prosdo.ru 1
План-конспект лекции

Тема лекции – «Культура Античности»

Вид лекции – лекция-беседа

Цель лекции – охарактеризовать культуру Античной эпохи

План лекции:

  1. Периодизация эпохи Античности.

  2. Особенности мировоззрения античного человека. Античная философия.

  3. Религиозные воззрения в эпоху Античности.

  4. Античное искусство. Живопись, скульптура, архитектура.

  5. Культурологические особенности античной эпохи и её общецивилизационное значение.



  1. Вступление

1) Формулирование и характеристика темы.

2) Формулирование цели лекции.

3) Изложение плана.

4) Характеристика литературы по теме лекции

Зелинский Ф. Ф. История античной культуры (1914) СПб, 1995
Зелинский Ф. Ф. Древний мир и мы. Научно популярные статьи [1904].СПб., 1997. ("Из жизни идей", т. 2).
Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства. Статьи по истории античных религий [1907]. СПб., 1995. ("Из жизни идей", т. З).
Зелинский Ф. Ф. Возрожденцы. Научно популярные статьи [1922]. СПб.,1997 ("Из жизни идей", т. 4).
Культура Древнего Рима. Т. 1-2. М., 1985.
Кнабе Г. С. Древний Рим - история и повседневность. Очерки. М., 1986.
Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.
Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-11 вв. н.э. М., 1979.
Фридлендер Л. Картины из истории римских нравов от Августа до последнего из Антонинов. Т. 1-2. СПб., 1873.
Гиро Ш. Частная и общественная жизнь римлян [1893]. СПб., 1995.
Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М.-Л., 1964. (репринт 2000).
Винничук Л. Люди, нравы и -обычаи Древнего Греции и Рима. Пер. с польского В.К.Ронина. М., 1988.
Буассье Г. Археологические прогулки по Риму. Пер. М. Безобразовой. М., 1915.
Сидорова Н. А. Новые открытия в области античного искусства. М., 1955.

5) На предыдущих лекциях мы изучали первобытную культуру: выделяли особенности культуры, рассматривали первобытные формы верования (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм), первобытное искусство (наскальная живопись эпохи неолита), изучали различные теории современных исследователей первобытности (Тейлор, Фрейзер – первобытная магия). Таким образом, мы рассматривали первый этап в хронологии мировой культуры. Лекция по культуре античности, считается переходом к изучению следующего, второго этапа мировой культуры. Без рассмотрения первобытной культуры, невозможно изучение в полной мере культуры античности, как отдельного периода в хронологии мировой культуры.

6) Определение места и значения нового материала в данной дисциплине и системе наук.

По сей день практически во всех областях жизни (особенно плодотворно - в политической и культурной сферах), мы пользуемся богатейшим наследием этой культуры. При всем этом приходится констатировать, что уровень знаний об античности у основной массы студентов, мягко говоря, оставляет желать лучшего, зачастую ограничиваясь полузабытыми и разрозненными сведениями из пятого-шестого класса средней школы.

Материал имеет огромное значение в культурологии и способствует дальнейшему изучению тем в этой дисциплине.

  1. Основная часть

  1. Изложение лекции в соответствии с планом (материал прилагается).

  2. Характеристика содержания лекции – научность, подбор и структурирование научного материала.

Опираюсь на труды по Зелинского Ф. Ф. по античной культуре, на монографию Сидоровой Н. А., где в какой-то мере показана актуальность культурного наследия античности. Данная литература является прекрасным лекционным материалом и способствует изучению вопросов связанных с античной культурой. В лекции использую индуктивный метод. Рассматривая отдельные моменты, такие как, периодизация культуры античности, религиозные воззрения, искусство и философию, перехожу к обобщению. Обобщение заключается в выделении культурологических особенностей античности и выявление актуальности изучения данной культуры.

  1. Данная лекция рассчитана на студентов-культурологов 1-го курса, дневной формы обучения, которые ранее никогда не сталкивались с изучением культуры отдельной эпохи.

  2. Используется объяснительно-иллюстративный метод, который заключается в демонстрации коротких документальных отрывков с телеканала Discovery, связанных с археологическими экспедициями на территории Греции. Показ сопровождается некоторыми объяснениями и комментариями со стороны преподавателя.

  3. Лекция несет состязательный характер учебно-познавательной деятельности. На протяжении всей лекции, через каждые 20 минут лекции быстро задаются вопросы о только что прослушанном материале (перечислить основные периоды эпохи античности, назвать тип религиозной парадигмы характеризующей античного человека и др.). Далее выставляются баллы за каждый правильный ответ. В конце лекции – подсчеты баллов. Количество баллов будет учитываться при выставлении итогового зачета по данной дисциплине. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими однокурсниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений.



  1. Заключение



  1. Подсчет баллов. Общие выводы по прослушанному материалу: античная эпоха создала ценности непреходящего значения. Они пережили свой век и то общество, в среде которого возникли, и прочно и неотъемлемо вошли в современную мировую культуру. В историческом прошлом человечества нет эпохи, которая бы внесла в его культурное развитие больший вклад, чем античная. Современная культура во многих проявлениях восходит к многогранной культуре древней Греции. Элементы техники и науки, философии, различные формы литературы, архитектуры и изобразительного искусства стали неотъемлемой частью той основы, на которой успешно развилась и развивается мировая культура.



  1. На основе прослушанного материала, студенты могут подготовить дополнительные доклады и сообщения для семинарского занятия. Эти доклады и сообщения будут оценены и влияют на итоговую оценку по данному предмету. Тематика докладов и сообщений:

«Искусство Др. Греции эпохи эллинизма»

«Философия Аристотеля в нашей жизни»

«Культурное наследие Древнего Рима»

«Римское право. Генезис и сущность»

  1. Предполагаемые вопросы:

Какой период в становлении культуры Др. Греции был наиболее важным?

Какие мифы имели место в эпоху античности?

Какой временной отрезок охватывает вся античная культура?

Как называется период мировой культуры, которые имеет место после эпохи античности?

В каком году был построен Колизей?

^ План семинарского заняти

Тема семинарского занятия: «Культурный переворот в Древней Греции: рождение философии»

Вид семинарского занятия: семинар, целью которого является углубление знаний по лекционному материалу

Цель: рассмотреть генезис античной философии и прояснить смысл основных философских категорий античной философии

I. План:

1) Понятие «культурного переворота»

2) Особенность греческого рационализма

3) Специфика философских школ античности
II. Индивидуальное научно-исследовательское задание для студентов

1) Тестовое задание

1. Верно ли утверждение:

1)     Капитель – это нижняя часть колонны.

2)     Дорический ордер – самый древний из греческих ордеров.

3)     Колонна – несомая часть ордера.

4)     Афинский Акрополь – место, где афиняне справляли свои праздники.

5)     Пропилеи – храм Афины на Акрополе.

6)     Пантеон – «храм всех богов».

7)     Колизей имеет форму окружности.

8)     Форум – это главная торговая площадь Рима.

9)     Автор статуи Афины в Афинском Акрополе – Фидий.

10) Пантеон – крупнейший амфитеатр Рима.

2.       В каждом ряду выберите лишнее понятие и запишите его:

1)     Колизей, Пантеон, Парфенон, Форум Трояна.

2)     Афина, Венера, Зевс, Дионис.

3)     Рельефы, куросы, колонны, коры

4) Аристотель, Платон, Вергилий, Геродот

5) Марс, Венера, Гермес, Юпитер

3. Какому богу была посвящена постройка Афинского Акрополя:

1) Афина

2)     Посейдон,

3)     Афродита,

4)     Ника,

5)     Зевс

4. Постройка для массовых зрелищ называлась:

1)     Форум,

2)     Цирк,

3)     Пантеон,

4)     Амфитеатр.

5)     Ипподром

2) Тема для дискуссий:

«Проблема Добра и Зла в «Поэтике» Аристотеля»

3) Список основной и дополнительной литературы:



Основная литература

1) Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. –

С. 68-126.

2) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых

философов. – М.: Мысль, 1998. – С. 55–61.

3) История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая. Философия древности и среднеквековья). – М.: Греко-латинский кабинет, 1995. – С. 16–28.

4) Павленко А. Н. Бытие у своего порога. Дар. // Человек – 1994. – №1

С. 40–53.

5) Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993, – С. 199, 213–215,

6) Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1, М., 1989, гл. 11-14.

7) Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие.

Республика, 1993. – С. 49–50.

Дополнительная литература


1) Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Человек в системе наук. М., 1989. – С. 332–342.

2) Бердяев Н. Воля к жизни и воля к культуре // На переломе: сборник

статей. – С. 73– 84.

3) Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль,1993. – 959 с.

4) Мамардашвили М. К. Мой опыт нетипичен. – СПб.: Азбука, 2000. –

С. 219-246.

5) Оргега-и-Гассет Х. Две главные метафоры // Ортега-и-Гассет Х Эстетика. Философия культуры. М., 1991. – C.45

6) Рациональность как предмет философского исследования. – М., 1995.С.34

7) Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры // Вопр.

философии – 1992. – № 6. – С. 91–105.


4) Задания для написания статьи по теме семинарского занятия:


  1. Рассмотреть сущность античного человека и показать роль мифа в его жизни. (Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии)

  2. Проанализировать генезис античной философии на примере одного из философских текстов Сократа или Аристотеля (на выбор).(Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли)


5) Другой вид ИНИЗ:



Доклады на тему: «Античная философия в Вашей жизни»