prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Содержание инспекторско - методической практики


Инспекторско-методическая практика включает следующие виды работ:


  1. Комплексная проверка дошкольного образовательного учреждения.

  2. Диагностика уровня развития детей группы дошкольного учреждения.

  3. Психологическая характеристика на одного ребёнка группы ДОУ.



План акта комплексной проверки

дошкольного образовательного учреждения


    1. Общие сведения о ДОУ.

    1. Наименование учреждения, в чьём ведении находится, адрес, режим работы.

    2. Плановый контингент детей, количество групп, фактическая посещаемость в день проверки, соблюдение возрастного принципа комплектования групп.

  1. Материальная база учреждения.

    1. Состояние и характеристика здания, участка ДОУ (необходимость выполнения ремонтных работ, состояние отопительной системы, обеспеченность противопожарным инвентарём и т.д.).

    2. Состояние мягкого и жёсткого инвентаря (мебель, бельё, посуда, кухонный инвентарь), его учёт и порядок списания. Соответствие размеров мебели ростовым показателям детей.

    3. Санитарно-гигиеническое состояние помещений и оборудования: наличие и соблюдение графиков уборки помещения; соблюдение теплового, светового и воздушного режимов; наличие и соблюдение графиков проветривания групповых комнат, смены белья. Осуществление контроля со стороны администрации за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

  2. Бюджет ДОУ.

    1. Проверка нормативных документов ДОУ на соответствие утверждённому статусу.

    2. Проверка правильности организации и оказания платных дополнительных услуг.

    3. Наличие источников дополнительного финансирования. Правильность оформления документов.

  3. Медицинское обслуживание.
    1. Наличие медицинского персонала (наименование специальностей, наличие графиков работы).


    2. Техническое оснащение ДОУ медицинскими приборами и специальными помещениями (солярий, стоматологический кабинет, физио кабинет и т.д.).

    3. Контроль за организацией питания в ДОУ (условия сохранности продуктов, грамотность работы ответственных лиц с документами, необходимыми для организации питания детей в ДОУ).

    4. Мероприятия по закаливанию и оздоровлению детей в ДОУ, их эффективность.

    5. График заболеваемости детей, таблица общих нарушений.

  4. Кадры ДОУ.

    1. Состав коллектива ДОУ (образование, должность, стаж работы).

    2. График результатов аттестации.

    3. График повышения деловой квалификации педагогического состава.

    4. Анализ текучести кадров ДОУ. Ведение трудовых книжек, их хранение.

    5. Рациональность расстановки кадров в ДОУ.

  5. Состояние воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Оборудование групп и помещений ДОУ по возрастному принципу и предметной направленности.

6.1. Физическое воспитание.

Наличие специального оборудованного зала, площадки; анализ оснащения зала оборудованием (достаточное количество, соответствие требованиям к оборудованию, эстетичность); анализ содержания и условий работы специалиста, руководителя физическим воспитанием (планы работы, график, охват детей по возрастным группам).

6.2. Музыкальное развитие.

Наличие специалиста и помещения (зала); анализ инструментов и оборудования; оценка условий работы специалиста по музыкальному развитию (планы работы, график, охват детей по возрастным группам).

6.3. Изобразительная деятельность.

Наличие изостудиии, специалиста; анализ оснащения изобразительной деятельности детей различными изобразительными средствами; формы организации выставок детских работ, их периодичность; оценка условий работы специалиста.

6.4. Организация дополнительного образования детей в ДОУ.


Наличие специалистов; специфика их работы; оснащение педагогического процесса.

6.5. Состояние предметно - развивающей среды групп ДОУ.

Работа воспитателя по подготовке к проведению занятий, игр и других форм работы с детьми; планирование и подбор методических пособий, дидактических материалов; уровень сформированности развивающей среды в ДОУ; использование ТСО.

6.6. Работа с родителями.

Посещение детей на дому, проведение родительских собраний, консультаций, оформление выставок, уголков для родителей, проведение дней открытых дверей.

6.7. Планирование воспитательно-образовательного процесса по возрастным группам.

Формы планирования, отражение в плане всех разделов программы по которой работает ДОУ; анализ планирования работы с детьми на занятиях, в быту, в игровой деятельности, трудовой деятельности.

6.8. Анализ оснащения методического кабинета ДОУ.


  1. Руководство ДОУ со стороны заведующей.

    1. Изучение и оценка управленческих умений руководителя ДОУ осуществлять планирование работы дошкольного образовательного учреждения на год (конкретность и реальность поставленных задач, построение плана на основе педагогического анализа работы ДОУ за предшествующий год, единство целей и средств их достижения). Преемственность.

    2. Изучение и оценка хозяйственной деятельности руководителя.

Мероприятия по выполнению плана по контингенту детей (табель учёта детей, книга движения детей, медицинские карты); мероприятия по выполнению правил пожарной безопасности; мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима ДОУ; мероприятия по организации питания, мероприятия по охране прав и интересов детей, нуждающихся в помощи государства (содержание детей-инвалидов, снижение платы за содержание детей в ДОУ).
    1. Руководство работой с родителями: мероприятия по оказанию родителям помощи в воспитании детей.


    2. Преемственность со школой.

    3. Контроль за учебно-воспитательным процессом со стороны руководителя: охват контролем всех объектов управляющей системы; обоснованность в определении объектов управляющей системы; обоснованность в определении объектов контроля; система в посещении занятий и других мероприятий; гласность контроля, участие в контроле актива педагогов; контроль за исполнением управленческих решений, использование различных форм и видов контроля.

    4. Развитие самоуправления в ДОУ.

Реализация в управленческой деятельности принципа единоначалия и коллегиальности; наличие работы с педагогическим активом; учёт мнений воспитателей, специалистов при принятии управленческих решений; делегирование полномочий членам коллектива.

  1. Общая оценка работы ДОУ, выводы, рекомендации.

Акт комплексной проверки ДОУ оформляется в произвольной форме, содержит в приложении графики, таблицы, схемы. Акт должен быть заверен печатью ДОУ и подписью заведующей с резолюцией '' с выводами акта согласна''.

Оформление титульного листа акта комплексной проверки в приложении 1.


Диагностика уровня развития детей группы
Педагогическая диагностика позволяет отследить качество дошкольного образования, получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции как достижений ребенка в освоении образовательного содержания, так и педагогической деятельности. Диагностика проводится в соответствии с программой воспитания и обучения, по которой работает ДОУ. Достоверность результатов диагностики обеспечивается соответствующей системой методов. Для проведения диагностики студент может использовать как авторские диагностические методики, так и разрабатывать диагностические задания самостоятельно.

Педагогическая диагностика осуществляется в любой возрастной группе ДОУ (на выбор). В диагностике принимают участие 50% от общего числа детей, посещающих группу (не менее 10 человек).

Структура педагогической диагностики уровня развития детей группы

1. Введение


  • общие сведения (название, №, вид, категория ДОУ; возрастная группа, образовательная программа; списочный состав диагностируемых детей);

  • перечень методов диагностики;

  • система оценки результатов диагностики (количественная обработка результатов диагностики уровня развития детей группы осуществляется по трёхбалльной системе. Уровень усвоения раздела программы определяется на основе показателя среднего балла: высокий уровень – от 3 до 2,4 баллов; средний уровень – от 2,3 до 1,7 балла; низкий уровень – от 1,6 до 1 балла).

2. Содержание диагностики, т.е. качество освоения детьми образовательной программы. Диагностика каждого раздела программы должна быть представлена отдельно. В каждом разделе должны быть отражены:

  • Название раздела в соответствии с разделом программы.

  • Задачи диагностики (стороны диагностируемого явления в соответствии с содержанием программы).

  • Диагностические задания по каждой задаче (при использовании авторских методик ссылка обязательна).

  • Критерии оценивания диагностических заданий – конкретные качественные показатели (характеристики), на основе которых ребенку выставляется высокий, средний или низкий балл.

  • Количественные результаты диагностики по каждой задаче (оформляются в виде таблицы).

  • Обобщенный количественный анализ результатов по разделу (сводная таблица).

  • Качественная характеристика уровней освоения раздела программы (составляется на основе критериев оценки).

  • Выводы (должны содержать общие особенности и оценку освоения детьми данной группы содержания раздела программы).
  • Рекомендации в виде плана работы педагога на основе результатов диагностики (рекомендации должны содержать конкретные педагогические мероприятия для детей с низким, средним и высоким уровнем освоения программы).


3. Заключение

  • сводная таблица, в которой заносятся показатели среднего балла по всем разделам программы на каждого ребёнка;

  • качественная характеристика уровней освоения детьми образовательной программы (составляется на основе обобщения уровней освоения разделов).

  • общий вывод, содержащий оценку достижений детей группы в освоении образовательной программы, а так же анализ недостатков педагогического процесса, проявляющихся в низкой результативности.

4. Список использованной литературы (программы, методические пособия, рекомендации, периодические издания).

5. Приложение (стимульный материал, продукты детской деятельности и т.п.)

Все представленные в диагностике таблицы, диаграммы, графики должны иметь название и условные обозначения.

Оформление титульного листа диагностике уровня развития группы ДОУ в приложении 1.

Рекомендации по оформлению документации

по инспекторско-методической практике
По окончании практики студенты сдают следующую документацию:

  1. Акт комплексной проверки ДОУ с печатью и подписью заведующей (1 экземпляр на подгруппу).

  2. Диагностику уровня развития детей группы ДОУ (1 экземпляр каждый студент).

  3. Психологическую характеристику на одного ребёнка ДОУ (руководителю по психологии).

  4. Путёвку, заполненную специалистом Управления образования.

  5. Сведения на оплату сотрудников Управления образования (см. Приложение 2).


Документы сдаются групповому руководителю практикой за 7 дней до итоговой конференции.
По результатам инспекторско-методической практики выставляет зачёт при условии выполнения всех видов заданий. Практика не зачитывается в случае невыполнения одного или нескольких заданий.
Оформление путевки по инспекторско-методической практике

1. Титульный лист заполняется студентом на установочной конференции по практике (см. Приложение 1).


2. Во внутренней стороне путевки указываются: дата, проведенное мероприятие, оценка (зачет), подпись специалиста управления образования и подпись группового руководителя по педагогике (или психологии) (см. Приложение 1).

3. Обратную сторону путевки (характеристику) заполняет ведущий специалист управления образования. Печать и подпись ставит ведущий специалист управления образования.

Рекомендуемая литература


  1. Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов. - М.,1989.

  2. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. – М., 1997.

  3. Белая К.С, 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.,1996.

  4. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М., 1984.

  5. Блохина Л.А. Методика воспитательной работы в современной школе. - М.,1997.

  6. Вавилова Л.Д., Шабалина А.В., Шестакова О.Г. Педагогическая практика. Методические рекомендации по организации и прохождению педагогической практики для студентов III, IV курсов стационарного обучения по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология». – Сыктывкар, 1998.

  7. Васильева А.К., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.,1990.

  8. Горленко В.П. Педагогическая практика: новые учебные подходы//Педагогика.-1996,№5.

  9. Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно - правовых документов и научно-методических материалов. – М., 1995.

  10. Дуброва В.П, Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 1995.

  11. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. – 1989. - №5, №9.

  12. Захарова В.М. Методические указания по курсу ''Методика преподавания педагогических дисциплин в дошкольных педагогических училищах''. - М.,1977.

  13. Казанский О.А. Педагогика как любовь. - М.,1996.

  14. Конаржевский Ю. Анализ урока М.,1999.


  15. Куманев А. Раздумье о будущем. - М.,1986.

  16. Методические рекомендации по организации и проведению инспекторско-методической практики в ОНО и педагогической практики в педагогическом училище для студентов - заочников по специальности ''Педагогика и психология'' (дошкольная) /Составитель: старший преподаватель кафедры ПНО, кандидат педагогических наук Вавилова Л.Д., - КГПИ., 1994.

  17. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие. - М.,1999.

  18. Педагогическая практика как средство профессионального образования специалистов дошкольного профиля. - Череповец,1984.

  19. Поздняк Л.В. Заведующей о системе управления дошкольным учреждением //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 1.

  20. Поздняк Л.В. Спецкурс: основы управления дошкольным образовательным учреждением. – М.,1994.

  21. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. – М., 1999.

  22. Радощекина М Элементы НОТв руководстве практикой// Дошкольное воспитание.-1987,№7.

  23. Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации //Вестник образования. – 1994. - № 9; Дошкольное воспитание. 1994. - № 5.

  24. Семушина Л.Г., Борщанская Б.Р., Подлесская Н.С. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище. - М.,1990.

  25. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное воспитание. –1995. -№10.

  26. Управление современной школой /Под ред. Поташника. – М., 1992.

  27. Харламов И.Ф., Горленко В.П, Педагогическая практика: старые и новые подходы//Педагогика.-1997,№6.

  28. Ядловская Г. Педагогическая практика учащихся педагогического училища //Дошкольное воспитание.-1991,№6.


Приложение 1

Образцы оформления документации по инспекторско-методической практике

Образец оформления титульного листа акта комплексной проверки ДОУ


Коми государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования


АКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ДОУ № !00

г. Сыктывкар

Выполнили студенты ОЗО

4 курса 1-2 группы:

Иванова Наталья Петровна

Сидорова Галина Сергеевна

Павлова Наталья Валентиновна
Руководитель:

Ткачук Т.А.

200…


Продолжение приложения 1

Образец оформления титульного листа диагностики детей группы

Коми государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОУ № 100

г. Сыктывкар

Выполнила студенты ОЗО

4 курса 2 группы:

Иванова Наталья Петровна
Руководитель:

Ткачук Т.А.

200…



Продолжение приложения 1

Образец оформления второй страницы диагностики детей группы





следующая страница >>