prosdo.ru 1 2 3 4
Лекция ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ


План:


  1. Актуальность вопросов сохранения и развития психического и психологического здоровья человека с. 1

  2. Психическое и психологическое здоровье с. 3

  3. Депрессия как нарушение психического здоровья с. 16

  4. Психологическое здоровье студента с. 19

  5. Технологии психологического оздоровления с. 28

  6. Контрольные вопросы с. 33

  7. Литература с. 34


1.Актуальность укрепления психического и психологического здоровья

Проблема психического здоровья человека и факторов его оптимизации относится к числу наиболее актуальных проблем современной науки. Психическое здоровье людей является непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Современная социально-экономическая ситуация характеризуется ростом стрессогенности жизни, ее темпа, постоянно увеличивающимся потоком информации, интенсификацией коммуникативных связей, что выдвигает на первый план проблему сохранения психологического здоровья населения, особенно такой уязвимой его части, как молодежь. Психологическое здоровье и возможность его самостоятельного совершенствования становится важнейшим фактором конкурентноспособности будущего профессионала.

Сегодня все чаще в понятие «уровень достаточного профессионализма» включают не только профессиональные знания и навыки, но и психологические, личностные, эмоциональные, энергетические характеристики будущего специалиста. Тем самым умение поддерживать свою работоспособность (быть энергичным, плодотворным, успешным) в различных сферах жизни становится одним из качеств, определяющих профессионализм и конкурентноспособность специалиста. Понимание здоровья как способности к преодолению неблагополучия, самосохранению и саморазвитию применительно к уровню психического здоровья означает сформированность стрессоустойчивости, культуры безопасности и направленность личности на самосовершенствование. Новые требования к универсальным способностям будущего специалиста предполагают хорошее развитие многоуровневой адаптации, сохранение способности принятия решения и адекватного действия в нестереотипных условиях.


Проблематика психического и психологического здоровья становится особо актуальна в некоторые возрастные периоды, когда оно подвергается наибольшим рискам нарушения. Это подростковый период, период обучения в высшей школе (особенно если это связано с отрывом от дома и проживанием студента в общежитии), период старения. К сожалению, сегодня отмечаются неблагоприятные перемены в картине психического здоровья молодого поколения: происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, являющихся характерной реакцией на психический стресс. Резко увеличивается распространённость алкоголизма, наркоманий, токсикоманий. Кроме того, у значительной части студентов отмечается кризис идентичности, который определяется разрывом между требованиями меняющихся общественных и экономических отношений и вполне объяснимой консервативностью личностных установок, стереотипов поведения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, именно студенты характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе, лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями. Проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи имеют сегодня особую социальную значимость, т.к. от состояния здоровья этой категории населения зависит здоровье нации. Психологические особенности несформированной личности, интенсификация учеб­ного процесса в вузах отрицательно сказывается на показателях здоровья студентов: их физиче­ском развитии, функциональном состоянии, психическом и репродуктивном здоровье. Дефицит времени приводит к стрессовому напряжению с высокой вероятностью развития разного рода дезадаптаций (психо-вегетативные расстройства, неврозы) и различных соматических заболеваний.

Получение образования в высших учебных заведениях сегодня можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жёстким контролем и регламентацией режима. Поэтому одной из актуальных задач в теории и практике совершенствования образовательного процесса современных высших учебных заведений является изучение условий сохранения здоровья студентов в процессе обучения в вузе.

2. Психическое и психологическое здоровье

В широком смысле здоровье определяется возможностью организма адаптироваться к новым условиям с минимальными затратами ресурсов и времени. Неотъемлемой составляющей общего здоровья является психическое здоровье (mental health). Б. С. Братусь выделяет следующие уровни психического здоровья:

1) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

2) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

3) критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам;

4) адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

5) способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами (правилами, законами);

6) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать ее;

7) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

По Г. Олпорту, психологически зрелый, здоровый человек характеризуется следующими чертами:

- широкие границы Я

- способность к теплым, сердечным социальным отношениям

- демонстрация эмоциональной стабильности и самоприятия

- реалистическое восприятие, опыт и притязания

- способность к самопознанию и чувство юмора

- цельная философия.

«Психическое здоровье», в соответствии с определением ВОЗ, понимается как состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.


следующая страница >>