта, эмоций, внимания, личности. Как правило, это симптом психического расстройства, но могут возникнуть и у здоровых людей в гипнозе, индуцированные, при патологии органов зрения, перед сном или после пробуждения.

    1. слуховые. (слова, фразы, угрожающая речь, особую опасность состаляют императивные, повелительные галлюцинации: убить). Не путать с внутренним диалогом;

    2. антагонистические. Не путать с внутренним диалогом;

    3. зрительные. Фотопсии – мушки, искры, зигзаги. Видения: сцены, панорамы, возможность наблюдают себя со стороны;

    4. тактильные. Это ощущения неприятного прикосновения;

    5. висцеральные. Это ощущение в собственном теле животных (вшей, червей);

    6. при токсикомании;

    7. при наркомании;
    8. при алкоголизме. В основном это розовые и зеленые чертики)))




  1. Внимание



Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Внимание присутствует в любой сознательной деятельности.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность.
Виды внимания в зависимости от наличия сознательного выбора:

Непроизвольное внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Причины возникновения непроизвольного внимания:

  • Неожиданность раздражителя.

  • Относительная сила раздражителя.

  • Новизна раздражителя.

  • Движущиеся предметы.

  • Контрастность предметов или явлений.

  • Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.


Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Послепроизвольное внимание 

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания.

Формы внимания в зависимости от содержания деятельности:


  • внешнее внимание — обращено на объекты внешнего мира.

  • внутреннее внимание — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

  • чувственное внимание;

  • моторное внимание;

Свойства внимания

  • Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте.

  • Объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью.

  • Устойчивость. Способность удерживать внимание на объекте.

  • Переключаемость. Способность переключать внимание с объекта на объект.

  • Распределение. Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.



  1. Эмоции



Эмоции – это непосредственные переживания от протекания какого-либо чувства.

Это не само чувство, например любви к музыке, а состояние наслаждения. В некоторых случаях эмоции становятся действенными (стенические, они побуждают перевернуть мир).


Аффекты – это эмоциональные процессы быстро овладевающие индивидом, бурно протекающие, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действием, утратой самообладания, изменением всей жизнедеятельности индивида.

Бывают различные аффекты:


  • ужаса;

  • восторга;

  • счастья;

  • при отчаянии.

Бурная реакция всего организма сменяется иногда обмороком, ступором, например безумная любовь. Под воздействием алкоголя и аффекта лицо всё равно признается дееспособным.

Астенические эмоции

Пассивность, созерцательность, расслабление – все это астенические эмоции.

Стрессовые состояния

Стрессовые состояния – это деятельность организма при нервных перегрузках.

Для стрессовых состояний характерно саморазрушительное поведение, этморфийные состояния. Физиологическое обоснование стресса – это учение о гомеостазе (это постоянство внутренних условий функционирования организма). Учение о гомеостазе разработал Ганс Селье, учение об общем адаптационном синдроме, то есть своеобразной защитной по своему характеру реакции организма, мобилизирующей все свои защитные ресурсы в ответ на сильные и сверхсильные раздражители. Свидетельствуют о стрессовых стояниях изменения в работе сердечнососудистой системы (пульс, давление, дыхательная система, ЭКГ, ЭЭГ). Но изменения не специфические, например пульс растет при радости и при страхе. При очень значительном стрессе происходит дезорганизация всех систем, включая двигательную. Если больше усиление, то происходит обратная реакция – общее торможение, пассивность, бездеятельность, трудности переключения, ошибки памяти, неадекватные реакции. Например, автомобильная катастрофа.