prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9



ПРОСТО О СЛОЖНОМ


ТАЙНАЯ ДОКТРИНА Е, П, БЛАВАТСКОЙ

ЗА 90 МИНУТ

ВСЯ МИРОВАЯ ЭЗОТЕРИКА ЗА 90 МИНУТ!

УДК 1/14 ББК 86.42 С71

Спаров, В.

С71 Тайная доктрина E.IL Блаватской за 90 минут / Вик Спаров. — М: ACT; СПб.: Астрель-СПб, 2010. — 109, [2] с

ISBN 978-5-17-034350-8 (ООО «Издательство АСТ») ISBN 978-5-9725-0252-3 (ООО «Астрель-СПб»)

В своей книге Вик Спаров предлагает краткий обзор жизни и деятельности Е.П. Блаватской, рассказывает о том, как возникла «Тайная Доктрина», и анализирует основные ее положения.

Занимательный иллюстративный рад способствует усвоению материала книги.


УДК 1/14 ББК 86.42


Подписано в печать 11.02.10. Формат 84x108/ 32. Усл. печ. л. 5,88. Доп. тираж 4 000 экз. Заказ № 4544.
Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 - книги, брошюры Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953Д.012280.10.09 от 20.10.2009 г.


© ООО «Астрель-СПб», 2006

Для меня вера начинается с того, что выс­ший разум вызвал Вселенную к существова­нию и сотворил человека. Для меня нетрудно иметь эту веру, поскольку неоспоримо, что там, где есть план, есть и разум. Упорядочен­ность Вселенной свидетельствует об истин­ности наиболее величественного утвержде­ния: «В начале — Бог».

Артур Комптон, физик, лауреат Нобелевской премии

1. Теософия и теософское общество


Описывать историю теософии все равно что описывать круг — символ вечности и бесконечности, ибо она не имеет ни начала, ни конца. В мире всегда существовало эзотерическое, то есть сокровенное, скрытое знание или учение, с которым знакомы лишь очень немногие и кото­рое содержит ответы на извечные вопросы бытия. Имен­но это сокровенное, внутреннее знание мы и называем тео­софией — термином, образованным из двух греческих слов:(бог) и (мудрость), то есть божественная мудрость.


Теософия описывает процесс развития жизни и созна­ния живых существ от минеральной стадии через расти­тельную до стадии самоосознания жизни во всех ее прояв­лениях, свойственной современному человеку, и дальше, до высших духовных состояний — то, что мы называем эволюцией. В ней даются описания духовных функций и строения человека, а также практические указания на то, каким образом человек может оптимально управлять


своей жизнью и изменять ее так, чтобы она органически вписывалась в ход эволюции, тем самым развивая и совер­шенствуя собственное сознание. Другими словами, теосо­фия — это эволюционное учение, такое же, как филосо­фия или психология.

На протяжении всей истории развития и становления человеческого сознания это эзотерическое знание было достоянием лишь немногих избранных, так называемых посвященных, которые прежде передавали отдельные его части (в виде притч и символических сказаний) своим уче­никам или неофитам в специально созданных для этой це­ли школах мистерий и храмах посвящений. В наши дни это древнее учение дается людям вновь — на этот раз в бо­лее научной форме.

Посвященные вместе с духовно высокоразвитыми людьми образуют своего рода внутреннее ядро — так на­зываемое Внутреннее мировое правительство, или Духов­ную Иерархию Учителей, два представителя которой яви­лись непосредственными инициаторами создания органа, который, по их мысли, должен был донести эзотерическое знание до сознания человечества.

После длительных поисков подходящего человека, ко­торый мог бы быть посланцем и проводником идей Иерар­хии в этом мире, выбор в конце концов пал на русскую женщину — Елену Петровну Блаватскую. Когда-нибудь в будущем, когда будет написана оккультная история мира, это имя, несомненно, займет соответствующее место сре­ди духовных подвижников человечества, ибо день офици­ального основания Теософского общества в Нью-Йорке (17 ноября 1875 года) ознаменовал собой наступление на земле совершенно новой эпохи — эпохи, когда духовно-научные знания и сведения, доступные до этого лишь из­бранным, начали активно проникать в сознание гумани­стически мыслящих и просвещенных людей.


Но для нас сейчас важно «начало начал», ибо в это вре­мя сознание огромной массы людей, да и сам мир были настолько сильно проникнуты идеями материализма, что эти новые революционные мысли тотчас вызвали ярост­ный отпор, сопротивление и нападки как со стороны уче­ных-материалистов, так и со стороны ортодоксальных церковных кругов.

Великий перелом в развитии теософского движения наступил несколькими годами позже, когда в 1877 году вышла в свет книга Е. П. Блаватской «Разоблаченная Изи-да», а в 1888 году — ее же «Тайная Доктрина». Именно по­следняя из книг и явилась тем краеугольным камнем, ко­торый в последующие времена был положен в основу различных духовно-научных движений, получивших на­звание New Age — Новый Век.

Блаватская положила немало времени и сил на то, чтобы теософия прижилась и выросла на физическом плане. Эта напряженная работа крайне изматывала ее и отнимала последние силы, но она не оставляла ее до са­мой смерти, последовавшей в 1891 году. Помимо литера­турной и общественной деятельности все эти годы с мо­мента основания Теософского общества Блаватская была бессменным секретарем Великих Учителей. После ее смерти работу по распространению теософских идей воз­главил ее ближайший друг и сподвижник полковник Ген­ри Стил Олкотт, ставший первым президентом мирового теософского движения. Его сподвижниками в этом деле были англичанка Анни Безант, известная общественная деятельница, борец за равноправие женщин, и англикан­ский священник, епископ Чарльз Уэбстер Ледбитер. Именно они вместе с Джефри Ходсоном, который присо­единился к ним позднее, широко распространяли тео­софские мысли на языке, понятном каждому разумному человеку.

С момента своего основания Теософское общество по­ставило перед собой три цели:


  1. Образовать зерно всемирного человеческого братст­ва без различия рас, религий, сословий и пола.

  2. Содействовать сравнительному изучению религии, философии и науки.

  3. Исследовать необъясненные законы природы и скрытые силы человека.

Девизом Теософского общества стало выражение: «Нет религии выше истины».

Собственно говоря, инициатива по созданию мирового теософского движения и распространению эзотерических знаний исходила не от самой Е. П. Блаватской и ее по­мощников, а из более высоких инстанций, в частности, со стороны двух членов Внутреннего мирового правительства Земли, входящих в состав Духовной Иерархии планеты. Эти два Учителя — Мория и Кут Хуми — взяли на себя за­дачу найти и подготовить проводника новых знаний (ко­торым и оказалась Е. П. Блаватская), чтобы через него дать человечеству те новые импульсы, в которых оно столь нуждалось, да и нуждается до сих пор. (Заметим, что пер­вый из Учителей — Мория — известен практически каж­дому, кто интересуется вопросами духовного развития, как духовный отец Учения Живой Этики, которое в 1920-х го­дах было им передано через другую нашу соотечественни­цу — Елену Ивановну Рерих.)

В обширной теософской литературе отведено немало внимания обмену письмами, который происходил между этими двумя членами Иерархии и одним из пионеров тео­софского движения А. П. Синнетом, редактором англий­ской газеты, издававшейся в Индии. Сегодня оригиналы этих писем хранятся в Британском музее в Лондоне, где их могут изучать как «верующие», то есть те, для кого теосо­фия является неоспоримой истиной, так и «неверующие», то есть те, кто далек от теософии и вообще не верит в су­ществование «каких-то там» Духовных Учителей.


В качестве примера приведем несколько выдержек из этих писем К Вот что писал А. П. Синнету в 1880 году по поводу Теософского общества Учитель Кут Хуми: «Руково­дителями [Теософского общества] движет желание создать общечеловеческое братство, то есть подлинно универсаль­ное братство людей, которое на первых порах будет пред­ставлено неким органом, известным всему миру и притя­гивающим к себе внимание всех великих талантов». А в 1881 году он же пишет: «Лишь на завершающем этапе ста­нет ясно, что эта мощная волна феноменов с ее различны-
1 Barker А. Т. The Mahatma Letters to A. P. Sinnett. London: Theosophical Publishing House, 1962.

ми влияниями на человеческие мысль и чувство, ныне оживотворяющая теософские изыскания, сделала их абсо­лютной необходимостью. Единственная проблема, кото­рая до сих пор требует разрешения,— это чисто практиче­ский вопрос о том, как наилучшим образом подвести человека к необходимой стадии и дать спиритическому движению желаемую возвышенность... Когда я говорил о нашем деле как о безнадежном предприятии, я прежде всего имел в виду, что когда видишь объем той задачи, ко­торую возложили на себя наши теософы-добровольцы, и в особенности те мощные силы, которые им противостоят, то это можно сравнить разве что с одной из тех отчаянных попыток восстания против могущественной власти, кото­рую предпринимает лишь настоящий солдат, заведомо знающий, что идет на смерть, и ради которой он ставит на карту свою честь и саму жизнь...»


А вот выдержка из письма Учителя Мории, который на­писал Синнету в феврале 1882 года по поводу создания об­щества следующее: «Нас двоих питала надежда, что мир уже сделал достаточно значительный интеллектуальный, если не интуитивный, прогресс, что оккультное учение вполне может быть воспринято людьми интеллектуально и что вследствие этого им можно дать импульс для нового цикла оккультного исследования. Другие же — которые, как теперь видно, были умнее нас — придерживались ино­го мнения, но тем не менее нам было дано разрешение на этот эксперимент с тем, однако, условием, что он должен проводиться независимо от нашего личного руководства и что мы не должны вмешиваться в него каким-либо нео­бычным способом. Мы предприняли поиски и в конце концов нашли в Америке человека, который, по нашему мнению, вполне годился на роль руководителя — человека большой моральной выдержки и мужества, бескорыстного и обладавшего многими другими хорошими качествами. Он, конечно же, был далек от совершенства, но в то время был лучшим из всех, имевшихся в нашем распоряжении. Мы позаботились о том, чтобы связать его с женщиной, обладавшей поистине необычными и удивительными спо­собностями. У нее тоже имелись большие личные недо­статки, но даже и такой, какой она была, она была лучшей из всех, кто годился для этой работы. Мы отправили ее в Америку, свели их вместе — и эксперимент начался. С са­мого начала мы дали им ясно понять, что исход дела цели­ком зависит от них самих. И с осознанием той- награды, которая ждет их лишь в самом отдаленном будущем, они взялись за этот эксперимент — как солдаты, сказал бы К. X. [Кут Хуми], которые добровольно идут на заведомо безнадежное дело».

Такова вкратце история создания Теософского общества, которую каждый интересующийся может изучить более под­робно, прочтя книги о пионерах теософского движения и об истории его основания — событии, исключительном в сво­ем роде,


2. Елена Петровна Блаватская
Многочисленные книги и учебники по истории не уде­ляют абсолютно никакого внимания самому, пожалуй, важному аспекту человеческой истории, а именно: эволю­ции сознания. Наоборот, история в том виде, в каком она существует по сей день, являет собой бесконечные описа­ния войн, походов, территориальных завоеваний и захва­тов и пестрит именами царей, королей, диктаторов и пол­ководцев, прославившихся лишь тем, что они во время своего «доблестного» правления обрекали на смерть и страдание миллионы людей.

Подлинная история мира, которая когда-нибудь будет написана, обнародует наконец имена тех мужчин и жен­щин, которые без всякого оружия привнесли в мир ту муд­рость, те законы и заповеди, которые одни лишь способны утвердить мир и братство между народами.

Первоначально эти законы и заповеди давались пре­имущественно в экзотерическом виде, то есть в форме внешне простых, непритязательных и легко усваиваемых рассказов и наставлений (вроде христианских притч и ино­сказаний), которые были понятны людям прошлого и мог­ли служить им путеводной звездой в повседневной жизни.

Вплоть до нашего времени эзотерическое учение держа­лось в строжайшей тайне и передавалось лишь избранным ученикам, которые давали специальную клятву, а иногда клялись и жизнью в том, что ни один человек со стороны не узнает даже малой толики порученных им тайн.

Великий перелом в этой традиции наступил в конце XIX столетия, и он напрямую связан с именем нашей со­отечественницы — Елены Петровны Блаватской, которая была выбрана Верховной Иерархией на роль посредника для передачи сакральных знаний.

Два представителя Иерархии, Учителя Мория и Кут Ху­ми, получили от еще более высоких Иерархов разрешение обнародовать некоторые аспекты этого тайного учения, чтобы оно из эзотерического стало наконец экзотериче­ским.


Для осуществления этого грандиозного проекта им не­обходимо было выполнить три условия:


  1. Найти человека, который мог бы выступать в качест­ве оракула и исполнителя воли Иерархии.

  2. Найти организатора, который мог бы взять на себя роль по распространению эзотерических знаний через не­кий специально для этой цели созданный орган (организа­цию).

  3. Не вмешиваться в ход развития этого процесса, не пытаться направлять и корректировать его посредством сверхъестественных сил и способностей.

Среди всего населения Земли Учителя в конце концов выбрали одного человека — Е. П. Блаватскую, которая бо­лее всего подходила для этой цели. Хотя (и они сами не скрывали этого) ей было далеко до совершенства, но на тот момент она лучше всего соответствовала этой цели, ибо обладала теми психическими способностями, мужест­вом, силой и преданностью, которые в совокупности дела­ли ее такой личностью, от которой Учителя могли требо­вать выполнения задачи, ничего не обещая взамен.

2-Тайная доктрина

Из различных источников известно, что Е. П. Блават­ская в одной из своих прежних инкарнаций была великим швейцарским врачом Парацельсом, чьи знания о болезнях и методах их лечения намного превосходили знания людей того времени. Его называли медицинским гением, и мно­гими он воспринимался, да и до сих пор воспринимается, как один из величайших оккультистов средневековья. В одном из последующих воплощений Блаватская пред­стала в образе итальянского графа Алессандро Калиостро, который, несомненно, обладал глубокими оккультными познаниями и талантами, но, будучи морально нечисто­плотен, сильна навредил работе Иерархии.


Уже с детских лет Блаватская выказывала незаурядные психические способности и общалась с невидимыми сущ­ностями, среди которых особенно выделялась одна — вы­сокий, похожий на индуса мужчина в тюрбане, который много раз помогал ей в жизненно опасных ситуациях.

Описание всех путешествий и приключений, выпав­ших на долю Елены Петровны за время земного существо­вания, заняло бы целый том, поэтому мы остановимся лишь на отдельных, наиболее значительных эпизодах ее жизни. Известно, что в 17 лет она вышла замуж за пожило­го генерала Блаватского, но вскоре раскаялась в своем по­ступке и сбежала от него. В течение многих лет она вела полную приключений и опасностей скитальческую жизнь, не желая возвращаться на родину при жизни мужа. Во вре­мя своих многочисленных путешествий по всему миру она посещала магов, колдунов, факиров, притягивавших ее как магнит, и пережила множество опасных, прямо-таки мистических приключений.

В 1851 году в Лондоне Блаватская встретилась со своим невидимым наставником и покровителем. Впервые перед ней предстал в физическом облике ее Учитель — Мория. С момента их встречи она дважды предпринимала попыт­ки попасть на Тибет, чтобы снова встретиться там с Учите­лем, но обе попытки были безуспешными, и только третья, предпринятая в 1854 году, оказалась удачной, и последую­щие три года она провела в его ашраме. Во время своего пребывания на Тибете Елена Петровна несколько раз встречалась с тибетскими ламами и под их руководством прошла курс оккультного обучения, который способство­вал развитию ее психических способностей. Нам не много известно о том, что именно происходило с ней в эти годы, так как сама Блаватская не очень охотно делилась воспо­минаниями об этом периоде своей жизни; единственное, что можно сказать наверняка: за эти годы она полностью преобразилась духовно и осознала цель и задачу своей жизни.


Годом позже, переодетая в мужское платье, Елена Пет­ровна приняла участие в борьбе Гарибальди за свободу и независимость Италии и в одном из сражений близ город­ка Ментана была смертельно ранена. Однако благодаря усилиям своего Учителя она самым чудесным образом во­скресает, после чего вновь возвращается в Тибет.

В декабре 1870 года Блаватская отплывает на корабле из Индии в Европу и одной из первых проходит через только что открытый Суэцкий канал. На Кипре она встре­чается с еще одним членом Иерархии, работающим на Земле,— Учителем Илларионом, а затем плывет на паро­ходе «Эвномия» в Италию. 21 июня пароход взрывается, и все пассажиры (около 400 человек) гибнут. Спастись уда­ется лишь шестнадцати, и одной из них, естественно, ока­зывается Блаватская.

На этом заканчивается первый этап ее подготовки: из­бранница Иерархии прошла необходимую жизненную школу и готова к следующей фазе.

В 1873 году она по указанию Учителя отправляется в Соединенные Штаты Америки, чтобы встретиться с че­ловеком, в задачу которого, по плану Иерархии, входит организация мирового теософского движения. Этим че­ловеком был адвокат Генри Стил Олкотт, которому во время Гражданской войны за независимость между Северными и Южными штатами было поручено при­сматривать за государственными финансами, пресекая мошенничество и коррупцию среди государственных чи­новников; за это ему было присвоено звание полковни­ка. Качества, которые он проявил в доверенном ему де­ле, его твердость, честность и неподкупность обратили на себя внимание Учителей, и в конце концов они одоб­рили его кандидатуру на пост организатора и руководи­теля теософского движения.

Цель, ради которой встретились Блаватская и полков­ник Олкотт, то есть основание Теософского общества, была близка. Октябрьским вечером 1875 года на одной из встреч, где собрались люди, интересовавшиеся эзотерическими знаниями и оккультизмом, полковнику Олкотту «вдруг пришла в голову» мысль основать общество по изучению оккультизма и сверхъестественных сил. Эта идея была встречена всеми с большим энтузиазмом, одобрена, и этот день, 17 ноября 1875 года, стал официально днем основа­ния организации новой эпохи — Теософского общества.


Затем последовали годы тяжелой, кропотливой работы, в течение которых были основаны теософские отделения по всему миру. К движению начали примыкать многие из­вестные ученые, люди самых различных областей знания, и-те многочисленные вопросы, с которыми они приходи­ли и ответы на которые тщетно искали, с очевидностью показали, что необходимы книги, где содержались бы от­вету на эти вопросы. В результате в 1877 году вышел в свет двухтомный труд Блаватской «Разоблаченная Изида». В конце 1870-х годов она и Олкотт переезжают из Нью-Йорка в Индию, где встречаются с редактором крупной английской газеты А. П. Синнетом и двумя Учителями — Морией и Кут Хуми.

В середине 1880-х годов Блаватская начала работу над важнейшим трудом своей жизни — монументальной кни­гой, посвященной проблемам современного оккультизма и получившей название «Тайная Доктрина». В своих днев­никах полковник Олкотт подробно описывает процесс ее создания. Изо дня в день, пишет он, до глубокой ночи они вдвоем сидели в комнате, где работала Елена Петровна, и здесь он часто становился свидетелем того, как Учителя один за другим завладевали телом и сознанием женщины, чтобы через нее и ее же рукой написать те разделы книги, в которых каждый из них считал себя специалистом. Далее Олкотт рассказывает о том, как и по каким признакам на­учился распознавать каждого из Учителей, пребывавших в теле Блаватской, как беседовал с ними, так что эти часы, отмечает он, стали самыми памятными моментами в его жизни. В это время даже почерк у Блаватской менялся, и по почерку он безошибочно мог распознать, кто именно из Учителей посетил их, чтобы внести свою лепту в созда­ние книги. "

Последние годы жизни Блаватская провела в Лондоне, занимаясь написанием статей, книг и ведя обширную пе­реписку с друзьями. Ее посещали ученые со всего мира, в большинстве своем языковеды, этнологи, археологи и ис­торики, прося дельного совета или желая поделиться мыс­лями по поводу работы над своими научными исследова­ниями. Создавалось впечатление, что Блаватская была прекрасно осведомлена обо всех научных направлениях и достижениях в области мысли и нередко обнаруживала та­кой уровень знаний по самым различных вопросам, что это приводило в смущение не только собеседников, но и ее саму, ибо, как она сама не раз признавалась, никогда не считала себя специалистом в данных дисциплинах, да и никогда их как следует не изучала.


Елена Петровна Блаватская отошла в мир иной 8 мая 1891 года — завершилась одна из самых загадочных и дра­матических земных жизней. Одно из ее последних обра­щений к своим соратникам и друзьям сегодня восприни­мается как обращение к теософам всего мира:

«Пусть все знают о той силе, которая стоит за теосо­фией, и тех путях, которыми она распространяется. Эта сила необходима для того, чтобы привести мир в движе­ние. Мы все должны работать во имя духовного едине­ния в этом мире, даже невзирая на то, сходимся ли мы во взглядах на методы ее распространения или нет. Мы дол­жны приступать к работе, вооружившись пониманием, терпимостью и чувством братства. Глубоко ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Наша задача совершенно ясна — донести теософию до наших ближних на том языке, который им понятен. Благодаря этому преобра­зится весь мир. Не изменяйте этому делу, иначе послед­нее земное воплощение обернется для меня полным кра­хом».




следующая страница >>