prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8


Планирование на предприятии

Преподаватель: Пантелеева Нина Дмитриевна

Показатели по производству и сбыту продукции на промышленном предприятии и характеристика

Для оценки объёмов производства и объёмов продаж на любом промышленном предприятии используют следующие показатели:


  1. Натуральные (условно-натуральные)

  2. Стоимостные

Натуральные показатели позволяют установить объёмы производства и объёмы продаж в весовом, линейном, штучном и другом выражении. Это самый точный метод измерения объёма производства и объёма продаж.

Для более точной оценки объёмов производства на предприятиях отдельных отраслей промышленности, в том числе текстильной широко используются условно-натуральные показатели. К таким показателям следует отнести в прядении км, в качестве – уточины и метро-уточины.

Наибольшее распространение получили при оценке объёмов производства и объёмов продаж на промышленных предприятиях стоимостные показатели.

В настоящее время к стоимостным показателям относят:

  1. Товарную продукцию

  2. Валовую продукцию

  3. Реализуемую продукцию


Характеристика стоимостных показателей по производству и сбыту продукции

Наименование показателей

Определение показателей

Составляющие элементы показателей

Цены, в которых рассчитываются показатели

Достоинства показателей

Недостатки показателей

Примечания

1


2

3

4

5

6

7

1.Товарная продукция

Весь объём, произведённой продукции на предприятии за данный период, прошедший контроль, оформленный приёмо-сдаточными документами и подготовленный к отгрузке за пределы предприятия и фирмы

ТП=ГП+п/ф+УПХс+Пш

ГП – стоимость готовой продукции на которой специализируется предприятие или фирма

п/ф – стоимость полуфабрикатов идущих на сторону

УПХс – стоимость услуг промышленного характера идущих на сторону

Пш – стоимость продукции цехов ширпотреба

Договорные, свободные, рыночные




1.Большая зависимость величины этих показателей от стоимости потребляемых сырьевых материальных ресурсов

2.Диспропорция в оценке объёма производства по натуральному и стоимостному методу




2.Валовая продукция

Весь объём произведённой продукции на данном предприятии за данный период

ВП=ТП±ΔНЗП+И

НЗП – изменение остатков незавершённого производства соответственно на начало и конец периода

И – стоимость инструментов, изготовленных для собственных нужд

Договорные, свободные, рыночные

2а.Внутризаводской (внутрифабричный) оборот

Полуфабрикаты передаваемые внутри предприятия для дальнейшей обработки

ВФО=чёс.мат.+пряжа за минусом товарной пряжи+суровой ткани


Внутренние

3.Реализованная (реализуемая) продукция

Продукция, отгруженная покупателю, деньги за которую поступили на расчётный счёт предприятия изготовителя

РП=ТП±ΔО±ΔТ

±ΔО – изменение остатков готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода

±ΔТ – изменение в товарах отгруженных, но не оплаченных соответственно на начало и конец периода

Для промышленный предприятий - договорные, свободные, рыночные

Для розничных сетей – розничные цены

4.Чистая продукция (условно чистая продукция, нормативно чистая продукция, НСО)

Вновь созданная стоимость.

ЧП=ЗП с отчисл. + прибыль

Нормативы чистой продукции

Позволяет устранить влияние материалоёмкости

1.Не на все виды продукции и не на все элементы товарной продукции были установлены нормативы

2.Несовершенство самой методики определения нормативов чистой продукции

3.Разновыгодность продукции с точки зрения трудоёмкости

4.Разновыгодность продукции с точки зрения рентабельности

Используется в отдельных экономических вопросах

НЧП=1,33*НСО

Теоретические аспекты внутрипроизводственного планирования

  1. Роль, значение, цель и задачи планирования в управлении производством в рыночных условия

  2. Объект планирования, его характеристика

  3. Сильные и слабые стороны в деятельности предприятия, методика их выявления
  4. Предмет содержания и задачи курса планирование предприятия


  5. Внутрипроизводственное планирование, его характеристика и задачи. Принципы и функции планирования, их характеристика

  6. Этапы становления и развития планирования в России, их характеристика

  7. Система планов, виды планов, их характеристика

  8. Годовой план-прогноз промышленного предприятия – основа текущего планирования, его характеристика

  9. Организация плановой работы на промышленном предприятии в РФ. Основные требования к организации плановой работы на предприятии в настоящее время

  10. Методы планирования и характеристика

  11. Информационное обеспечение плановой работы на промышленном предприятии. Система норм и нормативов, используемых в планировании на предприятии

  12. Оценка выполнения плана. Система показателей, используемая в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, её характеристика

Бизнес-планирование на предприятии

  1. Общая характеристика бизнес-планов промышленного предприятия. Структура бизнес-плана.

  2. Характеристика основных разделов бизнес-плана промышленного предприятия

  3. Разработка бизнес-плана конкретного производства (предприятия) – материал курсового проекта, который будет в 8-ом семестре

Прогнозирование объёмов производства и сбыта продукции на промышленном предприятии

  1. Значение, содержание и задачи планов производства и сбыту продукции. Исходные данные для его разработки

  2. Производственная мощность промышленного предприятия, методика её определения

    1. Понятие производственной мощности и её измерение на промышленном предприятии. Виды производственной мощности

    2. Факторы, определяющие производственную мощность текстильного предприятия и их характеристика

    3. Методика определения производственной мощности на текстильном предприятии
    4. Показатели, характеризующие использование производственной мощности на текстильном предприятии


  3. Показатели по производству и сбыту продукции на промышленном предприятии, их характеристика

  4. Разработка плана прогноза по производству продукции в натуральном выражении на промышленном (текстильном) предприятии:

    1. Прогнозирование ассортимента вырабатываемой продукции на промышленном предприятии. Маркетинговые исследования по изучению покупательских предпочтений на промышленную продукцию

    2. Прогнозирование качества вырабатываемой продукции на текстильном предприятии

    3. Портфель заказов, его характеристика и формирование. Проблема насыщения потребителей рынка страны отечественными и качественными товарами в необходимом ассортименте

    4. Факторы, определяющие объёмы производства в натуральном выражении текстильного предприятия и их характеристика

    5. Производственная программа промышленного (текстильного), понятия, её характеристика и методика разработки: отделочного производства, ткацкого производства, прядильного производства, приготовительных цехов ТП

    6. ТЭП производственных программ, методика их расчёта

    7. Оптимизация производственных программ на ПП

  5. Определение объёмов производства и сбыта продукции в стоимостном выражении на промышленном предприятии

  6. План продаж промышленного предприятия и его характеристика

  7. Учёт и анализ, выполнение производственного плана на промышленном предприятии

План по производству и сбыту продукции на предприятии является ведущим разделом плана предприятия и объясняется это следующим:

  1. От объёмов производства зависит потребность во всех материально-технических и финансовых ресурсах

  2. От объёмов продаж зависит размер получаемой прибыли, а следовательно финансовое состояние предприятий

В данном разделе разрабатываются и решаются следующие разделы:
  1. Определяется ассортимент, делается прогноз по качеству будущей продукции


  2. Определяются объёмы производства в натуральном и стоимостном выражении

  3. Выполняется расчёт производственной мощности, который позволяет обосновать объёмы производства данного периода

  4. Разрабатывается множество мероприятий, таких как:

  • мероприятия, связанные с техническим совершенствованием производства

  • мероприятия, связанные с расширением и обновлением ассортимента вырабатываемой продукции

  • мероприятия, связанные с повышением качества вырабатываемых изделий

  • мероприятия, связанные с завоеванием новых рынков сбыта продукции

  • мероприятия, связанные с повышением конкурентоспособности продукции на предприятии

Производственный план очень большой и в нём выделяют некоторые самостоятельные части:

  1. Производственная программа

  2. Производственная мощность

  3. Определение объёмов производства в стоимостном выражении

  4. План продаж

К основным задачам, решаемым специалистами в данном разделе плана следует отнести:

  1. Увязка плана производства и сбыта продукции

  2. Своевременное выполнение всех заключённых договоров на поставку продукции

Исходные данные для разработки данного раздела плана предприятия:

  1. Производственная мощность

  2. Заключённые договоры на поставку продукции на внутренний рынок

  3. Заключённые договоры на поставку продукции на экспорт

  4. Нормы и нормативы

  5. Количество рабочих дней и рабочих часов в данном периоде

  6. Цены (тарифы) на вырабатываемую продукцию (услуги)

  7. Рентабельность будущей продукции каждого вида

  8. Рынки сбыта продукции

  9. Мероприятия, разработанные специалистами предприятий или фирм на данный период, относительно данными разделами плана

Для обоснования объёмов производства на каждом промышленном предприятии выполняется расчёт производственной мощности.


Производственная мощность – максимально возможный объём производства продукции при полном использовании всех ресурсов в производстве. Предприятие, располагая производственной модности на данный период получают ориентир, к которому необходимо стремиться при производству продукции. Производственная мощность на предприятии всегда определяется в натуральном, условно-натуральном выражении. На предприятиях текстильной промышленности всегда в тех единицах, в которых измеряются объёмы производства в конкретных цехах или в производствах. ПМ исчисляется по выпускному цеху, в прядении - по прядильным веретёнам, в ткачестве - по ткацким станкам, в отделочном производстве – по мощности машин и агрегатов основных видов отделки ткани.

В практической деятельности промышленных предприятиях выделяют следующие виды ПМ:


  1. ПМ на начало года – входная ПМ

  2. ПМ на конец года – выходная ПМ. ПМ вых = ПМвх + ПМввед. - ПМвыб

  3. Для характеристики степени использования ПМ рассчитывается среднегодовая ПМ. ПМср-год. = ПМвх + ПМввед.(m1/12) – Пмвыб(m2/12)

ПМ текстильного предприятия зависит от следующих факторов:

  1. Ассортимент (номенклатура) вырабатываемой продукции

  2. Количество и состав оборудования в цехе в производстве

  3. Время работы оборудования в данном периоде

  4. Прогрессивность величин, учитывающих простои оборудования и его производительность

ПМтест. предпр = Ммакс.*Тмакс*Кро*По пр

Тмакс – максимальное время работы оборудования в данном году

Кро=1-(∑аi/100)

По пр - прогрессивная величина производительности единицы оборудования
  1. В расчёт производственной мощности берётся всё оборудования находящееся на балансе предприятия, за исключение оборудования находящегося на испытаниях в лабораториях и оборудование, которое выпускает несвойственную для предприятия продукцию. Оборудование, которое не берётся в расчёт производственной модности отмечается в пояснительной записке к этому расчёту. На предприятиях количество оборудования постоянно изменяется, поэтому в расчёт закладывается средняя величина, которая определяется следующим образом:


Мср-год=Мн.г.+Мвв(m1/m12)-Мвнв(m2/12)

  1. Время работы оборудования закладываемое в расчёт производственной мощности не зависит от того графика, по которому работает цех, производство или предприятие, а зависит от режима работы (односменный, двухсменный, трёхсменный, четырёхсменный) и количества рабочих дней в данном году. Количество рабочих дней в данном году определяется исходя из количества календарных дней, за минусом, воскресных и праздничных дней, не совпадающих с воскресеньем. Как правило, в практической деятельности специалисты предприятия время работы оборудования не рассчитывают, а устанавливают эти данные в соответствии с рекомендациями инструкции по расчёту производственных модностей. Если на предприятии или производстве непрерывный цикл работы, то в этом случае время работы оборудования устанавливается исходя из количества календарных дней в году и продолжительности суток.

Тр=Д*Ксм*tсм

Если в производстве или в цехе коэффициент сменности выше, чем указано в инструкции по расчёту модности, то в этом случае в расчёт производственной мощности закладывается достигнутая величина коэффициента сменности.

Если на предприятии имеет место единовременный останов, то это время исключается из расчёта производственной мощности.

  1. КРО=1-(∑аi/100)

При расчёте производственной мощности берётся единая величина простоев оборудования для данного типа, марки, для всех предприятий данной отрасли промышленности, т.е. величина простоев оборудования зависит от типа и марки оборудования.

Если на предприятии фактическая величина плановых простоев ниже, чем указано в инструкции по расчёту модности, то в этом случае в расчёт производственной мощности закладывается достигнутая величина плановых простоев оборудования.

Если на предприятии имеет место новое оборудование, данные по которому отсутствуют в инструкции по расчёту мощности, то в этом случае специалисты предприятия поступают следующим образом: экономисты вместе с начальником цеха или производства и главным механиком рассчитывают эту величину, согласуют её с главным инженером предприятия или фирмы и утверждают приказом по предприятию.


  1. Производительность оборудования – важнейший параметр, определяющий производственной мощности. Эта величина устанавливается при расчёте производственной мощности в соответствии с рекомендациями инструкции по расчёту производственной мощности, в зависимости от типа и марки оборудования и ассортимента вырабатываемой продукции.

Если на предприятии вырабатывается новый ассортимент продукции или имеет место новое оборудование, то в этом случае поступают аналогично как с простоями оборудования.

Если на предприятии 25% рабочих при изготовлении данной продукции, на данном оборудовании достигли более высокой производительности, то в этом случае в расчёт закладывается достигнутая величина производительности оборудования.

Расчёт производственной мощности осуществляется по ассортименту текущего периода. Важным в расчёте производственной мощности является методика её расчёта. Расчёт выполняет в соответствии с рекомендациями инструкции по расчёту производственных мощностей на предприятии данной отрасли промышленности в следующей последовательности:

  1. Непосредственно сам расчёт производственной мощности

  2. Баланс производственной мощности

Расчёт выходной производственной мощности прядильного производства

Ассортимент вырабатываемой продукции

Т(N), класс пряжи, вид обработки

Марка прядильной машины

Количество заправленных веретён на конец года

Время работы оборудования, закладываемое в расчёт мощности, час

% простоя оборудования


Веретёно-часы, тыс.

Производительность оборудования, закладываемая в расчёт производственной мощности, км/час на 1000 веретён

Выходная ПМ

В заправе

В работе

тонн

тыс. км

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Льняная пряжа

и т.д.

Т-68 (№14,7) БМ ВЛ

ПМ-88-Л5

3328

3984

7

13259

12331

730

612,4

9002

Итого
































следующая страница >>