prosdo.ru 1
ПОЛИРОВКА СЕРДЕЦ

Имам Ибн Аль-Кайим Аль-Джаузийа
(ум. 751 г. х.)[1]

Аллах Всевышний сказал:

O те, которые уверовали! Вспоминайте Аллаха частым упоминанием.

Сура Аль-Ахзаб 33:41

… поминающие (мужчины) и поминающия (женщины) Аллаха много…

Сура Аль-Ахзаб 33:35

Когда же вы совершите свои обряды поклонения, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже сильнее.

Сура Аль-Бакара 2:200

Эти аяты содержат предписание поминать Аллаха усердно и много, так как поклоняющийся сильно нуждается (в поминании Аллаха) и не может без него даже моргнуть глазом. Это потому что всякий миг, который человек не проводит в зикре (поминании) Аллаха, не принесет какой-либо пользы ему. Скорее, вред, вызванный небрежением к зикру Аллаха - гораздо больший, чем любые выгоды, которые могут быть получены. Один из 'арифин (человек, имеющий знания об Аллахе) сказал: "Если человек потратил такое-то количество лет, занятый (зикром Аллаха), затем он отклонился от этого на один только момент, то утраченное им - гораздо больше, чем то, что он уже получил". Аль-Байхаки передал от А'иши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Нет времени, в котором сын Адама не поминал Аллаха, чтобы оно не было источником сожаления для него в Судный День.[2]

Му'аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Люди рая не будут сожалеть ни о чем, кроме тех моментов, в которые они не были заняты зикром Аллаха.[3]

Му'аз ибн Джабаль также сообщил, что посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: "Какое деяние больше всего любимо Аллаху?" Он ответил:

Чтобы язык был всегда влажным от зикра Аллаха, пока вы не умрете.[4]

ПОЛИРОВКА СЕРДЦА

Абу-д-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал: "Для всего есть полировка, и полировка для сердца - зикр Аллаха". Имам Аль-Байхаки передал от Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Нет ничего более крепкого в спасении человека от наказания Аллаха, чем зикр Аллаха". Было сказано: "Даже джихад на пути Аллаха?" Он ответил: "Даже если вы будете ударять вашим мечом, пока он не сломается".[5] Нет сомнения, что сердца покрываются налетом также, как покрываются налетом медные и серебряные монеты. Полировка от этого (налета) - зикр Аллаха. Потому что (зикр) - подобен полировке (начищающей сердце) словно сверкающее зеркало. Когда зикр оставляют, налет возвращается. Но когда зикр возобновляют, тогда сердце (вновь) отполировано. И сердца покрываются налетом из-за двух вещей: [i] пренебрежение поминанием Аллаха, и [ii] совершение грехов. Очищение от этих двух вещей: [i] поиск прощения Аллаха и [ii] зикр.

СМЕШИВАНИЕ ИСТИНЫ С ЛОЖЬЮ


Сердце того, кто пренебрегает (поминанием Аллаха) большую часть времени, покрывается налетом, в соответствии с тем насколько небрежен человек. И когда эта (грязь) накапливается на сердце, тогда оно перестает распознавать вещи, как они есть в действительности. От этого оно (сердце) принимает ложь за истину, а истину - за ложь. Потому что этот налет омрачает и спутывает восприятие сердца, и поэтому оно неспособно верно распознавать вещи как они есть. Когда налет накапливается - сердце чернеет, и когда это происходит - сердце закрывается этим грязным налетом, и когда это происходит, то искажается восприятие сердца и распознавание вещей. (Тогда) сердце не принимает правду и не отвергает ложь, и это - величайшее бедствие, которое может постичь сердце. Небрежение (зикром) и следование прихотям и страстям - прямое следствие такого сердца, которые (еще больше) омрачают свет сердца и ослепляет его взор. Аллах Всевышний сказал:

…и не повинуйся тем, сердце которых Мы сделали небрегущим к поминанию o Нас и кто последовал за своей страстью, и дело его оказалось чрезмерным (ар. фурат, превышение пределов и утрата награды за дела).

Сура Аль-кахф 18:28

КАЧЕСТВА НАСТАВЛЕНИЯ, РУКОВОДСТВА

Когда поклоняющийся желает последовать другому человеку, пусть он посмотрит: является ли этот человек из людей зикра, или из людей, которые небрежны (в поминании Аллаха)? Руководствуется ли этот человек своими прихотями и страстями, или откровением (от Аллаха)? Если он руководствуется прихотями и страстями, тогда он - поистине, из тех людей, кто небрежен, тех, чьи дела вышли за пределы и чьи дела - потеряны. Термин фурат (который приводится в вышеупомянутом аяте) разъясняется многими способами. Он поясняется как означающий: [i] утрата награды того вида действия, которое насущно необходимо делать, и в котором содержится успех и счастье; [ii] превышение пределов чего-то; [iii] быть уничтоженным; и [iv] противостояние истине. Каждое из этих высказываний - очень близко по значению друг к другу. Дело в том, что Аллах, свободный от всех недостатков, Всевышний, запретил следовать всем тем, кто обладает такими качествами. Поэтому насущно необходимо, чтобы человек внимательно посмотрел: есть ли такие признаки в его шейхе, или человеке, являющемся примером, которому он следует, или человеком, которому он повинуется. Если это так, то он должен отдалиться от этого человека. Однако, если человек большую часть времени, занят зикром Аллаха и с следует Сунне, и его дела не переходят пределы, и он - разумен и решителен в своих делах, тогда надо вцепится в него очень крепко.


Поистине, нет различия между живым и мертвым, кроме зикра Аллаха, так как (Пророк) сказал:

Пример того, кто поминает Аллаха и того, кто не делает этого, - подобен примеру живого и мертвого.[6]



[1] Аль-уабилю-с-саййиб мин калими-т-таййиб, с. 78-82

[2] Хасан: передан Абу Ну'аймом в Аль-хилйату-ль-аулийа, 5/361-362. Заверено Аль-Албани в Сахиху-ль-джами', № 5720

[3] Сахих: передан Ибн Ас-Сунни в 'Амалю-ль-йаум уа-ль-ляйль, № 3. См. Сахиху-ль-джами', № 5446

[4] Хасан: передано Ибн Хиббаном, № 2318. Заверено Салимом Аль-Хиляли в Сахиху-ль-уабилю-с-саййиб, с. 80

[5] Сахих: передано Ахмадом, 4/352, от Му'аза ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах). Заверено Аль-Албани в Сахиху-ль-джами', № 5644

[6] Передано Аль-Бухари, 11/208, и Муслимом, 1/539