prosdo.ru 1
Общее понятие о личности


План:


  1. Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность», их соотношение.

  2. Понятие личности в зарубежной и отечественной психологии. Структура личности (К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).

  3. Направленность личности. Общее строение мотивационной сферы человека.

  4. «Я-концепция» личности, её структура. Самооценка и уровень притязаний, их общая характеристика.




    1. Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность», их соотношение

Человек - биологическое существо относящееся к роду homo sapiens, обладающее сознанием и способностью к деятельности.

Как природное существо является индивидом. Индивид – биологическое существо, обладающее той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, одним словом индивидуальными или врождёнными свойствами. То есть то, что даётся человеку от рождения.

Обычно мы говорим о животном или о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимый, спокойный, агрессивный). Но мы не можем сказать «личность животного» или «личность новорождённого». Потому что этот термин употребляется нами только по отношению к человеку, и притом, начиная с некоторого этапа его развития: личностью не родятся, личностью становятся.

Личность (русск. личина; личина соответствует термину persona – исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра) — Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.


Психология под личностью понимает совокупность социально значимых особенностей конкретного человека, но рас­сматривают человека не только как единичного представителя рода человеческого, но и как члена какой-то социальной группы.

В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:

 а) содержанием мировоззрения человека, т. е. сложившейся у него системой убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

б) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;

в) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;

г) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;

д) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.


В философии характеристикой личности человека является его субъективность
, индивидуальность.

Субъект – сознательно действующее лицо, осознающее себя как существо, изменяющее мир.

Это «я» данного индивида. Субъект может существовать и реализоваться и в деятельности и в бытии конкретного индивида. Согласно А. В. Петровскому, быть личностью значит быть субъектом деятельности, общения, самосознания. Субъект, вступая в новую систему отношений, обретает новые системные качества, которые образуют характеристику личности.

Индивидуальность (от лат. indiduum – неделимое, особь) — понятие, обозначающее уникальный набор психологических качеств, свойственных отдельному человеку), что означает уникальность и непо­вторимость человека во всем богатстве его личностных качеств.

Становле­ние личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией.

Воспитание – одна из сторон социализации личности, приобретение им человеческого жизненного опыта. Это деятельность по передаче исторического опыта, подготовка к жизни и труду.

2. Понятие личности в зарубежной и отечественной психологии. Структура личности (К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн)

В 1937 г. Гордон Олпорт в кн. «Личность: психологическая интерпретация» приводит 50 определений личности. Исследование этой проблемы привело к появлению различных зарубежных и отечественных теорий личности.

Самостоятельная работа с распечатками, заполнение таблицы. Отечественные теории заполнить на уроке, а для зарубежных теорий оставить полстраницы и заполнить таблицу дома.

Автор теории

Сущность подхода

Отечественные теории (рис.1)


















































Зарубежные теории (рис.2)

Название теории

Представители

Сущность теории

Теория социализации

Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид




Теория научения

Эдвард Ли То́рндайк, Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер и др.




Теория ролей

Джон Доллард, Курт Левин и др.




Биогенетическая теория

Стэнли Холл, Эрнст Кречмер и др.





Психодинамическая теория

Зигмунд Фрейд,

Эрик Эриксон




Когнитивистская теория

Жан Пиаже, Джордж Келли и др.




Персонологическая теория

Абрахам Маслоу, Эдуард Шпрангер и др.





В отечественной психологии структура личности выглядит следующим образом:

С точки зрения К. К. Платонова:

Личность – динамическая система, т.е. система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функций.

4 подструктуры личности (в эти подструктуры могут быть уложены все известные св-ва личности):


  1. направленность и отношение личности, которые проявляются в виде моральных черт. Формируются путем воспитания.

  2. опыт (знания,навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения)

  3. индивидуальные особенности психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли

  4. биопсихические свойства (половые и возрастные свойства личности, типологические св-ва личности (темперамент))

Рубинштейн (1946) выделял следующие составляющие личности:

1. Направленность (установки, интересы, потребности).

2. Способности.
   3. Темперамент.
   
Схемы чертить не надо, это дополнительный материал


Раздаточный материал к теме «Личность»
Рис.1 Рис.2







Рис.3

Теории развития личности

1. Отечественные:

Подход Ананьева Б.Г. Рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) онтогенезе и жизненном пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4)человека как части человечества.

Подход Абульхановой К.А. Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.

Подход Леонтьева А.Н. и Петровского А.В. Согласно этому подходу, при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

Подход Мясищева В.В. Рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

Подход военных психологов (К. К. Платонов, Г. Г. Голубев, М. Ф. Пешевский и др). Согласно ему личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Подход Платонова К.К. Согласно ему личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: 1) направленность, 2) опыт, 3) особенности психических процессов и ее 4) биопсихологические свойства.


Подход Узнадзе Д.Н. Рассматривает личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер. Узнадзе Д.Н. - основатель теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики личности в процессе ее целенаправленной активности.

Подход Фельдштейна Д.И. Согласно ему, в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором её формирования является общественно значимая деятельность.