prosdo.ru
добавить свой файл
1
ТЕМА 7. КУЛЬТУРА, ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА


План
1. Понятие и содержание культуры. Функции культуры.

2. Культура как система.

3. Типология культуры.

4. Социодинамика культуры.
Литература

1. Козлова О. Н. Культура в жизни общества //СГЗ. — 2004. — № 6.

2. Тарасов Ю. Н. Социология: Уч. пособие. — Воронеж, 2002.

3. Нрасов Б. С. Социальная культурология. — М., 1996.

4. Ионии Л. Г. Социология культуры. — М., 1996.

5. Гуревич П. С. Философия культуры: Пособие для студ. гуман. вузов. — М., 1994.

6. Шаповалов В. Ф. Как понять Россию? /ЮНС. — 1998. - № 1.
1. Понятие и содержание культуры. Функции культуры

Понятие «культура» употребляется сегодня во множестве значений. Понимание культуры у разных исследователей зависит от следующих подходов:

ценностное определение рассматривает культуру как материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения;

интегративный подход исходит из того, что культура складывается из явных и неявных моделей поведения, оформленных и передаваемых посредством символов;

-— психологическое определение рассматривает культуру как особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления;

деятельностный подход исходит из того, что культура — это совокупность форм, типов материальной и духовной деятельности;

нормативное определение: культура — это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

Можно выделить наиболее общее определение: культура — это специфически человеческий образ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

Выступая в качестве одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентации.

Культура в обществе выполняет ряд функций.

— Адаптационная: благодаря культуре, применению ее ценностей, норм, образцов поведения каждый индивид приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.

— Познавательная — вооружение человека знаниями, необходимыми для познания общественных явлений, для выработки в соответствии с этим определённой линии поведения.

— Нормативная: культура, выступая в качестве совокупности идеалов, образцов поведения, предписывает человеку определённые правила, в соответствии с которыми складываются ценностные ориентации, установки и образ жизни людей.

— Функция социализации — передача социального опыта от одного поколения к другому; в результате усвоения ценностей, норм, идеалов происходит формирование личности, её подготовка к выполнению социальных ролей.

- Мотивационная — формирование мотивов действий людей, побуждающих их к определённым поступкам.

— Коммуникативная — передача, приём, осмысление информации, обеспечение взаимодействия индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей.

— Функция целеполагания: культура помогает сформулировать социально значимые

цели.

— Сигнификативная: культура предписывает определённые значения и ценности.

— Информационная: культура позволяет давать достоверную, объективно верную информацию.

— Релаксационная: культура помогает человеку расслабиться, организовать свой отдых.

— Мобилизационная: культура, воздействуя своими образами, ценностями на духовный мир человека, побуждает его совершать определённые поступки.


— Воспитательная: культура, ориентируя человека на определённые поступки, подвигая его к определённым целям, своим содержанием воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.
2. Культура как система

Культуру можно структурировать, выделив в ней различные элементы и отношения между ними.

Социокультурологическая плоскость структуры культуры включает:

— политическую и правовую культуру;

— художественную и эстетическую культуру;

— культуру труда;

— культуру быта;

— физическую культуру;

— культуру общения;

— науку;

— мораль;

— образование и воспитание.

Элементы культуры — основные составные единицы культуры. Ими могут быть материальные предметы и идеи, все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т. д.

Дж. Мердок выделил более 70 общих элементов всех культур: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, разделение труда и т. д.

Нематериальная культура предстаёт как система ценностей, верований, правил, обычаев, систем правления, языков, т. е. всего того, что относится к области духовного. Среди элементов культуры можно выделить следующие:

— Понятия (концепты), содержащиеся в первую очередь в языке, обозначают способ организации человеческого опыта.

— Ценности — это оценка идеального объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо.

— Обычай — традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом массовый образец действий.

— Ритуал — фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определённое время, в строго определённом месте и в строго определённых обстоятельствах.

— Традиция — совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение.


— Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

— Манеры — внешние формы поведения человека, получающие определённую оценку у окружающих.

— Мифы - вымышленные картины мира в целом, места в нём человека.

— Этикет — система правил поведения, принятая в определённых социальных группах.

— Символы — система кодов социального общения в рамках одной культурной системы.

— Язык — система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и являющаяся основой вербального взаимодействия.

— Модели поведения — представления о том, как надо вести себя в той или иной ситуации.

— Идеология — система взглядов, убеждений и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы, а также содержащиеся цели социальной действительности.

— Социальные нормы — общепринятые шаблоны поведения, регулирующие взаимодействие между индивидами.

Все части культуры переплетаются в сложное целое. Глубина и степень подобной взаимосвязи между различными сторонами культуры, устойчивые культурные модели, которые при этом возникают, обозначаются термином «культурная интеграция».

Совокупность предметов, учреждений, представлений, функционально связанных с определённым элементом культуры, называется культурным комплексом. Например, если принять автомобиль за отдельный элемент культуры, то все учреждения, институты, образцы поведения, связанные с производством, продажей, эксплуатацией автомобиля, образуют культурный комплекс.

Остановимся подробнее на характеристике некоторых элементов культуры.

Так, роль социальных ценностей и норм в культуре многоплановая, так как они отражают социальную действительность, ценностные представления в обществе и оказывают воздействие на социальную действительность.

Можно выделить следующие типы ценностей:

— социальные (определяющие социальный статус, семью, способность к достижениям и т. д.);


— эстетические (формируют чувство красоты, идеала...);

— моральные (формируют чувства долга, добра, любви...);

— религиозные (формируют такие понятия, как бог, вера...);

— политические (определяют права человека, свободу, порядок...);

— витальные (поддерживают физическое существование человека, качество жизни, безопасность).

Различные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям. Ценности конкретизируются в социальных нормах, которые обеспечивают сохранение первых. Социальные нормы являются следствие устойчивой оценки деятельности и поведения

индивидов.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимо общение с другими людьми, при этом люди должны иметь представление о том, как им действовать правильно, а как — неправильно; тем самым человек создаёт множество общепринятых шаблонов поведения (социальных норм) для успешного взаимодействия с другими индивидами.

Выделяют групповые, межиндивидуальные, классовые, национальные, общечеловеческие нормы. По степени обязательности нормы делятся на запрещающие и побуждающие. В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций:

1) способствуют социальной интеграции;

2) служат своеобразными эталонами поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп;

3) способствуют контролю за отклоняющимся поведением;

4) обеспечивают стабильность социальной системы. Нормы формируют привычки, обычаи и традиции.
3. Типология культуры

Важное значение в исследовании сущности культуры, её роли в развитии человечества имеет типологизация культуры.

В рамках отдельного общества с точки зрения среды, в которой распространена культура, можно выделить следующие разновидности культуры.

Народная культура — самая древняя разновидность культуры, из которой впоследствии появились другие её разновидности. Для неё характерны анонимность (отсутствие авторства), постоянные трансформации, тесная связь с религиозными и мировоззренческими представлениями.


Из неё вырастает и воплощает в себе национальное своеобразие данного народа — национальная культура. Наряду с народной культурой развивается массовая культура, ориентированная содержанием на усреднённый уровень развития потребителей духовных и материальных ценностей. Её отличительными чертами являются более тесная связь с авторством, массовая культура предполагает передачу по СМИ и более высокое образование её носителей.

В противоположность данной культуре в обществе выделяется элитарная культура — культура, потребителями которой являются образованные люди, обладающие повышенной и развитой художественной восприимчивостью. Для неё характерны утончённость, сложность, высокое эстетическое качество, необходимость профессиональной подготовки для производителей этой культуры.

В противоположность господствующей культуре в обществе существует субкультура (социологи обычно говорят о субкультуре, если ценности, традиции и нормы, разделяемые какой-то социальной общностью, не отличаются от принятых остальными кардинально, если они не вступают друг с другом в явное противоречие, которое может стать причиной конфликта). Если же такая субкультура начинает противопоставлять себя господствующей (доминирующей) культуре, вступает с ней в конфликт, в социологии говорят о контркультуре (например, контркультура преступной банды).

По содержанию и характеру связей с религией культуры дифференцируются на религиозные (разделяются на христианскую, мусульманскую, буддийскую и т. д.) и светскую.

В зависимости от специфических особенностей сфер общества и видов деятельности культура подразделяется на городскую, сельскую, художественную, профессиональную, политическую, экономическую.
4. Социодинамика культуры

Культура всегда находится в движении: она возникает, развивается, приходит в упадок, передается от поколения к поколению.

В культурологии принято выделять следующие источники развития культуры:


— инновация — выработка новых путей, образцов, моделей, принципов действий, политических и социальных программ, направленных на выдвижение новых форм деятельности или организации общества;

— обращение к культурному наследию, под которым понимают сумму "' всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в общественной памяти. Процесс, благодаря которому культура передаётся от предшествующих поколений к последующим через научение, называется культурной трансмиссией;

— синтез — взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новая модель социокультурного устройства, отличающаяся от составляющих компонентов и имеющая собственное содержание или форму;

— заимствование (диффузионизм, распространение культуры): в отличие от традиции, предполагающей передачу культуры из поколения в поколение, заимствование , — это распространение культуры в социальном или географическом пространстве, освоение тех или иных элементов культуры из одного общества как источника в другое как принимающее.

Любая культура стремится не только перенимать черты других культур, но и защититься от нежелательного проникновения. Избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую называется селективностью. Как правило, причинами селективности выделяют следующие:

— культура ещё не готова для заимствования данных изобретений:

— новые элементы могут разрушить сложившуюся культуру;

— заимствование новых элементов запрещает идеология.

В социологии культуры сложилась классификация культурных изменений разного масштаба и уровня:

1. Историческая смена фаз и этапов в соответствии с доминирующим типом социальных отношений (доиндустриальный, индустриальный).

2. Изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных жанров, направлений, ориентации; территориальные перемены центров культурной деятельности; социальные сдвиги в результате изменения количественных параметров и т. д. Отчётливое деление эта система нашла в стилях, составляющих историю западноевропейской культуры: романский, готический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм.


3. Обогащение и дифференциация культуры, формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний. Такие процессы происходят в тех или иных отдельных сферах или ряде сфер при сохранении устойчивых механизмов в стабилизирующих частях общей структуры.

4. Состояние длительной неизменности, повторяемости норм, ценностей, знаний, ограничение нововведений, приверженность неизменным традициям — культурный застой.

5. Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации или устранению каких-либо элементов культуры, упрощению культурной жизни — упадок, деградация.

6. Кризис культуры как проявление несоответствия разных частей социокультурной системы.

7. Циклические изменения — движение общества по сходным циклам бытия, повторяющим себя на протяжении многих поколений. В качестве варианта цикличности рассматривают инверсию, которая может охватывать как духовные, так и политические изменения. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания от одного крайнего состояния к другому. Инверсия может привести к разрушению накопленного ранее, а затем к возрождению или реставрации, возрождению необходимых компонентов духовной структуры.

8. Преобразование как радикальное изменение культуры при сохранении прежнего достояния.

Культура в жизни человека играет противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, другим группам, а с другой — способна с помощью нравственных норм закрепить суеверие, бесчеловечное поведение.

Второй аспект, раскрывающий роль культуры, проявляется в этноцентризме — мировоззрении, утверждающем превосходство одной культуры над другими. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры, что находит проявление в позитивных характеристиках: «избранный народ», «сверхраса» — и негативных: «отсталый народ», «примитивная культура».


Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Культурный релятивизм основан на том, что все культуры рассматриваются как достойные уважения в равной степени. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивы и ценности других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать её конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является.

Проявлением культуры являются также процессы аккультурации и глобализации культуры. Аккультурация — это процесс усвоения индивидом чужой культуры в результате эмиграции в другую страну или привнесение чужеродных культурных влияний в его собственную среду. Например, влияние западной культуры на культуру американских индейцев.

Глобализация культуры — это установление в масштабах мира культурных связей глобального характера, разрушение самоизоляции отдельных традиционных культур и многократное усиление их взаимовлияния и взаимопроникновения. Её причинами являются усиление экономических связей между странами и континентами, возможности всемирной компьютерной сети, СМИ и т. п.

Обстоятельную характеристику роли культуры в структурировании общества дал Р. Мертон. Он утверждал, что культура обеспечивает членов данного общества необходимым руководством на всём жизненном пути, без него невозможно эффективное функционирование индивидов и общества.
Темы докладов и рефератов

1. Генезис идей о культуре в жизни человечества.

2. Ценности и их место в жизни общества.

3. Динамика ценностей населения реформируемой России.

4. Культура личности.

5. Институты культуры.

6. Культура как фактор социальных изменений.